1

Тема: Про металлы и сплавы

Тут можно обсуждать всякие металлические материалы, применяемые при создании велосипеда

2 (01-04-2017 20:12:44 отредактировано Пафнутий)

Re: Про металлы и сплавы

Хочу тут более менее подробно рассмотреть сталь, из которой делали Стартоны.
Это пока черновик, когда будет готово, эту надпись уберу.

Spoiler

Что касается химического состава, то сталь 30ХГСА содержит в себе легирующие элементы: кремний, марганец, хром (в количестве примерно одного процента), при этом содержание углерода в 30ХГСА равно ~ 0,30 процента, а серы – не более 0,025 %. В качестве конкретного примера можно привести состав 30ХГСА для авиационных листов и труб: наличие углерода: 0,28—0,35°/о, хрома: 0,8 —1,10°/о Марганца:0,8 —1,1°/о, кремния: 0,9 —1,2%.
Каковы же основные преимущества 30ХГСА перед другими марками стали? Специалисты в большинстве случае указывают на то, что 30ХГСА обладает высокой прочностью, отличными показателями касательно ударной вязкости, выносливости. Также 30ХГСА отличается хорошей свариваемостью (о сварке 30ХГСА ниже будет написано подробнее). При всех своих замечательных свойствах сталь 30ХГСА стоит сравнительно недорого, так как не содержит дефицитных легирующих элементов.

3

Re: Про металлы и сплавы

Не совсем понятно какое отношение имеет цена стали к велосипеду: ведь вес рамы так невелик что вся ее цена приходится на работу но вовсе не на материал. Поэтому даже увеличение цены материала в два раза увеличивает цену готовой рамы только на несколько процентов. Карбоновые рамы такие дорогие не потому что карбон дорогой, а из-за большой доли ручного труда при их изготовлении и малой серийности.

Другой аналогичный пример - ободья колес или рули: алюминиевые,в общем, не намного дороже стальных хотя алюминий сам по себе на килограмм намного дороже стали.

Складной грузовоз: http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=226335
Устройство задней втулки "Школьника": http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=323801
Белорусский "Аист": http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=338736

4

Re: Про металлы и сплавы

Касательно веса и прочности одной и той же конструкции, выполненной из стали, алюминия или алюминия с дополнительной механической обработкой. Речь не о рамах велосипедных, а о колесе. Колесе, правда, автомобильном, а не велосипедном. На одном и том же автомобиле езжу я и а) на стандартных стальных дисках, б) на кованых некрашеных алюминиевых дисках ВСМПО 1995г., в)на кованых крашеных алюминиевых дисках ВСМПО с дополнительной раскаткой.
Преимущество стальных дисков только в относительно небольшой цене относительно других решений. Недостатки - больший вес, ржавеет, легко гнётся и обязательна окраска.
Некрашеная алюминиевая конструкция меньше весит, оказалась очень прочной. А окраски не требует, поскольку использую на этих дисках летнюю резину.
Крашеные алюминиевые диски (выпуска 2003 года примерно) оказались менее прочными относительно старших собратьев (но они гипотетически и весить должны меньше), так как закраину одного диска удалось погнуть - влетел на скорости в яму на асфальте.

5

Re: Про металлы и сплавы

Я тоже заметил что алюминий в общем более устойчив к коррозии. На моем велосипеде "Урал" прошлый год стояли впереди алюминиевый обод и сзади стальной оцинкованный, оба одинарные. За зиму цинк с заднего обода очень заметно съело, и со спиц тоже и они местами начали ржаветь - особенно заметно на спицах, В то же время переднему алюминиевому ободу ничего не сделалось.

Складной грузовоз: http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=226335
Устройство задней втулки "Школьника": http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=323801
Белорусский "Аист": http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=338736

6

Re: Про металлы и сплавы

Касательно обработки титана.
Легко обрабатывается на металлорежущих станках. Не очень легко точится напильником.
Внимание! Стружка титана легковоспламеняющийся материал!
Титановая пыль в воздухе взрывается при контакте с огнём!

Сварка в быту невозможна, только в специальной камере.
Пайка твёрлыми припоями тоже должна проводиться в специальной камере.
При обработке следует избегать сильных деформаций, возможно появление трещин.

7

Re: Про металлы и сплавы

Kochegar, Нормалльно оцинкованная железяка не жуже. А то если эта рама сгниёт - это сталь плохая?  img/ag http://krokovod.org/forum/uploads/image … 2994b7.jpg

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

8 (13-04-2017 12:06:38 отредактировано DVDshnik)

Re: Про металлы и сплавы

Пафнутий пишет:

Касательно обработки титана.
Легко обрабатывается на металлорежущих станках. Не очень легко точится напильником.
Внимание! Стружка титана легковоспламеняющийся материал!
Титановая пыль в воздухе взрывается при контакте с огнём!

Сварка в быту невозможна, только в специальной камере.

Ну, не так уж всё сумрачно. Взрывы титановой пыли бывают только на производствах с многолетними наслоениями титановой пыли. Тушится возгорание обыкновенным песком, просто засыпается песком сверху, и всё прогорает.
Ситуация примерно как со взрывом в цехе футляров Минского завода "Горизонт" в 1972 году (примерно).

А сваривают титановые сплавы в аргоновой атмосфере и можно безо всяких камер.

9

Re: Про металлы и сплавы

DVDshnik,
У многих есть дома аргоновая сварка? img/ad

10

Re: Про металлы и сплавы

У большинства вообще никакого сварочного аппарата нет. Тем не менее одного-двух человек в округе я найти смог бы. Была бы нужда в подобной сварке. img/ag
Хотя да, лопатка титановая у меня в машине треснувшая лежит. Можно было бы и заварить. Хотя проще новую купить. А, возможно, и дешевле выйдет.

11

Re: Про металлы и сплавы

Пафнутий, у трети владельцев титановых заготовок

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

12

Re: Про металлы и сплавы

kisa пишет:

Kochegar, Нормалльно оцинкованная железяка не жуже. А то если эта рама сгниёт - это сталь плохая?  img/ag http://krokovod.org/forum/uploads/image … 2994b7.jpg

По-моему скорость ржавления стали в общем случае сильно зависит от ее твердости: более твердая высоко углеродистая ржавеет сильнее чем мягкая.

Складной грузовоз: http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=226335
Устройство задней втулки "Школьника": http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=323801
Белорусский "Аист": http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=338736

13

Re: Про металлы и сплавы

Это Павел ака Пафнутий, в таких материях дока. По-моему, по рабоче-крестьянски, получается, что ражавеет меньше то, что лучше покрашено  img/ag

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

14

Re: Про металлы и сплавы

Kochegar пишет:

По-моему скорость ржавления стали в общем случае сильно зависит от ее твердости: более твердая высоко углеродистая ржавеет сильнее чем мягкая.

Верно, до определённого предела это так.
Ржавлению способствует цементит, он образуется в сталях с содержанием углерода выше примерно 0,35% и до 1,2%
Чугун с содержанием углерода от 1,2% до 6,67% имеет обратную зависимость, больше углерода - меньше ржавеет.

15

Re: Про металлы и сплавы

Кстати видел как закалить гвоздь.
Нужно намолоть стержень от батарейки, он графитовый, т.е. углерод, потом подключить к нему сварочку и ялозить по этому порошку, он насыщается углеродом и после этого закаливают и он закаливается. Хотя просто так гвоздь не закаливается, потому что из пластилиниума скован.
Я к чему веду. Если взять звезду, из тех что для макетов только годятся, и ее таким методом закалить. Будет толк?

Spoiler

Отец хотел чтобы из меня вышел толк.
Толк вышел, а дурь осталась.  img/ag