1 (11-04-2017 17:24:43 отредактировано kisa)

Тема: Шины-однотрубки.

Шины-однотрубки.
Шины-однотрубки.
Шины-однотрубки.
Шины-однотрубки.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

2

Re: Шины-однотрубки.

Константин, у меня вопрос. Под трековые трубки на 22 мм шли специальные обода, или они были одинаковые со Старт-шоссе?

3 (11-04-2017 17:42:38 отредактировано kisa)

Re: Шины-однотрубки.

26.11.2015 Репост - мои извиниения за некоторые словесные конструкции img/ah

Столкнулся с однотрубками. Оказалось - не больно  img/ag

Сложилось так, что в детстве я два раза пытался начинать заниматься велоспортом. По несколько месяцев  img/ag . Один раз - треком, другой - шоссе. В обоих случаях записывался в начале учебного года и самозабвенно бегал туда до зимы, когда тренировки из покатушек вырождались в упражнения в зале, футбол   img/at  , бег по снегу и (иногда) велостанок.

Вот там я впервые и покатал на трубках. Что интересно, пару дней назад вспомнил ощущения от езды на них - как-то в полусне   img/ab  . Понятно, что если кто-то из нас, детей, пробивал колесо, он нёс вел на горбу в секцию, и дело на этом кончалось. Неизвестно кто (тренер или старшие опытные товарищи) трубку ремонтировали, к следующему занятию мы получали вел на ходу.

Один раз тренер на шоссе бегло показал нам, что трубки к ободу приклеены, и продемонстрировал ремонт. Не чтоб научить, а чтоб ценили - это гемор. Помню, как он разрезал, как клеил (клеить и я умел) и главное, зашил капроновой ниткой.

Вот и всё, что я знал о трубках до вчерашнего дня  img/ag

Ну и прочитал в книге "Гоночные велосипеды", как их делают - поразился (см выше) . В принципе, специально не искал, но по форуму как попадалась кое-какая инфа - читал. А вот таки припёрло.

Про то, что их традиционно клеют 88 - м клеем, я уже слышал и бегло читал в разных местах. И купил недавно большой тюбик хорошего, хейнкель.

Ха-ха! Шины-однотрубки. Пролёт! Оказывается, по науке (советской - у меня, в принципе, речь идёт о реставрации) их официально нужно клеить спецклеем МГО 95-349, который неизвестен гуглу, или клеем БФ-88.
БФ, мля, 88, а не клей 88!

Давай разбираться. Клеи 88 и БФ-88 совсем разные! Первый - это, грубо говоря, жидкий каучук резиновый  img/ag , типа резинового, Момента и т.п. А второй - http://www.okleyah.ru/bitovie-klei/kley-bf.php смолы фенольные, типа как на бакелитовой фанере. Родственник БФ-2, БФ-4 и медицинского БФ-6.

То-то на пришедшем ко мне довольно свежем (хоть и 40-летнем) колесе странная субстанция была:

Шины-однотрубки.

Заводская, что ли (стартоны в 70-е годы вообще с приклееными трубками продавались?)..
Отдиралась она такой пластичной плёнкой. На БФ откровенно похожа (теперь-то я это понимаю). Также теперь понимаю, что видал эту субстанцию и на других старых трубочных ободах. Часто на старых ободах поверх этого были ошмётки резинового клея - наподобие 88 НЕ-БФ. Просто 88. Как теперь понял - им пользовались от безнадёги.

Вобщем, т.к. обода и трубки мои родом из середины 70-х, и это реставрация, не грех обратиться к оригинальным технологиям и материалам. Смотрим. В России клей БФ-88 выпускается и продаётся, значит и у нас кто-нибудь им торгует.... Ага. На всю Украину я нашёл одну тётку, которая "недорого продаёт две банки по 2 л", и всё.

Клеями БФ-2, -4, -6 я пользоваться побоялся. Верю им, хорошие клеи при целевом применении, но в литературе написано БФ-88, а эти даже как суррогат не упоминаются. И цифра эта обозначает содержание поливинилбутираля или поливинилацеталя (←это копипаст - ипал я такое набирать на клаве - можно дьявола вызвать  img/ag ). И если в этих клеях так сильно разнится содержание главного компонента, то это совсем разные клеи, лучше не рисковать.

Конечно, всё время поглядывал на свой тюбик клея 88. Тем более, тут и там попадаются как рекомендации в литературе (если нет нужного клея), так и опыт велосипедистов. Но что-то как представлю себе эти сопли, как их отдирать потом, как быть, если шина ляжет не так, а клей уже схватится коркой   *KISSED*

Да, ещё важный момент: мне это нужно было СРОЧНО, ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Лично с утра поехать, купить, вернуться домой и тут же собрать колёса. Исходить на ферменты, ожидая получения заказа из интернета, я был категорически не согласен.

Несколько наплевав на аутентичность, бегло посмотрел на сайты киевских веломагазинов (с тем, чтобы лично подскочить). Тоже нифига не нашёл - может, плохо искал. Хотя уже был согласен на современный клей или ленту.

Нарвался на прелюбопытный опыт - клей ПВА! Не могу не дать ссылку: https://vk.com/wall-9682048_5548   img/ai  Хочу Знать, тема требует осмысления. С разгону, не имея НИКАКОГО опыта в трубках, поостерёгся пробовать.

И тут, папапам! Прямо у насна ХТ, в одгой из тем проскочил совет использовать двухсторонний скотч на тканевой основе!

Вычитал, что запасную трубку в дороге устанавливали, но не приклеивали. Это давало возможность аккуратно доехать до дома. Теоретически представил, что в случае замены однотрубки в дороге, на остатках клея от скотча она будет держаться надёжнее, чем совсем без клея.

Ну, такое, думаю, с утра лёгко найду и куплю. Погуглил, на всякий случай - не дефицит в Киеве. В Эпицентре есть, да на всякий случай спецфирму по самым разным скотчам нашёл http://liderpak.com.ua/article-8.html .

На всякий случай, ознакомился в Тырнете с несколькими образцами ленты для приклейки трубок разных фирм, в т.ч. именитых. Сделал вывод, что это (за редким исключением) такая же лоховская изолента, как обмотки на руль по 400 грн. Аргументирую:

Она разная для алю и карбон ободов. А бывает и одинаковая. Причём "разная" дорогая, а "одинаковая" не очень. Лепет про адгезию смешон - скотч такая штука, что ко всему, что не жирное, лепится одинаково.
Тогда почему? Алюминий при торможении греется намного сильнее, чем карбон, значит под алю обода лента должна быть более термостойкая - более крутая, более дорогая. Это не так, даже наоборот.

Самый вкусный момент: НИ ОДИН из именитых производителей в спецификации ЛЕНТ ДЛЯ ШИН ГОНОЧНЫХ ВЕЛОСИПЕДОВ не указывает усилие клеящего слоя на отрыв. Нигде не указана допустимая температура. Всё, что пишут именитые и не очень производители про ту ленту - это размеры и (иногда) материал обода.

ПОЧТИ ВСЕ зачуханые фирмочки, торгующие по киевским задворкам ТОВАРАМИ ДЛЯ УПАКОВКИ, как и ширпотребные супермаркеты, не только УКАЗЫВАЮТ ДИАПАЗОН ТЕМПЕРАТУР И УСИЛИЕ НА ОТРЫВ, но и предлагают ленту с ДВУМЯ РАЗНЫМИ УСИЛИЯМИ!

Вывод? Как про обмотки за 400 грн. Это упаковочно-монтажный скотч, красиво нарезаный и упакованый. Во всяком случае, при любительском применении. Критической разницы в эксплуатационных качествах разных скотчей нет. В потребительских есть - из хозмага нужно нарезать самому, а из веломагазина скотч уже заботливо обрезан в нужную ширину.

Кроме того, изучение по Тырнету и сопоставление потребных свойств клеевого шва намекнуло, что не очень-то зверски те шины должны быть приклеены.

Короче, чуть ли не в ближайших хозтоварах приобрёл рулон ленты на тканевой основе 50мм х 5 м. За 30 грн. Это ровно на два велосипеда, т.е. 15 грн/велосипед, что почти в 10 (десять) раз дешевле особо специальной дешёвой ленты. Цены невеликие (если заказывать трубки, обычно удобно сразу заказать к ним ленту или клей, а не выделываться, как я), но каково соотношение?!

Шины-однотрубки.


Пакет разорвал до съёмки - хотелось пощупать. Материал очень липкий и пластичный. Для монтажа на колесо захотел распилить рулон пополам. Это сделать непросто - нож вязнет и липнет в клею. Тем не менее, у меня получилось сделать разрез неполный, но на достаточную глубину:

Шины-однотрубки.


Приклеил скотч на колесо, ведя ровный его край по кромке обода. Начал от отверстия для ниппеля.

Шины-однотрубки.


Воздушные пузыри нестрашны. Они потом уходят - частично при проглаживании, полностью уже при склейке - скотч несколько пористый, воздух больше держит изолирующая бумага. Наклеил, прогладил плотно.

Шины-однотрубки.


После этого нужно обрезать неровную широкую кромку, оставшуюся от грубой разрезки рулона.

Шины-однотрубки.


Около ниппеля с двух сторон удаляем изолирующую бумагу

Шины-однотрубки.


Надеваем слегка накачаную "до формы" шину на место поверх бумаги, но около ниппеля она уже приклеивается - сначала неплотно. Мои шины уже были надеты на колесо, но слышал, что совсем новые нужно как-то растягивать - пока ничего об этом не знаю.

Потом между шиной и ободом вводим что-нибудь (я использовал гаечный ключ), отводим им шину от обода и в этом месте вытаскиваем часть изолирующей бумаги. Делать это нужно небольшими отрезками. При этом несколько раз нужно менять "концы" бумаги, занимаясь ими попеременно, чтобы закончить работу в районе стыка обода, подойдя к нему с двух сторон.

Шины-однотрубки.


Иногда бумага обрывается - это не страшно.

Шины-однотрубки.


Получается сильнее оттянуть шину и подцепть ножом край бумаги.

После того, как шина улеглась на обод полностью, ещё есть возможность пройтись по кругу и подкорректировать её положение.

Потом накачал шины полностью, вкинул в раму и погнал тестить - даже фоток готовых колёс не сделал  img/ag Ну уже потом, с велосипедом   img/ad

Да, как принималось решение о пригодности древних однотрубок: Я натянул их на обода и аккуратно накачал до 9, 5 атм. Они выдержали, и было решено их оставить. Рекомендуемое в советской литературе давление в них для шоссейных велосипедов - 6...8 атм. Т.к. по отзывам, они держат давление недолго, решил качать до 8 - по идее, за день они не спустят ниже 6. А установлены будут на "музейном" велосипеде.

Возможно, для гражданского и авторского велосипеда возня со старинными однотрубками имеет смысл только для попробовать, а ориентироваться нужно на современные, новые однотрубки.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

4

Re: Шины-однотрубки.

05.12.2015
Утром покатался немного (дело было вчера) на В-555. Заметил на передней трубке небольшую грыжу пару см диаметром. Вроде раньше не было. Обедал дома, в это время в комнате, где стоят велосипеды, что-то резко и громко прозвучало с металлическим (как мне показалось) оттенком. А я там как раз лениво порядок навожу, двигаю-переставляю-перекладываю. Думал, то ли вел какой-то упал, то ли стул, то ли дверь щкафа захлопнулась.. Посмотрел - ничего не увидел, плюнул.

После обеда захотелось поехать на Табуретке - взял её и уехал.

И только вечером, загоняя Табуретку, увидел пустое колесо на 555  img/ac :

Шины-однотрубки.


На задней трубке(пока живой) ГОСТ 89 г, а на этой - 79, что примерно показывает их возраст. Значит, у задней ещё лет 10 есть  img/ag .
Это я к тому, что неудивительно. Если честно, то не расчитывал и на такое - полное давление в шины (с проверочным запасом) дал только после фотосесии, и то думал - полопаются сразу. Фотографировали вел с неприклееными трубками, накачаными для формы. А других пока нет (циклокроссовая запаска не в счёт).

Так что спасибо этим шинам, что даже слабейшая из них дала мне проехать до пары десятков км за недельку-другую, прежде, чем громко испустить дух. Проверил и прочувствовал вел, попонтовался перед рядом знакомых новым экспонатом  img/ab

Пока не намерен брать современные трубки. Велосипед коллекционный, езжу на нём недалеко и недолго, аккуратно (хоть и не всегда медленно) - мне приятнее, когда шины родные. К весне где-нибудь добуду ещё несколько таких.

Да, при таком раскладе грех было не проверить, как они приклеились.Отдирая трубку (пока частично), почувствовал, что свойства склейки примерно такие, как если бы оно было приклеено резиновым клеем. Т.е. вполне годится. Но остаётся открытым вопрос, как оно по жаре и нагреву от торможения.

Шины-однотрубки.


Пример в очередной раз показывает, что советские трубки годятся только для попробовать, или для коллекционных велосипедов ради сохранения аутентичности (при уловии бережного обращения - как для сохранения вела, так и для безопасности движения). Если такие соображения в проект не укладываются - нужно использовать современнные однотрубки.

Ну да, и я видал, как такие новые (мои тоже новые, нехоженые) по 200 грн продают  img/ag

Не потому что советские делали злые комуняки назло потребителлю - сделаны они хоть и немного неряшливо, но добротно. А просто материалы их стареют, даже при хранении. Причём не столько камера, сколько внешняя оболочка из каучука и х/б ниток (реже шёлковых).

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

5

Re: Шины-однотрубки.

kisa пишет:

Пример в очередной раз показывает, что советские трубки годятся только для попробовать

Попробовать изготовить стильную подседельную сумочку.
Спасибо за познавательный материал, моя вера в шины укрепилась еще сильнее.

6

Re: Шины-однотрубки.

21.07.2016 (ещё раз извинения за слог кое-где)
Снял советские трубки со своего В-555, единственная уцелевшая стала запаской (вместо болтавшейся там тракторно-кроссовой) Картина открылась такая:

Шины-однотрубки.


Держались они (по моему мнению, а не по опыту, увы) вроде нормально. Были приклеены на двусторонний скотч на тканевой основе (см выше). Отдирались, сопротивляясь. Но от обода (обезжиренного и всё такое) скотч отделился чисто, а к трубке прилип так, что еле отодрал, причем по краям остался клей.
Передний обод у меня был прочухан круглым напильником, задний использован как есть, из магазина. Торчание или неторчание пистонов на прилипании скотча никак не отразилось.

Взамен приобрёл трубки Swallow Montello:

Шины-однотрубки.


(Куренёвка, Саша, 250 грн/шт, высылает, телефон в первом посте, где про торговлю в Киеве, пока кончились, но новая партия будет в конце недели img/ag )
Ширина на ободе около 22 мм, написано давление 7 атмосфер (100 вражеских попугаев), так и накачал.
Установил их на тот же двусторонний скотч. При установке применял смачивание трубок по поверхности приклейки (тупо из-под крана) для возможности откорректировать их положение после установки. Аккуратно поехал где-то через час (было жарко).
Не понравилось, как выглядит шина около ниппеля – как внутри, так и снаружи. Но то может я такой приклейщик   img/ah

Шины-однотрубки.


Под моими примерно 85 кг при давлении 7 атм визуально шины просели правильно – где-то на полсантиметра.
Велосипед ведёт себя приятно – как и должен вести себя шоссер на не очень жёстких ободах, спицах в три креста и шинах такого сечения и давления. Чуть мягче, чем на низких двойных – это обусловлено тем, что здесь нет рёбер жёсткости, которые держат клинчерную покрышку.

Такое колесо хорошо амортизирует, поэтому накат на неидеальном покрытии очень заметно больший, чем на дубовой Табуретке, которая попадает в резонанс (например, на ФЭМе или на асфальте с плохо вдавленным крупным щебнем) и прилипает к дороге.
Динамику это не портит – ведь периферийная часть колеса здесь нааамного легче, такие колёса легко раскрутить. Короче, как оно едет, мне понравилось.

Но.Но.Но.
Мне НЕ понравилось, как выглядит коллекционный В-555 на этих шинах. Это НЕ стартон из моего детства, блеать. Да, смотрится неплохо (хотя более новые, короткие и с меньшими зазорами, СШ должны смотреться приятнее):

Шины-однотрубки.


Но это НЕ ТО для коллекционного стартона. То, что эти трубки заметно тоньше и имеют не густо-жёлтую, а светло-бежевую боковину, напрочь убивает аутентичность вида, как я их помню. Да, можно наприводить тучу аргументов и примеров импортных трубок тех времён (типа Барум) , сослаться на книги или опыт, что в таком цвете и размере тоже бывали трубки на стартонах, но хоть тресни – не то. Не возбуждает. Не стоИт. Сравните – это жёлтые трубки 25 (кажется) мм:

Шины-однотрубки.


Вот это стартон. Вот на такие (ну, лет на пять новее) мы др.. любовались в детстве в магазинах и у редких продвинутых частников. Вот какие-то такие были в моей мимолётной img/ag велосекции в начале 80-х. А с этими Сваллоу – просто олдовый шоссер. Воспоминаний детства не шевелит. Увы-увы.

Видимо, буду продолжать отбирать годные трубки из советских. Ну, одна есть, ещё буду искать. Полопавшиеся советские трубки имели ГОСТ 70-х гг, живая – 89. Хоть так получается их датировать.

Да, проехал я на новых трубках по делам и на дачу (15+ км), попробовал. На другой день предстояла поездка по городу 70 км. Но… в километре от дачи и в ста метрах от утреннего кофе сзади зашипело, правда, спускало плавно. Качусь, внимательно прислушиваясь к ощущениям. Как раз, под кабаком начал чувствовать ободом землю на неровностях, и остановился.
Поймал какую-то злую гадость (не застряла – видать, стекляшка):

Шины-однотрубки.


Напившись кофе и повисев на форуме, поставил запаску (без приклеивания, но она местами прилипла за счёт остатков клея от старого скотча), набив туда 6 атм, аккуратно поехал домой, где сменил хромой 555 на Табуретку.

Сегодня впервые в жизни предпринял попытку ремонта. Женя ака Евгений 76 вчера по телефону объяснил, что в ремонтируемой трубке, вроде, камера к тряпке не должна быть приклеена, а я был без понятия, что там внутри. Да мне терять было нечего.
В тазике с водой нашёл прокол, напротив него с большим трудом отодрал киперную ленту, под ней тряпка сшита:

Шины-однотрубки.


Разрезал шов на небольшой длине, вынул фрагмент камеры:

Шины-однотрубки.


Заклеил её обычным образом – это не так удобно, но вполне получилось:

Шины-однотрубки.


Как мог, зашил обратно капроновой ниткой:

Шины-однотрубки.


Слегка накачал, и пока оставил. У нас сегодня осень, сыро, шопесец. Тряпка никак не высохнет после тазика для поиска дырки, поэтому киперку на место пока не клею. Зато куча времени написать всё это img/ag
Вот пока так.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

7

Re: Шины-однотрубки.

С тех пор особо ничего не изменилось. Через пару дней после получения той дырки, она несколько разлезлась - именно слой протектора, корд жив. Клеенная шина стала запаской, а на заднее колесо снова установлена аутентичная, так и бегает. Спереди стоит Сваллоу и раздражает меня неаутентичным видом  img/ag Велосипед коллекционный, ездит иногда - выгуливаю. Но быстро  img/be .

Пока (тьфу-тьфу) запаску в деле использовать не пришлось. Но вот как я её организовал:

Шина была приклеена к ободу двусторонним скотчем. Как я уже писал, при этом скотч пристаёт к ободу достаточно сильно, но отрывается. А к шине он липнет гораздо сильнее. Я этим воспользовался. Снял шину с колеса - скотч, естественно, остался на ней. Приклеил на липкое полоску полиэтилена, шину свернул и повесил под седло по-гонщицки, ремешком от туклипса. Рассчёт на то, что в случае необходимости, полиэтилен отдирается, и после монтажа этой шины она будет держаться гораздо уверенней на своём старом скотче, чем без него.

По совету Евгения 76 я стал применять воду при монтаже шин-однотрубок на двусторонний скотч. Смочив ей наружную клейкую сторону скотча, уже наклеенного на обод, и внутреннюю поверхность шины. Это позволяет удобно корректировать её положение. При этом избавляемся от операции вытаскивания защитной бумаги из щели между шиной и ободом. Бумагу срываем, всё смачиваем, удобно надеваем и корректируем шину, накачиваем до максимума, немного ждём.

Вода потом куда-то уходит  img/bk Минут через 15 шину не отодрать.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

8 (11-04-2017 21:38:13 отредактировано kisa)

Re: Шины-однотрубки.

Viktorsonfly пишет:

Константин, у меня вопрос. Под трековые трубки на 22 мм шли специальные обода, или они были одинаковые со Старт-шоссе?

Весь мой личный трубочный опыт уложился в эти несколько постов. Но вроде как одинаковые. Правда, в литературе их описывается несколько разновидностей:

Шины-однотрубки.
Шины-однотрубки.
Шины-однотрубки.

Кроме того, мне известны обода (говорили - СЗ) с разным количеством спиц. Видал 28 -  причём, похоже,  нашего просхождения.

Добавлено: 11-04-2017 19:08:07

vault_boy, Да, трубки - штука очень специфичная. Довольно близко понять ощущения на них можно, покатав на самом низкопрофильном ободе и клинчерной резине, чуть более толстой, чем сравниваемая трубка.

Однако, трубки незаменимы ещё для этакого спортивного лайтвиннерства - когда коллеги создают максимально лёгкий велосипед интереса ради,  а не умничая насчёт каких-то якобы волшебных качетсв. При этом не ударяясь в неадекватные бюджеты.

Ну и просто максимальные ощущения ретро-спортивного велосипеда (не коллекционного, а стилизованного, например), вплоть до запаха, можно получить именно на трубочных колёсах, пусть с современными шинами-трубками.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

9

Re: Шины-однотрубки.

Кусочек из брошюры В. Анисимова  "Немного о колесе":

Шины-однотрубки.
Шины-однотрубки.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

10

Re: Шины-однотрубки.

Насколько я видел по фотографиям, 28 спиц были только у поздних Тахионов, все что было до него - 36 спиц в 3 креста. Это касается и иностранных трековых велосипедов. Только у одного трекового велосипеда, созданного для часового рекорда скорости (не помню какой именно гонщик, но вроде вел 79 года)  были в 2 креста на переднем колесе, но тоже 36 спиц.

11

Re: Шины-однотрубки.

А вообще кто-нибудь видел хоть раз в продаже трубки 18 мм? В продаже у нас, в т.ч. в интернет-магазинах, в основном 22 мм, иногда встречаются 25 мм, но о 18 мм я даже не слышал, что бы продавались. Только читал о том, что такие есть.

12

Re: Шины-однотрубки.

У континенталя есть 19 (на чайнике видел).

13

Re: Шины-однотрубки.

А хотелось бы набить туда атмосфер 15 и катнуть - можно и не по треку  img/ab

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

14

Re: Шины-однотрубки.

Розмріявся...

Я рухаюсь, значить я існую!

15

Re: Шины-однотрубки.

img/ac  img/bs

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.