1 (23-11-2017 17:12:47 отредактировано Torpedo)

Тема: История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

История велосипеда

200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

Виктор Ходеев
(без претензий на истину)

Предисловие.
В развитии цивилизации существуют многие вещи и изобретения, у которых нет конкретного автора. Но во многих случаях все же есть первый человек который своим изобретением открывал новое направление в технике, и это давало почву другим энтузиастам  для новых  творений.


История велосипеда начинается с 1817 года. Именно в этом году немецкий профессор барон Карл фон Драйз (Karl Drais) из Карлсруэ сконструировал, двухколесный самокат (Laufmaschine) . В 1818 году он получил патент на свое изобретение.
Двухколесный самокат Драйза имел деревянную конструкцию, был оснащен сиденьем, рулем для поворота и балансировки, и выглядел в целом, как велосипед без педалей. Для езды на самокате нужно было отталкиваться ногами от земли.

История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается
Двухколесный самокат Драйза (Laufmaschine) 1818 год

Через некоторое время изобретение стало популярным во Франции и Великобритании, где его прозвали «денди-хорз». Многие британские производители карет стали выпускать свои самокаты; самым заметным из них стал Денис Джонсон (Denis Johnson) из Лондона.
В английском и французском языках изобретение назвали дрезиной (соответственно Draisine и draisienne) в честь изобретателя. Во Франции двухколесный самокат получил название velocipede «велосипед».

История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается
Рисунок самоката Драйза выполненный по оригиналу в музее Мюнхена. Аппарат был оснащен регулировочными узлами седла и руля.

В 1862 году Пьер Лальман (Pierre Lallement) 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из Нанси (Франция), придумал оснастить дрезину кривошипными педалями, установленными на оси переднего колеса. В 1863 Лалман перебрался в Париж, где построил первый велосипед (дрезину) с педальным приводом. В 1864 году лионские промышленники братья Оливье в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо (Pierre Michaux), оценили изобретение Пьера Лалмана и освоили массовый выпуск дрезин с педалями. Пьер Мишо придумал сделать раму такого велосипеда металлической. Некоторые историки считают, что, Мишо и применил для устройства название «велосипед» (velocipede).
Поработав некоторое время в компании Мишо-Оливье, Лалман отправился в Америку, где в ноябре 1866 запатентовал свое изобретение. Очевидно, Пьера Лалмана и можно считать фактическим изобретателем велосипеда.
В 1845 году англичанин Роберт Томпсон (Robert William Thomson) запатентовал надувную шину, но из-за технологической сложности она не получила массового распространения.

История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается
Патент на велосипед с педалями Пьера Лальмана 1866 год

Велосипед «пенни-фартинг»
С 1870-х годов стала приобретать популярность схема велосипеда «пенни-фартинг» (Penny-farthing). Название описывает соразмерность колес, по сравнению монеты пенни, которая была намного больше фартинга. Велосипед имел переднее колесо очень большого диаметра (до 1,6 метра) и заднее значительно меньшее. На оси переднего колеса были смонтированы педали, седло велосипедиста размещалось на высокой раме, почти на вершине колеса. Большая высота сидения и центр тяжести, смещенный к переднему колесу, делали такой велосипед достаточно опасным для езды. Некоторые производители выпускали трехколесные конструкции, но такая схема велосипеда не получила дальнейшего развития.

Продолжение следует

2

Re: История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

Изобретение фон Драйза до сих пор выпускается. Для детей. И называется беговел - небольшой почти велосипедик без педалей и цепи, но с седлом. Насколько я понимаю, смысл детского беговела - побыстрее научить ребёнка держать равновесие на велосипеде. Ни для чего другого беговел больше не пригоден. Имхо, конечно.

И, кстати, следующий домысел - иногда произносится фамилия изобретателя как "Дрез", отсюда и "дрезина" пошла.

3

Re: История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается
Велосипеды схемы «пенни-фартинг»

Английский изобретатель Джоно Старли (John Kemp Starley) И его партнер Вильям Хильман (William Hillman) в 1870-74 годах запатентовали и начали выпуск велосипедных колес на металлических спицах. В 1879 году английский изобретатель Лоусон (Harry John Lawson) применил в конструкции велосипеда цепную передачу.


Безопасный велосипед и «диамантовая» рама
В конце 1870 годах многие производители велосипедов «пришли» к новой компоновке велосипеда, в которой седло размещалось между двух колес уменьшенного размера, внизу заниженной рамы находилась приводная звездочка с педалями, от которой цепью приводилось в движение заднее колесо.

История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается
Сравнение размеров велосипедов схемы «пенни-фартинг» и Safety bicycle


Очередной революционный шаг в развитии конструкции велосипеда был сделан английским изобретателем, основателем фирмы Rover, Джоном Кемпом Старли (John Kemp Starley) в 1884 году. Он сконструировал велосипед, который имел низкую раму, наклонную переднюю вилку, колеса одинакового размера, оснащался цепной передачей на заднее колесо, и водитель сидел между колесами. Велосипеды такой конструкции получили название безопасных (Safety bicycle).


История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается
Велосипед Rover Safety Bicycle 1884 год

Велосипед Rover Safety Bicycle, открыл новую эру - последующие 100 лет все велосипеды имели элементы конструкции ровера.. За короткое время Rover Safety Bicycle стал самой популярной моделью в Европе, а слово Rover во многих языках и сегодня обозначает велосипед: польское «Rower», белорусское «Ровар», западной части Украины часто «Ровэр».


История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается
Велосипед Rover Meteor 1910год

Важным этапом в истории велосипеда было изобретение (ок. 1891 год) рамы состоящей из прямых труб, так называемая Diamond Frame (нем. Diamantrahmen). Такая конструкция рамы (в нынешнем понимании «мужская») значительно упростила технологию изготовления и удешевила конструкцию велосипеда. Женские велосипеды производились с рамой без перекладины с элегантными гнутыми трубами.


История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается
Велосипед Rover с женской рамой 1908год

4 (23-11-2017 17:19:37 отредактировано Torpedo)

Re: История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп (John Boyd Dunlop) изобрел надувные шины из каучука. Они были технически совершеннее, чем запатентованные в 1845 году, и получили широкое распространение. Это изобретение сделало езду на велосипедах намного удобнее, что также способствовало их популяризации. Французский предприниматель Эдвард Мишелин (Edouard Michelin) в 1889 году запатентовал сменную надувную камеру и покрышку.
Историки считают, что 1890-е годы стали золотым веком велосипедов. Немецкий предприниматель Эрнст Захс (Ernst Sachs) изобрел в 1894 году заднюю втулку c обгонной муфтой и тормозом. Вскоре со своим коммерческим партнером Карлом Фихтелем (Karl Fichtel) он основал фирму Fichtel & Sachs.

История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается
Задняя втулка Fichtel & Sachs Torpedo Freilaufnabe

В 1903 году Эрнст Захс запатентовал заднюю втулку свободного хода Torpedo с педальным тормозом и начал ее производство в огромных количествах. Втулка конструкции Torpedo, Fichtel & Sachs стала самым популярным узлом велосипеда, ее использовали почти все производители двухколесных машин. До сегодняшнего дня классическая односкоростная втулка Torpedo производится без изменений. Захс создал и первые переключаемые 2-3-х скоростные планетарные втулки.

Еще одной важной частью велосипеда было седло. Особых успехов в производстве седел и завоевании рынка, добилась английская фирма Brooks. Производитель седел для лошадей Джон Брукс (John Boultbee Brooks) зарегистрировал первый патент на велосипедное седло в 1882 году. В настоящее время седла марки Brooks являются одними из лучших в мире, а элементы конструкции, изобретенные Бруксом стали классическими.

История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается
Один из патентов на седло Брукса 1886 год

В Советском Союзе все велосипеды были «родом» из-за границы. Первый довоенный велосипед МД-1, московского завода, был копией (или собирался) из деталей английского BSA. И в наше время еще популярная фраза того времени: «зачем изобретать велосипед?», очевидно здесь имела прямой смысл -ничего нового в велосипедном деле в СССР изобретено не было.

После Второй мировой войны немецкие заводы производившие велосипеды MIFA, Wanderer Cheimnitz, Diamant оказались в зоне советской оккупации, и были вывезены в СССР, вместе с интенрнированными специалистами, технологиями и запасом материалов. Оборудование этих заводов было установлено на Харьковском велозаводе (ХВЗ) и вновь созданном заводе в Минске (МВЗ).
Первые производимые после войны велосипеды , примеру, женский ХВЗ В-22 , мужские ХВЗ В-14, В-17, МВЗ В-16, были чисто немецкой конструкцией. В дальнейшем конструкция дорожных велосипедов незначительно менялась, была типовой и производилась всеми заводами СССР почти 50 лет без особых изменений.

5 (05-05-2017 12:55:46 отредактировано Maxim_Sed)

Re: История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

на фото выше подшипники не оригинальные  !

у родных сепараторы были очень запоминающиеся
а на фото сепараторы обычные, как у ХВЗ

Мне пофиг, кто какие стенки из какого материала будет откладывать. (с)

6

Re: История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

Там и контргайка, которая после шайбы с усом ставится, тоже что-то сильно новодел напоминает, а не классику.

7

Re: История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

Torpedo пишет:

...
После Второй мировой войны немецкие заводы производившие велосипеды MIFA, Wanderer Cheimnitz, Diamant оказались в зоне советской оккупации, и были вывезены в СССР, вместе с интенрнированными специалистами, технологиями и запасом материалов...

вот корона, снятая с древней торпеды ХВЗ
История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

Мне пофиг, кто какие стенки из какого материала будет откладывать. (с)

8

Re: История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

Репарации, наверное. Или трофейное происхождение. Мало ли, что по сёлам валяется.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

9

Re: История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

DKW почему-то не упомянут. А вроде он переехал в Минск. Могу и ошибаться, т.к. пишу по склерозу.

10

Re: История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

Он самый. ММВЗ до начала 21 века от ДКВ, в основном, эмблемой отличались. И Орлёнок - до самой кончины перестройки.  Да сейчас недалеко ушли (молодцы img/ag )

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

11 (05-05-2017 15:59:06 отредактировано Пафнутий)

Re: История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

Небольшое дополнение к истории велосипеда - лулз от Канондейла (выделено мной)
Канондейл официально утверждает на своём сайте, что алюминиевые рамы придумали они, ещё в 1983 году.
Зачем придумали?
А затем, чтобы доказать, что алюминий тяжелее карбона.  img/bs
Не верите?
Смотрите сами.

Spoiler

История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

Таким образом неопровержимо доказано, что самая лёгкая алюминиевая рама превосходит по весу многие карбоновые.

Да! Они сделали это! Йо-хо-хо!  img/ag

12

Re: История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

Продовжуйте, цікава й спокійна розповідь виходить.

13

Re: История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

24-28 мая 2017 года в Германии, в городе Карлсруэ (Karlsruhe) состоится традиционная международная встреча любителей исторических велосипедов IVCA-Rally.
В этом году она будет проходить под знаком 200 летнего юбилея получения бароном фон Драйзом патента на его Laufmaschine (дрезину), открывшую эру велосипеда. Юбилей будет праздноваться большим размахом в родном городе барона фон Драйза - Карлсруэ, на территории замка и ландшафного парка.
По правилам мероприятия, участники должны иметь старинный велосипед и соответсвующий эпохе костюм.
Cледим за событием здесь. img/be

14

Re: История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

А в Мангаймі по цій же нагоді буде міжнародна конференція велоісториків. http://www.ichc.biz/2017-EN/2017-01-intro.php

ПС: маю зауваження, що все ж таки Дрез, бо це франкомовне прізвище, де "ai(s)" читається як "е".

15

Re: История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается

Тем временем в Карлсруе
http://ivca2017.de/start-nancy-karlsruhe
Мероприятие началось вело дрезинопробегом в 47 км.

Еще тут блог участника http://sunshinestu.me/