1

Тема: ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Мотовелосипед В-902 Львовского велозавода 1960 год

Один из первых, а можно сказать и первый производимый в СССР мопед (тогда назывался мотовелосипед) В-902 стал объектом моего внимания случайно.
Захотелось мне собрать велосипед с мотором , как в годы моей юности. В средине 1970-х годов, у меня был моторчик Д-4, который я устанавливал на старый минский велосипед В-126.
Да, ностальгия: то ощущение радости , когда после долгих терзаний завелся мотор и я проехал первую сотню метров  возвращается ко мне все чаще. В те времена подобная техника была каким-то чудом и доступной не каждому.

Занявшись поиском в Интернете мотора и подходящего по эпохе велосипеда, я с удивлением обнаружил что мотор Д-4 был основным агрегатом и для первых « мопедов» , которые появились в СССР в конце 1950-х годов. Этот мотор, и первый  мотовелосипед были разработаны  в Харькове на велозаводе. Как и первый мотовелосипед ХВЗ В-901, модель В-902 базировалась на велосипедных деталях и технологиях. Сегодня можно даже встретить в продаже на Интернет-площадках, В-902 без мотора именуемый продавцами, к примеру, как: -«велосипед ЛВЗ після раставраціі, на ходу». Ну это настоящий «крокодил», еще и с пружинной вилкой.
Моторную часть данного проекта рассматривать не буду , а велосипедную близкую к теме сайта постараюсь показать  поэтапно.


Историческая справка.
В конце 1950-х годов конструкторами львовского велозавода совместно с ЦКТБ велостроения харьковского велозавода и ЦКБ мотоциклостроения был разработан мотовелосипед В-902 с двигателем Д-4. Его производство было начато на вновь созданном львовском велосипедном заводе в 1958 году.
Старый завод «Металл» (Lwowski zaklad Metal), который после войны производил мелкую сельхозтехнику, и автоприцепы был переоборудован для производства велосипедов. В 1946 году во Львов были переданы станки и оснастка харьковского велозавода, а также оборудование немецких велозаводов, вывезенное из Германии в качестве репараций. К началу выпуска мотовелосипеда, завод уже производил женские велосипеды В-22 и В-25, мужской В-14.
В отличии от производимого в Харькове мотовелосипеда В-901, который был практически обычным дорожным велосипедом с мотором,  В-902 имел ряд технических особенностей. Усиленная жесткая рама мотовелосипеда была спаяна из труб разного диаметра, на ней устанавливалась каретка педалей велосипедного типа ХВЗ.

ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Передняя вилка оснащалась рычажными амортизаторами, с возможностью регулировки жесткости пружин, подвеска заднего колеса была жесткая. На переднем колесе установлена втулка с тормозными колодками по типу немецкого мотовелосипеда Wanderer. Заднее колесо с тормозной втулкой Torpedo, выпуска завода ХВЗ. Обода колес - велосипедные, под 36 спиц, (такие как на женском велосипеде В-22) на них установлены увеличенные покрышки размером 26х2 (665х48 мм). Небольшой диаметр колес и низкоразположенное седло дали удобную посадку и устойчивость на ходу.


Аппарат прибыл, процесс пошел

ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором
В таком виде забирал велосипед со службы доставки

После «тест драйва» в гараже, решено было полностью разобрать аппарат на «молекулы».  Интересно знает кто-то  количество молекул деталей в велосипеде ? Ответ будет позже….

ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Железная щетка и смывка краски средство хорошее, но трудоемкое. Под краской все равно сидит местами ржавчина.
Нужна пескоструйная обработка img/as

2

Re: ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Замечено, что большое количество краски нанесенной на велосипед (крокодил) любящим хозяином, в свое время очень радует реставратора , когда он находит под ней вполне прилично сохранившееся железо. Также и любовь к синей изоленте (мечта каждого пацана в СССР) сохранила не одну грипсу в почти первозданном виде.


ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Все железо велосипедной части прошло пескоструйную обработку.

ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором
Когда-то на следы пайки говорили:-"так у него лужонная рама!"

3 (06-05-2017 05:59:32 отредактировано Kochegar)

Re: ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Вот теперь понял что это за сооружение:
https://www.avito.ru/ufa/velosipedy/vel … 1195542880
- видимо, владельцы нечеткую цифру 5 приняли за 3

Складной грузовоз: http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=226335
Устройство задней втулки "Школьника": http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=323801
Белорусский "Аист": http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=338736

4

Re: ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Ящик, под багажником, класс img/bo

5

Re: ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Забавная техника. Был такой. Не успел только ящик для него сделать: обменял на Ригу-3.

ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором


ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

6

Re: ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Kochegar пишет:

Вот теперь понял что это за сооружение:
https://www.avito.ru/ufa/velosipedy/vel … 1195542880
- видимо, владельцы нечеткую цифру 5 приняли за 3

Этого тоже не может быть: -"В 1962 году техническая документация В-902 была передана в Пензу на завод ЗИФ, где эти мотовелосипеды производились под маркой ПВЗ 16Ф. В 1961 году львовский велозавод получил новое название «ЛЗМ- львовский завод мотовелосипедов». На нем было начато производство нового экстравагантного мотовелосипеда МВ-042 «Львовянка»" Подробнее здесь

7

Re: ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Ну, значит шестерку приняли за тройку. Но это явно он, к 30м годам - никаким духом.

Складной грузовоз: http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=226335
Устройство задней втулки "Школьника": http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=323801
Белорусский "Аист": http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=338736

8

Re: ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Это экспонат (поэтому и живёт на этом форуме). А мотор этот - из лучших советских.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

9

Re: ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Мотор Д-4 велосипедный, да точно лучший, правда других и небыло.

Двигатель «Д» был единственный в СССР массовый, выпускавшийся серийно мотор для установки на велосипед. Он был  разработан в начале 1950-х годов в ЦКБ велостроения Харьковского велозавода, где была выпущена небольшая серия опытных двигателей.
Про мотор ХВЗ Д-4, кому интересна история, здесь

Я б пихло выкинул, оно и так....

Выкинуть можно всегда, только вот теперь многие даже и не знают что такое было и как выглядело. Уже даже "Украину" В-120 не найдеш-выкинули. Лучше все же восстановить и сберечь. img/bs

10

Re: ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Я к тому, что если велосипед охота повседневно использовать, то мотор там ни к чему. А вот если как экспонат его, тооо...

11

Re: ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Треснутое крыло проблема часто встречающаяся.
Заварил, ручной аргонной сваркой. Мастер дырки просто «запаивал».
Такая работа стоит дороже крыла img/ai , правда крыла то не найти теперь уже.

ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

12

Re: ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Некоторые недостающие дефицитные детали велосипеда найдены. Рулевое как и «прогресса» В-110, только руль маленький и изогнут лиш в одной плоскости.

ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором


ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Динамка необычная, найти такую сложно.


И любимый мною (с детства) катафот, как на немецком велосипеде с настоящим «рубиновым» стеклом.
В немцев он называется «Katzenauge». Ставились на все велосипеды до последнего В-110, потом пошла пластмассовая "лодочка".
ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором
ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором
ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

13

Re: ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

img/rolleyes Вкусняшки.

Spoiler

У меня какая-то такая динамка есть, крепление корпуса таким вот приклёпанным характерным фланцем,  надо уточнить. 50-х г

Спасибо, после Вашего первого поста раза в два больше об истории советских мотовело узнал  img/ay И поностальгировал неслабо    img/ag
Угу. Видимо, крылья таки нужно варить. Я пробовал паять с накладкой - крайне неудобно и качество не получается http://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=6241#p6241

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

14

Re: ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Фара просто секс

15

Re: ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором

Очень интересно!!! Пишите чаще, пож:)