1 (31-03-2017 17:32:14 отредактировано Апрель)

Тема: Декоративная шлифовка и полировка


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЧЕРНОВИК СТАТЬИ
...дорабатывается...
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ВВОДНАЯ

Здравствуйте, уважаемые участники форума!

В данной статье я постараюсь агрегировать и выложить весь материал, посвященный декоративной шлифовке и полировке различных узлов и деталей велосипеда.
Материал, безусловно, не претендует на полноту, уникальность и академичность, однако преследует цель информационной поддержки всех интересующихся данной темой.

Итак,
основы «лихорадки ГОИ»


1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Шлифовка и полировка - процесс, преследующий в крокодиловодстве две основные цели: устранение различных дефектов в узлах и деталях велосипеда и придание им надлежащего эстетического вида.

ВАЖНО. Следует сразу оговориться, что условно процесс шлифовки и полировки можно разделить на две категории:

  • декоративная шлифовка и полировка - предназначается для придания детали определённого внешнего эстетического вида;

  • техническая шлифовка и полировка - необходима для обработки внутренних деталей (например, конструктивных элементов подшипника) для увеличения их ресурса.

Подчеркну ещё раз - в данной статье речь идёт исключительно о декоративной шлифовке и полировке.
Техническая же обработка деталей освещается в соответствующей статье под названием ОКВП.



2. МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Минимально необходимый набор материалов представляется таким:

  • лимонная кислота (25 г на 2 л воды);

  • щетки по металлу, напильники, надфили;

  • абразивные камни;

  • наждачная бумага широкого диапазона (пример: 60, 100, 120, 180, 240, 320, 400, 800, 1000);

  • войлок (либо тряпки);

  • полировочная паста (список представлен в конце статьи под пунктом 9)

Набор инструментов представляется таким:

  • дрель (для высоких оборотов), шуруповёрт (для низких оборотов);

  • шлифовальный и токарный станок (опционально, если есть доступ);

  • разные колхозные приспособы для закрепления деталей в дрели/шуруповёрте.



3. ОЧИСТКА ДЕТАЛЕЙ

Зачастую детали на обработку поступают в самом неприглядном виде.
Например, вот:

грязные детали

Декоративная шлифовка и полировка

Поэтому прежде, чем приступать к шлифовке и полировке, детали необходимо очистить от грязи и смазки. Их, как правило, достаточно просто промыть водой с применением не агрессивной бытовой химии (хотя бы Фейри) и насухо протереть.



4. ОСМОТР

Поскольку отсутствуют технологические средства для точного определения состояния деталей, остаётся только один путь – придирчивый визуальный осмотр. На этом этапе необходимо определиться, имеет ли смысл дальнейшая работа по шлифовке, или лучше деталь заменить на новую.

Таким образом, дальнейшая работа целесообразна, если:

  • деталь имеет незначительные дефекты;

  • преследуются реставрационные цели;

  • нет возможности (или желания) заменить деталь.



5. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Если деталь подверглась коррозии (например, ржавчине), или имеется трудновыводимая грязь, деталь можно отмочить в лимонной кислоте. Подробности этого процесса представлены в Велохимии.

Ржавчину можно вывести и щетками по металлу. Выглядят они вот так:

щетки по металлу

Декоративная шлифовка и полировка


Какие-то отдельные сильные неровности, заусенцы можно (без фанатизма!) доработать напильником либо надфилем.

Будем считать, что предварительная работа проведена, поэтому переходим к шлифовке.



6. ШЛИФОВКА

Деталь часто имеет различные повреждения. Это и питтинг, и раковины, и вмятины от шариков, и каверны, и прочее.
Данные повреждения необходимо выводить и шлифовать.

Можно для этого применить абразивный камень.  Выглядит он вот так:

абразивный камень

Декоративная шлифовка и полировка

Я использую камень сугубо на шуруповёрте, чтобы контролировать процесс шлифовки. Если перестараться – можно повредить цементацию и запороть деталь. Соответственно, повреждения выводим с осторожностью, до визуально приемлемого уровня.

Вместо абразивных камней можно (а иногда и нужно) применять проволоку или грубую наждачку (< 120).
Технология шлифовки зависит от фантазии пользователя, но в целом выглядит так:

  • деталь закрепляется в патроне дрели посредством болта, шайб, иных приспособ;

  • деталь вращается на дрели (желательно, на высоких равномерных оборотах – так улучшается качество шлифовки);

  • к детали подносят наждачку или проволоку;

  • деталь терпеливо шлифуют.


Посмотрите, как это выглядит:

Декоративная шлифовка и полировка
Декоративная шлифовка и полировка



Время шлифовки определяется субъективно, в зависимости от получаемого результата. Как только значительные дефекты выведены – продолжаем шлифовать, меняя диапазон наждачки в сторону более мелкой (60->100->120 … 1000). Если замечаем, что дефекты (или царапины) на детали все еще остаются – возвращаемся на нижний уровень наждачки и дошлифовываем.


ВАЖНО. Грубая наждачка оставляет царапины на детали, которые не всегда выводятся мелкой наждачкой. Эти царапины становятся заметны только после перехода на мелкие (600->800) наждачки, когда уже проделана куча работы по шлифовке. Соответственно, этот момент тоже нужно контролировать.

Для обеспечения равномерности шлифовки можно заклеивать кнопку дрели изолентой, как на рисунке выше (если отсутствует соответствующий замок на кнопке).


ВАЖНО. Если деталь не имеет сильных повреждений, использовать грубую наждачку (< 120) НЕ НАДО! Будут только зря стираться живые слои металла.


Иногда шлифуемые детали не влезают в патрон дрели. Для преодоления этой проблемы можно использовать разные приспособы.

Шлифовать можно и обратным способом. Например, можно обмотать наждачкой металлический штырь (болт, и т.д.), вставить его в патрон дрели, после чего поднести к вращающемуся штырю шлифуемую деталь. Однако здесь необходимо добиваться равномерности шлифовки, дабы не перестараться и не создать неравномерности в слоях металла.

Можно шлифовать детали и на станках: шлифовальном либо токарном. Однако далеко не все имеют доступ к этим замечательным вещам, поэтому в данной статье я затрагивать эти аспекты не буду. Хотя принцип там подобен шлифовке дрелью – деталь вращают на равномерных высоких оборотах и подносят к ней шлифующий материал.


ВАЖНО. Про алюминий (спасибо коллеге Mixal):

цитата
Mixal пишет:

Иногда выведение дефектов литья на алюминии лучше сразу начинать с напильника — быстрее и проще выйдет. Например, нижнюю часть бустера тормоза насадкой на дрели идеально не обработать. А круглым напильником с последующими легкими проходами наждачкой очень неплохо получается. Алюминий "грязнеет", если мелкими наждачками проходить вручную, а не дрелью.

После шлифовки деталь, как правило, приобретает характерный зеркальный блеск. На данном этапе её нужно защитить – отполировать полировочной пастой, или покрасить, или нанести лак, или хромировать, или оцинковать, или анодировать и т.д., иначе довольно быстро начнется процесс коррозии.

В данной статье мы рассматриваем только процесс полировки полировочными пастами. Они дают защиту на некоторое время, далее деталь, скорее всего, надо будет перешлифовывать снова.



7.1. ПОЛИРОВКА ПАСТОЙ

Итак, полировка. Полировка осуществляется полировочной пастой (обычно это паста ГОИ). Список проверенных коллегами полировочных паст представлен в конце статьи под пунктом 9. О том, как их правильно использовать, лучше всего читать инструкцию от производителя.
В данной же статье речь пойдет об использовании пасты ГОИ, как наиболее популярной, "народной" пасте.
Кстати, как её только не называют - и паста гея, и паста гоя, и паста неевреев...  img/ag

Под спойлером содержится общая информация об этом замечательном средстве:

Информация о пасте ГОИ

Описываемое средство было разработано еще в 30-ых годах прошлого века и до сегодня является популярным составом, широко используемым в рамках прикладного искусства, технической промышленности, реставрации и пр. Данную пасту можно встретить фактически в любом отделе или магазине с хозяйственными товарами или радиоэлектроникой. 
ГОИ – это аббревиатура, расшифровывающаяся как Государственный Оптический Институт, где и была создана форма массы. Разрабатывалось средство, как химический продукт, который позволит восстанавливать поврежденные поверхности, защищая их от внешних воздействий и улучая отражающие качества плоскости.
Описываемое средство, как и все полировочные пасты, состоит из гранулированного, мелкозернистого порошка, совмещенного с рядом компонентов, придающих веществу необходимые свойства и текстуру.
Паста ГОИ основана на порошке оксида хрома, который входит в состав продукта в разных объемах, в зависимости от ее вида. Пропорции всех остальных веществ являющихся частью компонентного состава пасты так же меняются с учетом вида, в конкретном случае номера технической мази.

Декоративная шлифовка и полировка

Встречаются пасты с разной степенью твердости, при этом процент окиси хрома, присутствующий в них, будет равен 81, 76, 74 %. Помимо этого, в составе полирующего продукта можно встретить и такие вещества, как:
•    жир;
•    керосин;
•    стеарин;
•    силикагель – двуокись кремния, позволяющая удалить излишки влаги с обрабатываемого материала;
•    сода.
Благодаря специфическим пропорциям, имеющим разный вид при создании пасты разнообразных номеров, продукт обладает высокоэффективным действием, что делает его одним из лучших средств технической обработки поверхностей всех типов.
Основной параметр, который и определяет разделение шлифовальной пасты на виды – это зернистость, а точнее крупность скрабирующих частиц.
Следует понимать, что описываемое средство применяется в разных сферах промышленности, где требуется особая точность в проработке деталей. Воспользовавшись для шлифовки определенной поверхности ненадлежащей пастой, можно поцарапать плоскость частицами слишком большой абразивности, а так же испортить отражающие и светоотражающие параметры материала сверхмелкой зернистостью.

Декоративная шлифовка и полировка

Нужно помнить, что производится паста ГОИ в четырех видах, к каждому из которых прикреплен номер, определяющий их абразивность:
•    №1 – очень мелкая крошка, что позволяет применять пасту этого вида для полировки ровных поверхностей для достижения идеального блеска;
•    №2 – применяется с той же целью, что и предыдущий тип, однако обладает большей выраженность скрабирующих частиц;
•    №3 – отлично подходит для заточки стали, а так же полировки металла;
•    №4 – наилучший вариант для выведения царапин на металле.


Пасту ГОИ можно готовить для полировки по-разному.
Я, как и многие, делаю так: стругаю пасту в небольшую емкость, немного разбодяживаю её керосином (машинным маслом, и т.д.) до пластилинового состояния, далее наношу на тряпку или войлок, ну и всё, полирую. В продаже, кстати, можно встретить и полировочные круги с уже натертой на них пастой. Также для полировки к детали можно подносить непосредственно и сам брусок.


ВАЖНО. Производители не рекомендуют наваливать пасту прямо на саму деталь. Логично – ведь паста является абразивом. Лучше поэтому навалить пасту на войлок/тряпку, и только потом подносить к войлоку/тряпке с пастой полируемую деталь.

Процесс полировки, в принципе, мало чем отличается от процесса шлифовки, за исключением того, что вместо наждачки/проволоки к детали подносят тот самый войлок/тряпку с пастой ГОИ. Либо деталь полируют войлоком/тряпкой с пастой ГОИ, зажатым в дрели.


ВАЖНО. Не нужно полировать поверхность ободов, контактирующую с тормозными колодками. Это бессмысленно – отполированная поверхность все равно сотрется колодками и помутнеет.


7.1. ПОЛИРОВКА ПЛАСТИКА

Для восстановления пластиковых поверхностей велосипеда можно применять специализированную автохимию (например, для приборной панели авто).

Коллега Henk делится своим опытом восстановления катафотов:

цитата
Henk пишет:

Кстати полировальные бруски для ногтей можно использовать для полировки пластиковых стёкл фар и остального пластика и в некоторых случаях ЛКП. Финальную полировку лучше проводить под струей воды.

Вот результат:

Декоративная шлифовка и полировка
Декоративная шлифовка и полировка
Декоративная шлифовка и полировка







8. ПОСЛЕ ПОЛИРОВКИ

После полировки поступаем так.
Если деталь внутренняя (конус, чашка, и т.д.), то ее нужно  хорошенько промыть керосином перед монтажом. Ибо паста, как говорилось, – это абразив, который может запросто повредить деталь.

С внешней детали пасту смывать НЕ НАДО, а равно и мыть саму деталь - потеряются волшебные свойства пасты.
Достаточно просто протереть тряпкой. Сначала появится характерная матовость, потом деталь заблестит.

Также, любопытным является опыт коллеги Mixal, который полировал детали пастой ГОИ, и делится впечатлениями спустя некоторое время:

цитата
Mixal пишет:

В местах, где голый металл, новой ржавчины не появилось. И блеск неплохой, если от пыли протереть.
Полированные болты тормозных клещей (паста ГОИ не убиралась) покрылись пятнами после первого же дождя.

Декоративная шлифовка и полировка

Надо пробовать какой-нибудь лак. Обычно ведь заготовки нам приходят с отвратным состоянием этих болтов.
Шляпки гильз (паста ГОИ тоже не убиралась) ржавеют даже без попадания в дождь.

Декоративная шлифовка и полировка

Полированные ролики заднего переключателя и бонки системы на дожди никак не отреагировали. Грязь убрал, и они снова блестят.


Некоторые советы по обработке деталей даёт и коллега Kisa:

цитата
kisa пишет:

Оцинкованые (серое матовое покрытие) и кадмированые (жёлтое матовое покрытие) детали накапливают въевшуюся грязь, остатки смазки. Верхний (тончайший) слой от времени иногда превращается в пыль-труху. Вымыть это всё не получается, полировка бесполезна, кислоты растворяют само покрытие. Для очистки таких деталей отлично подходит мочалка для посуды из нержавеющей путанки - как было показано на примере очистки оцинкованых же спиц выше в посте о спицевом наборе.
Резинки, в том числе шины отлично освежаются специальной соответствующей автохимией. Я пробовал не самую дешёвую, но чуть дешевле средней - результатом доволен. 45-летняя шина стала выглядеть, как новая. Эта химия предназначена для обработки БОКОВЫХ поверхностей автомобильных шин, не советуют наносить её на протектор - скользким становится. По этой причине на всех флакончиках пишут, что нельзя использовать для велосипедов и мотоциклов - мол, шины узкие и состав попадает на протектор, и он становится скользким. Ну, я всё равно использую, пшикая прямо на протектор - просто в первое время ездить нужно, как по мокрому. Пару км.
Ещё резинки, например, от педалей, можно попробовать проварить с содой - так мы когда-то восстанавливали свойства магнитофонных пассиков.
Иногда старая краска на велосипеде довольно хорошо сохраняется, при этом бывая очень красивых цветов. Иногда есть желание сохранить родные деколи, подчёркивая оригинальность машины. При "коллекционной" реставрации это просто необходимо. В этом случае спасает автохимия, если ещё есть, что спасать. Выбирается не самая крутая, но и не самая дешёвая. Я обрабатываю ржавые пятна преобразователем, затем полирую покрытие полиролем, затем - автовоском. Всё - по инструкции. Стараюсь не выбирать химию типа "всё в одном". Полироль - отдельно, воск - отдельно.

Декоративная шлифовка и полировка

Декоративная шлифовка и полировка


В итоге проделанной работы можно полюбоваться замечательным результатом, а именно веселым зеркальным блеском:

отполированные детали

Декоративная шлифовка и полировка

Декоративная шлифовка и полировка

Декоративная шлифовка и полировка


Не уверен, что детали все-таки можно заполировать до полностью зеркального состояния исключительно дрелью с комплектом наждачки, не используя шлифмашинку. Все равно какие-то царапины останутся. Но то, как говорится, такое.



9. СПИСОК ПОЛИРОВОЧНЫХ ПАСТ
Спискота


10. ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

2 (10-03-2017 11:33:43 отредактировано Maxim_Sed)

Re: Декоративная шлифовка и полировка

(имхо) д.б. таблица, в которой для каждого конуса\чашки приводятся пара значений:
- радиус дорожки качения
- диаметр дорожки шариков

Мне пофиг, кто какие стенки из какого материала будет откладывать. (с)

3

Re: Декоративная шлифовка и полировка

Maxim_Sed пишет:

(имхо) д.б. таблица, в которой для каждого конуса\чашки приводятся пара значений:
- радиус дорожки качения
- диаметр дорожки шариков

Я не против.
Есть ли такая таблица в наличии, чтобы сразу её в основной пост употребить?

4

Re: Декоративная шлифовка и полировка

Коллеги, вопрос.
Картинки в целом так оставить, или под спойлер скрыть?
Как вам удобно?

5

Re: Декоративная шлифовка и полировка

Апрель, я за оставить, и по возможности мелкие заменить ) ибо тут я ничего толком не вижу
Декоративная шлифовка и полировка

Прошлый раз помните? Все приходит с опытом.

6 (10-03-2017 12:34:49 отредактировано kisa)

Re: Декоративная шлифовка и полировка

Поздравляю нас, коллеги, К2 на третий день существования уже родил нового АВТОРА  img/ar . Коллега   Апрель, под другим ником был постоянным читателем ХТ эээ... лень считать, сколько лет. За это время написал там ТРИ поста - два из них в азах  img/ag Откуда я про него вообще узнал...

Апрель, а по-моему ты зря свалил в одну кучу декоративную полировку деталей снаружи с выведением дорожек. Не? Про всякие подшипниковые дела удобно будет иметь отдельную тему.


Смотри, лихорадка ГОИ - это самозабвенный img/ab и самодостаочный процесс для красоты. Нечего и объяснять, зачем оно и т.д. А полировка дорожек делается совсем не для красоты, и это всего лишь один из этапов доводки.

В принципе, путаница уже началась - Максим вот не обратил внимания, что раздел о наведении красоты, а выхватил инфу по своим любимым механизмам  img/ag

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

7

Re: Декоративная шлифовка и полировка

Картинки не нав"язливі. З компа так нормально, з гаджету потрібно дивитися.
Я б ще на початок вставив попередження, про те, що довге вимочування в люмонці може деталь пошкодити. Якщо "забути" на пару днів, то виїсть ще і метал.

Я рухаюсь, значить я існую!

8

Re: Декоративная шлифовка и полировка

Коллеги, благодарю вас за отзывы.

NightWolF, хорошо, сделаем картинки покрупнее.

kisa, очень ценное замечание.
Я провтыкал один важный момент - изначально хотел вверху темы дать такое глобальное определение:

Шлифовка и полировка - процесс, преследующий в крокодиловодстве две основные цели: устранение дефектов деталей и придание им надлежащего эстетического вида

То есть, был замысел осветить здесь вот эти два аспекта сразу ввиду их взаимосвязанности.
Я на практике обычно одно от другого не отделяю img/ab
Так, деталь либо шлифуется (с выведением дефектов), затем полируется, либо изначально просто полируется (если дефектов нет).
Статья, наверное, несколько громоздкая получилась, но решил, что гулять так гулять  img/ag
Поэтому вижу два пути:

  • либо действительно делить статью на две и разводить техническую и декоративную шлифовку/полировку;

  • либо добавить определение и некоторые пояснения, то есть отграничить техническую и декоративную шлифовку/полировку уже в рамках имеющейся статьи.

Как поступить - прошу совета img/ab

Евгений76, спасибо, акцентирую на этом внимание.

9 (10-03-2017 13:27:53 отредактировано Фруктовый гусЬ)

Re: Декоративная шлифовка и полировка

Коллеги! А наждачки  60, 100, 120, 180, 240 не грубоваты будут для наших дел?
Сам начинал вынос полировать с 100 потом 2000 (рекомендации кого-то из XT), но Aleksei Dmytren порекомендовал начинать с более высоких номеров. О чем в последствии я не пожалел img/ab
Также к списку паст было б неплохо добавить K2 Алюхром, встречал о ней только положительные отзывы.

Апрель, я за второй вариант.

Молоко да каша, это пища наша

10 (10-03-2017 13:22:08 отредактировано kisa)

Re: Декоративная шлифовка и полировка

О!!!! К2 - это не только предложенное Maxim_Sed, сокращённое название "стандарта" Крокодиловодство 2.0, но и известная паста, наводящая блеск!

Смешивание декоративной и технической полировки  сбивает с толку.  И желательно ж наш мем не забыть - лихорадка ГОИ.
О, и, кстати, как только эту пасту не называют - гоя, чуть не гея  img/ag Нужно написать, что эта марка абразивной пасты  - аббревиатура лавочки, где её когда-то создали - Государственный Оптический Институт. Погугли, если чё.

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

11

Re: Декоративная шлифовка и полировка

Мне вот еще интересно как народ полирует-шлифует ручки тормозные, тормоза, монетку, и тд. Ато посмотришь так все блестит, а там в дрель как бы не засунуть, или все насадками на дрель делается?

Прошлый раз помните? Все приходит с опытом.

12

Re: Декоративная шлифовка и полировка

Апрель пишет:

Есть ли такая таблица в наличии, чтобы сразу её в основной пост употребить?

хм, откуда ж ей взяться то? этой таблице )
её составлять надо

у мя есть инфа только по velosteel и китайской червячке

Мне пофиг, кто какие стенки из какого материала будет откладывать. (с)

13

Re: Декоративная шлифовка и полировка

Фруктовый гусЬ пишет:

Апрель, я за второй вариант.

Прошу прощения, Вы про картинки или про организацию статьи?

kisa пишет:

О!!!! К2 - это не только предложенное Maxim_Sed, сокращённое название "стандарта" Крокодиловодство 2.0, но и известная паста, наводящая блеск!

Услышал, добавим список паст.

kisa пишет:

Смешивание декоративной и технической полировки  сбивает с толку.


Вот тут надо помозговать...

kisa пишет:

И желательно ж наш мем не забыть - лихорадка ГОИ

Он в самом начале статьи, выделен зеленым под цвет пасты img/ab

kisa пишет:

О, и, кстати, как только эту пасту не называют - гоя, чуть не гея  img/ag Нужно написать, что эта марка абразивной пасты  - аббревиатура лавочки, где её когда-то создали - Государственный Оптический Институт. Погугли, если чё.

Эта информация уже есть под спойлером "Информация о пасте ГОИ".
Поправлю, чтобы было понятнее.

NightWolF, услышал, расширю информацию в этом ключе.

Maxim_Sed, услышал, буду думать в эту сторону.

14

Re: Декоративная шлифовка и полировка

Коллеги, я в личной переписке и здесь настаиваю, как форумчанин: ТЕХНИЧЕСКУЮ полировку нужно описывать и обсуждать в ОКВП. Например, в виде статьи сразу за основным курсом об особенностях профилировки и доводки длолжек.

А здесь нужно сосредоточиться ТОЛЬКО на декоративном пнаведении блеска, как у  Мартына.... Ой

Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

15

Re: Декоративная шлифовка и полировка

Мррр