1 (05-09-2017 15:03:23 отредактировано Maxim_Sed)

Тема: Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Spoiler

Вместо предисловия.
Изначально было желание назвать тему "Северодонецкая лаборатория", но поскольку в испытаниях изделий участвуют велосипедисты самых разных городов, придавил хвастовство и обозвал тему бОлее демократично.  img/ab

Это не персональная тема, а на 100% коллективная, где мы дружно будем нарушать любые правила и каноны.  img/ae

Но с инженерным подходом.

И так, Лаборатория тяжёлых металлов (сокращённо ЛТМ ) занимается и будет заниматься созданием, испытанием и немного производством узлов самостоятельного изготовления и доработкой серийных изделий с целью улучшения технических характеристик и просто для убивания свободного времени. )))

В тему приглашаются все желающие, в том числе участники с прямыми руками и\или испытатели.


Рекомендуется к обязательному прочтению ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Тематические ссылки:
Тормозные втулки
Восстановления геометрии поверхностей качения, ощутимо покусанных песком
Червячная втулка: улучшение эксплуатационных характеристик
Ангар 179: Установка вала "под квадрат" в каретку ХВЗ и ММВЗ
Втулка Velosteel 36H какая резьба на оси?
Втулки Quando KT-122F и Quando KT-A16F: сравнение и опыт эксплуатации
Тайна производителей, или почему дохнут картриджи
Разгруженный подшипник в каретке (видео)
Торпеда ХВЗ доработка роликов (изменение угла поворота звёздочки от "рабочего хода" до "торможения")
Изменение угла поворота звёздочки от "рабочего хода" до "торможения" в червячной втулке

Термины и сокращения в пределах темы:
КС - кареточный стакан
пром - стандартный заводской шарикоподшипник, как на фото

Spoiler

Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

втулка - именно втулка (сленговое название "стакан"), без механизма внутри

Spoiler

я солидарен с автором странички на википедии, где даётся правильное определение:
Втулка — деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы (с осевой симметрией), имеющая осевое отверстие, в которое входит сопрягаемая деталь.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1 … 0%BA%D0%B0

ТВ - тормозная втулка (торпеда или червячка - втулка в сборе, т.е. втулка вместе с механизмом)
ТБ - тормозной барабан втулки торпедо
чешка-П - торпеда velosteel с промом
ЧП (ака червячка-П) - червячная втулка с промом

(чтобы не было путаницы, список уточняется)



По кареткам серии "Project XXX" испытания можно считать завершёнными, т.к. количество (выживших) испытателей уже более 20 человек.  img/ag
В ближайшее время в этом направлении ничего нового не предвидится.


Чешка и червячка, доработанные под шарикоподшипник:
Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали) Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

На 17.03.2017 в испытаниях тормозных втулок участвуют 4 человека (2 испытывают чешку, 2 - червячку). В ближайшее время добавятся еще 3 человека.
За 2017 год планируется собрать информацию по результатам испытаний.

Вот так выглядят испытатели из нашей ЛТМ

Spoiler

Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Мне пофиг, кто какие стенки из какого материала будет откладывать. (с)

2 (21-03-2017 08:37:53 отредактировано Maxim_Sed)

Re: Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Сравнительные размеры втулок Velosteel, ХВЗ и клона ХВЗ

Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Примечание: таблица еще неполная, будет пополняться.

Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)
ко мне пришла Муза  img/bm

В результате на свет появилась вот такая любопытная формула:

Диаметр шарика подшипника = 0,95 * ((диаметр чашки) - (диаметр дорожки конуса))/2

Для торпед (см. табл. выше) соласно формуле получились значения:
ф6,2 мм - для Velosteel
ф6,03мм - для ХВЗ
ф5,65мм - для клона ХВЗ (частный случай; из-за диаметра конуса, который в плюс по сравнению с ХВЗ)

Натурные эксперименты подтвердили расчётные значения  img/ay

Мне пофиг, кто какие стенки из какого материала будет откладывать. (с)

3 (25-04-2017 07:48:17 отредактировано Maxim_Sed)

Re: Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Формула ^ подтвердила свою "работоспособность" для китайской червячки:
диаметр чашки ф33,2 мм
диаметр дорожки шариков лев.конуса ф21,7 мм
диаметр дорожки шариков пр.конуса ф21,5 мм

(33,2 - 21,7)/2 * 0,95 = 5,46 (мм)
(33,2 - 21,5)/2 * 0,95 = 5,56 (мм) - в яблочко!  img/bf

Мне пофиг, кто какие стенки из какого материала будет откладывать. (с)

4

Re: Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Волею судьбы пришлиь мне в руки самые дешманские одноразовые топталки (цена закупки $0,8..1,0).

Внешний вид - 1в1 как у "брендовых" собратьев
Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Отличало их то, что педали были упрощены до безобразия:
вместо подшипника (на краю оси, под крышкой педали) тупо ничего не было: шайба под расклёпанным торцом оси.  img/bm

Чтобы разобрать педали, заклёпки были высверлены.
В результате от педалей остались только корпуса и пара чашек.

В качестве донора правильных осей послужили отслужившие алюминиевые топталки:
Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Поскольку опыт "выращивания" гибридных педалей уже есть, были выточены латунные втулки для подшипника 12*21*5 мм.

В остальном конфигурация педалей аналогичная: около основания оси - насыпной подшипник, на краю оси - пром.
Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

В собранном виде педали ничем не отличаются от своего стокового вида:
Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Осталось лишь поставить крышки и в путь... )

Мне пофиг, кто какие стенки из какого материала будет откладывать. (с)

5

Re: Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

На форумах не раз всплывал, возможно ли установить во втулку Velosteel механизм от отечественной втулки ХВЗ.

"Время было вечером, делать было нечего" (с)

Поскольку все железки были в наличии, был сделан этот дикий эксперимент:
на фото левый конус ХВЗ (с родным подшем ф6,0*12), установленный во втулку Velosteel
Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Через 2мм щель во всей красе виден сепараторный подш  img/bm

Ну что сказать? Да, использовать типа можно, но надо колхозить какой-то пыльник.  img/be

Теперь самый главный вопрос, на сколько изменилось расстояние между левым и правым конусом механизма?
Расстояние увеличилось примерно на 1 мм!

Чтобы "просадить" конуса, была опробована насыпь 7/32" (ф5,555мм).
Поместилось 19 шариков. )))
Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

цель достигнута  img/ay
Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

По совместимости тормозных барабанов и втулок смотрим таблицу выше. img/ad

Мне пофиг, кто какие стенки из какого материала будет откладывать. (с)

6

Re: Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Maxim_Sed пишет:

Отличало их то, что педали были упрощены до безобразия:
вместо подшипника (на краю оси, под крышкой педали) тупо ничего не было: шайба под расклёпанным торцом оси.

По моему опыту такие педали - с только одним шариковым подшипником - в общем хорошо себя показали. Я педали такого типа ценю за малый вес: такие педали если цельно пластмассовые то пара весят существенно меньше чем одна классическая резино-металлическая педаль.

Правда, качество у них нестабильное: некоторые служат очень долго, по многу лет, а некоторые рассыпаются через месяц. От места где стоит шариковый подшипник идет трещина вдоль педали и остается только выбросить:

Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Это приключилось летом 2016г. на моем "Туристе-1984". При таких обстоятельствах замена концевого подшипника скольжения на шариковый ничего не дает так как слабое место не в нем. Наоборот, как показывает практика езды, если педаль сама по своему материалу прочная то этот подшипник скольжения служит вполне хорошо много лет и в замене на шариковый не нуждается.

Складной грузовоз: http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=226335
Устройство задней втулки "Школьника": http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=323801
Белорусский "Аист": http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=31&t=338736

7

Re: Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Maxim_Sed, 5/16" 24tpi резьба под конус на педалях — это точно, каким образом определяли?

8 (04-04-2017 12:56:40 отредактировано mk011)

Re: Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Кирилл, точно, гайка М8х1 на ось педали навинчивается слишком свободно, гайка педали на ось М8х1 - нет.

UPD: Подсчитал кол-во витков на длине 12,7 мм (1/2") на своей педальной оси - 12 штук. Видимо решили придерживаться стандартов системы резьб UNF. 5/16" там есть только 24tpi. 26tpi есть в системе резьб BCS, которые использовались изначально британцами для именно велосипедов, а не в общем машиностроении.

9 (02-04-2017 11:26:24 отредактировано Кирилл)

Re: Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

mk011 пишет:

Общий бюджет замены, руб.: 2300(вилка)+700(руль-баран 400мм)+600(рулевая)+800(тормоз)

У нас за такие деньги можно хромолевый фреймсет купить с рулевой и кареткой.

mk011 пишет:

Кирилл, точно, гайка М8х1 на ось педали навинчивается слишком свободно, гайка педали на ось М8х1 - нет. Плюс измерения ...

А на ось с резьбой 5/16" Х 26 tpi будет чуть менее свободно навинчиваться? img/ab

10

Re: Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Кирилл пишет:

5/16" 24tpi резьба под конус на педалях — это точно, каким образом определяли?

сначала просто обмерял, сравнил с образцом М8*1
в качестве образца резьбы 24 tpi в доме нашлось:
- чашка картриджа
- ось от китайской червячки (у неё тоже 24 tpi)

позже, когда приехал метчик  5/16" 24tpi, использовал его в качестве резьбомера

В импортных педалях одинаково используются две резьбы на конусах:
- М8*1,0
- 5/16" 24tpi

при этом резьба присоединения педали к шатуну, ессно, дюймовая (9/16" 20 tpi)

Мне пофиг, кто какие стенки из какого материала будет откладывать. (с)

11

Re: Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

На выхах словил прокол заднего колеса на кроке с чешкой-П, пришлось латать.

За одно решил порешать проблему с мягким тормозом.

Взамен родного ТБ поставил ТБ в сборе (клон ХВЗ) длиной около 31мм.

Результаты:
- тормоз поменялся в лучшую сторону (не стал супер злобный, но более чем достаточно)
- угол поворота пятерика с рабочего хода до начала торможения увеличился примерно до 90 градусов (из-за уменьшения длины ТБ на 1 мм )


Примечание по ТБ: зацепы (отгибы вовнутрь) в ТБ выполнены по разному.
На фото ниже пара ТБ ХВЗ:


Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

На ТБ слева зацепы округлой формы, с такими ТБ лучше дело не иметь!

На ТБ справа зацепы выполнены правильно.

Мне пофиг, кто какие стенки из какого материала будет откладывать. (с)

12

Re: Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Maxim_Sed пишет:

За одно решил порешать проблему с мягким тормозом.

Взамен родного ТБ поставил ТБ в сборе (клон ХВЗ) длиной около 31мм.

І я так зробив (ТБ білоруський "АИСТ"), бо не влаштовував кут повороту до гальмування з зірочкою 16з (передня 46 на складному "АИСТ"). Спочатку думав вкоротити ролики обгінної муфти, обійшлось заміною ТБ. Все завдяки Вашим вимірам і експериментам  img/ay  Слабке місце стокових чешок- ватні гальма

13

Re: Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

CustoмBicyclь пишет:

Слабке місце стокових чешок- ватні гальма

через мои руки прошло более 10 чешек: не могу подтвердить, что в них повально проблемный тормоз

Мне пофиг, кто какие стенки из какого материала будет откладывать. (с)

14

Re: Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

Но Макс, проблема присутствует.
Из хорошего — её легко лечить.

15

Re: Лаборатория тяжёлых металлов Maxim_Sed (втулки, каретки, педали)

vault_boy пишет:

Из хорошего — её легко лечить.

аха )

а вот с планетаркой долбался, вот там реально головняк

Мне пофиг, кто какие стенки из какого материала будет откладывать. (с)