(06-07-2021 10:43:48 отредактировано Torpedo)

Тема: Велосипед «Украина»-история марки

Велосипеды «Украина»

Виктор Ходеев

Данный материал посвящен велосипеду «Украина»  самой популярной  марке велосипеда в СССР.  К сожалению, со временем в памяти стирается информация об истории, модификациях, и конструкции  велосипеда разных годов выпуска. Здесь, общими стараниями, описаны основные  особенности всех моделей  «Украина» производимых  Харьковским велозаводом  в советский период.
При подготовке материала были изучены инструкции велосипедов «Украина» разных лет, рекламная продукция ХВЗ, архивные материалы, целый  ряд «живых» велосипедов.
Автор благодарит за консультации Игоря Майстренко и  Влада Карганова за предоставленные фотоматериалы.

Велосипед «Украина»-история марки


Содержание:
-Историческая справка
—«Украина» модель В-120
—«Украина» модель В-130, В-130К
—«Украина» модель В-134
-Последующие модели
-Общие особенности моделей


Историческая справка

Мужской дорожный велосипед ХВЗ «Украина», один из самых известных велосипедов производимых в СССР. За более чем пятидесятилетний период выпуска он стал настолько популярным, что и сегодня, в большинстве случаев, все старые дорожные велосипеды называют «Украина».

История велосипедов с названием «Украина», началась в 1920-х годах. В годы Первой мировой войны предприниматель Александр Лейтнер эвакуировал свою велосипедную фабрику из Риги в Харьков. После Октябрьского большевистского переворота 1917 года она была национализирована, и в 1923 году на ее базе был основан Харьковский велосипедный завод. В 1926 году на заводе было налажено производство единой модели мужского дорожного велосипеда, получившего название «Украина». Эту модель несколько раз модернизировали и прозводили до 1941 года.

После Второй мировой войны, велосипеды марки «Украина» стали вновь производить на Харьковском велосипедном заводе с 1960 года.
Первым велосипедом, который получил название «Украина», была модель В-120. Эта версия дорожного велосипеда пришла на смену модели В-110 «Прогресс», разработанной в конце 1940-х годов на базе довоенных немецких велосипедов. На протяжении всего периода производства, велосипед «Украина» модернизировался и с конвейера сошел целый ряд разных модификаций.


«Украина» модель В-120

Велосипед  В-120 “Украина”, по сравнению с В-110 имел удлиненную раму, горизонтальные задние дропауты с натяжителями цепи, новое  трехпружинное седло (с передней кольцевидной пружиной), усиленные цепные вилки и стойки, которые крепились к подседельному узлу болтом, вместо пайки. Ведущая звезда была с рисунком в виде кругов, катафот на заднем щитке стал пластиковым, овальной формы.

Велосипед «Украина»-история марки
Первая модель велосипеда “Украина” В-120

На раме крепилась сумочка для инструментов прямоугольной формы, изготовленная из коричневого лакированного кожзаменителя. Цельноштампованный задний багажник оснащался пружинным держателем, как и на поздних В-110, но имел новую форму.
Ранние велосипеды В-120 (1960-1961г.г.) имели на раме штатные бонки для установки заднего ручного тормоза,  но в последствии от них отказались.
Обода колес имели профиль типа «чайка», с количеством спиц на переднем 32, заднем 36 штук. Они были  хромирование или крашенные в цвет рамы (в процентном отношении, очень много моделей В-120 имели крашенные обода, особенно во второй половине 1960-х).
Велосипеды в основном красились в черный цвет, но определенное количество, были зеленого, голубого, и других цветов.

Велосипед «Украина»-история марки
Ранние велосипеды В-120 (1960-1961г.г.) оснащались двумя ручными тормозами и щитком цепи

Велосипед «Украина»-история марки
Велосипед «Украина»-история марки
На раму, бронзовой краской  под трафарет наносили надписи «Україна», «В-120»

На раму, бронзовой краской  под трафарет наносили надписи «Україна», «В-120» и декоративные линии. Подобный рисунок наносился и на вилку, щитки колес. Крашеные обода украшались двухцветными линовками. На заднем щитке наносилась цветная декаль с эмблемой завода.
В 1967 году вилка была унифицирована с другими дорожными моделями, что выпускались в тот период.
Модель велосипеда В-120 производилась до 1968 года включительно.

4

(06-07-2021 15:07:38 отредактировано Torpedo)

Re: Велосипед «Украина»-история марки

«Украина» модель В-130, В-130К

Определенный период (ориентировочно 1965—1969 г.г) завод  одновременно выпускал и новую на тот момент модель В-130, и ее усовершенствованный вариант В-130К (ориентировочно 1969 – 1976 г.г).
В конструкцию модели В-130 по сравнению с В-120 внесли следующие изменения: была увеличена глубина щитков, а щиток переднего колеса был удлинен, добавлен подкос устанавливались отлитые из алюминиевого сплава педали, появился передний багажник и откидная подножка.

Велосипед «Украина»-история марки
Чертеж велосипеда В-130

Велосипед оснастили новыми  стальными ободами  колес коробчатого (п-образного) сечения. Переднее колесо имело 36 спиц (В-120 – 32 спицы), благодаря чему была повышена грузоподъемность велосипеда.
На модели В-130К были изменены форма руля и его крепление к рулевой колонке (вынос), щиток переднего колеса, седло.
На раму наносились красочные декали с надписью «Украина», маркой велосипеда и другие мелкие рисунки.

Велосипед «Украина»-история марки
«Украина» модель В-130 1967 год

Велосипед «Украина»-история марки

Велосипеда модели В-130К 1976 год


«Украина» модель В-134

В период, ориентировочно 1968-1975 годов, производилась еще одна модель велосипеда: «Украина» В-134 . Она отличалась от В-120 декором и некоторым вспомогательным оборудованием: появился передний багажник и подножка, новая фара и щиток цепи. Обода колес остались типа «чайка» — переднее колесо (в отличии от В-130/В-130К) имело 32 спицы, крепление руля как на модели В-130к (разрез и зажимной болт спереди выноса).

Велосипед «Украина»-история марки
Велосипед В-134 "Украина", выпуска 1969 года

Устанавливались стальные сборные педали с резиновыми вставками.
Велосипеды в основном красились в черный цвет, но определенное количество модели В-134, были темно-красного, голубого, бирюзового и других цветов. Щитки колес черных велосипедов украшались белыми линовками, на моделях  других цветов щитки были полностью белые.

Велосипед «Украина»-история марки
Мужской дорожный велосипед В-134 "Украина", выпуска 1969 года в полной комплектации

В 1971 году в конструкцию рам велосипедов «Украина», были внесены следующие изменения: мостики стали пластинчатыми и крепились точечной (контактной) сваркой, также были приварены к раме штампованные  крючки для крепления насоса. Ориентировочно с 1974 года начали устанавливать  бочковидные рукоятки руля белого цвета.

Технические характеристики мужского дорожного велосипеда В-134:
-Высота рамы  560, 580 мм
-База -1175 мм
-Размер шин – 40 х 622 мм (1,3/4″ х 28″)
-Передняя звезда (число зубьев) -48
-Задняя звезда (число зубьев)— 19;
-Количество передач -1;
-Цепь втулочно-роликовая 12.7 х 3,4 мм, 112 звеньев
-Вес велосипеда -17 кг.

7

Re: Велосипед «Украина»-история марки

Последующие модели

С 1975 года на ХВЗ производились велосипеды «Украина» с новой шестизначной маркировкой: модели 111-411, 111-412 и 111-413. Эти велосипеды сохранили основные классические черты предшественников. На раме появилось дополнительное  ушко для крепления щитка цепи, немного была изменена конструкция передней вилки. Также на велосипеде стали устанавливать руль новой конструкции и белые ручки новой формы.
Модели 111-411 и 111-412 различались декором и некоторыми элементами оснащения.

Велосипед «Украина»-история марки
Велосипед «Украина» с шестизначной маркировкой, модель 111-411,  1976 год


Велосипед «Украина»-история марки
Декор велосипеда «Украина», модель 111-411

С этого времени, из-за общих нарастающих проблем в экономике СССР,  качество продукции ХВЗ также стало значительно ухудшаться.
Ориентировочно с 1980 года, начали выпускать новые модели 111-421, 111-422 и 111-423. Главным образом были изменены типы дропаутов (передних и задних) конструкция седла и декор. Базовая длина рамы до сих пор была такая же, как и на модели В-120.
Во время выпуска модели штампованные багажники были заменены на трубчатые. Модели 111-422  и 111-423 имели безстормозную заднюю втулку на 1 и 3 ведомых звезды соответственно. Во второй половине 1980-х появляются модели 111-431, 111-432 и чуть позже 111-441. Главным их отличием от предшественников была укороченная база и изменение мостиков рамы. Эти модели были последними велосипедами «Украина» советской эпохи.

Велосипед «Украина»-история марки
«Украина»  модель111-421, 1986 год

Велосипед «Украина»-история марки
Велосипед «Украина» 111-431, последняя модель советской эпохи ХВЗ



Общие особенности моделей

За исключением некоторых модификаций, все  велосипеды «Украина» оснащались стандартной тормозной втулкой заднего колеса ХВЗ типа «Тorpedo» немецкой конструкции. На корпусе втулки ранних моделей выбивалась эмблема со звездой и надписью «Харьков» (в двух модификациях), затем были с одной  надписью «Харьков»  прописным шрифтом , позже только с аббревиатурой «ХВЗ». Ориентировочно с 1974 года втулку перестали оснащать смазочной масленкой. На передней втулке штамповалась надпись «ХВЗ».
На всех велосипедах ХВЗ «Украина», на подседельном узле рамы, справа, штамповался серийный номер и год выпуска. У некоторых моделей номер также  дублировали на заднем дропауте.

Как правило, велосипеды  «Украина» поставлялись в продажу, в стандартной комплектации, включающей в себя сумочку с инструментами, велоаптечку, задний багажник звонок и насос . Дополнительно предлагалось приобрести передний багажник, подножку, счетчик пробега, зеркало, тормоз на переднее колесо, фару и динамку. Также были поставки велосипедов укомплектованных всеми аксессуарами с завода. К примеру отмечу, что стоимость велосипеда  В-134 (без дополнительных принадлежностей) в 1969 году составляла 51 руб. 70 коп, при средней зарплате ок. 70-80 руб. 

Велосипед «Украина»-история марки

В 1966 году ХВЗ  выпустил 10 миллионный велосипед , им стал «Украина» В-130,  а в 1979 с конвейера сошел уже 20 миллионный велосипед. К периоду распада СССР эта цифра уже достигала  30 миллионов.
Качество изготовления велосипедов «Украина», в целом до определенного времени , было хорошим. Следует брать во внимание, что на практике, основным критерием советской плановой экономики было количество выпущенной продукции а не ее качество.
Мелкий брак деталей, таких как перекошенные резьбы в конусах педалей и осей и другие мелочи огорчали , но не портили общей картины хорошего велосипеда. Термообработка деталей втулок каретки, колес, вала педалей на протяжении долгого времени производства была качественной.

В те времена (1960-1980 г.г.), в общем, велосипед  «Украина» был доступен в продаже. Но всегда  была большая проблема с запчастями. Покрышки, камеры, клинья шатунов, тормозные барабаны и другие детали задней втулки были в большом дефиците. Большинство деталей велосипеда вообще не поступало в продажу. Чтобы купить («достать») какую- нибудь запчасть, приходилось месяцами заходить в магазин «Спорттовары», с надеждой, что случайно она будет на прилавке.

4

Re: Велосипед «Украина»-история марки

Название модели "Украина" впервые появилась на велосипедах харьковского завода им. Петровского в 1926 году (по другим данным в 1925 году). Ее получила первая самостоятельная модель велосипедного завода, которую уже начали изготавливать с широким использованием локальных комплектующих.
При смене поколения велосипеда, имя модели "Украина" опять же сохранили. Кроме того, также назывался и подростковый велосипед завода ХВЗ.
Велосипед «Украина»-история марки

Как выглядела предвоенная ХВЗ "Украина" можно посмотреть в этом видео.

Довоенная "Украина"

Re: Велосипед «Украина»-история марки

digest, более-менее развитые коллеги убеждены, что видеоматериалы адресуются теми, кто не умеет писать тем, кто не умеет читать. Сами понимаете, это не наш контингент. Часто бывает просто невыносимо слушать сопящщее и заикающееся  блеяние обзирателей как из-за бредового содержания, так и неумения составлять и говорить тексты, и снимать.
Вот если бы Вы сочинили интересный и содержательный текстовый пост, да снабдили его интересными фотками — вот то ценно. А на ютупе соответствующие пациенты сами себе найдут мусор для глаз и мозгов, не нужно Кроковод превращать в путеводитель для убогих.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Велосипед «Украина»-история марки

Сегодня купил велосипед у крестьян. Рама переварена, но угадывается "Украина". На "чайках". На стакане Торпедо маслёнка, щиток со звездой и надпись Харьков. Но самое интересное, что внутрянка F&S. Детали датированы 40-41 годом. img/ab

энтузиаст примитивных технологий

1

Re: Велосипед «Украина»-история марки

хочу показати, як виглядали велосипеди « Україна» у довоєнні роки.
Вперше велосипед харківського виробництва отримав назву «Україна» у 1925 році. Це була перша самостійна модель, створеного у 1923 році, 1-го державного велозаводу ім. Петровського. Він тоді ще не мав назви ХВЗ. У серійне виробництво перша «Україна» надійшла у 1926 році. На фото екземпляр 1927 року

Велосипед «Украина»-история марки

У 1935 році виходить нова модель чоловічого велосипеду із назвою «Україна», яка вже була уніфікована з велосипедами інших радянських велозаводів і була створена з оглядом на англійські BSA. Її виробництво із деякими змінами тривало до літа 1941 року.
На фото екземпляр ще мирних часів 1941 року.
Велосипед «Украина»-история марки
Крім того з 1936 року тривало виробництво підліткового велосипеду на колесах 24’, який також мав назву «Україна». Ось його фото з колекції А. Мятієва.
Велосипед «Украина»-история марки

13

Re: Велосипед «Украина»-история марки

Продолжу раскопки первых велосипедов "Украина". Как я уже написал выше, на фото первая модель, получившая название «Україна», выпущенная в 1927 году на 1-м государственном велозаводе им. Г.И. Петровского. Тогда он еще не назывался ХВЗ.
Велосипед «Украина»-история марки

Карбидным фонарем с завода велосипед не комплектовался, но для его монтажа был специально предусмотрен кронштейн
Велосипед «Украина»-история марки

В те годы единственный велозавод в СССР выпускал очень мало техники. За 1925-1927 годы в Харькове выпустили всего 11,9 тыс. велосипедов. Большинство комплектующих для них закупали в Англии, да и сам велосипед имеет много схожего с британским BSA.
Велосипед «Украина»-история марки

Стоил такой 110 рублей 69 копеек, но купить такой обычным гражданам было почти не реально из-за дефицита. В основном велосипеды тогда выдавали служащим государственных контор, поэтому до наших дней и дожили считанные единицы ранних «Украина».
Велосипед «Украина»-история марки

Данный экземпляр удалось найти в городе Николаев в очень комплектном состоянии. Кому интересно видео этого экземпляра и история велозавода в самом начале его становления — вот сюжет.
https://www.youtube.com/watch?v=s6jk5vhX93g
Характерно, что ранние "Украина" могли и вовсе не иметь никакого декора. Были полностью черные экземпляры, где даже не было и эмблемы. Такие фото встречаются. Но при этом, велосипед ранней серии довольно качественно сделан. При кажущейся массивности, он имеет вес примерно одинаковый со следующей моделью.

9

Re: Велосипед «Украина»-история марки

Интересно, почему последние Украины были с короткими рамами и прямыми нижними перьями как у Туриста, Спутника и иже с ними вместо типичных дорожных лирообразных? Просто это была унификация с Туристами? Если да, то почему? Наталкивает на мысль, что к 1985-87 гг. стапели (станки?), на которых делали рамы Украин, изжили своё и стали использовать станки для производства Туристов.

Re: Велосипед «Украина»-история марки

Это типа современно.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Велосипед «Украина»-история марки

Не исключаю. Но основная причина, думаю, всё же унификация и рационализация производства.

Re: Велосипед «Украина»-история марки

img/bl
Унификации нет — перья разные. По технологичности прямые тоже не проще лиры: лиру гнуть — операция, прямые продавливать — примерно равноценная операция.

Должны же были подметить в европах тенденцию — делать дорожники асфальтовыми. Да и у нас больше асфальта стало. Но не настолько, чтобы пересаживаться на туристоподобные дорожники img/ag

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Велосипед «Украина»-история марки

Продолжаю знакомить с историей ХВЗ довоенного периода.
В 1935 году завод начинает выпускать следующее поколение модели "Украина", в котором прослеживается влияние BSA и унификация с другими велозаводами.
Велосипед «Украина»-история марки

Велосипед получил раму из более тонких по диаметру труб, более длинную базу и другую конструкцию руля. Обода сохраняют форму "чайки", но отличаются по профилю от ранней "Украина".
Велосипед «Украина»-история марки

В обозначении продукции уже присутствуют клейма ХВЗ, которые видны на многих деталях. В частности, на звезде, втулке и даже на звеньях цепи. В Харькове на тот момент действовало собственное производство цепей. Сзади на крыле появляется стеклянный катафот.
Велосипед «Украина»-история марки

В отделке велосипеда также чувствуются мотивы BSA, хотя сам декор становится скромнее и выражен уже только линовками.
Велосипед «Украина»-история марки


Для эксплуатации в темное время велосипед был укомплектован Г-образным кронштейном, предназначенным для крепления уже электрической фары, энергию для которой вырабатывал велогенератор.
Велосипед «Украина»-история марки

В 30-е годы на ХВЗ была произведена реконструкция гальванического цеха и значительно выросло качество покрытий, кроме того появились и велосипеды с никелированными ободами колес. Их было не много, но они также встречались.
Более детально рассмотреть экземпляр 1941 года можно в этом видео
https://www.youtube.com/watch?v=-X1TqJT05-M
Кроме мужских дорожных велосипедов, ХВЗ в довоенный период выпускал также подростковые, детские и дамские модели. Всего же до июня 1941 года Харьковский велозавод успел выпустить менее 1 млн велосипедов. Если до 1938 года каждый год выпуск велосипедов увеличивался, то, начиная, с 1939 года ХВЗ резко снизил объемы производства велосипедов и все больше был задействован под выпуск военных заказов.

9

Re: Велосипед «Украина»-история марки

В сентябре 1941 года, когда немцы подошли к Харькову,  ХВЗ эвакуируют в разные города. Основное производство отправилось в Узбекистан (г. Бухара), где всю войну выпускало военную продукцию. Производство цепей эвакуируют в Ижевск, где также работает на фронт всю войну.
В 1945 году предприятие возвращается в Харьков и приступает к выпуску сначала военной продукции, а затем и велосипедов. И что удивительно, что довоенные модели выпускать в Харькове уже не стали, а сразу начали с выпуска новой модели В-14, части которой получали по репарациям из Германии.
Велосипед «Украина»-история марки
Так начался уже новый послевоенный этап в жизни ХВЗ, который уже является более изученным.

7

Re: Велосипед «Украина»-история марки

img/thank  img/ay  img/bi
Замечательный интересный материал. Оченно хорошо дырку в образовании затыкает  img/ag А то, строго говоря, Сообщество более-менее ориентируется в истории где-то с 60-го года. Раньше — сумерки, а до Войны — просто темень. Спасибо.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.