(29-03-2017 18:36:56 отредактировано kisa)

Тема: Каретки.

На советских велосипедах каретки попадаются двух типов, довольно условно называемых «минской» (диаметр 40 мм безрезьбовая) и ХВЗ (с резьбой М35х1). Импортные НЕкартриджные каретки обычно близки к одному из этих типов. Нужно знать, что импортные каретки, похожие на ХВЗ (и картриджи) имеют визуально неотличимую, но другую резьбу – обычно дюймового стандарта (1,37” 24 TPI), и вкрутить одно в другое не совсем просто.
Шарики во всех  советских каретках имеют диаметр 6.0 мм. В похожих каретках иностранного производства, как правило, 6, 35 мм (1/4"). Каретки одного типа в сборе (в большинстве случаев — и подетально) взаимозаменяемы между велосипедами разных советских заводов.

"Минская" каретка.

Каретка "минского типа", она же каретка Томсона  — безрезьбовая. (Минск, Аист, Орлёнок, Салют, Кама и др.)

Каретки.

Разборка вопросов не вызывает. Если помнить о том, что на валу с двух сторон левая резьба.
Заметим, если рама не перекрашивается, а чашки годны для дальнейшей работы, их лучше не выбивать из рамы, а вот под перекраску выпресовать их обязательно.

С чашками, конусами и подшипниками поступаем, как описано в ОКВП.

Нужно иметь ввиду, что минские подшипники бывают нескольких поколений. Как водится – чем новее, тем хуже. Самые старинные (примерно до 1970 г) рассчитаны только на насыпные шарики – на конусах нет проточки под сепаратор, и сепараторный подшипник туда просто не встанет. Стальной штампованный пыльник закреплён на шатуне и вращается вместе с ним, охватывая каретку. Более новые имеют на конусах проточку под сепаратор, в остальном такие же. На чертеже выше красным показано, где находится эта проточка.


В каретках третьего поколения пыльники выполнены из пластмассы, и неподвижно надеты на специальные выступающие части чашек – собственно этими чашками и отличаются.

В четвёртом поколении изменились геометрические размеры пластиковых пыльников (они невзаимозаменяемы с третьим), и соответственно, края чашек. Причём чашки стали выполнять методом штамповки…

Как правило, каретки I-III поколений попадаются хорошего и отличного качества, а вот IV делают, в основном, в Китае – тут уж как повезёт. К сожалению, пластиковые пыльники в продаже обычно бывают только IV поколения.

Перевести любую каретку с сепараторных подшипников на насыпные шарики можно, и даже желательно. В советских каретках применяются шарики диаметром 6,0 мм.

Желательно при переборке  враспор между чашками установить защиту — из подходящего куска шланга, или вырезанный из пластиковой бутылки. Это предохраняет механизм от попадания грязи из подседельной трубы. Такая мера особенно актуальна для кареток типа ХВЗ (на «Старт-Шоссе» такая деталь устанавливалась на заводе), но и «минской» не повредит. Следим, чтобы футляр не перекрывал выходы труб рамы в каретку – для циркуляции воздуха внутри рамы.

Каретки.

На одной стороне вала «минской» каретки есть проточка для шайбы с внутренним усом — её хорошо видно на фото выше. Хоть резьба и одинакова (левая!), вал устанавливается именно этой стороной влево. Но вначале на другой (без проточки) конец вала накручивается конус до упора, сильно. Иногда на него накручивается ещё и контргайка, иногда – нет.

Каретка собирается и регулируется, как описано в ОКВП.

Справа конус нужно закрутить до упора и затянуть. Левая сторона — регулировочная.

Без шайбы с внутренним усом контровка этого узла превращается в пытку, так что позаботьтесь о том, чтобы у Вас была эта шайба с неслизаным усом, а лучше, чтобы был их запас.

Каретки.

Немецкие и польские (Ромет) каретки такого типа обычно имеют такую же резьбу, как наши — левая М18х1. Но не всегда. До Войны в Германии каретки этого типа каждая фирма выпускала со своей резьбой img/as https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 837#p11837

"Харьковская" каретка.

Каретка типа ХВЗ, она же BSA — резьбовая. (ХВЗ, ПВЗ, Десна и др.)
Каретки. Каретки.


Разборка каретки типа ХВЗ проблем не представляет, кроме, пожалуй, правой чашки. Во-первых, она имеет левую резьбу. Во-вторых, часто закисает. Понятно, в ход идёт поливание кипятком, WD-40, постукивание молотком… Иногда доходит до того, что к ней приваривают арматурину, чтобы выкрутить. Есть более изящный способ «сорвать» закипевшую чашку: в отверстие вставляется болт М16, на него накручивается гайка и затягивается. Т. к. на болте резьба обычная, а на чашке – левая, вращая болт соответствующим ключом по часовой стрелке, мы откручиваем чашку. При этом болт хорошо затягивается, удерживаясь на ней и не прокручиваясь.

С правой стороны ЛЕВАЯ резьба!

Каретки.

Выкручивание "тяжёлой" правой чашки болтом с гайкой М16

Каретки.


Если планируется покраска рамы, выкрутить эту чашку обязательно! Во-первых, там, в глубине, сложно осмотреть и привести в порядок дорожку для шарика – «необъяснимые» скрипы, щелчки и заедания почти гарантированы. Во-вторых, при подготовке к покраске (пескоструй) эта дорожка может дополнительно пострадать, а при самой малярке может быть залита краской, которую очень сложно вычистить – и чем лучше краска, тем сложнее. Работа шариков по краске… Думаю, объяснять не нужно. Ну и в-третьих, крашеная вместе с рамой чашка выглядит убого, и опытный глаз сразу определит, что с рамой работали кое-как, несмотря на блеск новой краски.

Кстати, при покупке перекрашеного велосипеда невредно глянуть на ту чашку и чашки рулевой — если покрашены, остальные узлы тоже могли быть с таким "старанием" "перебраны"  img/bs Причём скорее всего, подшипники придётся менять.

Далее осмотр деталей, дефектовка, доводка, сборка, регулировка – как описано в ОКВП. Иногда на валу может быть износ даже не дорожки, а тела вала рядом – это от длительной работы с большим люфтом. Не исключено, что сама дорожка при этом не пострадала, и при правильной регулировке всё будет работать, как положено. Конечно, нужно вдумчиво осмотреть такой дефект прежде, чем принимать решение.

При замене деталей важно знать следующее: некоторые импортные валы имеют другое расстояние между шейками – конусами подшипников. Такой вал не удастся отрегулировать. Наши валы старого образца могут иметь более толстые (точнее, широкие) шейки, чем на новых, но сами дорожки для шариков при этом находятся на таком же расстоянии – смело пускаем такой вал в дело. Не исключено, что качество его окажется даже лучшим.

Чашки могут иметь разную толщину «донышка», сквозь которое проходит вал. Это тоже может привести к невозможности регулировки – обращайте внимание. Ну и про резьбу (левую-правую и другого размера на импортных) тоже не забывайте.

При сборке сначала вкручивается до упора правая чашка с левой резьбой. Один конец вала часто бывает длиннее другого – вал устанавливается этим концом вправо. Невредно установить какую-нибудь защиту от грязи враспор между чашками, как сказано и показано выше.

Каретки.

Ну а левая чашка является регулировочной, и после регулировки контрится контргайкой. Здесь, к счастью, нигде не нужна шайба с внутренним усом и сам процесс несколько менее хлопотный, чем в каретке «минского» типа.

Я имею привычку  дополнять конструкцию пыльниками из термоусадочной трубки по месту.

Каретки.


Пост не с этого форума, март 2014:

Восстановлена со свалки (настоящей) полностью советская система. Велосипед можно считать упрощённым аналогом Вашего проекта.

Каретки.


Нравится мне абсолютно всем. Полностью бесплатна. Красива — это из-за фломастеров img/ab, но по-любому очень добротна. Идеально вписалась в стиль, идеологию и всё такое. Абсолютно не жаль времени на гемор по восстановлению крепления левого шатуна. Пока не издала ни скрипа, регулировки не требует. Отдельно ценю за то, что она катаная, а не штампованая — но это фетиш, смысла в этом ноль.
Эмоционально дарит РАДОСТЬ.

Добротная система на квадрате в моём исполнении. Большое количество ручной работы и не очень дорого — т. к. специально заточена под авторский велосипед специфического стиля. Идеологически и эстетически подходит идеально (красиво-некрасиво — это дело зрителя, я о соответствии).

Каретки.

Конструктивный аналог того, что я имел ввиду для Вашего проекта, как "нормальную" — качественную, но без лишнего пафоса. С поправками на Ваш вариант выглядит так: перерезка резьбы (у меня — в мастерской, но Украина и дома режется), что исключает возврат к родной каретке. Картридж куплен за 70-80 грн, как проверенный (я их много таких наставил) и оптимальный: дешевле — Г, дороже — зачем? Сама система у меня — отдельная песня, но Вам придётся покупать примерно такую, как показал Бегущая Черепаха гривен за 300. Дешевле нормальных толстых (под сингловую цепь) нет. Педали придётся покупать в любом случае, ибо в шатунах под квадрат резьба другая ("буржуйская"), нежели в клиновых. Минимально приличные педали стОят гривен 70-100.

Цены указаны времён, когда 1 доллар стоил 8 гривен.

Лазейки для экономии есть практически только при выборе самой системы. На картрижде экономить вообще не стОит, с педалями лучше не экспериментировать, б/у — лотерея. Систему, если повезёт, можно взять с буржуйского дорожника — с одной толстой звездой. Ещё на одном проекте мне повезло — подошла хорошая система Провил за 130-150 грн типа для дамских велов под планетарку. Если закрыть глаза на то, как там картридж (такой же, за 70-80 грн) присобачен в раму, и на размер звезды, то это неплохой вариант, включая педали (там Экзюстар за 90 грн). Шатуны алю, звезда — сталь.

Каретки.

Эмоций никаких не вызывает — эстетически всё в порялдке, а так просто не обращает на себя внимания.

Самый неудачный вариант получился, увы, на самом полезном в хозяйстве моём личном веле  :sad: . Тоже решил сделать Украину из-под забора. Искать оригинальные детали было долго, а на ашане ездить на даче было уже противно. Перед этим мне повезло — купил две системы, они не гнулись. Решил и сюда такую влепить. Картридж вопросов не вызывает — как на предыдущих. 70-80 грн. Резьбу в раме нарезал прямо картриджем — распространённое изнасилование. Теперь к родной системе не вернуться.. Ну, почти. Система гривен за 60 с базара — визуально напоминает родную, что меня вполне устроило. Педали ещё за 30 а-ля советские (резьба же "буржуйская"). Потом ещё одни за 50 img/ab .

Первый выезд был на пляж. На обратной дороге, когда поднимался по пологому асфальтовуму слипу (я там в одиночку лодку затаскиваю) шатуны загнул. Дома разогнул. Ну и так во время каждой поездки на пляж. Потом приучился педалировать так, чтобы особо их не загибать, хотя вот на днях:

Это не перспектива фотографии, оно такое и есть, причём ещё "винтом".
Каретки.



С педалей слезла резина кусками на второй день — заменил деревом. Вскоре выкинул — заклинило. Купил покруче за 50 грн — пока бегают.
Эмоции — раздражнение от одного воспоминания про любые квадраты  img/ag

Но если повезёт со всеми деталями (а такое даже у меня, как видно, бывало)...

Позже, при рестайлинге этого велосипеда весь квадратный мусор был выброшен — благо, пришла в отличном состоянии каретка, система и педали от Украины.

Ещё делал варианты, когда в родную каретку ставил квадратный вал. Ну такое работало нормально, так как валы брал из старых ашанов, точнее МТБ, которые были не самые дешёвые (дешёвые в те времена на клиньях были). А не очень дорогие системы от МТБ бывали на удивление неплохи, хоть и страшного вида. При этом не приходилось портить родную резьбу в раме.

Ошибки допускал с квадратами — запущеное ослабление посадки. Они менее чувствительны к этому, чем клинья, зато — писец img/ab . На выброс, причём на выброс идт не сравнительно дешёвая ось, как на клиновой системе, а дорогие шатуны. . Попыток по-колхозному заставить работать раздолбаный квадрат хватало на пару км. На клиньях хоть при большинстве халеп доехать можно как-то на колхозе.

Иногда в системах с картриджем появляется неустранимый раздражающий (но, как ни странно, безопасный) скрип откуда-то изнутри. Подтяжка (нужно снимать шатун) когда помогает, а когда и нет. Проходит само  img/bn Пару раз и на меня такое нападало на разных велах (на одном — даже с окталинком)

А вообще, абсолютно любой скрип оттуда — повод к ревизии. Если запустить — писец, хоть клиновой системе, хоть квадратной.

У друга на Джаинте недешёвой модели через несколько лет снифига рассыпался картридж до невозможности дальнейшего движения. Почему — загадка. Ничего придумать, чтобы доехать своим ходом, не смог. При том, что он Технарь до мозга костей и глубже.

Для работы с квадратом обязательно нужен съёмник для шатуна и ключ для его картрижда. Ну и шестигранный ключ или торцовый (смотря чем фиксируются шатуны на валу), понятно. Если без съёмника иногда можно стянуть шатун молотком, то без ключа картридж не выкрутить. При клиновой системе достаточно ключа — "семейки".

Обязателно нужно ознакомиться с понятием "чейнлайн", а то валы по длине разные бывают... И разложить по полочкам в голове соответствие резьб. М разницу в ширине цепей, кстати. Возможно, это откроет ещё один путь — переход на узкую цепь.

Не стОит забывать о длине шатуна — можно нарваться на короткую систему для подростков (размер — как на Орлёнке), хапнуть её, обрадовавшись цене....

Самая большая беда клиновой системы — абсолютное, 100% отсутствие в продаже нормальных клиньев. Ну и валов тоже. Спасают разборки и "советские запасы" у дедов на рынках.


Добавляю фото случайно не выброшеной коробки от одного из тех картриджей, которые ставил на все квадратные системы:


Каретки.


Про новый квадрат на магазинном велосипеде http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=19&a … 7#p2063368


я свой характер закаляю
преодолением преград
но кАретку не перережу
в квадрат
© andreylb

Про Киевскую сотку 2018: https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 948#p75948  img/ap

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Каретки.

Оттуда же, тех же времён.
Каретки.

Снимаем шатуны — откручиваем гайки не совсем (!), а так, чтобы она слегка поднялась над концом болта, точнее, резьбовой части клина (чтобы по резьбе не лупить). Выбиваем аккуратно, лучше через проставку из мягкого металла (у меня медный стержень для этого размером с палец img/ab . Разбираем каретку (правая чашка, которая до упора вкручена имеет левую резьбу!). Аккуратно откладываем советские подшипники в сторону — сейчас такие по качеству не продают). Чистим-моем. Убеждаемся, что дорожки под подшипники не покоцаны, шарики не выщерблены и т.п. Если шарики целые, но выпадают из сепаратора — не страшно, потом запихаем на место.

Подробно о велоподшипниках https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=53

Проверяем неубитость посадочных мест (!). Бывает, ось заметно протёрта болтавшимся шатуном в местах, показаных стрелками — аж до ступенек по 0.5-1 мм. Увы, такое — на свалку, или... да лучше на свалку. На фотке у осей с этим всё в порядке. Самое важное — посадочные места под сами клинья. Они должны быть конкретно плоскими по всей поверхности лысок. Нижняя ось в порядке, а верхняя так разбита клином, что аж край полукруглый. Здесь слесарная магия бессильна. Заодно на фото показан б/у, но отличный клин, который я намерен использовать на довольно пафосном проекте. Кстати, этот клин на год старше меня.

Каретки.


Всё в порядке? Закладываем смазку (Литол (!), положено 30-50% объёма подшипника), собираем.

Осматриваем шатуны. Отверстия под ось большое и под клин перпендикулярное маленькое должны быть круглыми, не в коем случае не овальными. В принципе, это лечится, но долго рассказвывать. Иметь цилиндрическую форму. Короче, быть не раздолбаными (!).

Если всё в порядке, можно привести в порядок хром — очистить, протравить лимонной кислотой и т.п. Кривость звёздочки проще и даже умнее выправить потом — после монтажа. Не мешает сейчас проверить резьбу под педали.

Клинья (!) должны быть круглыми, без заусенцев, с плоской косой плоскостью  img/ab . Допускается мелкие огрехи подчухать напильником. Гайки лучше брать нержавеющие — родные легко срываются.

Приступаем к монтажу. (ё-моё текста больше, чем работы  img/ai ). Клинья вставляются против вращения педалей (!), т.е. при работе он движется по кругу головой вперёд, резьбой назад  img/ag . Тщательно следим, чтобы плоскость клина красиво легла там внутри на плоскость лыски на валу (!).

Забиваем клинья на место, накручиваем гайки через шайбы, подтягиваем. Помним, что дури у нас хватет, а сталь там не очень, и детальки маленькие.

UPD Уточняю на всякий случай после воплей одного дебила: Гайки не предназначены для запрессовки клина на место. Запрессовка производится молотком через проставку. А гайки только фиксируют конструкцию от разбалтывания — контрят.
/UPD

Длительной практикой я убедился, что обычный ключ на 10 нужно держать пальцами (!) за самый конец, противоположный от нашей гайки — тогда если крутить со всей дури, до боли в тех пальцах, и затяжка получается нормальной, и резьба целой.

Чего многие не делают, потом жалуются. (!) Дотянув до сработки динамометрического ключа боли в пальцах, нужно подстучать клин молотком (чтобы не покоцать его, лучше делать это, например, через медную проставку). Он слегка просядет ещё и позволит ещё немного подтянуть гайку.
Попеременно подбиваем клин и подтягиваем гайку несколько раз (!), пока она не перестанет подтягиваться. Выступающий слишком длинный конец резьбовой части клина потом можно обрезать, чтобы торчало только 2-3 мм резьбы. Тогда штаны целее будут. Иногда туда накручивают вторую гайку — особенно это полезно, если на первой (или на клине под ней) резьба вызывает опасения.

Вуаля!

Новые веяния (рекомендую, хоть недавно начал так делать). Перед монтажом всей этой лабуды нужно прогреть кипятком шатуны в районе оси. Естественно, ось и клинья должны остаться холодными. Не облить слегка (моментально остынут), а именно хорошо прогреть, чтобы они как можно дольше оставались горячими. Я в подходящей миске с водой довожу до кипения и кипячу ещё несколько минут. Остывая, они плотнее обожмут сопрягаемые детали. К тому же та коррозия, которая слекга образуется (много её там пло-любому не будет) внутри соединения, ещё дополнительно умсилит и уплотнит его. Кто знаком со стройкой — есть приём заделки анкеров в стену, основаный на подобном эффекте.

(!)Важный момент:

Все комплектующие должны быть родом из СССР. Чем старше — тем лучше. Попадался брак, конечно, но до наших дней он не дожил. Абсолютно всё, что сейчас продаётся в магазинах, не выдерживает сравнения даже с советским браком. Клятвенные заверения продавца, что оно из советских запасов, могут быть неправдой. Большинство кЕтайских произврдителей тщательно копируют советские детали, но...
Исключением могут быть минские детали — во всяком случае, мне не попадалось некачественного ничего, включая 1994 и 2002 год img/ab . Никакие "калёные", "ремонтные" (это отдельная песня) клинья не стоят внимания ВООБЩЕ. Да и оси тоже.

Вся работа занимает намного меньше времени, чем я потратил на этот текст (между прочим, жрать хочу  img/ab ). Если в детстве Вы тратили на это пять минут, то сейчас, соблюдая всё, что я тут накарябал, потратите шесть. И забудете.
Пикантный момент о Киевской сотке-2018: https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 948#p75948

Самостоятельное изготовление клиньев.
Где-то когда-то какой-то добрый человек выложил чертёж клина советского стандарта. Вот этот чертёж:

Каретки.

Кроме того, имеется некоторый опыт изготовления упрощённых клиньев. Протачивали пруток нержавейки до диаметра 9,5 мм, потом зажимали в патроне токарного станка, подложив под один из кулачков миллиметровую жестянку -получался эксцентриситет. Протачивали хвост до 8 мм,и резали там плашкой резьбу М8.

Скос на глазок делали на точиле. Не особо стеснялись снять при этом кусок резьбовой части в виде лыски.

Эти наши клинья на нескольких велах тыщи км наматывают, в т.ч. и походы. Возможно, расмотрите их на этих велосипедах:
https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=9115#p9115
https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=9099#p9099

О материале.
Делать клинья из чёрной стали нехорошо — ржаветь будут. Но если есть такое желание )или гальваника) — я б точил их из арматурного прутка.

Мы точили наши клинья из нержавейки с металлобазы, купленной в виде прутка 10 мм, не вникая в марку стали. Лишь бы не ржавела (брал на мелкие неответственные  детальки на яхту). Вот из этих https://www.metall-holding.com.ua/catal … ll/krug-nz

Вот ещё полезная переписка про разные стандарты клиньев и про ремонтные клинья https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 65#p221265

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Каретки.

Подбор длины вала — оттуда же, тех же времён.


img/bu  Сколько ж будет повторяться в личке и общаке дур...  эээ....  вопрос типа "какой квадратный вал нужен на мой велосипед краного цвета"... Ну хоть бы кто-то из вопрошающих воображение включил, или разложил железяки перед собой и подумал немного. Задние втулки у многих по-разному собраны, в конфигурации систем каждый производитель лепит отступ звёзд, как хочет, от продавцов такой инфы не добиться — это ж не рассказки про то, сколько передач нужно на велосипеде...
Кстати, к системам на клиньях это тоже относится в полной мере.

Ну скажу я, какой конкретно вал у меня на Табуретке — кого это спасёт? Чтобы воспользоваться моей инфой, нужно добыть систему от шоссейного СЗ, переделать его квадрат на азиатский (с неизвестной посадкой — на заводе делали на строгальном станке), присобачить самопальную звезду на наружную плоскость. На задней втулке повторить мой набор проставок и контргаек, и потом шайбой каретку на 2 мм сдвинуть. Сказать? 113 мм у меня вал. Хоть ОДНОМУ человеку это поможет?

У фиксеров есть некоторые наработки — там мало популярных систем и втулок, поэтому какие-то их комбинации повторяются регулярно, на многопередачных велах разбег может быть большим... Но по-умному

Индивидуальный подбор вала каретки:
1. Берём полностью готовое заднее колесо — со всеми проставками, шайбами, контргайками — чи что там ещё навешано. С отрегулированными зонтами — уже в том виде, в каком будем на нём ездить (напоминаю, а то если такие вопросы задаются...)

Находим СЕРЕДИНУ втулки. Подчёркиваю, НЕ середину КОРПУСА, а середину между дропами рамы, между гайками (показано красным, видно, что общая середина втулки в сборе не совпадает с серединой корпуса):

Каретки.


Запомнив (фломастером  img/ag ) нашу середину, меряем чейнлайн — до серездины звезды (показано жёлтым). Кстати, в правильно собраной втулке Торпедо середина втулки совпадает с серединой корпуса и чейнлайн 40 мм.
То есть, от оси велосипеда до оси цепи по втулке имеем (допустим) 40 мм.

Теперь берём любой китайский гoвновал — новый, старый, под шары или промы. Важно, чтобы квадрат на нём был не забитый и не стоптаный. В идеале — картридж той же модели, что и будет, но с длиной вала от фонаря. Надеваем на него НАШ конкретный шатун со звездой, именно от нашего красного велосипеда  img/ag . Запрессовываем его нежно болтом или гайкой до нормальной посадки — если не допрессовать, можно на пару мм ошибиться. На валу б/у видно, как была насажена старая система — но это не догма, так, чтобы только сориентироваться. Измеряем получившийся чейнлайн (от середины вала, полученого, например, таким же способом, как на задней втулке):

Каретки.


Зная длину вала-макета, существующий чейнлайн и требуемый, можно вычислить длину требуемого вала. Для этого нужно иметь два высших образования — тогда возьмут на специальные курсы, где этому учат. Но вкратце так (все цифры от фонаря):
Есть вал 140 мм, нужен чейнлайн 40 мм. С нашей системой для красного велосипеда получился чейнлайн 45 мм. Значит у каждой ПОЛОВИНЫ нашего гoвновала-макета лишние 5 мм, то есть у целого вала 10 мм. Значит берём вал на 10 мм короче макета — 130 мм. Надеюсь не надо объяснять, что гoвновалы под гайки, как на фото, меряются без выступающих из квадрата резьбовых частей?

Сами валы бывают на пару мм несимметричными, да и в каретку они ставятся в упор в правую сторону, а левая — как получится. Но этим иногда можно воспользоваться для более тонкой настройки — переворачивая вал внутри картриджа и подкладывая в картридж шайбы большого диаметра между подшипником или чашкой, где это возможно. Но с шайбами, не включая голову, лучше не играться — а то можно такого нарегулировать, что и подшипник высыпется.

Если гoвновал-макет из тех, что на фото, несимметричный, можно промерить его с двух сторон, перевернув, и вычислить среднее арифметическое. А можно просто найти середину между концами, как искали на втулке.

Машиностроительный допуск на цепную передачу, аналогичную сингловой велосипедной, допускает отклонение линии цепи на 4 мм при длине передачи 1 м. Т.е. у нас где-то до 2 мм на сингле допустимо, но понятно, эту погрешность желательно минимизировать.

На многоскоростых передачах цепь один хрен почти всегда работает "по диагонали", и такие точности её и звёзды не спасут. Но минимизировать этот разбег мы тоже можем, добившись прямой цепи именно на "любимой" — наиболее часто используемой передаче.

Ну и должно быть понятно, что если рама кривая (проверяется ниточками), это всё бесполезно.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Каретки.

Каретка Томсона ("минская", "безрезьбовая 40 мм") — оттуда же, ноябрь 2013.




Продолжаю играться с минскими каретками — которые безрезьбовые ∅ 40 мм. Для проекта "ностальгический Минск" выбрана система на клиньях.

Был приобретён за 20 грн вал, рассчитаный на промы. Выбирался напильником — на этом конкретном валу напильник легко продирает чёрный слой воронения (ну, который от термообработки — это не краска), но тяжело грызёт сам металл. Конечно, по этому валу не катаются шарики, как в стандартной каретке ХВЗ, но он должен выдерживать нагрузку от клиньев, которая там сконцентрирована — будь здоров.

Пошипники №203, которые идут с этими валами, были с негодованием отвергнуты  img/ag — валы продаются и отдельно. Пошипников из советских запасов у правильных дедов не оказалось, поэтому были выбраны российские VBF (от этого исконно русского названия так и веет берёзками-балалайками img/ag ) — какой-то бывший ГПЗ. Визуально сделаны по честному, со следами шлифовки, резинометаллическими уплотнениями и т.п. По 25 грн/шт. В подшипниках на всякий случай была заменена смазка на Фиол, но это, по большому счёту, лишнее — там была визуально нормальная смазка и нужное количество.

При желании иметь каретку качественнее трёхсотгривнёвых картриджей (и наличии хорошего вала img/ab ) можно найти подшипники SKF, аналоги наших 203 — видал гривен по 60.

Валы бывают как под квадрат, так и под клинья.

Т.к. с инженерной точки зрения, эта конструкция, не содержащая вообще лишних деталей (в отличие, например, от обычных картриджей) мне нравится и я думаю над ней работать, были изготовлены оправки для монтажа-демонтажа. Длина 45 мм, наружный ∅38 мм, внутренний ∅17,5 мм. С рабочей стороны они отторцованы на станке, с нерабочей — под молоток или пресс — грубо сняты фаски на точиле, чтобы не путать.

Посадочное место на валу оказалось большего диаметра, чем нужно. Попытался охладить вал в холодильнике, а внутреннее кольцо подшипника нагреть кипятком (нежная горячая посадка) — этого не хватило. Пришлось идти на поклон у токарю-любителю img/ab

Намерили внутренний диаметр подшипников около 17,07 мм. Одну сторону вала проточили до ∅17,0мм и насадили подшипник на место, надвигая его через оправку задней бабкой станка (выключенного img/ag ). Вторую сторону проточили до ∅16,95 и подшипник надевается туда рукой с усилием — для монтажа дома.

Ну и всё это хозяйство смонтировано в раму. Посадочные места очистил от небольшого количества попавшей туда краски. Встало с небольшими усилиями — должно держаться. На всякий случай, подшипники впрессовал в раму на клее БФ-6 (медицинский — народный фиксатор резьбы), но они итак встали правильно. С помощью оправок даже удалось выставить чейнлайн поточнее — механизим можно сдвинуть на пару мм в каретке.

Ну и собрал всё — система от дорожного "Минска" 94 г (какую достали именно минскую, шоб как в детстве), клинья новые из советских запасов, восстановленные педали от Орлёнка 72 или 74 г.

Комментарий к файлу: Холодильник холостяка-велолюбителя img/ab
Каретки.

Каретки.

Каретки.

Каретки.

Каретки.

Каретки.

Каретки.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Каретки.

Оттуда  img/bs

Кареточная война )

В Салюте каретка типа "Минска", "Аиста", "Орлёнка" и т.д. — без резьбы. Я изначально планировал сюда какую-то алюминиевую систему (думал, с разборки может попадётся евросингл какой-то), поэтому нужно было устроить квадратный вал. Бывают валы с типа советскими промподшипниками в минскую каретку, иногда и под квадрат. Но у меня был неудачный опыт с таким валом (к этому ещё буду возвращаться), да и у нас сейчас гривен по 70 продаются хорошие картриджи — такие стоят на Табуретке, Трофейном, и даже том убогом ашане, который я тут показывал. И ещё кому-то ставил, не жалуются — я даже забыл, кому именно img/ab Претензий нет, поэтому решил его ставить. Неплохой способ применяют некоторые коллеги, вырезая каретку с ненужного ашана, и устанавливая её внутрь минской — диаметры позволяют.

Лишней рамы ашана не оказалось, поэтому решил выточить отрезки стальной трубы-переходники, впаять их на место и отдать в веломастерскую нарезать резьбу. Токари мои — парни классные, я их очень люблю и уважаю (один-друг, второй-брат), но... Не нарежут они ту резьбу, тем более такую — спасибо, что хоть какие-то детальки удаётся сделать. Да и соосность отдельных деталек была бы под вопросом, цельную туда просто так не вставить (нужно разворачивать центральную часть каретки в раме)...

Обратился к веломастерам — мол нарежешь? Один сразу отказался, другой, в "200 по встречной" сказал, что в стали не будет, а в алюминии — пожалуйста. На радостях выточили те детальки из алюминия. Впрессовал я их на место, приготовился тащить мастеру.

Как раз тут в соседней ветке затеялось обсуждение аналогичной проблемы, я там даже повыступал... и тут до меня дошло, что стальные детали хотел мёртво впаять, а алюминиевые просто впрессовал. При затяжке картриджа их бы просто выдавило наружу — распрессовало. Были сделаны два резьбовых отверстия М5 для фиксации.

Эти крепления оказались очень кстати даже в процессе нарезания — ибо усилия там дикие. Одна вставка попыталась слегка провернуться и болт подраздолбал отверстие — потом перерезал его на М6. Из-за общей кривости конструкции, одна сторона нарезалась всего миллиметров на 12, потом метчик упёрся. Из-за этого на чашке картриджа прищлось сточить часть резьбы.

Потом, после консилиума с мастером, было решено добавить фиксирующих болтов — их стало 4.

Собралось всё нормально, не сильно уродливо и вроде крепко. Я живу на приличном уклоне, и на пробном выезде с пристрастием протестил это всё лосиным педалированием в гору.

Всё хорошо, но какой-то осадок остался — больше не хочу повторять такую конструкцию. У меня в работе две минских рамы (оба проекта-под клинья) — на одной нормально соберу родную каретку, на другой поиграюсь с промами...

Каретки.

Здесь также видно усиление приварки мостика пайкой
Каретки.

Каретки.


Однако, наиболее надёжный метод перехода с "минской" каретки на картридж — это вварить в каретку корпус с резьбой под картридж, вырезанный из ненужной рамы. Например, детского велосипеда.
Каретки.

https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 62#p162062

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Каретки.

Оттуда

Каретки ХВЗ, замена сепаратора насыпью и облегчение монтажа:

Шарики 6 мм, да.
А вот по количеству интересно получается. Смотреть нужно. Иногда входит 11 шариков и остаётся нормальный зазор -1. Так с завода на стартонах шло (не на всех). Если насыпать в такую 12 шариков, будет клинить.

А иногда входит 12 и остаётся вполне правильный зазор где-то 3/4 или 1/2 шарика. И если в такую чашку натолкать 11 шариков, оно будет очень неприятно щёлкать, а на 12 — шепчет.

Зависит это от конкретной чашки , но возможно, и вала, и их комбинации. Больше похоже на разные годы выпуска, чем износ. Проверять нужно "на улице", насыпав шарики и вставив вал. Покрутить, чтобы шарики свои места заняли, понаблюдать.

Да, ноу-хау от моего друга, когда он турист viewtopic.php?f=31&t=160854&start=2040#p1568838 строил :
Чтобы при сборке шарики не высыпались, вал вставляется в чашку с шариками, и снаружи на него надевается хомут.

Каретки.


Хоть проволочный, но удобнее и приятнее винтовой фирменный. Может быть удобно сделать так при вкручивании первой (я начинаю с правой) чашки, может — при второй, кому как понравится.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Каретки.

Разборка каретки типа ХВЗ проблем не представляет, кроме, пожалуй, правой чашки. Во-первых, она имеет левую резьбу. Во-вторых, часто закисает. Понятно, в ход идёт поливание кипятком, WD-40, постукивание молотком… Иногда доходит до того, что к ней приваривают арматурину, чтобы выкрутить. Есть более изящный способ «сорвать» закипевшую чашку: в отверстие вставляется болт М16, на него накручивается гайка и затягивается. Т. к. на болте резьба обычная, а на чашке – левая, вращая болт соответствующим ключом по часовой стрелке, мы откручиваем чашку. При этом болт хорошо затягивается, удерживаясь на ней и не прокручиваясь.

Каретки.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Каретки.

Добавить бы ещё обслуживание стандартной каретки Томпсона, а то так получается, что промы — это единственный путь  img/ab

(09-06-2020 15:51:13 отредактировано mk011)

Re: Каретки.

Для эксплуатации советских велосипедов — единственный путь, так как найти кондиционный вал нужной длины почти невозможно.

Re: Каретки.

kisa пишет:

Разборка каретки типа ХВЗ проблем не представляет, кроме, пожалуй, правой чашки. Во-первых, она имеет левую резьбу. Во-вторых, часто закисает. Понятно, в ход идёт поливание кипятком, WD-40, постукивание молотком… Иногда доходит до того, что к ней приваривают арматурину, чтобы выкрутить. Есть более изящный способ «сорвать» закипевшую чашку: в отверстие вставляется болт М16, на него накручивается гайка и затягивается. Т. к. на болте резьба обычная, а на чашке – левая, вращая болт соответствующим ключом по часовой стрелке, мы откручиваем чашку. При этом болт хорошо затягивается, удерживаясь на ней и не прокручиваясь.

Подобным образом (как на фото) я снял примерно пять-шесть правых чашек кареток с разных велосипедов. Разве что шайбы не использовал, и без них прекрасно откручивалось. Обратно на место была успешно закручена лишь одна чашка. В остальных случаях в каретку устанавливался картридж.
Раскручивалось легко практически всегда, кроме последнего случая, в прошедшее воскресенье. Решил я поменять на картридж каретку не часто встречающегося ПВЗ 112-516 "Сура-6". Гайка М16 накручивалась с помощью разводного ключа на болт как-то долго и с усилием. Закрутилась гайка в итоге всё-таки, и... ничего. Пришлось принести со двора кусок железной трубы примерно 50мм диаметром и длиной чуть больше 2-х метров. И лишь с помощью этой трубы правая чашка была откручена. Картридж каретки был закручен на место минут за 15 со смазкой и креплением болтом оси каретки к спецголовке, чтобы не срывалось. В остальных случаях ("Сура-2", складной ЖВЗ, а также не упоминаемые на форуме ашаны) картриджи кареток закручивались по резьбе вообще без проблем, чуть ли не от руки.

"Ненавижу, когда все шагают в ногу одинаково стриженые, одинаково одетые, с одинаковыми мыслями в одинаково пустых головах" © Кий.

Re: Каретки.

У моего "Урала" минская каретка, причем его родной вал был хоть и советский но бракованный — совсем мягкий. Поставил другой, теперь уже под квадрат — и этот тоже мягкий но все же тверже того. Поскольку в минской каретке подшипники ходят не по самому валу а по навернутым на него конусам, а эти конуса я навинтил родные т.е. вполне благонадежные — то результатов мягкости вала каретки можно ожидать только в квадрате на который надеты шатуны. Я даже заранее купил несколько таких валов рассчитывая заменять их по мере надобности, благо они не дорогие.

Но, к моему удивлению, все нормально ездит уже два года причем в самых тяжелых условиях: езда круглый год в сильно холмистой местности. Было некоторое разбалтывание левого шатуна, но оно вылечилось подкладыванием в его квадрат кусочка от стальной рулетки. Тщательное исследование этого странного феномена показало что причиной такой неожиданной долговечности вала являются... алюминиевые шатуны. Вал-то мягкий, а шатуны еще мягче — и вот поэтому квадрат на валу и не сминается.

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Каретки.

Джентльмены, а на сколько допустим люфт в 203 подшипниках?

Re: Каретки.

в правильных подшах люфт на уровне ощущений

Re: Каретки.

img/bw
ну если пошевелить левый шатун то крайняя точка правого сдвигается до 1- 1,5мм

Re: Каретки.

Ээ... я насыпь при таком капремонту подвергаю...

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.