Следующий дефект – «длинный ход схватывания МСХ».
В качестве аннотации скажу, что этот дефект для данного типа втулок нехарактерен, встречается нечасто. У меня был один раз при очередном «эксперименте» со смазкой. Вот у втулок типа «Родина» это было практически у всех, но ее рассмотрение не входит в тему материала.
В процессе рассмотрения предполагается, что втулка собрана правильно.
Причины:
1. Избыток смазки в МСХ. Этот момент рассмотрим поподробнее. Иногда новичок, следуя принципу «кашу маслом не испортишь», напихивает консистентную смазку во все узлы втулки. И если подшипникам это не вредит, то с МСХ все с точностью до наоборот. Посмотрим на МСХ поближе – имеем корпус с клиновыми пазами (14), сепаратор с тормозком (латунная втулка внутри тормозного барабана) (9) и собственно ролики (19). Тормозок расположен на другой детали, но при рабочем ходе они сцеплены гранями винтовых клиньев тормоза. Причем сепаратор перекрывает сверху клиновые пазы почти наглухо. Когда мы начинаем вращать ведомую звездочку (12) в направлении рабочего хода, корпус клиновыми пазами стремиться выдавить ролики на больший радиус, прижимая их к корпусу втулки. Подтормаживаемый сепаратор ускоряет этот процесс. А теперь представьте, что между роликом и стенкой клинового паза набита плотная смазка. Силы торможения сепаратора не хватает, ролик упирается в масляную «подушку» и не расклинивается. Постепенно масло выдавится, но мгновенного схватывания МСХ не происходит. В моем «эксперименте» педали провернулись на несколько оборотов. В более «легких» случаях происходит проворот от четверти оборота до оборота.
2. Слабое торможение сепаратора. Латунная втулочка (20), надетая на тормозной конус(9) имеет два лепестка, немного разведенных в радиальном направлении. У втулок выпуска до 50-х годов эти лепестки были выполнены из пружинной стали и приклепаны к втулке. Выпускаются ли сейчас такие в Европе – не знаю. Как уже сказано выше, одной из задач этого устройства является подтормаживание сепаратора (10) МСХ рабочего хода. Чем выше сила торможения, тем быстрее схватывает МСХ. Но тут нельзя перебарщивать – избыточно разведенные лепестки начинают трещать по внутренним пазам тормозного барабана и быстро изнашиваются, что опять же приводит к увеличению свободного хода. Правильная регулировка – разжать до начала треска и чуть вернуть назад. При вращении конуса рукой должно быть ощутимое сопротивление.
3. Износ клиновых пазов правого конуса (14). Это определяется визуально – клиновая поверхность пазов должна быть ровной, без канавок и «валиков», набитых роликами. Установленная в корпус МСХ должна при вращении рукой заклиниваться.
4. Износ роликов. Вот с этим дефектом мне столкнуться не пришлось. Пазы конуса правил, но ролики ни разу не менял. Возможно в связи с тем, что мои втулки были выпуска 60-х -70-х годов. Износ пазов и роликов выявить легко – нужно посмотреть, как далеко «выглажены» клиновые пазы. Если ролики подходят к самому верху, муфту пора менять или ремонтировать.
5. Износ корпуса втулки. Сам с этим никогда не встречался, но чисто гипотетически возможно…
Лечение:
1. Разобрать МСХ, промыть от смазки. Желательно слегка смазать клиновые поверхности. Но не обязательно – рядом находится подшипник, какое-то количество смазки попадет на ролики. А вот подшипник смазать от души.
2. Отрегулировать прижимное усилие латунного сепаратора.
3. Если запас по ходу роликов еще есть, сгладить канавки и валики в клиновых пазах. Если износ критический – установить ремонтные ролики или заменить конус полностью.
4. Тут без вариантов – заменить ролики.
5. Замена корпуса или установка ремонтных роликов.
Мне ремонтные ролики не попадались, но по форумной информации качество их не очень… А посему лучше, наверное, заменить узел целиком, сняв его с работоспособной втулки. Качество запчастей, поступающих в наши магазины, оставляет желать лучшего…
Добавлено: 06-07-2018 16:36:46
P.S. ...о том, как вывести самолет из штопора, затормозить, будет сказано в следующем номере журнала