Ось и конуса.
F&S: Показаны шлицы — упоры малого конуса. Они позволяют обойтись без контргайки, и для подшипника правой стороны это более безопасно — невозможно самопроизвольное перетягивание втулки, как в случае с ненадёжной контровкой. Пыльник малого подшипника сидит на чашке, поэтому конус обычный, голый. Левая сторона в моём случае разобрана.
Falcon: правая резьба нарезана от души, малый конус фиксируется контргайкой (на фото не показана). На малом конусе сидит пыльник его подшипника. Левую сторону не разбирал. Из-за немного разной конструкции тормоза, конфигурация левого большого конуса отличается.
Также видно, что немцы и китайцы применили разные большие подшипники (одинаковые с двух сторон там и там):
К сожалению, штангель до дачи пока не доехал, поэтому никаких цифр не привожу.
Конструкция тормоза этих втулок заметно отличается.
F&S. Тормозной барабан состоит из двух половинок-колодок, каждая из которых является именно половиной окружности. Обратите внимание на его рельеф для удержания смазки. Колодки стянуты кольцевой пружиной, как в Торпедо. Надо полагать, это способствует лучшему отпуску тормоза — отводу колодок от корпуса втулки. Обратите внимание на внутренне выступы колодок для удержания их в конусе.
Внутри в барабане ничего лишнего нет. При торможении конуса сближаются (фактически, движется только правый, а левый неподвижен), распирая колодки. Стрелки показаны не совсем правильно, зато совсем понятна работа механизма. П — образный вырез в конусе удерживает колодку от прокручивания за специальный выступ:
Falcon. Каждая колодка занимает не половину, как у немца, а только примерно треть окружности. Возможно, таким образом попытались улучшить смазку колодок — будучи набитой в середину барабана, она попадает на поверхность корпуса и смазывает механизм. От прокрута колодки предохраняются специальной конфигурацией своих концов и соответсствующими фигурными вырезами в левом конусе. Для удержания смазки применены развитые поперечные канавки. Внутри находится конструкция с пружиной, которая функционально подобна внутреннему конусу Торпедо с сепаратором. Эта штука придерживает сердечник для его правильной работе по резьбе. Подобно тому, как мы одной рукой закручиваем или выкручиваем болт, но второй обязательно нужно придерживать гайку.
Вот тормозной механизм Falcon в сборе, без одной колодки:
Главный орган втулки — червяк. Немец имеет жирную двухзаходную резьбу, китаец — помельче, но черырёхзаходную:
Малый подшипник различается креплением пыльника — на Falcon он по-китайски (или по-современному — Хочу Знать) установлен неподвижно на конусе, на F&S — в чашке. Я поленился выпрессовывать пыльник из немца, ограничился промывкой в сборе и заменой смазки.
Фихтель унд Закс я собрал, как было, лишь заменив заводскую смазку. Её там было вроде правильное количество, но за четверть века мало ли, как оно там разложилось. Под рукой была ХАДО — лучше было заменить.
Фалкон смазал так же и подверг минимальной доработке, как писал Максим — перевёл правую сторону на насыпь:
Недостающие шарики добыл из второй такой же втулки. Ничего не полировал. Втулку удалось легко и довольно неплохо отрегулировать, но вращается она чуть туже F&S. Уповаю на обкатку. Этот конкретный экземпляр будет крутиться на дачном дамском велосипеде — думаю, такой минимальной работы с ней достаточно.
Ставить базарный Фалкон на велосипед не разбирая — рисковано. На моём ещё оказался помятым при транспортировке один из внешних пыльников. Ну и вспомните про тот заусенец...
Второй имеющийся у меня экземпляр Falcon я намерен установить на злой городской стартон с довольно интенсивной предполагаемой эксплуатацией. Будет летающая лаборатория — там и посмотрим, чего стОит Фалкон. Правда, неизвестно, когда он поедет. Там будут доведены дорожки и тщательно откалиброваны шарики.
Попавшие ко мне четыре таких F&S установлены и устанавливаются также на быстрые и скоростные сити-байки с обязательным передним тормозом.
При использовании червячных втулок с их миниатюрными тормозами на взрослых, тем более скоростных велах, считаю наличие полноценного переднего тормоза обязательным!. ВпрочемЮ, у меня только на дачных тихоходах и алкобайках без переднего тормоза обходится. В городе без него сейчас неудобно и опасно.
По конструкции этих втулок видно, что F&S тяготеет к старой немецкой школе, что неудивительно (см начало темы), а Falcon является клоном Шимано, которые по-своему доработали немецкую конструкцию. И которые поставили эту странную фигню с пружиной и зачем-то уменьшили колодки.
Добавлено: 31-03-2017 19:04:07
Я понял, эта фигня с пружинкой нужна для того же, для чего в торпеде внутри тормоза маленький тормозной конус, точнее латунный сепаратор. При холостом ходе (когда педали стоят) она придерживает это.. ведущее конусное тело. Это позволяет надёжнее и точнее начать вкручиваться винту. Ведь для того, чтобы вкрутить винт в гайку, гайку нужно придерживать. Мы же не можем, крутя в воздухе за головку винт с наживлённой гайкой накрутить её, когда её ничего не держит.
У азиатов гайку (ведущее тело) придерживает эта фигня с пружинкой. У немцев — сжатый кольцевой пружиной тормозной барабан.
Ещё я, кажется, понял смысл маленьких азиатских колодок. Ведь немецкий тормозной барабан — это сотоящий ихз двух половинок цилиндр, который вставлен с зазором в другой цилиндр — стакан втулки. При торможении половинки развдвигаются, выбирая зазоры, но они остаются секторами цилиндра меньшего размера. И к большему цилиндру всё равно полностью не прилегают! (в сферическом вакууме они вообще касаются внешнего цилиндра одним отрезком, а не поверхностью). В реале задействованой оказывается примерно та часть, которая показана сиреневым, а синяя — балласт.
Вот азиаты её и упразднили. Заодно между маленькими колодками оказываются окна в которые, повидимому, может попадать смазка. Неясно, как это отражается на охлаждении. А то, что колодки свободно болтаются, видимо не должно смущать — в положении отпущеного тормоза они свободно плывут по масляному клину и заметного влияния на ход не оказывают.
Мой гаражМастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.