Годом позже для той же «Дальномерной жизни» написал
Старт-шоссе, вес и надёжность
После падения железного занавеса, в расцвет-закат лаб Кодака и Фуджи, на рубеже тысячелетий, то бишь в миллениум, в обывательском и моем сознании укрепилось, что современный велосипед это горный велосипед с алюминиевой рамой с тремя звездочками спереди и семью-восьмью в ведущем колесе. В СССР не было велосипедов с алюминиевой рамой, из алюминиевых сплавов делали танковые катки, крышки букс колесных пар, самолёты, алюминиевые котелки-фляжки, миски-тазики для соцлагеря в ЮВА и много еще чего. Но рамы советских велосипедов делали из стали, из труб близких к водопроводным и более менее легкими были велосипеды ХВЗ — Спутник(14,2 кг), Турист (14 кг) и спортивный Старт Шоссе (10,5 кг). Причём до московской Олимпиады Спутник и Турист крайне редко попадались мне на глаза и целью сибирского юноши был бы скорее мопед или мотоцикл для покорения непростого рельефа, чем спортивный инвентарь с рулём-бараном и колесами на тонких спицах.
Первоначальный замысел сделать из одного советского шоссейника надежный гибрид объясняется — поездкой в Крым, где мне удалось несколько дней покатать на прекрасном быстром Фокусе — моём первом гибриде с колесами 800С с суперскими клещевыми тормозами. Фокус прекрасно выглядел, отлично катил и безмолвно позировал на фоне красот степного Крыма. Фото1.
Итак Старт Шоссе гибрид собран, напомню основные изменения — новые колеса с двойными ободами, новый руль с небольшим подъёмом, новая система 52/40, подседельный штырь и седло, контактные современные педали. Педали потому, что заменена система, а штырь и седло из-за пижонства и облегчения веса. Через год добавились неопреновые грипсы в оболочке из натуральной кожи в тон седлу.
Отмечу, что каретка была перебрана, смазана, родная ось заменена на ось с квадратным конусом без замены или проточки родных чашек. Во время обкатки стопорная гайка несколько раз раскручивалась, поэтому использовав фиксатор резьбы и я наконец-то смог кататься на большие расстояния на своём серебристом гибриде. И когда на мысленном одометре было примерно 200 км в каретке появился люфт, и простая подтяжка чашки не давала эффекта, вскрытие показало сильный износ по крайней мере одной чашки, поэтому решил полностью поменять каретку на современную катриджную.
Этой операции я боялся, поскольку для неё надо перерезать резьбу (несоответствие шага) в кареточной трубе,в итоге «перерезал» самой кареткой. У меня прошло гладко, что объясняю поздним годом рамы. Судя по Интернету заклинивание возникает часто на ранних рамах, видимо резьбы делали точнее.
Каретку поставил китайскую с осью длиной 113 мм, в итоге родной переключатель с моей системой стал работать быстро и точно, как на велах высокого класса.
Красота-Надежность. В сети много материалов про Харьковские велосипеды, много переделок, что жаргонно называется крокодиловодством, которое отчасти порождено желанием получить хороший велосипед по низкой цене. Часть крокодилоделов меняет почти всё, кроме рамы и вилки, ставят с помощью переходника-гранаты современные выносы и рули, которые в общем-то рассчитаны на алюминиевые или карбоновые вилки и рамы. Я же исходил из того, что красивая и функциональная вещь изначально рождается надежной, т. е. отвечает неким ГОСТам и/или требованиям заказчика, в нашем случае велосипедиста-спортсмена. Вдобавок корни СтартШоссе на мой взгляд лежат где-то в солнечной Италии, поскольку не раз наблюдал подобные велосипеды 60-х—70-х годов на улицах, улочках Рима и менее значимых поселений. Фото 3-7
В случае серебристого гибрида вопрос о надежности советских составляющих можно отнести только к раме и вилке, тормозам и переключателям, и при достаточной защите от коррозии проблем по прочности рамы и вилки нет. Более того стальная вилка СтартШоссе обеспечивает и приемлемую амортизацию неровностей гравийной дороги, при весе всего 780 г. Конечно карбоновая вилка для подобного вела весит не больше 410 грамм, но она будет однозначно более жёсткой и карбон боится точечных ударов и достаточно легко истирается. Поэтому для непонятных погодных условий и больших путешествий я бы не советовал использовать на гибриде карбоновую вилку, хотя такое решение используется на гибридах именитых фирм. По крайней мере расстояние от шины до ног вилки должна быть достаточно большим, чтобы возможная грязь на шине не соприкасалась с ранимым карбоном. В целом, как уже говорил, все новые компоненты подбирал, чтоб они вписывались в стиль оригинального СтартШоссе и отмечу что Велосипеды ХВЗ, в частности спортивно-туристичесий Турист мог идти с рулем дорожного типа, как и на построенном гибриде, где я использовал оригинальные ХВЗ тормозные ручки, которые отличаются от тормозных ручек для руля спортивного типа. А легендарный Старт Шоссе Спецзаказ оснащался системой-пятилапкой с алюминиевыми звёздами и осью каретки с клиновидным квадратом, и если система под клинья, кажется архаизмом, то система под квадрат до сих пор остаётся актуальной и используется на всех массовых велосипедах. Поэтому можно сказать, в собранный велике реализовал почти почти всё лучшее, что было в велосипедах Старт-Шоссе и Туристе.
Итак я получил, достаточно скоростной и легкий вел, который устраивал меня эстетически и технически для всех обычных покатушек. Вес составил 11,3 кг, что легче моего горного велосипеда и на 0,8 кг тяжелее, чем оргинальный 155-411. Увеличение веса, произошло из-за стремления к универсальности, а проще говоря, у новых колес тяжелее шины (дорожные), спицы и втулка (MTB) переднего колеса. Дополнительный бонус и то, что СтартШоссе-гибрид легко и быстро крепится на форкопное приспособление для перевозки велосипеда и я часто ленюсь замыкать вел на приспособлении при краткосрочном оставлении автомобиля, потому, что он не настолько материально дорог, не выглядит сильно ухоженным и надеюсь не привлекателен для потенциальных воришек.
Второй вел я собирался восстановить почти в оригинальном виде, но получилась, так что в нашу семью отдали, еще один более старый велосипед, а именно Спорт B542 выпуска 74 года, причем на камерах с вентилем Данлопа. Поэтому оригинальным и на ходу останется именно он, а второй СтартШоссе превратился в лёгкий сингл-спид для катания по острову Татышев в любую велосипедную погоду. Поэтому с велосипеда исчезли переключатели, манетки и система была замена на систему от Туриста, которая отличается от родной отсутствием второй звезды и наличием защиты. Колебания шли — какой взять фривил на 16 или 14 зубцов, но взял по наличию в магазине и получилось приемлемое соотношение 51/16. Для дождливой погоды были приобретены металлопластиковые крылья, родное комфортное седло, заменил на легкое современное, оставшееся от апгрейда моего горного. Фото 8
С камерными шинами Зафиро, вел весит 10,2 кг с трубчатыми шинами на родных колёсах 9,7 кг , на них выправил лёгкие восьмёрки при этом перетянул часть спиц и впоследствии они стали рваться. Но успел заценить трубки за лёгкий вес и прекрасный накат. Новые спицы нужной длины были заказаны через интернет, и для замены полностью переклеивал шину-трубку.
Оба вела чуть медленнее оригинального СтартШоссе с максимальным передаточным 51/13, у меня же 52/14 с новой кассетой и 51/16 с фривилом, но достаточно быстрые, чтобы можно было ввернуть про эйфорию полёта.
Конечно занимаясь с этими двумя Стартонами, посматривал на современные аналоги классических велосипедов, т. е. на выпускаемые (продаваемые новые) велосипеды со стальной рамой. Из них наиболее занятные и доступные в России (18-26тыс. рубл) велосипеды Fuji и шведские BikeID c автоматической двухскоростной втулкой SRAM Automatix в заднем колесе. На последнем даже прокатился, их дают на прокат в московском парке Горького. Впечатления очень положительные, красивый легкий, быстрый. Основное отличие — рама на BikeID и Fuji стальная сварная, а на Стартонах и старых Итальянцах паянная, что нмв более надёжно, да и по весу я обогнал упомянутые FUJI и BikeID, думаю за счет легкости рамы. В общем СтартШоссе по дальномерным аналогиям — Зоркий и ФЭД-2, которые долго живут и могут радовать несколько поколений.