(22-03-2017 01:22:22 отредактировано vault_boy)

Тема: О велосипедном освещении и электропитании.

О велосипедном освещении и электропитании. О велосипедном освещении и электропитании.




Динамовтулки — отдельная тема: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=740



Вступление

Велосипед — транспорт активных и подвижных людей. Но так как езда на велосипеде нередко затягивается до тёмного времени суток, я попробую осветить многие вопросы, связанные с велосветом. Данная статья, помимо общего описания, будет нести в себе практические схемы, технологические решения, но в ней не будет устаревших типов освещения — карбидных фонарей и прочих подобных приспособ, только то, что мы можем установить на свой велосипед не делая его вырвиглазным.

Часть 1. Источники света в велосипедных фарах.

Изначально велосипедные фары, еще на тех предках современных велосипедов, были на основе масляных, керосиновых, карбидных ламп и светильников. Такие фары давали хоть какое-то освещение, это было явно лучше, чем ничего, но в конце концов появились они — фары с лампами накаливания.

Такая фара имеет простую конструкцию, легко питается как от переменного(динамо-генератор), так и от постоянного(батарейки и аккумуляторы) тока. Но фара на лампе накаливания имеет небольшую величину отношения светового потока к потребляемой мощности, а учитывая, что источники питания таких фар зачастую были малогабаритными, а следовательно, и маломощными, то и испускаемый свет таких фар был не очень-то и большой. Вторым же недостатком этих фар является низкий срок службы лампочек, что не удовлетворяет требования велосипеда, как экономичного транспортного средства. Но так как технологии не стоят на месте, лампам накаливания подоспела замена — фары на светодиодах.

Изначально светодиодные велофары были выполнены на ярких 5-мм светодиодах, подключенных через понижающий резистор к батарейкам. Данная фара при той же потребляемой мощности была ярче, чем фара на лампе накаливания, что позволило увеличить испускаемый фарой свет, повышая таким образом безопасность велосипедиста — все ямки, кочки, выбоины, камни были прекрасно видны в свете яркой фары. Так же применение светодиодов позволило минитюаризировать фары до того, что их можно было целиком поместить на руль, а то и успешно использовать для освещения обычные карманные фонарики.

Spoiler

О велосипедном освещении и электропитании.

Из недостатков светодиодных фар можно упомянуть несовместимость их с переменным током, что исключает прямое использование с динамо-генераторами(лечится нехитрыми схемками), большую чувствительность к напряжению питания, большую стоимость, в сравнении с фарами на лампах накаливания. Но со временем велофары совершенствовались, к ним применялись всё более новые технологии освещения и на сегодняшний день мы имеем фары на мощных светодиодах.
О велосипедном освещении и электропитании.
В отличие от предшественников, мощные светодиоды получили катод с большей площадью, следовательно излучение происходило из большей площади. И дело было не в банальном повышении яркости — такой светодиод отдаёт больше света относительно потребляемой мощности, является более миниатюрным, но есть и обратная сторона медали — такой светодиод очень требователен к источнику питания и нуждается в хорошем охлаждении. Так как из-за особенностей строения светодиода он должен иметь стабильный источник тока, для питания мощных светодиодов применяют драйверы — специальные устройства на микросхемах, которые задают рабочий режим для светодиода. Данные устройства стабилизируют не только подаваемый на светодиод ток, но и напряжение, что даёт возможность питать светодиодную фару разными источниками питания не сильно проигрывая в выходной мощности — разницу в напряжении драйвер компенсирует потребляемым током. Также мощный светодиод обязательно должен находится на радиаторе из-за сильно возросшей тепловой нагрузки. Такие фары стоят дорого, но однозначно окупаются и всегда будут приятно радовать своего владельца. Также из минусов светодиодных фар в целом стоит отметить особенности излучения — у светодиодов световой поток сфокусировать несколько сложнее, рефлекторы от фар с лампами накаливания не подойдут для обычных светодиодов. Впрочем, это можно исправить установкой линзы, что даёт стабильную засветку от цента излучения к краям. Если же в первую очередь нужна хорошая центральная засветка, то применяются рефлекторы более вытянутой формы.
В целом, данная информация справедлива и для переднего, и для заднего света, с поправкой на то, что заднему фонарю желательно занимать большую площадь, так как освещать ему особо ничего не нужно — его задача придавать велосипеду большую заметность с тыла. В таком случае рекомендуется применить десяток-другой сверхъярких 5-мм светодиодов, чем один мощный.

Re: О велосипедном освещении и электропитании.

Часть 2. Источники питания.

Re: О велосипедном освещении и электропитании.

Часть 3. Схемы, ссылки и советы.

(04-01-2018 10:28:43 отредактировано Maxim_Sed)

Re: О велосипедном освещении и электропитании.

Часть 4. Инструментальные способы замеров световых параметров фар, стоп-маячков и т.д.

Как мы будем сравнивать:
— фары (фонари) — по создаваемой освещенности на расстоянии 1м
— красные маячки (стоп-сигналы и подобное) — по яркости

Spoiler

Ссылки на нормативку и литературу:
1. Гуревич М. М. Фотометрия. Теория, методы и приборы.
2. ГОСТ 8.014-72 Методы и средства поверки фотоэлектрических люксметров.
3. Гурлев Д.С. — Справочник по фотографии (фотосъемка) Ссылка на закачку

В качестве измерителя яркости правильно было бы использовать яркометр, но покупка такого прибора затруднительна по понятным причинам.

Из доступных приборов любителю доступно достаточно:
люксметр типа такого
О велосипедном освещении и электропитании.
цена вопроса — от 10 баксов

— цифровые фотокамеры (ЦФК)

Spoiler

при кажущейся доступности метода перевод попугаев из фотоснимка в единицы яркости (Кд/кв.м) пока что не отработан
поэтому нельзя рекомендовать этот способ как достоверный


Использование люксметра для замера освещённости, создаваемой фарой, не представляет каких-то сложностей.
Достаточно включить фару при внешнем освещении менее 1 люкса, расположить люксметр на расстоянии 1м от фары и вуаля: вот они цифры на экране приборчика.  img/ay

...

Для измерения яркости стоп-сигналов\маячков по феншую было бы правильно использовать измеритель оптической яркости
О велосипедном освещении и электропитании.
Инструкция к прибору ^ на русском (ссылка)
Но этот прибор недешёвый: на eBay он стоит около $1300

Есть и подешевле прибор: Sm208 Brightness Light Meter
О велосипедном освещении и электропитании.
всего 260 баксов

Поиск доступного (для рядового пользователя) инструментального метода вылился в отдельную тему. В настоящий момент есть две приоритетные задачи:
— измерение освещённости при  помощи люксметра
— измерение яркости источника при помощи ЦФК

...

Re: О велосипедном освещении и электропитании.

Цитата оттуда, хоть вырвана из разговора, но достаточно самодостаточна  img/ab

kisa пишет:

img/ag Андрей спровоцировал интересную дискуссию. Степан, идея о наболевшем прикольная, я оценил img/bs
Но никто не поинтересовался, нафига Андрею светотехника   img/ag

Ну, тогда и я прошу слова.

Когда после долгого перерыва сел на велосипед, принялся его обвешивать всем, что продаётся. В числе прочего, купил (кажется, за $50) аккумуляторную велофару Сигма. Ну Сигма — понятно — красивая, аккумы и зарядка в комплекте, все дела. Она на те годы была, правда, последняя с галогенкой перел переходом на LED. Но не суть важно, поэтому недостатки по сравнению со светодиодной опустим. Хотя эти недостатки и включили мне мозги тогда.

Побаловался я ей месяц. Потом нашёл дурака, которому втюхал её за полцены.  Дело в том, что в Киеве она нафиг не нужна! Везде освещения достаточно, кроме некоторых дворов, а по чужим дворам мне ночью особо делать нефиг. На улицах мощный свет её выглядит жалко, и без неё видно не хуже.

Если бы не недостатки галогенки (большой вес фары и малый срок действия зарядки), может до сих пор у меня на велосипеде болтался этот бесполезный, вобщем, гаджет. А так беполезность наложилась на вес и срок зарядки, и быстро протрезвел.

С тех пор на моих городских велосипедах никаких фар и намёков на них не наблюдается.

Единственный реальный смысл — передний габарит. Он ох как нужен у нас в городе. Но у меня для этого маленькая дешёвая мигалка, не требующая никакого внимания. Батарейку раз в год поменять. Между прочим, нацепленная на шлем — это удобно, особенно — когда велосипедов несколько. Мигалка используется  также, чтобы в немигающем режиме  немного кое-как подсветить знакомую до мелочей "последнюю милю" до дачи, где есть несколько реально полностью тёмных участков. Но я редко приезжаю на дачу, когда темно.

Однако на даче не редкость, когда я дотемна засиживаюсь в гостях. Естественно, я там не то что каждый кустик наизуть знаю, но и каждый камешек на каждой тропинке. Но пьяные пешеходы (да и трезвый велосипедиста без света не заметит), ёжики, случайные новые препятствия делают езду без света некомфортной. Поэтому на два своих дачных велосипеда я установил фары. Корпуса использовал маленькие стильные под старину, куда колхозно всобачил светодиодные головки от сломаных фонариков и базарные обоймы под три аккумулятора ААА. Раз в несколько недель аккумы приходится выколупывать и заряжать во внешней зарядке. Этого вполне достаточно, и ума не приложу нафиг бы мне там нужен был свет с трёхваттным светододом, драйвером и аккумом 18650 . И то, я перемудрил ради стильности велосипедов. Иначе, оптимальный вариант вот: https://krokovod.org/forum/uploads/imag … 8a00c2.jpg фонарик из перехода и два винтовых хомута.

На туристическом велосипеде, как пишет Лёша, нефиг по ночам шляться в незнакомых местах. Это прямо мои слова. А "на всякий случай"? А у бедненького туриста фара на велосипеде — единственный источник света? Отож. Поэтому, если раз на сто походов пришлось где-то пхаться в темноте, то можно воспользоваться и фонариком. Тем более, туристы  сейчас используют налобные, так что крепить его на веле не нужно, и он более удобен для освещения дороги, чем закреплённая велофара.

На Британце (Ссылка на ХТ)  , который является дачным велосипедом моего друга, я применил такую же светотехнику, как приобрёл Андрей. Перевёл на  головку от светодиодного фонаря. Но сложилось так, что в тёмное время суток мой друг ездит только в магазин за добавкой бухла покупками , если нужно, и никогда никуда больше. Это 300 м, утыканых фонарями. Поэтому, когда тестовые батарейки в фаре сели, они были выкинуты, а аккумуляторы так и не куплены.  Зато светотехника на том велосипеде — половина прелести его внешнего вида и стиля. Ну тоже нужно, а что?

Наигравшись динамками  немного в детстве и много в молодости (одно время поздно ездил с работы на велике), я их итак недолюбливаю. А с массовым приходом светодиодной технологии считаю это милой старинной игрушкой, непригодной к практическому применению. В детстве мой друг, увлекающийся рыбалкой, тоже плюнул на это, и прицепил второй бардачок с аккумулятором, кстати. Ведь ему фара нужна была по делу.

Современные мощные фары на велосипедах, возможно, хороши в маленьких городках или сёлах, или для поездки между сёлами. И то. В абсолютной темноте на велосипедной скорости при свете фонарика всё отлично видно. А когда  я в Киеве вижу нечто педальное, которое лупит на километр (заплатив немалые деньги, и возясь с зарядкой этого), сразу понимаю, что у владельца пиписька маленькая. Ведь мощный, направляемый тобой луч света — это неплохой такой фаллический символ. Другого смысла такой штуки в Киеве не просматривается.

Андрей, а тебе зачем эта светотехника?  img/ag

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: О велосипедном освещении и электропитании.

Выскажусь по поводу уместности велофары в крупных городах исходя из моей дискуссии с заядлыми мтб-шниками, занимающимися соответствующим спортом — на наших дорогах фара нужна для того, чтоб ямы замечать еще когда их можно объехать. Впрочем, это справедливо только для тех, кто регулярно передвигается ночью или поздно вечером/рано утром.

Re: О велосипедном освещении и электропитании.

В абсолютной темноте на велосипедной скорости при свете фонарика всё отлично видно.

Да, и я того же мнения. Я несколько лет ездил на велосипеде на работу, в том числе и зимой — т.е. утром приходилось ехать в темноте. Практика показала что слишком яркая фара скорее вредна так как вот это яркое пятно перед велосипедом ослепляет в первую очередь тебя же самого, и не видишь что делается за пределами этого яркого пятна. Наоборот, не сильный свет лучше так как становится видно не только то что он освещает но и то что дальше него и по сторонам тоже. Между тем, зимой когда скользко скорее приедет не тот кто гонит изо всей дури а тот кто смотрит где легче, удобнее и безопаснее проехать.

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: О велосипедном освещении и электропитании.

Kochegar пишет:

Практика показала что слишком яркая фара скорее вредна так как вот это яркое пятно перед велосипедом ослепляет в первую очередь тебя же самого, и не видишь что делается за пределами этого яркого пятна. Наоборот, не сильный свет лучше так как становится видно не только то что он освещает но и то что дальше него и по сторонам тоже. Между тем, зимой когда скользко скорее приедет не тот кто гонит изо всей дури а тот кто смотрит где легче, удобнее и безопаснее проехать.

Регулярно выезжаю покатать ночами. Без фары нечего делать вообще. В городе пользуюсь самым ярким светом — для компенсации разнокалиберного городского освещения, а правильно установленная фара не слепит (чего не скажешь про водителей встречных img/ab але то таке).

По поводу самой фары — после 3-х лет исканий пришел к следующему — Convoy S2+ под аккумуляторы 18650 и самое простое неповоротное крепление на руле или вилке. Абсолютный чемпион дешевизны/качества, простоты и надежности. Шести аккумуляторов хватает для 2-х ночей в пути.

Kyiv Bicycle Club

Re: О велосипедном освещении и электропитании.

Kabhaal, аналогичная ситуация.

Re: О велосипедном освещении и электропитании.

Kabhaal,  врахуйте, що Kochegar говорив переважно про зимові нічні умови. Там де він живе зими дуже багато і сніжний покров тримається протягом всієї зими.

В умовах міста багато світла дуже рідко коли потрібно. Переважно достатньо щоб тебе бачили. В мене з машиною якось історія була. Зупинився біля банкомату, залишив на габаритах. Потім сів і поїхав. Панель підсвічена, дорогу бачу. Але потім помітив, що від мене інші машини шарахаються. Десь хвилин через п'ять зрозумів, що я так на габаритах і їду.

Я рухаюсь, значить я існую!

Re: О велосипедном освещении и электропитании.

Kochegar пишет:

... Практика показала что слишком яркая фара скорее вредна так как вот это яркое пятно перед велосипедом ослепляет в первую очередь тебя же самого, и не видишь что делается за пределами этого яркого пятна. Наоборот, не сильный свет лучше так как становится видно не только то что он освещает но и то что дальше него и по сторонам тоже...

Які ж різні практики.  img/ab  Моя практика свідчить, чим яскравіше світить ліхтар тим краще видно й обабіч, за межами яскравої плями. Світло слабкого ліхтаря не взмозі боротись з фарами зустрічних авто, ось що насправді сліпить. Абсолютно нічого не видно що перед колесом робиться. У світлі ж потужного ліхтаря і зустрічних фарах я продовжую  бачити дорогу а не темінь темну. Ще правда є поняття фокуса світлового променя, але яким це боком можна притулити до потужності ліхтаря в даному випадку? Звісно можна і з слабеньким ліхтариком їздити. І мені так доводиться, як от зараз, тому що віддав ліхтаря синові, то ж поки "окурками" свічу. А одного разу в поїздці затримались і довелось світити брелоком. В абсолютній темноті і виряченими очима щось трошки виднілось  img/ag
Отже моя думка з цього приводу така, хто не хоче ставити потужного ліхтаря не ставте, світыть окурком. Вибір — це особиста справа кожного, але я б не говорив про непотрібність чи надлишковість хорошого світла.

Re: О велосипедном освещении и электропитании.

Конкурент конвоя-trust fire TR801.Похож по формфактору, довольно надежен, в наших краях одно время был одним из самых популярных(если не подделка), в нем три и пять режимов(драйвер решал). А мой любимый... был, пока не спи... Потерял трастфаер С8(но он большой).

Re: О велосипедном освещении и электропитании.

Друзья-коллеги!
Тем, где хвастают фарами по 100600 лм , которые светят на 2-3 км
оч. много на разнsх велофорумах ...
Давайте в духе кроководства делиться схемами и наработками, как из простых деталей сделать что-то полезное!

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

2

(27-03-2017 18:22:14 отредактировано kisa)

Re: О велосипедном освещении и электропитании.

Spoiler
MWL пишет:

Тем, где хвастают фарами по 100600 лм , которые светят на 2-3 км

kisa пишет:

нечто педальное, которое лупит на километр (заплатив немалые деньги, и возясь с зарядкой этого), сразу понимаю, что у владельца пиписька маленькая.

img/ap

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

(27-03-2017 18:25:05 отредактировано Alexey K33)

Re: О велосипедном освещении и электропитании.

Можно начать с малого. Тот кто использует два фонаря, как Алексей(налобный и на руле), может повторить конструкцию с Китай(ашан)фонарем, подходящего размера и батареей от мобилы(с контроллером заряд-разряда и коннектором под зарядку). Вроде фигня-но просто изготовить и заряжать от павербанка.
О велосипедном освещении и электропитании.
О велосипедном освещении и электропитании.

Кстати фонарь довольно неплохой(на удивление) но, естественно хлипковатый, можно использовать и получше.