Re: Пазний Турист и компания.
Итак, мышцы.
Мышечные волокна бывают трех видов, по нарастанию силы и скорости сокращения: медленные, быстрые-окисляющие и быстрые-гликолизирующие.
Медленные волокна тоже относятся к окисляющим, то есть конвертируют глюкозу в энергию путем окисления: реакция расходует кислород и на выходе дает углекислый газ. Эти мышцы самые экономичные в плане кислорода + имеют наиболее развитую капилляризацию, то есть наилучшее кровоснабжение. Как я уже говорил, если ехать только на медленных мышцах, можно ехать сколько угодно, не особо уставая: глюкозное и кислородное голодание им не грозит. Для этого нужно не превышать определенный уровень каденса и нагрузки.
БО-волокна тоже имеют хорошую капилляризацию, но кислорода жрут уже больше. Это основные мышцы велосипедиста и максимальная их производительность ограничена возможностями кровеносной системы, то есть как быстро организм сможет доставлять свежий кислород и отводить CO2. Одышку включает избыток СО2, а не недостаток кислорода, поэтому можно какое-то время ехать совершенно задохнувшись. При недостатке кислорода БО-волокна могут на какое-то время переключаться в анаэробный режим, но не бесплатно. Недополученный за это время кислород они будут пытаться стребовать позднее, не давая восстановить дыхание.
БГ-волокна кислород не расходуют, реакция гликолиза анаэробная (на выходе — молочная кислота). Зато глюкозы на то же количество энергии они сжирают в 10 раз больше, причем из за слабой капиляризации не могут быстро восполнить израсходованное. То есть работают в основном на своих внутренних накопленных запасах гликогена, после чего сдыхают. Для полного счастья БГ-волокна сильно греются: в тепло переходит до половины полученной из глюкозы энергии. Таким образом их можно рассматривать разве что как этакую форсажную камеру: максимальное усилие в течение небольшого количества времени. Финишный рывок в велогонке, например.
Если стартовать на малой нагрузке и низком каденсе, работают только медленные мышцы. Дальше, по мере роста либо нагрузки, либо каденса, начинают по очереди подключаться более быстрые типы: сначала БО, потом БГ. В нормальных условиях весьма желательно знать пределы возможностей своей БО-группы и избегать случайной активации БГ т.к. ощущения премерзкие — то, что называют "ноги заболтались". Пот градом (нагрев!), ноги горят, а то и вообще повисают как макаронины: накопление молочной кислоты блокирует дальнейший гликолиз. Чем больше у человека таких мышц, тем неприятнее.
Предел у БО-группы отдельный по каденсу и отдельный по усилию, причем они особо друг с другом не связаны. Предел может наступить как по дыхалке, так и по активации БГ, все зависит от человека и условий. Чем более тренирован человек, тем вероятнее это будет дыхалка. Для определения своей максимальной скорости на плоскости надо сначала определить предельный каденс, а потом постепенно подбирать предельное усилие. На выходе неизбежно получатся лоси и олени т.к. все люди разные. Резких движений лучше избегать при любом раскладе т.к. они сразу активируют БГ.
Касаемо кругового педалирования — подтягивающие мышцы обычно состоят из медленных волокон, поэтому езда в контактах эффективнее главным образом в аэробном плане. Но халявный момент идет с ограничением по скорости. То есть по мере роста каденса все больше нагрузки будет переходить на ведущую ногу.
А самый цимес в том, что распределение разных волокон в мышцах у разных людей более-менее случайное. Точнее, определенные правила есть, но бывают и стопроцентные исключения. Изменить это распределение невозможно, можно только равномерно накачать всю мышцу чтобы имеющегося там процента БО хватило для текущих задач. Возможно поэтому среди спортсменов одного уровня какие-то с окорочками, а какие-то нормальные.
Теперь о посадке. Мое первое предположение оказалось верным: при выборе посадки организм сам собой пытается извернуться так, чтобы максимально нагрузить окисляющие мышцы и избежать активации гликолизирующих. У меня икроножные и голеностопы состоят в основном из медленных волокон (и могут развивать весьма приличное усилие на малом каденсе), а вот квадрицепсы — процентов на 70 из БГ. Поэтому ездить в классической посадке, которая переносит на них большую часть нагрузки, мне очень некомфортно. А если конкретно перегрузить, то следующую пару минут приходится беспомощно катиться: ноги не работают. Но я, похоже, то самое исключение: у большинства как раз квадрицепсы состоят из правильных волокон, а в моей посадке у них наверное будут икры отваливаться. А может и нет. Кто-нибудь, попробуйте наконец.
Вообще, похоже, если бы люди слушали свое тело, а не советы старших товарищей, вариантов посадки было бы намного больше.
Здесь же и корни холивара "сингл vs мульти". У кого больше медленных мышц, те комфортнее себя чувствуют на тяжелой передаче и низком каденсе. И аэробную производительность им проще регулировать изменением каденса. У кого медленных мышц мало, те ничего не выигрывают от снижения каденса т.к. за неимением медленных мышц все равно работают прожорливые быстрые. Единственный выход — снижать нагрузку. Для чего нужны педерачи.
Касаемо волшебного каденса — судя по всему, это все же иллюзия. Просто наиболее экономичный способ использования БО-волокон — активация их короткими импульсами. Чем выше каденс, тем короче импульс за такт. Ограничителем сверху выступает рост усилия (подъем или аэродинамика) и выход за аэробный порог. А также жесткость рамы: за время такта импульс должен успеть дойти от ноги до асфальта. Когда перестает успевать — появляется это вязкое ощущение на педалях. Колебательные явления в структуре велосипеда имеют место, но ехать таки, похоже, не помогают.
К этому всему мой недавний пример. В тот самый тарированный подъем (первая половина относительно пологая, вторая круче) я привык заезжать на пониженной передаче и скорости 16-17 км\ч. Заезжал на предельном каденсе: при попытке крутить быстрее кончалась дыхалка. И был офигенно горд собой. А потом прочитал про мышцы и понял что нагрузку к этому каденсу я не подбирал. После чего вщелкнул педерачу повыше, лег на лежак и без особого труда влетел в первую половину на 28. На том же каденсе. На второй половине сдох, но если бы у меня была еще звезда на зуб поменьше, то мог бы наверное доехать до конца, упав до 24-26. Полезное было чтиво, я щетаю .
Поездку теперь начинаю в подчеркнуто расслабленном темпе, используя медленные мышцы пока не разгонится кровеносная система. И только после этого начинаю прибавлять. Прибавишь сразу — заработаешь "кислородный долг", загнав БО-мышцы в анаэробный режим.
Витаминчики — калий, магний, кальций. Также невреден будет холин (псевдовитамин Б4, добыть можно только на Айхербе), особенно тем кто прибухнуть любит. Работает в передаче мышцам нервных импульсов.
Мораль сей басни такова: если кто-то делает что-то не как все, это не обязательно значит что он мудак. При таком разбросе индивидуальных особенностей какие-либо стандарты — вещь весьма условная.