Re: Пазний Турист: работа над заводскими ошибками.

Итак, мышцы.


Мышечные волокна бывают  трех видов, по нарастанию силы и скорости сокращения: медленные, быстрые-окисляющие и быстрые-гликолизирующие.

Медленные волокна тоже относятся к окисляющим, то есть конвертируют глюкозу в энергию путем окисления: реакция расходует кислород и на выходе дает углекислый газ. Эти мышцы самые экономичные в плане кислорода + имеют наиболее развитую капилляризацию, то есть наилучшее кровоснабжение. Как я уже говорил, если ехать только на медленных мышцах, можно ехать сколько угодно, не особо уставая: глюкозное и кислородное голодание им не грозит. Для этого нужно не превышать определенный уровень каденса и нагрузки.

БО-волокна тоже имеют хорошую капилляризацию, но кислорода жрут уже больше. Это основные мышцы велосипедиста и максимальная их производительность ограничена возможностями кровеносной системы, то есть как быстро организм сможет доставлять свежий кислород и отводить CO2. Одышку включает избыток СО2, а не недостаток кислорода, поэтому можно какое-то время ехать совершенно задохнувшись. При недостатке кислорода БО-волокна могут на какое-то время переключаться в анаэробный режим, но не бесплатно. Недополученный за это время кислород они будут пытаться стребовать позднее, не давая восстановить дыхание.

БГ-волокна кислород не расходуют, реакция гликолиза анаэробная (на выходе — молочная кислота). Зато глюкозы на то же количество энергии они сжирают в 10 раз больше, причем из за слабой капиляризации не могут быстро восполнить израсходованное. То есть работают в основном на своих внутренних накопленных запасах гликогена, после чего сдыхают. Для полного счастья БГ-волокна сильно греются: в тепло переходит до половины полученной из глюкозы энергии. Таким образом их можно рассматривать разве что как этакую форсажную камеру: максимальное усилие в течение небольшого количества времени. Финишный рывок в велогонке, например.   

Если стартовать на малой нагрузке и низком каденсе, работают только медленные мышцы. Дальше, по мере роста либо нагрузки, либо каденса, начинают по очереди подключаться более быстрые типы: сначала БО, потом БГ. В нормальных условиях весьма желательно знать пределы возможностей своей БО-группы и избегать случайной активации БГ т.к. ощущения премерзкие — то, что называют "ноги заболтались".  Пот градом (нагрев!), ноги горят, а то и вообще повисают как макаронины: накопление молочной кислоты блокирует дальнейший гликолиз. Чем больше у человека таких мышц, тем неприятнее.

Предел у БО-группы отдельный по каденсу и отдельный по усилию, причем они особо друг с другом не связаны. Предел может наступить как по дыхалке, так и по активации БГ, все зависит от человека и условий. Чем более тренирован человек, тем вероятнее это будет дыхалка. Для определения своей максимальной скорости на плоскости надо сначала определить предельный каденс, а потом постепенно подбирать предельное усилие. На выходе неизбежно получатся лоси и олени т.к. все люди разные. Резких движений лучше избегать при любом раскладе т.к. они сразу активируют БГ.

Касаемо кругового педалирования — подтягивающие мышцы обычно состоят из медленных волокон, поэтому езда в контактах эффективнее главным образом в аэробном плане. Но халявный момент идет с ограничением по скорости. То есть по мере роста каденса все больше нагрузки будет переходить на ведущую ногу.

А самый цимес в том, что распределение разных волокон в мышцах у разных людей более-менее случайное. Точнее, определенные правила есть, но бывают и стопроцентные исключения. Изменить это распределение невозможно, можно только равномерно накачать всю мышцу чтобы имеющегося там процента БО хватило для текущих задач. Возможно поэтому среди спортсменов одного уровня какие-то с окорочками, а какие-то нормальные.

Теперь о посадке. Мое первое предположение оказалось верным: при выборе посадки организм сам собой пытается извернуться так, чтобы максимально нагрузить окисляющие мышцы и избежать активации гликолизирующих. У меня икроножные и голеностопы состоят в основном из медленных волокон (и могут развивать весьма приличное усилие на малом каденсе), а вот квадрицепсы — процентов на 70 из БГ. Поэтому ездить в классической посадке, которая переносит на них большую часть нагрузки, мне очень некомфортно. А если конкретно перегрузить, то следующую пару минут приходится беспомощно катиться: ноги не работают. Но я, похоже, то самое исключение: у большинства как раз квадрицепсы состоят из правильных волокон, а в моей посадке у них наверное будут икры отваливаться. А может и нет. Кто-нибудь, попробуйте наконец.

Вообще, похоже, если бы люди слушали свое тело, а не советы старших товарищей, вариантов посадки было бы намного больше.

Здесь же и корни холивара "сингл vs мульти". У кого больше медленных мышц, те комфортнее себя чувствуют на тяжелой передаче и низком каденсе. И аэробную производительность им проще регулировать изменением каденса. У кого медленных мышц мало, те ничего не выигрывают от снижения каденса т.к. за неимением медленных мышц все равно работают прожорливые быстрые. Единственный выход — снижать нагрузку. Для чего нужны педерачи.

Касаемо волшебного каденса — судя по всему, это все же иллюзия. Просто наиболее экономичный способ использования БО-волокон — активация их короткими импульсами. Чем выше каденс, тем короче импульс за такт. Ограничителем сверху выступает рост усилия (подъем или аэродинамика) и выход за аэробный порог. А также жесткость рамы: за время такта импульс должен успеть дойти от ноги до асфальта. Когда перестает успевать — появляется это вязкое ощущение на педалях. Колебательные явления в структуре велосипеда имеют место, но ехать таки, похоже, не помогают.

К этому всему мой недавний пример. В тот самый тарированный подъем (первая половина относительно пологая, вторая круче) я привык заезжать на пониженной передаче и скорости 16-17 км\ч. Заезжал на предельном каденсе: при попытке крутить быстрее кончалась дыхалка. И был офигенно горд собой. А потом прочитал про мышцы и понял что нагрузку к этому каденсу я не подбирал. После чего вщелкнул педерачу повыше, лег на лежак и без особого труда влетел в первую половину на 28. На том же каденсе. На второй половине сдох, но если бы у меня была еще звезда на зуб поменьше, то мог бы наверное доехать до конца, упав до 24-26. Полезное было чтиво, я щетаю img/ab.

Поездку теперь начинаю в подчеркнуто расслабленном темпе, используя медленные мышцы пока не разгонится кровеносная система. И только после этого начинаю прибавлять. Прибавишь сразу — заработаешь "кислородный долг", загнав БО-мышцы в анаэробный режим.

Витаминчики — калий, магний, кальций. Также невреден будет холин (псевдовитамин Б4, добыть можно только на Айхербе), особенно тем кто прибухнуть любит. Работает в передаче мышцам нервных импульсов.



Мораль сей басни такова: если кто-то делает что-то не как все, это не обязательно значит что он мудак. При таком разбросе индивидуальных особенностей какие-либо стандарты — вещь весьма условная.

Ибу ибуди — дадао муди!

2

Re: Пазний Турист: работа над заводскими ошибками.

Мне понравилось, спасибо.

Становится понятней посадка с максимальным выносом седла вперёд и высокие передачи.

Diesel power

2

Re: Пазний Турист: работа над заводскими ошибками.

EndoSteel, а каким образом Вы волоконный состав своих мышц определили? Про импульс от ноги до асфальта озадачен прям. Новая теория?
Инструментальные измерения для разных посадок проводили? Пульс, каденс?

(25-06-2022 06:25:32 отредактировано EndoSteel)

Re: Пазний Турист: работа над заводскими ошибками.

Maeror,
Состав — по ощущениям. Работу БГ-мышц ни с чем не спутаешь, очень уж неприятно. По нагреву проще всего отличить. Медленные могут выдавать большие усилия, не высаживая кислород. А как только появилось ощущение легкой нехватки воздуха (одновременно возникает этакое тянущее ощущение в мышцах)  — значит БО подключились.

Датчик каденса вот думаю прикупить. Пульс не вижу особого смысла мерить т.к. второй критический параметр системы (вазодиляцию)  все равно ничем не измеришь.

Про импульс — помните, на прошлой странице я писал что часть усилия во время такта уходит на деформацию конструкции велосипеда? Это универсальное правило механики, оно не может не есть. А теперь представьте что велосипед резиновый. Прокрутили такт — а вел стоит на месте т.к. 100% энергии ушло на его скручивание. Проходит секунда и вел меедленно начинает распрямляться и ехать. Получается что на время разгона и вообще любой работы с постоянным усилием (большая скорость, горки) наш каденс ограничен периодом сжатия и распрямления велосипеда. Чем вел жестче, тем меньше этот период. Чем больше каденс не совпадает с этим периодом, тем больше энергии за такт уходит на деформацию и тем больше расход сил впустую.

Ибу ибуди — дадао муди!

Re: Пазний Турист: работа над заводскими ошибками.

EndoSteel, в качестве датчика каденса можно использовать обычный велокомпьютер. Даже самый простейший, лишь бы длина окружности колеса, которая вводится в качестве исходного параметра, указывалась в миллиметрах. И как-то магнит на шатун закрепить.

Re: Пазний Турист: работа над заводскими ошибками.

Дык он обороты будет в км/ч выдавать img/ab. Хотя, если цифры нужны просто для сравнения друг с другом, то какая разница… Спасибо, подумаю.

Ибу ибуди — дадао муди!

Re: Пазний Турист: работа над заводскими ошибками.

EndoSteel, в любом варианте езды велосипед скручивается — деформируется в Ваших выкладках? Или когда вкручиваем? Наверное надо как то конкретизировать, пенсионер катит и гонщик жмёт.

Куплю ранний "телескоп"

Re: Пазний Турист: работа над заводскими ошибками.

При работе с постоянным усилием — то есть да, когда это усилие присутствует. Разгон, подъем, езда на аэродинамическом пределе. На плоскаче каденс ограничен только активацией БГ-мышц. Хотя велосипед и там скручивается, просто пренебрежимо мало.

Ибу ибуди — дадао муди!

Re: Пазний Турист: работа над заводскими ошибками.

EndoSteel, Всегда удивлялся людям с настолько чувствительным слухом, я вот не настолько хорошо своё тело слышу и велосипед тоже, ни ноток кирпичности, ни подхвата не ощущаю. Но ладно, это тема для нейрофизиологов. Мне другое интересно. Вот Вы пишете, что каденс ограничен деформацией велосипеда. Если максимальный каденс неподготовленного велосипедиста принять за 100, то это значит, что основная резонансная частота велосипеда будет ощутимо ниже. Теперь у меня вопрос из чего такого и как так велосипед сделан, что имеет такую низкую резонансную частоту?

По поводу датчика пульса: таки заведите себе, многое станет понятнее. Сам я при занятиях спортом датчик использую-нагрудный. Основная причина-высокий пульс. Если еду на велосипеде "по ощущениям", то за 170, на лыжах 180 и выше. При этом чувствую себя нормально, а пульс чреват последствиями для сердца.

Если говорить о пульсе ниже 140, то посадка, каденсы и передачи, особенно в режиме "покрутил, отдохнул" здесь притянуты за уши, поскольку это режим невысокой нагрузки

Re: Пазний Турист: работа над заводскими ошибками.

Думаю, резонансная частота тут не при делах. Просто деформация должна обнулиться до окончания такта, а величина ее зависит не только от жесткости рамы, но и от стиля \ условий педалирования. Например, в гору деформация будет выше чем на плоскости, а импульсное педалирование будет давать бОльшую деформацию чем равномерное распределение усилия по окружности. Так что каденс тут только в числе прочих условий.

Почему оно так я не знаю, просто описываю ощущения.

Я сразу чувствую когда кровеносная система "тормозит" и не насилую организм. Но за пульсом послежу как-нибудь, любпытно.

Ибу ибуди — дадао муди!

Re: Пазний Турист: работа над заводскими ошибками.

Так скорость обнуления деформации, как и резонанс зависит от массы и жёсткости. Стукните по раме, она как камертон резонирует. И эта частота будет сотни герц. Конечно, велосипед состоит не только из рамы, и вес ездока значителен, но что такого надо сделать, чтобы скорость реакции сократить на 2 порядка?

Как Вы ощущаете "торможение" кровеносной системы? По "ощущению легкой нехватки воздуха?"

Re: Пазний Турист: работа над заводскими ошибками.

Не знаю что надо сделать, честно.

Про ощущение — да, организм сразу начинает уходить в накопление кислородного долга, что чувствуется как в мышцах, так и в дыхании. А когда он "в настроении", то увеличение темпа дается легко и приятно .

Ибу ибуди — дадао муди!

Re: Пазний Турист: работа над заводскими ошибками.

Наверное надо поподробнее расписать про лосей.

При каденсе от минимального до среднего могут работать все три вида волокон, подключаясь поочередно по мере роста нагрузки (то есть следующие вступают в работу когда перестают справляться предыдущие). Например, для прогулочного педалирования будет достаточно только медленных мышц, а стартовый рывок в спринте потребует коллективного усилия всех трех типов.

При каденсе от среднего до высокого могут эффективно работать только быстрые типы т.к. медленным не хватает скорости. Это не значит что медленные волокна  вообще не работают: мышца не умеет их отключать. Но работают они в минус: напрягаются, отбирают кислород у БО-группы и при этом не делают никакой полезной работы т.к. не успевают сокращаться. На крейсерском ходу работают БО-мышцы, в рывке (финиш гонки или заезд в крутую гору не снижая темпа) БО+БГ.

Из этого вытекает что при равномерном распределении волокон разных типов наибольший момент ноги выдадут на малом каденсе.  На среднем и высоком доступный момент уменьшается + повышенная аэробная нагрузка от работающих вхолостую медленных мышц. Таким образом при равномерном распределении волокон имеет место естественная склонность к лосизму.

Но равномерное распределение, похоже, редко случается. На практике возможны как 80% (проценты условны, просто для наглядности) медленных мышц, так и наоборот одни быстрые. В первом случае получается гиперлось, который с удовольствием пользуется передачей 60х15, тут такой был один. Во втором человек вынужден все время держать максимальный каденс т.к. замедление увеличивает длительность импульса и расход кислорода, но не приводит к росту момента: мало медленных волокон. Но зато они и кислорода впустую переводят меньше, то есть работа БО-группы у "зайцев" более эффективна в аэробном плане.

Также многое зависит от тренированности и даже телесных параметров типа длины ног и объема мышечной массы. Кстати лишнюю мышечную массу, которая мешает быстро крутить, вынуждены наращивать люди с малым врожденным количеством БО, то есть с уже имеющейся склонностью к лосизму. И этим данную склонность усугубляют. Мораль: рожден лосем — зайцем не станешь.

В моем случае (много М, много БГ, мало БО) я поначалу в основном лосячил т.к. увеличение каденса почти сразу приводило к активации БГ. Хилая БО-группа в промежутке мало чем могла помочь. После того как  мои ноги увеличились в объеме этак на сантиметр получилось перейти на средний каденс: накопление БО-волокон позволило существенно отодвинуть момент включения БГ. Заодно сами БГ-волокна начали работать более эффективно: быстрее перерабатывют молочную кислоту. Так что теперь я лосе-середняк img/ab.

В общем, приходим мы к тому, что вопрос о нужности передач как таковых на том или ином типе велосипеда единственного правильного ответа не имеет. Учитывая что есть лоси, есть зайцы и еще 100500 промежуточных вариантов. Чем шире у человека мышечный диапазон, тем более ему пофиг на чем ездить. Кто-то прекрасно себя чувствует на сингле, мне достаточно двух передач, а кому-то может понадобиться пять. Правда кому может пригодиться 12 мне сложно представить img/ab. Выносливость тоже зависит в основном от мышечного состава, а не типа трансмиссии.

Ибу ибуди — дадао муди!

Re: Пазний Турист: работа над заводскими ошибками.

Что-то немотивированно сдаётся мне, что лось-пони — это психологическое разделение.
Как я писал про пресловутую переноску кирпичей: лось 15 штук за раз перетащит из лени, а пони за 5 ходок по 3 шт.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Пазний Турист: работа над заводскими ошибками.

Да, кстати, психологический компонент тут тоже есть. Но вряд ли он определяющий.

Ибу ибуди — дадао муди!