Восьмёрка+яйцо = торсия обода.
Следовательно
У велосипеда торсионная подвеска.
Одновременное перемещение материальной точки по двум осям есть вращение, это очевидно.
В силу геометрии колеса перемещение обода в его плоскости будет неизбежно сопровождаться его кручением. Причём кручение в одну сторону при перемещении обода сменится кручением в другую сторону при движении по ободу на п*д/36.
За спором висит ли велосипед на спицах или стоит, мы отвлеклись от обода. (Если велосипед положить на бок, а боковины обода положить на опоры он будет висеть или стоять? ) А не стоило бы.
Сумма сил натяжения спиц = константа. Всё. В этом месте влиять на жесткость велосипеда можно, только усилив либо ослабив натяжение спиц. Ведь ослабив преднатяжение n/x спиц, мы усилим натяжение (36-n)/x, а для 2n/x соответственно —(36-2n)/x). Произойдёт перемещение всего спицевого набора. Причём на величины упругих деформаций стального стержня вдоль его оси. Очень жёсткая часть велосипеда в любом случае!
А вот перемещение обода при разгружении количества спиц, различающегося вдвое, будет крутым и коротким, либо протяжённым и плавным. Причём, я имею в виду не видимое перемещение, а график, скорее, перемещения. Мы же решили, что натяжение спицы вызывает очень малое перемещение её частей. С этим, кажется, связаны величины предела текучести, модуль упругости, что-то измеряемое в мегапаскалях, уже позабыть успел с позапрошлого лета.
Причём если вертикальное перемещение априори будет по закону рычага пропорционально для предыдущей спицы n1 относительно n0 п*Д/36, а вот для следующей n2 относительно n0 2п*Д/36. Перемещение спицы рядом с той, которую мы подвинули в 2 раза меньше. В то время как торсия обода спицами происходит на одном и том же плече рычага.
Велосипед по своей сути пружина. Ну, в силу того, что все его элементы сопоставимы по массе, значительно меньше массы седока, близки по коэффициенту упругости. Но неодинаковы! Значит — пружина с нелинейной, наверное, немного прогрессивной упругостью.
Так давайте рассматривать велосипед как многоуровневую подвеску. Как в том поезде, на который kisaнамекнул.
Шины упругие – подвеска. Обод упругий – подвеска. Спицы, вилки, главный треугольник, пружины седла, покрышка седла – всё подвески. О-па, семь уровней. Магия, не иначе!
Обод. При нагружении обода будет происходить его скручивание. (Строго говоря, будет и перемещение в плоскости обода, и перемещение в плоскости треугольника ось втулки-спицы-обод).
Значит, для определения торсионных параметров обода нам нужно знать несколько величин: ось торсии, радиус торсии, угол между касательной, по которой действует крутящий момент и спицей, которая этот крутящий момент создаёт. Ну и жёсткость, которая в паскалях, если я что-то из физики ещё помню. Только угловая.
Величина силы, действующей на точку обода в месте отверстия под спицу, есть проекция вектора силы, направленного вдоль спицы на касательную окружности торсии в этой точке. Иными словами Ftorq=cosa*Fsproke
Крутящий момент торсии тем больше, чем больше радиус, на котором спица действует на обод.
Силы кручения от двух последовательных спиц прилагаются на равном расстоянии от центра торсии в разные стороны – плечи этих сил равны, хотя моменты различны.
В свою очередь размеры обода близки к радиусу, на котором спицы прилагают усилие на скручивание, значит, перемещение обода вероятно мало зависит от его линейных размеров.
Попробуем найти ось торсии для чайки. Для простоты представим чайку в виде V, пусть и с фигурными плечами. Если для полоски ось торсии есть её середина, то в пределе чайка с углом между плечами стремящимся к нолю, будет иметь ось на половине своих плечей. Короче, для треугольника такой центр я бы предположил на пересечении медиан, а вот чайка по мере складывания меняет свою высоту, соответственно пересечение медиан от свободных концов V будет слегка меняться, приближаясь к углу чайки при развале плеч меньше 90 и отдаляясь при развале больше 90
Чем чайка шире (угол) – тем расстояние от центра медиан ближе к спице, значит, она мягче. Чем длиннее плечи — тем она жёстче.
Далее. Угол касательной и спицы растёт с перемещением точки спицы по окружности торсии до определённого предела, соответственно чем больше расстояние от центра обода до спиц, тем в меньшей степени играет роль торсия обода и в большей его перемещение в плоскости обода, где стальной швеллер/чайка весьма жёстки. При превышении угла между спицей и касательной к окружности торсии более 90, кручение будет осуществляться в другую сторону, что эквивалентно заспицовке в противоположные дырки.
Радиус от оси торсии до дырки ниппеля спицы будет определять плечо, соответственно, величину крутящего момента, который создаёт натяжение спицы.
Соответственно, задача компьютерного моделирования состоит в том, чтобы определить величину торсионной упругости для разных профилей ободьев – Н*м/рад
Определить оси торсии для различных профилей.
Двойной обод представляет собой профилированную трубу, которая очень жестка на кручение, соответственно, может передавать нагрузку очень далеко, задействуя изрядное количество спиц. Значит, для такого обода необходимо осуществлять сверловку под спицы как можно ближе к центру обода.
Вот такие практические выводы.
В ходе размышлений надо колесом пришла мысль о направляющем аппарате для пружинного седла – можно было бы повысить эффективность. Но это другая тема.