Re: Теория велосипедного колеса.

Евгений76, в колесі найжорсткішою є саме втулка. Значно, дуже значно жорсткіша від шприх і ободу. Тому її деформації ( нано-мікрони  img/ag  ) ніяка камера не зафіксує. Значно швидше порвуться шприхи чи складеться обод.

Re: Теория велосипедного колеса.

LjAlex, Саня, про то, что дыркам в ободе примерно одинаково, радиалка там или три креста, а втулка таки может оказаться слабым звеном — убедил.  Ну, про втулку давно понятно, а про то, что ободу одинаково — я раньше как-то не задумывался img/ag

А вот про лево-право интересно.

CustoмBicyclь, Петро, я более-менее согласен.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

(23-01-2020 00:29:07 отредактировано Br83)

Re: Теория велосипедного колеса.

CustoмBicyclь, такой эксперемент бы провести — фиксируем в пространстве намертво один из фланцев, к другому фланцу прилогаем сопоставимый с реальностью крутящий момент с помощью рычага, отклонится ли и на сколько рычаг.

Re: Теория велосипедного колеса.

Br83, Сдаётся мне, если втулка цельная (такая, да хоть торпедо) — можно наплевать на этот момент. А если с напрессоваными фланцами — тут как повезёт. И дело не в жёсткости, если всё в порядке, а в надёжности напрессовки.

Думаю, жёсткости предостаточно, и играть ничего не будет. А при ненадёжной напрессовке фланец может  сдвинуться. Это уже поломка.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Теория велосипедного колеса.

LjAlex пишет:

Давайте, порассуждаем. Только частями, чтоб обсуждение было проще.
1. Принимаем, что колеса собраны идеально. Втулки одинаковые, обода одинаковые, количество спиц — одинаковое, количество крестов — разное. Покрышку пока не принимаем во внимание, так как разговор про обод. И для начала возьмем колесо с равными зонтами.
2. Знаем, что от изменения количества крестов — угол под которым спицы приходят к ободу практически одинаковый; угол с которым спицы уходят от втулки — изменяется значительно.
3. Допустим, колесо держим за ось втулки, а так как спицы натянуты идеально, с равной силой на обод действует одинаковая сила от каждой спицы.
Так?

Продолжим.
Про напряжения в спицах и количество крестов.
Анекдот в тему:
Эйнштейн, Ньютон и Паскаль играли в прятки. Водить выпало Эйнштейну. Паскаль убежал в кусты, замаскировался, вообще не видно мужика, а вот Ньютон просто стоит. Нарисовал вокруг себя квадрат и стоит. Эйнштейн досчитал до ста, поворачивается, видит Ньютона и кричит:
— Ура! Я нашел Ньютона! Ньютон хитро улыбнувшись отвечает:
— Не-е-ет! Это Ньютон на квадратный метр! ТЫ НАШЕЛ ПАСКАЛЯ!!!  img/ag
Так вот, напряжения в спице, в нашем случае механические напряжения, не путать с напряжением в розетке, равны отношению силы растяжения, что испытывает спица, к площади спицы. То есть это хитрый Ньютон/м2=Паскаль. При этом, так как Ньютон сила приложена по нормали к м2 площади спицы – это нормальное механическое напряжение. Еще бывает касательное (тангенциальное) механическое напряжение.
Отсюда вывод: при одинаковом диаметре спиц (площади поперечного сечения) и равной силе натяжения – количество крестов не влияет на напряжения в спицах. Естественно перегиб спицы в месте контактов добавляет касательных напряжений в спицу, но в сравнении с нормальным напряжением их величина исчезающе мала и во внимание может не приниматься.

Re: Теория велосипедного колеса.

img/whipped
А если крестов 10? Условно? Ну не о крестах речь, а об угле — если фланец ненамного меньше обода, и пересекающиеся спицы очень далеки от радиуса — их разве не нужно сильнее натягивать, чтобы они эээ... противостояли тем же нагрузкам?


Как учили складывать-раскладывать векторы?
Теория велосипедного колеса.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Теория велосипедного колеса.

А это именно та причина, по которой многокрестовое колесо мягче в вертикальной плоскости. Чтобы натянуть сильнее, надо взять спицы чуть потолще, и тогда эффект пропадет. На электробайках так и делают.

Re: Теория велосипедного колеса.

Чем больше крестов тем спица более касательнее к фланц, верно? Чем касательнее, тем сила передается на спицу более прямолинейно(держим обод на месте, крутим силтно втулку, то спица в пространстве просто растягивается, почти без перемещений в сторону), в противоположность — спица в радиальном наборе при таком эксперементе будет и растягиваться и перемещаться.

Re: Теория велосипедного колеса.

Вброс с моей стороны.
1) Кресты — распределение нагрузки между соседними спицами. Отсюда, чем больше крестов, тем больше спиц работает в единицу времени и тем по большей части фланца втулки и обода распределена нагрузка (одинаковая). Потому на крестовых колесах меньший шанс вытянуть обод и сломать фланец.
2) Кресты — большая длина спиц и большая инертность колеса к деформациям на скорости вследствие большего удлиннения спиц (в этом предложении ударение на "о" в слове "большая").

При сборе заднего колеса я бы не стал собирать без крестов с ведущей стороны, даже если считать втулку недеформируемой, так как нагрузка с ведущей стороны больше (причем, в худшем случае, резкого пульсирующего характера). В этом случае крутящему моменту будет хорошо сопротивляться неведущая сторона колеса, а ведущая будет стараться прокрутиться вокруг втулки, портя ниппеля, обод, фланцы и наклоняя обод относительно втулки.
Заводские колеса, собранные по данной схеме, вживую не видел, но сдается мне, для спринта они не предназначены, либо есть какая-то контрмера (особая форма обода, фланца, спицы и т.д).

Re: Теория велосипедного колеса.

Кондратий, я бы наверно собирал без крестов именно с ведущей стороны, для недеформируемой втулки. Мне кажется колесо было бы стабильнее к боковым силам(с разными зонтами если).

Re: Теория велосипедного колеса.

Br83, я пытался сказать, что тянущая сила трансмиссии в таком случае будет уводить обод вбок.

Re: Теория велосипедного колеса.

Да, если ведущая сторона почти плоская, момент можно будет передать только через нее. Потому как вторая сторона будет почти не натянутой...

(23-01-2020 18:19:45 отредактировано Br83)

Re: Теория велосипедного колеса.

Кондратий, но радиальный набор должен лучше держать боковую силу, может ошибаюсь за радиальный с ведещей стороны даже на недеформируемой втулке.

Хотя если тянущие тянут обод(главным образом в продольную сторону и в бок(левый)), чуток растягиваются то обод чуток отстает, радиальный набор с ведещей стороны  и  еще на реальной (деформирующей) втулке опережает обод и спицы радиальные подтягивают обод к себе. Короче колесо получится своеобразное, но должно быть стабильным на боковые нагрузки, вродебы.

Re: Теория велосипедного колеса.

Полный радиальный держит всё — и боковую, и вертикальную. Это самое жёсткое колесо. Когда катится.
Но не держит торсионную нагрузку между ободом и втулкой, поэтому непригоден для передачи тяговых и тормозных усилий.

Добавлено: 23-01-2020 10:58:37

Для того, чтобы моё полурадиальное колесо (с симметричными зонтами,но полурадиальным набором) вело себя более-менее симметрично img/ag , с той стороны, где три креста, я перепаял спицы.
Очень доволен — колесо такое же жёсткое, как радиальное переднее, только способно прекрасно передавать тяговые усилия.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Теория велосипедного колеса.

Костя, а почему же тогда на трековых колёсах кресты вместо радиалки?  img/whipped

Я про:

kisa пишет:

Полный радиальный держит всё — и боковую <...>

Пользователь находится в режиме "только для чтения".