Тема: История велосипеда, 200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается
История велосипеда
200-летию изобретения Карла фон Драйза посвящается
Виктор Ходеев
(без претензий на истину)
Предисловие.
В развитии цивилизации существуют многие вещи и изобретения, у которых нет конкретного автора. Но во многих случаях все же есть первый человек который своим изобретением открывал новое направление в технике, и это давало почву другим энтузиастам для новых творений.
История велосипеда начинается с 1817 года. Именно в этом году немецкий профессор барон Карл фон Драйз (Karl Drais) из Карлсруэ сконструировал, двухколесный самокат (Laufmaschine) . В 1818 году он получил патент на свое изобретение.
Двухколесный самокат Драйза имел деревянную конструкцию, был оснащен сиденьем, рулем для поворота и балансировки, и выглядел в целом, как велосипед без педалей. Для езды на самокате нужно было отталкиваться ногами от земли.
Двухколесный самокат Драйза (Laufmaschine) 1818 год
Через некоторое время изобретение стало популярным во Франции и Великобритании, где его прозвали «денди-хорз». Многие британские производители карет стали выпускать свои самокаты; самым заметным из них стал Денис Джонсон (Denis Johnson) из Лондона.
В английском и французском языках изобретение назвали дрезиной (соответственно Draisine и draisienne) в честь изобретателя. Во Франции двухколесный самокат получил название velocipede «велосипед».
Рисунок самоката Драйза выполненный по оригиналу в музее Мюнхена. Аппарат был оснащен регулировочными узлами седла и руля.
В 1862 году Пьер Лальман (Pierre Lallement) 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из Нанси (Франция), придумал оснастить дрезину кривошипными педалями, установленными на оси переднего колеса. В 1863 Лалман перебрался в Париж, где построил первый велосипед (дрезину) с педальным приводом. В 1864 году лионские промышленники братья Оливье в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо (Pierre Michaux), оценили изобретение Пьера Лалмана и освоили массовый выпуск дрезин с педалями. Пьер Мишо придумал сделать раму такого велосипеда металлической. Некоторые историки считают, что, Мишо и применил для устройства название «велосипед» (velocipede).
Поработав некоторое время в компании Мишо-Оливье, Лалман отправился в Америку, где в ноябре 1866 запатентовал свое изобретение. Очевидно, Пьера Лалмана и можно считать фактическим изобретателем велосипеда.
В 1845 году англичанин Роберт Томпсон (Robert William Thomson) запатентовал надувную шину, но из-за технологической сложности она не получила массового распространения.
Патент на велосипед с педалями Пьера Лальмана 1866 год
Велосипед «пенни-фартинг»
С 1870-х годов стала приобретать популярность схема велосипеда «пенни-фартинг» (Penny-farthing). Название описывает соразмерность колес, по сравнению монеты пенни, которая была намного больше фартинга. Велосипед имел переднее колесо очень большого диаметра (до 1,6 метра) и заднее значительно меньшее. На оси переднего колеса были смонтированы педали, седло велосипедиста размещалось на высокой раме, почти на вершине колеса. Большая высота сидения и центр тяжести, смещенный к переднему колесу, делали такой велосипед достаточно опасным для езды. Некоторые производители выпускали трехколесные конструкции, но такая схема велосипеда не получила дальнейшего развития.
Продолжение следует