Тема: Проверка натяжения спиц на слух

Автор: Джон "In Tune" Аллен, sheldonbrown.com

Перевод: Павел Зоря для krokovod.org

Чтобы колесо было прочным и служило долго нужно правильно натянуть спицы. Сборщикам колес доступен измеряющий натяжение спиц инструмент – тензометр. Однако, если у вас есть музыкальный слух, существует другой инструмент, который делает эту работу проще и быстрее: музыкальный духовой камертон, или пианино, или церковный орган, или любой иной хорошо настроенный музыкальный инструмент, который есть в вашей мастерской.

Велосипедные спицы звучат подобно струнам гитары или арфы, когда их перебирают. Итоговый музыкальный тон будет выше, если спица натянута сильнее, а оптимальный тон не зависит от толщины спицы. Чтобы узнать каким должен быть музыкальный тон, нужно знать только приблизительную длину спицы и то, какие спицы вы будете использовать, – обычные или баттированные, которые фактически короче, т.к. их окончания толще. В конце этой статьи приведена таблица оптимальных музыкальных тонов. Обратиться к ней можно прямо сейчас, если вам нужно узнать только тон и длину спицы. Пожалуйста, сперва прочтите статью полностью, если вы еще этого не сделали. Также можно прочесть научное объяснение того, как относится натяжение спиц к музыкальному тону.

Проверьте натяжение спиц на заведомо верно собранном колесе. В колесе, где спицы набраны радиально, или не перекрещиваются, можно перебирать спицы по одной. Если спицы перекрещиваются, перебирайте их в месте пересечения. Так вы услышите звук, издаваемый одновременно двумя спицами.

Если натяжение двух перекрещивающихся спиц сильно отличается, вы услышите глухой звук. Притяните спицы пальцами друг к другу, чтобы понять какая натянута слабее. Отведите натянутую слабее спицу в сторону и слегка ударьте по натянутой сильнее, чтобы проверить ее тон. Проверьте не поврежден ли обод или не искривлен его стык в месте, где спицы натянуты по-разному. При необходимости выгните обод так, чтобы выровнять колесо при примерно равном натяжении спиц. (Правка ободов – тема для отдельной статьи). Если не удается получить ровное колесо с равным натяжением спиц, пришло время менять обод.

Если натяжение двух перекрещивающихся спиц, как и должно быть, примерно одинаковое, вы услышите одну чистую музыкальную ноту. Для типичных, набранных в три креста колес размером 700С это будет нота G для обычных спиц и А – для баттированных.

Этот тон соответствует приблизительно 1/3 предела текучести спиц хорошего качества – примерно настолько вы можете натянуть спицы, сохранив достаточный запас прочности. Распространенной ошибкой при сборке колес является недостаточное натяжение спиц. Недостаточное натяжение снижает прочность колеса, т.к. спицы провисают под меньшими нагрузками и не могут устойчиво удерживать обод. Когда спицы натянуты достаточно сильно, бывает сложно прокручивать ниппели; из-за этого многие сборщики колес натягивают спицы недостаточно хорошо. С другой стороны, иногда колеса натягивают слишком сильно, и спицы могут деформировать обод у отверстий для спиц.

Настало время для плохого каламбура! Вы слышали о лигераде американского производства с недотянутыми колесами? В них спицы пляшут, как буквы в подписи Тулуз-Лотрека!

Перед сборкой колеса окуните резьбы спиц в смазку или промышленный состав для резьб спиц чтобы снизить трение. Также слегка смажьте поверхность обода в том месте, где ниппель спицы вставляется в обод. Отверстия для спиц удобно смазывать спицей. Если не смазать резьбы и ниппели, может не получиться оптимально натянуть спицы.

Проверьте музыкальный тон по всему колесу. Для нового колеса с хорошим, легким ободом, он не должен отличаться от оптимального тона более, чем на один или два музыкальных полутона (один или два шага духового камертона) вверх или вниз. Тяжелый и/или стальной обод жестче, как и высокий аэродинамический обод. Если вам нужно натянуть спицы с таким ободом, полагайтесь на свои ощущения. Спицы не должны быть натянуты так сильно, чтобы их могло вырвать из обода, или настолько слабо, чтобы колесо было недостаточно жестким. Даже с хорошим ободом не пытайтесь настроить колесо, выравнивая музыкальный тон. Все спицы немного различаются, обод не идеально круглый, на нем есть деформации от спиц, поэтому тон между спицами всегда будет немного отличаться.

Если обод деформируется у отверстий для спиц от нагрузки, созданной натянутыми до рекомендованного в этой статье музыкального тона спицами, используйте более легкие спицы или более прочный обод. Пренебрежение этим предостережением может стать причиной быстрой поломки колеса.

Из-за разных зонтов заднего колеса спицы слева натянуты слабее и их музыкальный тон ниже, если с обоих сторон колеса используется равное количество одинаковых спиц. Тон должен быть примерно одинаковым для всех спиц слева.

Элегантным способом собрать более прочное заднее колесо является использование более толстых спиц справа. Хорошо сочетаются спицы диаметром 2 мм справа и 1,6 мм слева; при таком сочетании спицы по обе стороны колеса звучат примерно с одинаковым тоном, что говорит о том, что все они натянуты оптимально.

Вы можете спросить, почему собранное таким образом колесо получается лучше, чем если использовать по обе стороны более толстые спицы. В конце концов, толстые спицы слева будут прочнее. Также они будут натянуты, как и более легкие спицы, но музыкальный тон будет ниже. Но на самом деле толстые спицы слева провисают и теряют контроль над ободом под меньшей нагрузкой из-за того, что они меньше растягиваются; и даже если нагрузка не настолько велика, чтобы они провисали, обод искривляется на одну сторону в той части колеса, которая находится под нагрузкой, из-за неравной боковой составляющей жесткости спиц справа и слева. Причина, по которой более тонкие спицы слева работают лучше и служат дольше в том, что они натянуты с такой же силой и имеют такую жесткость относительно бокового (из стороны в сторону) движения обода, как более толстые спицы справа.

Если вам нужна инструкция по сборке колес, прочтите статью Шелдона Брауна на этом сайте (оригинал на sheldonbrown.com, русскоязычный перевод доступен на сайте caravan.hobby.ru – прим. переводчика), которая является лучшим, что я когда-либо читал по данному вопросу.

Используйте следующую таблицу вместе с той статьей. В таблице указаны музыкальные тоны, соответствующие оптимальному натяжению спиц.
Проверка натяжения спиц на слух

Cycling is like church — many attend, but few understand

Re: Проверка натяжения спиц на слух

Первый блин. Старался, чтоб не вышел комом  img/ab

Cycling is like church — many attend, but few understand

Re: Проверка натяжения спиц на слух

Торвальдс, спасибо. Не вышел.

офф: а может эти статьи в одну тему "Звуки музыки колеса"или вообще в "библиотеку"?

Everything's gonna be just fine!

Re: Проверка натяжения спиц на слух

Bob, благодарю  img/thank
В одну тему сводить нежелательно — в разделе "Our translation policy" администрация sheldonbrown.com прямо просит публиковать переводы как отдельные материалы:

We ask that translations be of single, complete pages so they coordinate with our pages.

Cycling is like church — many attend, but few understand

Re: Проверка натяжения спиц на слух

Сюди проситься смичкова варіація звукового методу від Павла  ( https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=7093#p7093  ) , або перейменувати тему і викласти в одному пості один метод, в іншому другий, третій якщо буде. Опис методик першими постами теми, далі обговорення за потреби (щоб суть не губилась на сторінках).  Або редагувати в перші пости теми про колеса.

Re: Проверка натяжения спиц на слух

CustoмBicyclь, коллега, название темы соответствует названию статьи в первоисточнике. Поскольку я ставил перед собой целью подготовить именно перевод, хотелось бы оставить название текста, его содержание и компоновку соответствующими оригиналу.

Cycling is like church — many attend, but few understand

Re: Проверка натяжения спиц на слух

Проверка натяжения спиц на слух

Spoiler

не смог удержаться. иллюстрация из книги Richard Ballantine. Richard's 21st Century Bicycle Book. (2000)

Everything's gonna be just fine!

Re: Проверка натяжения спиц на слух

Bob, ангели з крокораю?

Re: Проверка натяжения спиц на слух

Добрый день. Можно ещё натягивать спицы на велосипеде до начала потрескивания- смотрим видео https://www.youtube.com/watch?v=IQd6xKK-IK4&t=9s Как производить Балансировку и правку велосипедного колеса.

Re: Проверка натяжения спиц на слух

Учебные видео снимают и смотрят лица с упрощёнными нейронными связями. Впредь, пожалуйста, избавьте форум от такого "материала"  — здесь немножко контингент не тот.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Проверка натяжения спиц на слух

Baiker, якщо робити правильно (змащувати різьбу шприхи і капати під головку ніпеля масла ) то колесо швидше захлопнеться як парасоля, ніж почнуть потріскувати шприхи. Бо буде занадто великий натяг шприх.

1