На старом задний переключатель скоростей подустал как внешне так и технически, давно просился на замену: хром поцарапан, местами облез, поржавел, верхний ролик стал зубчатым колесом, посадочное место разбито и появился люфт, паралелограмм повело.
Кандидат на замену больше года пылился в шкафу, всё не доходили руки. Приобретён он был в составе полного комплекта переключения передач б/у за символическую сумму. Визуально состояние было мною оценено как хорошее, однако налёт старой смазки с пылью и грязью вкупе с кривым коромыслом не давали возможности установить запчасть немедленно. Поработав над приведением переключателя в порядок я понял, что ошибся насчёт состояния, поскольку оно оказалось близким к идеальному:
Переключатель установлен и настроен, функционирует безупречно. И поскольку у меня теперь два 155-411, первой и последней серии, было решено уделить время решению данного вопроса на обоих велосипедах.
В комплекте новой машины мне достался вот такой переключатель:
Этому обстоятельству я был рад, поскольку в то время ведосипеды на заводе комплектовались уже и новыми легкосплавными перекидками:
Покрутив такую деталь в руках я не смог избавиться от ощущения китайской пластиковости и игрушечности данного изделия. Опыта использования подобных легкосплавных переключателей я пока не имел, да и нет особого желания, предпочитаю тяжёлый металл)
Как видим, очередным нововведением перестройки стало внедрение пластиковых роликов на подшипниках скольжения вместо стальных на подшипниках качения. Признаться, опыта использования пластиковых роликов на перекидках ХВЗ у меня за всю жизнь не было, катал лишь стальную классику, поэтому сложить мнение об их эксплуатационных характеристиках пока нет возможности. Вроде бы всё ничего, да и вес меньше, хоть я на это обращаю мало внимания. Однако белые ролики в смазке представляют собою не самую эстетичную картину, как по мне, со временем желтеют и не оптимально соответствуют общему дизайну. Поэтому, дабы не уходить далеко от оригинальной концепции, решено заменить белые ролики аналогичными чёрного цвета. Попутно ржавая пружина заменена более свежей:
В результате переключатель приобрёл гармоничный вид:
Какие же отличия наблюдаются между переключателями старой и новой версии?
На мой взгляд, очевидных различий несколько:
— пластиковые ролики на втулке вместо стальных на шариках;
— оцинкованная пружина вместо хромированной. Здесь мы наблюдаем ещё одно "улучшение" перестроечной эпохи — замена хромирования многих деталей цинкованием. Грустно, поскольку я являюсь поклонником хрома и в дальнейшем буду стараться исправлять подобные моменты по мере возможности. Не утверждаю, что все старые переключатели оснащались хромированной пружиной, однако с перестройкой практика хромирования данной детали вовсе прекратилась. Стоит отметить, что помимо гораздо лучшего эстетического восприятия хромировання пружина выглядит увереннее и в техническом плане по причине гораздо лучшего скольжения хрома о хром, нежели цинка о хром;
— изменилось направление надписи "ХВЗ": в старой было сверху вниз, в новой снизу вверх. Спорное решение да и неясно до конца стоит ли привязывать это к веяниям времени, однако факт налицо.
Есть и ещё одно очевидное отличие, однако пока затрудняюсь каким образом его классифицировать:
Поверхность нижней части старого переключателя имеет глянцевый блеск, в то время как новая является полуматовой. Сложно сказать, цинкование ли это или "недохром", но факт очевиден. Похожая ситуация наблюдается и на педалях, но о них позже.
К сожалению, кроме очевидных отличий присутствует и то, которое невозможно передать на фото — пресловутое качество перестроечных деталей — появились люфты в паралелограмме, о которых раньше и речи быть не могло((( Напомню, речь идёт о детали не бывшей в употреблении.
Что ж, предстоит практический опыт использования обновлённого переключателя, по итогам будет сложено мнение.
Одна любовь, наполнена добром,
Повелевала сердцем и пером. ©