Re: Реставрация и восстановление вело сёдел, работа с кожей и т.д.
Приветствую любителей кожевенного ремесла!
Прежде, чем заводить собственные темы, начну с мелочей (заодно опробую механизм форума)
Попробовал свои силы с доставшимся бесплатно седлом, которое мне отдал владелец позднего Старт-Шоссе. Сам велосипед был 1991 года выпуска, и в конструкции седла словно отразились недовольство жизнью и тягучий свинцовый страх перед неопределенным будущим, терзавшие душу безымянного работника шорно-сёдельной фабрики в то смутное время. Кривым в нём оказалось всё. Неровно собранная рамка, пробитые абы как отверстия (и под заклепки, и под вентиляцию). Ситуация была беспроигрышной: починится- хорошо, помрёт- не жалко.
Чепрак был совершенно мягким, и я рещил замочить его аж с 17 граммами желатина на литр.
Высушил на рамке, закрепив, но не натягивая — и ужаснулся, насколько же всё криво.
Но самое плохое- упор натяжителя оказался тоже кривым, неподходящим к рамке седла, и болт упорно смотрел в небо, а не параллельно земле. Не моё, но вот примерно как тут
Поэтому чепрак, хоть и получился твердым словно доска, ничем не поддерживался и стал быстро проседать при езде. Натягиваешь болт, едешь- и через полчаса болт уже стучит и болтается: натяжение ушло.
Пока принял полумеры в виде подкладывания под упоры натяжителя двух полузвеньев от цепи: так они не дают ему заваливаться, и болт становится чуть более параллельно рамке. Снять упор натяжителя не могу: он хоть и болтается, а слезть с рамки не может: кривой, упирается. Уже хочется его распилить и заменить на аналогичную деталь от негодного, но ровного и раннего седла. Правда, при этом придется переклепывать и носовой узел со старого чепрака на этот вот, а для такого руки кривоваты пока.
Ещё есть идея оставить упор как есть, но загнуть вниз переднюю часть рамки , нагрев горелкой и выстучав. Нос тогда должен уйти вниз и стать плюс-минус параллельным земле.
Re: Реставрация и восстановление вело сёдел, работа с кожей и т.д.
Ульяновец, ось тут https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 01#p255401 можна побачити докладно все про таке сідло. Щось не віриться, що вузол натягу може мати такі фатальні вади.
Проекти ХВЗ: В-110 "Прогрес" (1950); В-22 (1954); 111-411 "Україна" (1977);
В-541 "Спорт" (1970); на рамі В-110 "Прогрес" (1958)
ЖВЗ: В-849 Десна-2 (1979); ГАЗ: В-025 "Школьник" (1966-1975 ?); ПВЗ: 21В (1964, 1974)
Re: Реставрация и восстановление вело сёдел, работа с кожей и т.д.
Ульяновец, А нет ли резона слегка задрать нос седла и подвинуть его вперёд. Если при педалировании Вас стягивает на середину седла, которая не слишком-то предназначена для нагружения, кожа будет растягиваться снова в то положение, как на первоначальной фотографии. Сам недавно столкнулся с такой проблемой, правда на дорожном седле — чтобы выставить в горизонт заднюю часть седла, приходилось слишком задирать нос, но посадка тогда была правильной. Хотя нос и мешал спешиваться быстро при падениях на льду. Попробовал опустить — стаскивает на середину седла. Придётся снова поднимать.
Re: Реставрация и восстановление вело сёдел, работа с кожей и т.д.
Ульяновец, Прощупав руками, Вы уже понимаете всю эту механику, и разберётесь. Перекос носика седла вбок — почти не баг, а фича
Явление довольно обычное, часто на него не обращают внимания. Откуда берётся — неизвестно.
А вот натяжитель, вслед за коллегой Sedoy-K, считаю то ли левым, то ли гнутым в нелёгкой жизни. Ну или браковааным. Действительно, обычно он тянет носик излишне вверх, но не до такой же степени. Нужно как-то корректировать его форму. Только придумать — как
В том месте, где задняя часть натяжителя опирается на релься, она эээ слишком низко опирается Чтобы тяга направлялась вперёд, натяжитель нужно наклонить
. Тогда между опорами и рельсами получается зазор:
Вот его нужно как-то убрать. То ли подогнуть эти "уши" вниз, то ли наплавить сваркой. А по-хорошему, вообще перегнуть его. Он ведь U-образный, вот разогнуть и согнуть в другом месте. Чтобы ось, проходящая через отверстия, смотрела, куда нужно:
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.
Re: Реставрация и восстановление вело сёдел, работа с кожей и т.д.
Don Rumata, да, из-за эээ седловатости сёдел, их задирают
Но в данном случае, эта седловатость не просто запредельная, но ещё и прогрессирующая из-за косяков в геометрии. Тут лечить надо, а не подстраиваться
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.
Re: Реставрация и восстановление вело сёдел, работа с кожей и т.д.
Спасибо за отзывы!
kisa, да, вот под эти уши я и подложил детальки от цепи, чтобы упор встал ровно и не шатался.
Он сплющен и имеет вот такую форму.
Металл толстый, не знаю пока, чем разгибать. Как обывателю, мне сразу приходят на ум гидравлические щипцы, которыми спасатели разгибают разные конструкции после аварий, но думаю ,есть более дешевые способы
Sedoy-K,
у меня есть седло точно такое же, как на Ваших фото, но с лопнувшим нижним слоем чепрака. Там всё гораздо лучше сделано, согласен. Чепрак с тульским клеймом, гайка фигурная с пазами вместо граней, и болт такой же, с выточкой. На позднем седле он простой круглый.
Вот думаю, наверное можно как-то аккуратно оторвать нижний слой, вырезать новую чепрачную подкладку по форме, скажем, из 3-мм шкуры, и приклеить. Только придется аккуратно и точно выклеивать её по трубчатому носу седла, это уже задача для прямых рук.
Планирую так же приклеить еще один лист кожи на пружинное седло от позднего Аиста. Очень уж оно мягкое и прогибается как гамак. Скатываюсь на середину и оно жмет в нежелательных местах
Уже зажелатинил и его, сушу пока.
Кстати дя стяжки седла отлично подходят кольцевые обрезки штанин.
Если вам подшивали джинсы в ателье-не спешите выбрасывать отрезанное. Такое тканевое кольцо отлично затягивается как жгут, с помощью палочки, ключа и прочих прямых твердых объектов, которые потом можно удобно упереть в рамку.
Re: Реставрация и восстановление вело сёдел, работа с кожей и т.д.
Ульяновец, я вот на этом бодро задраном несчастье
ставил под головку натяжного болта кусочек трубки. При натяжении за счет большей площади соприкосновения болт становился ровно и ровнялся относительно рамки. Правда на ровность седла это не повлияло
Не займайтесь підміною понять...
Re: Реставрация и восстановление вело сёдел, работа с кожей и т.д.
kisa, про те,
Откуда берётся — неизвестно
. Вважаю, що причина перекошування чепрака, що зазвичай бачимо на носику, у так званій анізотропії (не однаковості) властивостей шкіри чепрака (товщина, спрямовування волокон, інше). Шкіра тварин має лише одну площину симетрії: вздовж хребта. Якщо чепрак вирізати та викласти так, щоб ця площина збіглася з площиною симетрії сідла, то перекіс потім не повинен виникати. Навряд чи таке відбувалося часто.
Ульяновец, коли чепрак має два шару, то його прийнято прошивати вздовж периметра. А я не пам'ятаю, щоб бачив таке на чепраках спортивного типу. Мій досвід у цьому питанні незначний, тому обов'язково спитайте тут у колег: чи допускається така прошивка.
Скориш за все, товсту шкіру для чепрака вважали вищим (першим) сортом, а тонку — нижче рангом. Можливо, що іноді робилися виключення від правила, коли план "горів", а потрібних шкір не було.
Проекти ХВЗ: В-110 "Прогрес" (1950); В-22 (1954); 111-411 "Україна" (1977);
В-541 "Спорт" (1970); на рамі В-110 "Прогрес" (1958)
ЖВЗ: В-849 Десна-2 (1979); ГАЗ: В-025 "Школьник" (1966-1975 ?); ПВЗ: 21В (1964, 1974)
Re: Реставрация и восстановление вело сёдел, работа с кожей и т.д.
Sedoy-K, не соглашусь с вами. Во всех виденных мною кривых сёдлах была кривая от рождения рамка. Либо криво согнута передняя п-образная часть и нос смотрит в сторону, либо стойки разной высоты — из-за чего седло стоит под углом и неравномерно продавливается ездоком. Возможны и более кривые варианты
Re: Реставрация и восстановление вело сёдел, работа с кожей и т.д.
ser_rs, я згоден, що і це впливає. І не однаковості властивостей шкіри чепрака у різних напрямках теж не може не впливати. Тобто тут комплекс причин.
Але ака kisa написав, що "Откуда берётся — неизвестно". Ось до нього і звертайтеся, чому (йому-то!) невідомо.
Проекти ХВЗ: В-110 "Прогрес" (1950); В-22 (1954); 111-411 "Україна" (1977);
В-541 "Спорт" (1970); на рамі В-110 "Прогрес" (1958)
ЖВЗ: В-849 Десна-2 (1979); ГАЗ: В-025 "Школьник" (1966-1975 ?); ПВЗ: 21В (1964, 1974)
Re: Реставрация и восстановление вело сёдел, работа с кожей и т.д.
У нас как-то принято ругать заводской брак. Но ругаем мы его
через сорок лет эксплуатации: вот, мол, полюбуйтесь, ржавую погнутую деталь выпустили, ещё и с масляной краской поверх ржавчины
. Потому я аккуратен в высказываниях
всех виденных мною кривых сёдлах была кривая от рождения
Ага, я и об этом тоже
Насчёт причины косого носа — так вроде сто лет назад мерялись (когда на ХТ коллега Zura с этим работал — он и обратил тогда всеобщее внимание на косой нос). И у всех он в одну сторону скошен. Слишком уж филигранно нужно шкуры раскраивать для такой повторяемости "эффекта"
Можно присрвркупить косую оснастку на ХВЗ, как некоторые любят, но как-то перебор.
А вот если вспомнить, что там винтовой натяжитель с неважной от раздолбанности геометрией....
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.
Re: Реставрация и восстановление вело сёдел, работа с кожей и т.д.
Касаемо второго слоя чепрака. Вот фото от уважаемого коллеги Sedoy-K. Явно виден дополнительный лист кожи, приклеенный по всей нижней стороне седла.
На моём тульском седле он лопнул. И был тот слой весьма толстым, это явно не простая защитная приблуда , приклеенная "чтоб на основной чепрак брызги не летели". После этого повреждения седло стало мягким как гамак.
Re: Реставрация и восстановление вело сёдел, работа с кожей и т.д.
Ульяновец, це ж зовсім різні речи: частковий чи повний цей нижній шар! Ви ж написали "с лопнувшим нижним слоем чепрака". Точніше потрібно писати, точніше. Особливо коли формулюєте питання.
На моєму чепраку нижній шар — не по всій нижній стороні, а на її частині, наближеної до лінії симетрії. Приклеєний. І цілий.
Такі наклейки — звичайне конструкційне рішення. Так, додає і жорсткості, і міцності. Навряд чи для захисту від вологи. Видалите, наклейте новий, які проблеми. Але якщо і основний шар чепрака переломився, то це для чепрака фатально. Читав, що підкладають довгу стальну пластину, а тріщину заливають клеєм. І що важливо: шкіра — це матеріал з органіки. Тому їй потрібне живлення, час від часу. Без нього вона пересихає, тріскається, ламається. Почитайте тему, з початку. Усе написано.
Не розумію про "пробитые абы как отверстия". Вони або є, або їх немає. Круглі, не квадратні ж. Скільки бачив чепраків — три вентиляційні отвори завжди строго на прямій лінії на площі симетрії, тобто робляться не вручну, а устаткуванням і одним рухом. Інші отвори теж завжди добре збігаються з отворами основи, тобто теж пробиваються устаткуванням і одним рухом. Інакше їх було б потрібно пробивати на основі сідла і зсередини, а це вже проблематично. Вочевидь, що пробиваються ще до формування шкіри на бовванці.
Проекти ХВЗ: В-110 "Прогрес" (1950); В-22 (1954); 111-411 "Україна" (1977);
В-541 "Спорт" (1970); на рамі В-110 "Прогрес" (1958)
ЖВЗ: В-849 Десна-2 (1979); ГАЗ: В-025 "Школьник" (1966-1975 ?); ПВЗ: 21В (1964, 1974)
Re: Реставрация и восстановление вело сёдел, работа с кожей и т.д.
Итак, сегодня велосипед провёл ночь под несильным дождём, оставленный во внутреннем дворе. Седло было завернуто в полиэтиленовый пакет. Когда я снял пакет, кожа была на ощупь сухой, но мягкой: видимо набрала влагу просто из атмосферы. Обрабатывал я её только обувным воском Salton, зимой, после сушки и выправления(обмазал, подождал два часа в тепле, располировал) Как же у людей сёдла ездят под дождём без видимых повреждений? Что их защищает? Лак? Краска? Или может быть просто эта кожа уже слишком старая и теряет форму при любых условиях, отличающихся от идеальных?
Пока обмотал "уши" седла тряпкой, и под рельсы набил тоже тряпок, чтобы высушить с нормальной формой. Думаю, чего с ним делать дальше.