1 (22-11-2017 15:48:01 отредактировано Torpedo)

Тема: Велосипед в СССР

Велосипед в СССР


Велосипед в СССР

Виктор Ходеев

Данный материал основан на собственных жизненных наблюдения автора
и охватывает в основном  период средины 1960 –х до 1970-х годов,
место действия СССР, Украина.



Предисловие
Классик сказал: «Автомобиль не роскошь , а средство передвижения», но велосипед все же в определенное время в СССР был роскошью.
Полноценное массовое производство велосипедов в СССР началось после второй Мировой войны. 
Из зоны советской оккупации Германии, в качестве репараций, было вывезено большое количество  фабрик и заводов, среди них были и предприятия мото-вело промышленности. Также были доставлены   остатки  продукции,  материалы документация  и интернированы  немецкие специалисты в этой отрасли.

К началу 1950-годов в СССР определился основной ассортимент дорожных велосипедов. Типовым проектом стал односкоростной велосипед В-110 «Прогресс» с колесами 28-го размера, который с небольшими отличиями в конструкции выпускали несколько велозаводов страны. Появились спортивные, подростковые  и  женские велосипеды.


Сядешь, и просто нажимаешь на педаль…

В основном в СССР велосипед имел практическое значение, он не был удовольствием чтобы покататься, поехать семьей на прогулку.
В селах у него было прямое назначение как транспортного средства: привезти мешок с огорода, или прихватить что-нибудь c колхозного поля, съездить в магазин («сільпо»  или «коперацію», как тогда говорили). В определенной степени в сельской местности велосипед был более распространен чем в городе. Здесь в нем была практическая потребность как средства передвижения, ездили даже в соседние села на работу, в школу  и по делам.  Велосипед  можно было оставить на короткое время, в зоне визуального контроля возле магазина, и самое главное, было где хранить: во дворе дома или в сарае. Велосипеды воровали, но не так как в городе.
В городе хранения велосипеда было проблематично, на завод на нем не поедешь, возле магазина оставить, значит попрощаться навсегда. Никаких противоугонных замков и стоянок для велосипедов не существовало. Только самые отчаянные могли привязывать велосипед к столбу или дереву на тяжелую железную цепь с навесным замком. Таким же способом привязывали велосипед на стенке или в коридоре коммунальной квартиры к забитой в стену скобе. Хранили велосипеды на балконе, даже в комнате, но  проще c хранением было жителям частного сектора и владельцам гаражей.

Женщина на велосипеде,  явление  было редкое. Несмотря на то, что дамский велосипед появился на свет еще в конце ХIХ столетия, в СССР их начали производить только с 1946 года, и это была модель ХВЗ В-22.
Красивый с элегантной рамой на колесах 26-го размера, украшенный плетеной сеткой защищающей юбку от попадания  в заднее колесо, продержался на конвейере харьковского  и львовского  завов не долго. Уже в начале 1960-х годов производство женских велосипедов сошло на нет.

Велосипед в СССР
Первый советский женский велосипед ХВЗ В-22

Очевидно, простой женщине после махания лопатой , или работы у станка было не до велосипеда (которого и хранить негде) , а из-за конструкции его рамы, некуда было погрузить  мешок или прицепить торбу. В общем штука не практичная, не прижилась. Советские девушки, по неизвестным причинам, на велосипедах не катались.
Хотя уже в 1970-х можно было частенько видеть сельских женщин на мужских велосипедах у которых была отрезана и приварена наискосок верхняя труба рамы. Такая себе конверсия, выполненная сельским сварщиком из тракторной бригады, возмещала отсутствие женского велосипеда.

Велосипед в СССР

Переделка  в дамский велосипед  , выполненная сельским сварщиком (фото из коллекции автора)

Додано: 21-06-2017 20:57:09

2

Re: Велосипед в СССР

Виктор, в который раз восхищен качеством Ваших публикаций! Спасибо!

Cycling is like church - many attend, but few understand
Debian Linux user

3 (22-11-2017 17:15:02 отредактировано Torpedo)

Re: Велосипед в СССР

Часть2

Детские велосипеды или «дашь покататься?»

Для малышей выпускали разные трехколесные велосипедики
и даже комбинированные , у которых можно было поставить вместо задних двух , одно колесо. Это были скорее всего игрушки, и в продаже попадались достаточно часто.
Сложнее было с подростковыми велосипедами. Их было только несколько видов: «Школьник»  для «первоклашек» и  шауляйские В-72 «Орленок»  для тех что постарше, и его версия для девочек В-82 «Ласточка».


Велосипед в СССР
Велосипед  В-72 «Орленок», мечта подростка


Эти элегантные с выгнутыми рамами велосипеды , разработанные по немецким образцам, были в большом дефиците, и их (как и запчасти к ним) было практически невозможно купить. За всю свою юность я видел  «Орленок»  лишь только пару раз.  Поэтому повсеместно можно было видеть детей катающихся на взрослом велосипеде особым способом «под рамой». Нужно также понимать, что два велосипеда в семье, это была уже непозволительная роскошь.
Так что, счастливым обладателям велосипеда было трудно отвертется от просьбы : -«Дашь покататься?»

Велосипед в СССР

Часто  можно было видеть детей катающихся на взрослом велосипеде особым способом «под рамой»


Техническое оснащение

Первые послевоенные велосипеды оснащались  (еще по немецким стандартам) очевидными необходимыми деталями: фарой, генератором , обязательным вторым тормозом и щитками цепи. Со временем передний тормоз вообще перестали ставить на дорожный велосипед.
Фара и динамка стали опционным атрибутом, и его устанавливали лишь не многие. Одной из причин этому была постоянная грязь на дорогах, при мокрой погоде колеса в болоте никак не могли крутить динамку. Кроме , того из-за низкой технической культуры, восьмерка на переднем колесе была почти нормой , что тоже не давало крутить генератор.  Подножка  («лапка») появилась на велосипедах только в средине 1970-х.  Вообще этот предмет не прижился, ее опционно никто не ставил, а комплектную подножку порой просто снимали.
После 1950-х годов,  не было норм регламентирующих порядок для технического оснащения велосипеда и знаний правил уличного движения.

Литература, культура и сервис

Я никогда не встречал в книжном магазине  никакой литературы по обслуживанию велосипедов. Лишь немного общей информации указывалось в инструкции велосипеда. Ни один журнал не публиковал статьи, обзоры по ремонту велотехники. Да собственно и журналов таких и не было. Журналы «За рулем», «Техника молодежи» и  « Моделист-конструктор»-  это все технические издания того времени. Если в журнале «За рулем» иногда публиковали короткие сообщения о зарубежных автомобилях и мотоциклах, то о мировой велотехнике мы не знали ничего.
В общем, ничто не способствовало развитию технической культуры. Так и забивали стопора педалей («клин Томпсона») молотком прямо на валу, и выбивали их по резьбе. Из-за отсутствия стопоров в продаже, шатуны часто  просто приваривали к валу. Из смазок был только «Солидол»,  его нужно было доставать у шоферов или трактористов.
Обычно втулки колес разбирали прямо на песке: вытер подшипники тряпкой «разогнул усики»,  напхал солидола и готово.

Никаких мастерских по ремонту велосипедов не было. Запчасти- это был очень тяжелый вопрос. Их можно было приобрести в магазинах «Спорттовары».  Но из доступных были спицы, ниппеля, звонки, некоторые подшипники и почему-то почти всегда задняя втулка в сборе. Все остальное дефицит. Это значит, что их негде взять, их просто не было. Никакой альтернативы, никакой барахолки или другого источника запчастей не было.

Чтобы купить (тогда это называлось «достать») велозапчасть, нужно было  (лучше всего, в конце месяца) заходить каждый день в магазин и вероятно попадешь, когда что-то «выкидывали» на прилавок. Это в городе , а в райцентре, где один магазин «Спорттоваров» на десятки сел, было совсем пусто.
Покрышки, камеры, стопора шатунов, тормозные барабаны, и другие детали задней втулки были в большом дефиците. И если тебе повезло, то покупал , по возможности , пару деталей на запас.  Очевидно, что несколько велозаводов огромной страны , выпускавшие на пределе своих возможностей миллионы велосипедов, просто не успевали изготавливать дополнительно еще и запчасти.
По сегодня помню чувство: радость, граничащую со счастьем, когда я случайно «нарвался» на покрышки и купил две штуки. Проблем с подбором покрышек не было, их выпускали несколько видов. Основной, стандартный тип (для велосипеда условно «Украина») 622х40, с одним одинаковым рисунком на всей территории страны площадью 22 402 200 км2.  Также был один вид для «Орленка», и какой-то «для спортивных», вообще дефицитный как и сами велосипеды. 

К примеру такой пустяк как  утерянный простой винтик (М5) с гайкой который крепил крылья в вилке , часто заменяли скручиванием узла алюминиевой проволокой. А нижний кусок обломанного переднего крыла заменяли резиновым «брызговиком».
Запчасти порой перекидывали из одного велосипеда на другой, комбинировали. Не удивительно , что и сейчас нам попадаются намешанные останки "ретро" велосипедов, в которых не сразу разберешься что родное.
Также  следствием подобной «велосипедной  культуры» есть и то, что сегодня найти велосипед того периода в хорошем комплектном состоянии, практически не возможно. А моделей выпущеных до второй Мировой войны вообще не сохранилось.

Велосипед в СССР

Мужской дорожный велосипед ХВЗ В-134 «Украина», один из самых известных велосипедов производимых в СССР. Он был настолько популярным, что и сегодня, в большинстве случаев, все старые велосипеды называют «Украина». (фото из коллекции автора)


Простые дорожные велосипеды в продаже были почти всегда. Самыми популярными  были ХВЗ «Украина» В-134, В-130 (К). Любили ММВЗ «Минск», ну и в последнюю чередь, из-за отсутствия других покупали ПВЗ. Велосипед был не дешевым, но все-же доступным. К примеру, «Украина» В-134 в 1974 году стоил 51руб. 70 коп. , зарплата рабочего, учителя была около 70-80 рублей.
Велосипеды с переключением скоростей , как их обобщенно называли «спортивные», были в продаже не всегда. По моим наблюдениям они не пользовались спросом, это были не «бытовые» велосипеды, а в селе их вообще не было. Тонкие слабые колеса, постоянно ломающаяся и сложная в настройке система передач, достаточно высокая цена (почти вдвое выше чем «Украина» ) , все это  не способствовало популярности таких велосипедов. В общем, их покупали только городские «интеллигенты» и «романтики».

4

Re: Велосипед в СССР

Часть3

«Стильный тюнинг»

Очень часто взрослые пользователи , из своих практических потребностей, оснащали велосипеды увеличенными и даже неоправданно усилеными задними багажниками. Устанавливали на раму детское сиденье, чтобы возить малышей в садик.

Особая категория пользователей велосипедов были подростки. Они вообще не щадили технику, возили по 2-3 человека на раме и багажнике, нещадно гоняли по плохой дороге, тормозили с чрезмерным усилием (всем весом на педаль)  для эффектного разворота и т.д. Гнутые вилки , горбатые рамы и «восьмерки»  колес было нормой. Спицы подтягивали плоскогубцами, а порой (из-за отсутствия ключика) просто выгибали зигзагом для «натяжки».

Велосипед в СССР
Тюнингованный арматурой багажник (фото из коллекции автора)

Велосипед в СССР
Типичный способ «подвязки» багажника  для увеличения грузоподъемности


Зато, очень любили украшать своих двухколесных «коней». Особым шиком было обматывание руля ( иногда даже  рамы) синей изолентой. Нужно сказать , что такая изолента была просто культовой вещью. Ее никогда не было в свободной продаже, и если случайно попадешь на изоленту в магазине , то покупал сразу два рулончика, больше просто в одни руки не отпускали. Да и стоило это счастье 50 копеек. В общем, синей изолентой наряжали все что могли: велосипед, мотоцикл, автомобиль, обматывали ручки плоскогубцев,  ремонтировали очки и т.д. А использование ее по прямому назначению, было непозволительной роскошью, для этого была тканевая, черная изолента «времен Эдисона».

Также на крылья велосипедов цепляли огромные брызговики , на втулки колес «красивые» кольца которые до блеска чистили их от пыли. Все эти украшения вырезали из резины автомобильных камер.
Модно было также  вплетать между спицами разноцветный одножильный  телефонный провод добиваясь «красивого» орнамента.


Велосипед в СССР

Остатки  «красоты» на велосипедном колесе (фото из коллекции автора)

Совсем юные велосипедисты крепили на вилке «трещотку» из кусочка картонки или тонкой пластмассы, которая цеплялась за спицы и дырчала «как мотоцикл».
В какое-то время модно было «электрифицировать» велосипеды. В инструментальную сумочку прятали плоскую батарейку типа «КБС», под овальным катафотом вставляли лампочку,  а тот- же телефонный проводок прокладывали до руля: дотронулся кончиком провода до руля, «стоп сигнал» светится- красота! Правда, батарейка быстро садилась , а в продаже они были очень редко.
Особо проворные, доставали где-то руль от «газона» и устанавливали его вместо штатного.
Если велосипед доживал до «капремонта» , то красили его кисточкой, обычной доступной бытовой краской (типа ПФ), выбор цветов был скромным, в основном, белый синий коричневый.



Велосипед в СССР

Особо проворные мальчишки,  доставали где-то автомобильный руль и устанавливали его вместо штатного.


Велосипед с мотором

За рубежом еще в 1930-х годах большое распространение получили специальные бензиновые моторы предназначенные для установки на велосипед.  В  начале 1950-х годов на Харьковском велозаводе был разработан велосипедный  мотор Д-4 объемом 45 куб. см. Моторчик был испытан, доработан и передан для массового производства на военный ленинградский завод «Красный Октябрь». Мотор можно было устанавливать на мужской дорожный велосипед без особых доработок конструкции. Такой «дырчик» был очень популярным аж до начала 1970-х годов, на нем ездили и в селах и в городах. Была даже песня про велосипед с мотором в одном детском фильме, правда, это кино раньше видеть не доводилось.
Комплект мотора с принадлежностями стоил около 40 руб. , в продаже был достаточно часто, но с запчастями была та же проблема.

Велосипед в СССР

Велосипед с мотором Д-4, был самой доступной мототехникой

Качество техники

Если говорить о простых дорожных велосипедах, то в целом технических проблем с ними не было. Хорошая покраска, линовки, декали,   хромированные части, делали велосипед красивым и привлекательным. Попадались мелкие дефекты, вроде косо приклеенных дакалей, валов каретки с биением, перекошенной резьбы каретки  и др.

Велосипед в СССР

Конус педали с перекошенной резьбой (фото из коллекции автора)

В конце 1970-х годов стали появлятся новые типы велосипедов разработанных по зарубежным образцам , это были модели на уменьшенных колесах, диковинные складные, женские. Качество изготовления становилось хуже, эпоха старого классического «ровера» менялась.

Велосипед в СССР


Велосипед в СССР