Re: Теория велосипедного колеса.

Продолжим.
Все силы, действующие на колесо в естественной среде обитания, можно свести к трем составляющим (с оговоркой, что аэродинамику мы не трогаем):
– радиальные;
– нормальные;
– тангенциальные.
Радиальная сила – сила, приложенная к оси втулки колеса (в месте закрепления оси в дропах), параллельная плоскости проходящей через диаметр обода и в статических условиях она = (весу ездока + весу велосипеда) / на два колеса. При этом она разделена между передним и заднем колесом не в равных долях. Как правило, переднему колесу достается меньше, а заднему больше.

Маленькое отступление. На колесе есть покрышка – набитая Паскалями. Главное влияние покрышки на колесо, применительно к радиальной силе, это то, что покрышка разносит действие силы с точки на большую площадь обода. А что значит сила, разнесенная на большую площадь? Правильно, это меньшее количество Ньютонов на м2. Соответственно и Паскалей у нас меньше. А это значит меньше напряжения в колесе. И на этом о покрышке забудем.

Нагружаем, в статике, колесо (идеальное колесо) радиальной силой. (Помним, что спицы у нас имеют предварительное натяжение). Покрышка разнесла силу на обод. При этом спицы в нижней части колеса начинают терять силу предварительного натяжения, а в верхней к силе предварительного натяжения спицы плюсуется еще и радиальная сила. Но это спицы, а еще есть обод. Обод тоже имеет свою жесткость, даже если в нем нет спиц. При действии радиальной силы он тоже начинает деформироваться. При этом спицы влияют на обод, обод влияет на спицы.

Вопрос: где будут самые нагруженные спицы?

Re: Теория велосипедного колеса.

Очевидно — в "верхней" части заднего колеса.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: Теория велосипедного колеса.

Riverdale пишет:

в "верхней"

правой

Riverdale пишет:

части заднего колеса.

Причем нагрузка на спицы возрастает справа в большей степени из за разных углов. Распределение нагрузки будет зависеть от жесткости обода. Чем он жестче, тем большую нагрузку берет на себя верхняя правая спица.

Re: Теория велосипедного колеса.

Если смотреть на колесо сбоку и принять за 0 ° точку касания колеса с поверхностью, то спицы испытывающие самую большую нагрузку будут находиться между 40 ° и 60 °. То есть в нижней части колеса.

Re: Теория велосипедного колеса.

img/bw
LjAlex, без...   схемы не разобраться.

Re: Теория велосипедного колеса.

Dan, не забувайте про пружність і форму ободу.

Re: Теория велосипедного колеса.

Теория велосипедного колеса.
Зеленым колесо до приложения радиальной силы, синим после.

Re: Теория велосипедного колеса.

К картинке выше. Часть спиц в колесе, при воздействии радиальной силы, теряет предварительное напряжение. Вместе с этим, в этом же месте, растут напряжения в ободе, что приводит к его деформации. Так как сам обод имеет свою жесткость и из-за его деформации он начинает дополнительно растягивать спицы, что расположены правее и левее спиц, что теряют предварительное натяжение. Остальные спицы испытывают одинаковое напряжение от радиальной силы. 
Если представить этот процесс при движении колеса, то обод и спицы проходят этот процесс постоянно. При этом наблюдаются колебания обода, что не есть хорошо…
Также, при воздействии радиальной силы на реальное колесо, даже если колесо стоит строго вертикально, из-за неравномерности силы предварительного натяжения, колесо испытывает деформации в направлении нормальном к плоскости обода.

Re: Теория велосипедного колеса.

LjAlex пишет:

Все силы, действующие на колесо в естественной среде обитания, можно свести к трем составляющим (с оговоркой, что аэродинамику мы не трогаем):
– радиальные;
– нормальные;
– тангенциальные.

Нормальная сила — сила приложенная по нормали к плоскости обода. Очень заметна при езде "танцовщицей". Как правило, при испытании колес, ее действие на колесо проверяется следующим образом: колесо располагают горизонтально, к ободу цепляют груз и измеряют напряжения в спицах, и ободе, с измерением деформации обода. Это та сила, что является одной из причин появления "восьмерок" на колесе. А не это

ek пишет:

колёса советских велосипедов плохие или очень плохие (очень склонны к образованию восьмёрок), из-за слабых ободов и спиц

Второй причиной, как ни странно, являются спицы. С их силой предварительного натяжения.
Картина, что ниже характерна для всех реальных колес в плане воздействия на обод.
Теория велосипедного колеса.
В реальном колесе мы не можем, как бы мы не старались, обеспечить равномерное натяжение всех спиц. Кто сам собирал колеса знает — биения всегда есть, а они и являются следствием неравномерного натяжения спиц.
При приложении нормальной силы к колесу, колесо ещё и страдает от силы предварительного натяжения спиц. Проекции векторов сил суммируются и ..... Колесо идет "восьмеркой".
Маленькое отступление. Все видели, читали в сети, как колеса, зачастую у людей пытающихся себя убить даунхильщиков колесо становится восьмеркой. А чтоб его исправить — начинают со страшной силой лупить этим колесом об матушку-Землю. И колесо возвращается в свою первоначальную форму...
Причиной такому странному поведению колеса является то, что возникновение "восьмерки", как это ни странно, происходит в зоне упругих деформаций материала обода. Поэтому при приложении определенных усилий, без спицевого ключа, можно вернуть первоначальную форму колесу.

(26-01-2020 06:25:28 отредактировано Dan)

Re: Теория велосипедного колеса.

Посканировал сеть. Однако, по теме диссертации писали в советское время.
Выдержка из одной:

Исследование продольных сил в спицах при радиальном нагружении статической силой 1000Н показали их примерное равенство во всех спицах (диапазон 980-700Н) кроме трех нижних в зоне контакта с дорогой (450-64Н).

Распределение нагрузки по спицам, как я понимаю, сильно зависит от жесткости обода. Вопрос интересный, жду продолжения лекции img/bv

Re: Теория велосипедного колеса.

Danimg/ay тема спицевого колеса очень интересная. Не останавливайтесь на сканировании, вникайте.

Re: Теория велосипедного колеса.

Мои попытки сделать хорошее стабильное колесо с советскими спицами или ободами (б/у) пока не увенчались успехом. А с современными одинарными или двойными ободами  здесь приводил их вес https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=312&p=4  сборка, настройка идёт более менее легко, а главное безпроблемная эксплуатация. Причём  по крайней мере на зимней резине и на одном и том же велосипеде не заметил разницы в поведении велосипеда на  колесах с одинарными и двойными ободами.
Полагаю, прогресс в конструциии хоть одинарных, хоть двойных ободов, в качестве используемых сплавов и качестве спиц всё же случился.

Re: Теория велосипедного колеса.

ek, а попытки вникнуть в секреты колеса из книги увенчались?  img/ag

ek пишет:

не заметил разницы в поведении велосипеда на  колесах с одинарными и двойными ободами.

Каких? Оно только ободами отличались?
Может img/ap Вы ещё  на стартоны одинарные обода ставили? Это зачем в наше время? Они для туриста ваще-то img/ag
img/ai А вес при каких делах к устойчивости формы колеса?

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Теория велосипедного колеса.

При движении велосипеда с ездуном, по расчетам — реальных измерений не встречал, нормальная сила воздействующая на колеса может составлять до 20 % радиальной. При этом уже на колесо одновременно действуют два вектора сил, от радиальной и нормальной силы. Для исследования свойств колеса при таком нагружении проводят эксперимент где колесо располагают не горизонтально, а с некоторым отклонением от вертикали и нагружают за обод, при этом действие силы направленно по вертикали. По результатам испытаний было доказано, что причиной появления "восьмерки" является именно составляющая нормальной силы. У любого колеса есть своя критическая нормальная сила. Опять таки это влияние силы предварительного натяжения спиц. И тут интересный момент. Величину силы предварительного натяжения спиц берут в зависимости от величины радиальной силы, что будет испытывать колесо в эксплуатации. 25%-35%. То есть чем колесо сильнее нагружено, тем сильнее надо натянуть спицы. Но величина критической нормальной силы напрямую зависит от силы предварительного натяжения спиц. Чем больше сила предварительного натяжения спиц, тем меньшую критическую нормальную силу выдерживает колесо. Делаем колесо крепким в одной части, но ослабляем в другой img/whipped. Значит, для каждого колеса нужно выбирать силу предварительного натяжения спиц с учетом радиальных и нормальных нагрузок.
Еще один интересный момент. Колесо с бОльшим количеством спиц быстрее получает "восьмерку", чем колеса с меньшим количеством спиц. При одинаковом ободе. При этом колесо с меньшим количеством спиц может возвращать свою форму после снятия нагрузки, тогда как колеса с большим количеством спиц нет. А о чем это нам говорит?

Re: Теория велосипедного колеса.

LjAleximg/ai

Spoiler

пішов обкушувати зайву половину шприх на своїх велосипедах, щоб зменшити шанси зловити вісімки
img/work 

Spoiler

img/ay