Район петуха прогрел автогеном и выпрямил на горячую. В остальном рама и вилка были в идеальном состоянии, если не считать сколы краски и пятна ржавчины в местах повреждения ЛКП. Геометрия нарушена не была.
Задний переключатель (он очень хорошо хромирован, под хромом толстый слой меди) был разобран, наружная пластина выпрямлена, новые оси диаметром 4мм были изготовлены на токарке из закалённых советских "дюбелей", посадочные места прошёл развёрткой и заколотил оси на место, края "зализал" отрезным кругом дремеля и слегка расклепал. В узел вращения "натяжителя" подложил подогнанную по диаметрам и толщине шайбу — её подгонка занятие почти медитативное. Все мелкие детали были почищены пластиковой корд-щёткой дремеля и после сборки переключатель принял почти первозданный вид. Металлические ролики сохранились — использую их с сингловой цепью. Есть ещё пластиковые ролики ПВЗ с бронзовыми втулками-подшипниками скольжения, но для установки на переклюк "харьков" придётся их пилить, я их лучше сохраню как есть.
Разобрал и выкусил втулки. Дорожки вышлифовал на дрели мягким абразивным бруском. Корпуса были очищены от окислов алюхромом и отполированы на дрели шкуркой 600-800-1000-1500-2000 с водой, лицо и руки почернели — зато заблестели втулки. Могу порекомендовать наждачную бумагу SIA Abrasives (SIASWISS) — лучшее из того, с чем довелось работать -в своё время выгреб все запасы из ближайших магазинов Дорогая 3M wetodry быстрее осыпается и потому работает грубее. После шлифовки втулки были повторно обработаны алюхромом для устранения мельчайших царапин и лёгкого матирования и слегка протёрты тряпкой с пастой ГОИ. Задача получить именно зеркальную поверхность не стояла.
Конуса шлифовал на вставленной в патрон дрели оси абразивным кругом дремеля и шкурками 600-800. Задний левый конус на удивление оказался живым — не восстановленным а именно живым, как и шарики в задней втулке — после проверки микрометром все они вернулись на свои места.
Родные спицы подгнили — была возможность заменить их новыми спицами от С-Ш, но я решил ставить клинчера вместо трубок и потому переспицовывать колёса на новые обода.
Обода двойные алюминиевые, невысокие, спицы 2мм нержавеющие без баттинга, ниппеля латунные, колеса собраны без шайб. Переднее колесо с радиальным набором, заднее с полурадиальным в три креста без перепайки. В хозяйстве есть колёса на довольно сильно натянутых спицах с набором в три креста без перепайки — разница при вкручивании ощутима. В первой поездке выкрутились две передние и одна задняя спицы, чуть было не упустил ниппеля, но после протяжки и усадки они перестали произвольно выкручиваться.
Когда покупал спицы в одном известном московском веломагазине, продавец немало удивился — ведь на 60-ти спицах вроде бы нельзя собрать колеса. Ну не слышал человек про полурадиальный набор. Потом его коллега принёс мне чёрные спицы вместо серебристых — по штрих-коду-то они были серебристыми. В том магазине мне не хватило восьми спиц (они продавали их тогда со скидкой 70%) и я отправился в Сокольники. Приветливая продавщица (меня там многие знают), выслушав, что мне нужно, ушла "на склад" и через 5 минут вернулась, держа в руках..чёрные спицы. От души посмеялись.
У хорошего человека приобрёл по божеским ценам левый шатун, правую педаль, передний переключатель, новую заднюю ось, новые чашки и вал каретки. После очистки выяснилось, что купленная рамка педали проворачивается на шлицах. Не беда — расклепал стойки со шлицами у новой педали и той левой, то лежала у меня, и заклепал правую рамку на левую педаль. В итоге — прорезь под ремешок в ближней к каретке стойке оказалась выше, чем должно быть, но это не страшно.
Передний переключатель оказался...странным. Он был новым, с завода, выглядел как родной, но был изготовлен для монтажа на подседельную трубу 25мм. Насколько помнится мне, такие трубы бывают у "французов". После аккуратной обработки посадочного места дремелем и мелкими шкурками он встал на трубу С-Ш.
Трещотка была ни жива ни мертва. Корпус был отличный и не люфтил, но звёзды 17, 15 и 14 с виду были совсем убиты. Пришлось приобрести за смешные деньги новую более позднюю трещотку С-Ш (она продавалась без 13-й звезды) и вынуть оттуда собачки, часть шариков и новые звёзды. Пружинки навил из обрезка гитарной струны, затолкал внутрь эмэсблю от души и отрегулировал проставочными шайбами.
Первое время при переключениях были проскоки на всех звёздах, кроме 17. Натяжитель крутить было дальше некуда. Выставил колесо ближе к концу дропа, сменил цепь со 114 на 112 звеньев. Проскоки на 16 звезде не прекратились — она осталась от старой трещётки и имела минимальный с виду износ, но после замены её на некатанную проскоки пропали. Пилить петух и переключатель к счастью не пришлось.
Слоны, тормозные рычаги и манетки нещадно шлифовал мелкими шкурками и полировал пастой ГОИ — вид у них поначалу был весьма неопрятный. Сделал приспособу — войлочный круг для дрели диаметром 5см шириной 4см оклеил 3М-ским прозрачным двусторонним скотчем (он позволяет отрывать приклеенное) и на нём уже менял полоски наждачки. Такой инструмент оказался весьма удобным при работе с мелкими деталями.
Руль сперва обмотал чёрной изолентой, на неё приклеил зверский двусторонний скотч и уже на скотч наматывал киперку. Вышло крепко и в случае необходимости очистить руль можно сравнительно легко. Перед намоткой раскрутил слоны и прикрепил к рулю их основания, а после прикрутил слоны на руль. В результате обмотка в районе слонов получилась аккуратной.
Настроить советские тормоза — это развлечение для сильных духом. Рычаги пришлось рихтовать. Зазор между колодками переднего тормоза и ободом около 0.5мм. Колодки дешёвые, но я опасаюсь как бы не протереть покрышки юзом или не летануть через руль.
Фигурные шайбы для прикручивания заднего тормоза на мостик пришлось выгрызать из куска алюминия с помощью 14 сверла, болгарки, дремеля и такой-то матери. Сперва разметил заготовку, просверлил отверстие 14мм (под мостик), затем поперёк его просверлил отверстие 5мм — под болт тормоза. Затем разделал заготовку на две половики и обе довёл дремелем и надфилями.
Вырезал вот из этого
"Картонные" родные ремешки туклипсов заменил на самодельные из полосок кожи и приклепал пистолетными заклёпками
Седло ждёт своего часа — нужно реставрировать покрышку и восстанавливать покрытие на рамке. Даже после восстановления надевать родное седло буду разве что на велопарады и по праздникам. Велосипед аккуратный, но нарочито без роскоши, поэтому привлекать внимание шикарным кожаным седлом не хочу.