Тема: Советский Школьник для чемпиона
Здравствуйте , уважаемые кооководы. Меня зовут Андрей,я из Хабаровска. Сидя как то в интернете,случайно заглянул на ваш форум. Оценил глубину проработки темы восстановления велосипедов и их использования,что решил поделиться с вами своими мыслями и,возможно,услышать от вас рекомендации,советы,конечно критику да просто пообщаться с людьми со знаниями на уровне экспертов всегда полезно. Сын с пяти лет катался на велосипедах китайского производства. Надо отдать этим великам должное — они очень прочные и долговечные. Спокойно выдерживают нескольких юных хозяев .Правда очень тяжёлые,зато недорогие.. У нас в городе все детские велики- китайские. Старых советских не осталось,европейские до нас не доходят. Видел один европейский алюминиевый велик,где всё сделано как надо для ребенка 4-5 лет со шлемом,наколенниками,налокотниками в комплекте. Попробовал его на вес и даже спрашивать не стал про его стоимость у родителя пацана,который на нем лихо гонял. Сразу понятно было ,что цена для меня малоподьемна. С другой стороны,не хотелось,что бы ребенок привыкал к этим Ашан байкам. Тем же летом полез на чердак на даче и под кучей старого хлама вдруг обнаружил старый советский Школьник
поздних выпусков с хребтовой рамой. Спросил у супруги: Откуда такая ВЕЩЬ? Оказалось,что это ее велосипед,на котором она каталась в детстве.Он был в отвратительном состоянии,некомплектный. Но ей жалко было его выкидывать и он оставался на чердаке как память о детстве. И тут я мгновенно вспомнил свой детский Школьник,на котором катался сам. Выпуска 70 годов, с закрытой мальчиковой рамой, зелёный и быстрый.О нем сохранились самые лучшие воспоминания моего детства. Я даже помню его запах,когда отец принес его домой новеньким из магазина. И решил я попробовать собрать ребенку Школьник. На зависть всем дворовым мальчишкам. И что бы у него было понятие о классике велосипеда. В городе запчастей на этот вел нет от слова совсем. Полез в интернет,посмотрел на Авито цены и мысль о том,что стальной классический Школьник- это золотая середина между европейскими карбоно-аллюминиевыми и чугунными китайскими велосипедами окончательно утвердилась у меня в голове. Стоимость восстановленного Школьника — это тоже примерно середина. Решил взяться за этот проект всерьез. Присмотрел несколько велов и потихоньку стал их покупать. Спасибо людям за то,что отдавали их за вполне разумные деньги и соглашались безвозмездно довезти их до транспортной компании. Велики были разных годов выпуска и разных комплектаций . Решил,что возьму лучшее ,что стояло на этих моделях . Первое- это рама. Для мальчика ,конечно ,мальчиковая,закрытая ,из 70 гг, когда для мальчиков выпускались Школьники с закрытой рамой,а для девочек -с открытой.Взял такой велик,из тех что пришли ,начал дефектовку. Рама прямая,нижний фланец рулевой колонки сильно разбит . Вилка согнута в районе выхода трубы- оси из сочленения перьев. Требуется замена этой самой оси. Подшипники и чашки рулевой колонки в удовлетворительном состоянии.Столкнулся с тем,.что диаметр этой трубы и подшипники рулевой колонки у Школьника свои и на современных Ашанах такой стандарт не применяется. В продаже новых оригинальных запчастей нет. Колёса- обод железный ,чайка, спицы подтягивали методом подгиба,втулки полуживые, . Резина вся потрескалась от времени, камеры безнадежно сгнили.Каретка на удивление в хорошем состоянии под толстым слоем того ,что тогда называлось солидолом . Шатуны тоже нормальные,клинья подработать и тоже порядок. Педали -одна нормально,на другой согнут вал и подшипники установлены неправильно. Сталкиваюсь с тем,что оси педалей у Школьника свои и ни от чего не подходят. Ладно,идём на пресс,выправляет ось. Промываем внутренности педалей. Подшипники нормальные,конуса и внешние обоймы тоже. Ложим консистентная смазку ЕР 1 Арктик,собираем,регулируем. Всё,педали готовы. Получилось неплохо и быстро,как бы между делом. Теперь руль. Колонка короткая, стяжной болт в порядке, хомут крепления руля ,он же короткий вынос тоже в порядке. Сам руль моей самой любимой формы. Не знаю,как она называется,усы вроде бы,но этот руль под три хвата. Его можно поставить изгибом вверх,под более высокую посадку, можно поставить изгибом вниз,под более низкую. Хромовое покрытие в состоянии не идеальном,но для эксплуатации вполне пригодно. Грипсы ,те самые,из коричневой микропоры,приятные на ощупь,на которых рука не скользит даже в дождь. Сейчас протрем их тряпочкой,вынесем на солнечных свет и внимательно рассмотрим. Ух ты! Состояние-НОВЫЕ! !Замечательно! Крылья.... Вот тут замечательного ничего нет. Сильно деформированные,с изломами,глубокой ржавчиной. Ремонту практически не подлежат,только реставрации. Отреставрировать тоже можно,но это очень затратно по времени. Перевязываю их тесемкой и ложу на полку до лучших времён. А , может быть, в голову придет какая нибудь удачная мысль. Тогда и займусь ими. Седло . Подседельный штырь в порядке. Чепрак в хорошем состоянии, без трещин,эластичный. Потерт характерно по бокам,когда ложат велик на бок,а так вполне пригоден для эксплуатации. Само седло сидит на штыре как-то набок и чепрак вогнут вниз,упираясь в раму седла. Крепление седла к штырю сделано как то неправильно. Пазы под основание слишком широкие и рама седла стоит в них с перекосом . Даже и не знаю,что тут нужно делать и как за это браться. Нужно почитать что нибудь про ремонт велосипедных седел и посмотреть что нибудь про это в интернете. Практика показывает,что прежде чем браться что либо делать,надо изучить теорию. Пока смажем седло обувным воском и отложим в сторонку. Велосипед отдефектован. Из пригодного для эксплуатации- руль и педали. Кое что потдается ремонту. И это уже неплохо. Основная проблема- это рама. Она единственная закрытая,мальчиковая. Все остальные велики с хребтовой рамой поздних выпусков. Придется ремонтировать эту. Первая мысль- перепаять рулевую трубу с Ашана под современный стандарт рулевых подшипников и оттуда же взять рулевую трубу на переднюю вилку. Достоинства: есть запчасти,вел станет прочнее,хотя и прибавит в весе. Недостатки:прибавка а весе,хотя вел станет прочнее, внешний вид будет не совсем оригинальным,хотя после покраски никто и не поймет,кроме редких знатоков. И самый главный недостаток,-это большие затраты времени. Нужно будет изготовить кондукторы под раму и вилку,хотя бы самые простенькие. Я этим никогда не занимался,значит с первого раза не получится,придется переделывать, возможно несколько раз. Да... Оставим эту первую мысль как последний вариант, если ничего лучше не придумается. Наконец добрался до велосипеда своей супруги. Вид у него удручающий. Задний треугольник сильно замят, звезда согнута,передняя вилка не родная, другого цвета и тоже согнута,видимо,у Школьника это слабое место. Крылья перегнуты винтом,с изломом и ржавчиной. Педали болтаются и скрипят . Руль в порядке,но такой тип руля мне не интересен. Зато у него длинная рулевая труба,т.е. длиннее,чем у Школьника из 70 х и длинный вынос. Единственное переднее колесо с ужасной восьмёркой,видимой даже на ,,вскидку,, . Попробуем прокрутить колесо. Поднимаю вел,кручу. Втулка абсолютно живая,! Да и обод вроде жив. Он алюминиевый,с царапинами и вмятинами кое- где,но вполне себе ровный. Бьёт покрышка. Снимаем колесо,покрышку. Под ней камера 407-50,причина восмерки. Покрышку и камеру в утиль,а колесо пропрыскиваем Унисмой,пусть откисают спицы. Потом попробуем их подтянуть. Теперь седло . Оно в приличном состоянии,но конструкция отличается от ранних Школьников. Тонкая кожа натянута на стальную штампованную площадку. Седло широкое и длинное. Сел,попробовал,что- то как то не очень нравится. Зато хомут крепления седла к штырю сделан хорошо,пазы под раму седла нужного размера,перекосов нет. Его и будем использовать. Заехал в магазин,где продаются запчасти на советскую технику, ,купил две новые покрышки на Школьник 445-32. Камер нет и ,сказали, что не будет. Поищем,напишем на завод,где их когда то делали,попробуем подобрать что то из современного,. Если уж ничего не найду, придется варить их самому. Китайская камера 407-50 ,которую мне предложили в магазине как замену родной,не вариант совсем. Ну да ладно,до камер ещё далеко. Для сборки велика не хватает заднего колеса и крыльев. Сейчас уберем хребтовую раму в сторону,подвинем ту,что пойдет на сборку и приступим к колесам. Так, опять загадка. Берём в каждую руку по раме и хребтовая рама кажется легче закрытой. Всегда считал, что все должно быть наоборот,т.е. при одинаковой жёсткости и прочности меньший вес достигается на закрытой раме . Берём весы. Действительно,хребтовая рама позднего Школьника легче,чем закрытая рама раннего.Почему? Оказалось,что у раннего каретка такой же размерности,что и у взрослого велосипеда,а на поздней хребтовой раме каретка уменьшенного размера. Тоже самое с шатунами. Т е. на каретку позднего Школьника из современных з.ч. наверное ничего не подберешь. Распаковываю третий Школьник. Это первые выпуски с хребтовой рамой. Седло стоит ещё старого образца,чепрачное. Окрас- красный с белым. Состояние- практически НОВЫЙ! Если бы вел готовился для девочки, всё дело бы свелось просто к обслуживанию именно этого велика. Единственный недостаток-седло стоит так же криво и чепрак также прогнулся до рамы седла,хотя состояние самого чепрака практически идеальное . Беру насос,выдыхаю воздух,и пробую накачивать колёса. Колеса НАКАЧАЛИСЬ!!! Восторгу нет предела! И ещё одна Школьная загадка. Нипеля на камере- под велонасос ,но не обычные,с резиновой трубочкой,и не автомобильные,и не престо, а какие то свои. Я таких никогда и не видел
. Пробую вилку от хребтовой рамы поставить на закрытую раму. Всё подходит,дизайн немного другой и цвет. Ну да ладно. Решаю чашки рулевой колонки подсадить на эпоксидку. Плюсы:знакомо,небольшая прибавка в весе, усиление прочности, легко можно переделать,если не получится. Минусы: ухудшение внешнего вида,который можно будет подправить,если дело дойдет до покраски;неудовольствие некоторых Кроководов,не признающих такой способ ремонта. Берусь за колеса. С передним все быстро:обслужил втулку,подтянул спицы,которые все пошли крутиться,подправил восьмёрку,новую ободную ленту,новую покрышку,накачал и колесо готово. Заднее думал также,но.... Сначала решил проверить. Накинул колесо на раму,поставил вел на седло и руками покрутил педали,тормознул. При рабочем ходе все хорошо,а на торможении что-то стучит во втулке и удары отдаются на педаль.Понял,что быстро не получится,когда разобрал заднюю втулку. Вроде бы все там нормально,но вспоминаю свой детский Школьник,на котором была такая же проблема. Я эту втулку разбирал несколько раз,пытаясь устранить эту неполадку,смазывал,собирал уже под руководством отца,но проблема так и не уходила. Нужно почитать что нибудь про нее. Нашел заводскую инструкцию на эту втулку ГАЗ. Прочитал несколько материалов в интернете. В инструкции все вроде понятно,а в интернете все как один пишут о том,что нормальной работы от этой втулки не добиться и рекомендуют заменить её на современную червячную или на классическое торпедо. Достоинств несомненных у этой втулки два :вес и лёгкость хода. Попробую разобраться с недостатками. И против замены на другую есть ещё один фактор. Супруга сказала,что ребенок уже вырос со старого велика и притащила Ашан побольше,которого отдала ей подруга,у которой ребенок вырос с этого вела. На нем нужно будет поменять резину,обслужить,а так вполне себе бодрый велик. Думаю,если затею менять втулку на Школьнике, ребенок так и будет ездить на Ашане,только на большем. Поэтому поставим колесо со втулкой ГАЗ,а потом соберём запасное ,на современной червячной . Обод есть,спицы есть,втулка есть б/у от Ашана,пока нет времени. Начинаю разбираться,как работает втулка ГАЗ,держа в руках детали и смотря в заводской мануал. Делаю вывод,что она так и должна работать,со стуками при торможении. Это особенность конструкции. Дело в том,что в этой втулке торможение осуществляется конусной фрикционной парой. Такая пара нормально работает в режиме On-of,т.е. включено-выключено. Режим проскальзывания у этой фрикционной пары -аварийный. Все тормоза реализуются на фрикционных парах,где режим проскальзывания — норма,т.е. плавный. Это фрикционные пары по плоскости(дисковые тормоза), или по цилиндрической поверхности (барабанные тормоза).. . Можно попробовать как то улучшить работу подбором смазки. Смотрим дальше. Зацепление зубьев на червячной муфте и и реактивным тормозным рычагом процентов 30. Сделать его полным можно ,только утопив часть рычага с зубьями внутрь втулки. Отрезаем эту часть рычага болгаркой. Она оказывается не хромированной,а из какой-то очень твердой нержавейки. И вообще,с материалами у этой втулки полный порядок,каленая сталь, латунь,нержавейка. А точность изготовления вполне себе советская. Берём электрод по нержавейке,смещаем часть рычага с зубьями внутрь втулки на три миллиметра и свариваем. Осматриваем конусы тормозов и рабочего хода. Поверхность тормозного конуса работает тоже процентов на 30. Из других втулок берём конуса,пробуем и выбираем тот,который работает на 50 процентов. Регулируем муфту свободного хода. Собираем втулку,регулируем с помощью шайб,снова разбираем,закладываем смазку GL-0 с антизадирной присадкой и снова собираем. Подтягиваем спицы,ставим резину. Ставим колесо на велик,пробуем тормоза,стучит вроде не сильно. Ладно, там видно будет. Обслуживаем цепь. Осталось седло. Ах да,вилка и рама. Берём нормальную вилку,ставим в раму. Верхняя чашка подшипника- нормально. Нижнюю часть трубы под чашку подготавливаем к ремонту. Зачищаем,обезжириваем,промазываем эпоксидкой и собираем вилку. Стеклотканью обматываем нижнюю часть трубы вместе с чашкой подшипника-. Вид не очень , зато прочно. Оставляем затвердевать. Осталось седло. Почитал про ремонт седел здесь на форуме,посмотрел что-то в интернете. Особенно понравились ролики от Велолаба. Все очень доходчиво,до примитивизма. Да и вообще этот Дмитрий,кажется,парень с юмором. В одном из роликов он с жаром рассказывает о достоинствах современного алюминиевого байка,обвешанного всякими прибамбасами,а потом выходит на улицу и едет домой на ХВЗ. Принимаюсь за седло. Беру оба седла и опять внимательно изучаю. У обоих один и тот же недостаток:чепрак прогнут в середине до рамы седла,хотя сами чепраки в нормальном состоянии. Поджимаю крылья чепраков,имитируя шнуровку. Лучше,но как-то не убедительно. Смотрю чепрачное седло с Урала тех же лет,что и эти Школьники. Ага,понятно. На раме взрослого седла между задней и передней частью натянуты пружины,а на Школьных сёдлах их нету. Просто пустое место. Не долго думая,сверлю отверстия в задней и передней части Школьного седла,подбираю пружины и делаю аналог седла взрослого. Выправляю раму седла. На каждом седле пружины просели на разную высоту. Беру два высоких и ставлю на одно седло,соответственно два низких на другое. Делаю шнуровку. Седло приобретает правильную форму Хомут седла от вела поздних выпусков с хребтовой рамой. Собираю велосипед:крылья,колеса,регулирую цепь,в рулевую колонку закладываю смазку густую ШРБ.Вроде все готово. Быстренько привожу в порядок ашан. Ставлю их рядышком,чтобы ребенок сразу их мог сравнить. И вот, наконец,этот день наступил. Говорю ребёнку,что его велик стал ему совсем маленьким,и что мы сейчас отвезем его в гараж,а там возьмём другой, побольше. Грузим маленький Ашан в машину,приезжаем в гараж и ребенок радостно рассматривает свой новый ... Ашан,выводит его из гаража,пробует кататься. Очень доволен. На Школьник ноль внимания. Я ему говорю: Попробуй этот велик,он должен быть быстрее,чем тот,который ты сейчас пробуешь. Беглый взгляд в сторону Школьника,и опять к Ашану. После двух кругов вокруг гаража ребёнок неожиданно спрашивает: Это мамин велик,который ты с дачи привез? Я,не моргнув глазом,говорю:Да,он. Ребенок тяжело вздыхает и ,из уважения к маме ,выводит Школьник из гаража . Сразу обеспечиваю посадку наболее близкую к классической, чтобы сразу привыкал. Высоту седла,наклон руля. После Ашана с прямой посадкой ребенку непривычно и неудобно. Он по привычке сильно толкается ногой от земли и .. Школьник из под него уезжает. Объясняю,что толкаться сильно не нужно,просто поставить ноги на педали и вел сам покатится. Ну,вроде получилось,поехали. Спрашиваю его,какой велик берём домой? Безоговорочно выбирается Ашан. Говорю, что берём оба,а там будет кататься на каком захочет. Приезжаем домой,разгружаем велики в подъезде и идём обедать. После обеда ребенок хочет покататься,а мама говорит,что будет смотреть из окна. В подъезде ,поколебавшись, опять из уважения к маме ,выбирает Школьник. Во дворе тусуются мальчишки,его сверстники,все на великах,разномастных Ашанах. Школьник среди них- белая ворона,настолько забытый дизайн. Мальчишки смотрят на него со снисхождением. Вдруг один из мальчиков крикнул:А погнали на стадион! Это школьный стадион недалеко от нашего дома. Все мальчишки вскакивают на свои велики и дружно мчат вперёд. Мой ребенок замешкался с непривычным велом,и видя ,что отстаёт ото всех ,решил поднажать, привстал на педалях и ... закрутил по сторонам головой в недоумении,и ,наконец,оглянулся с удивлением: сзади него мальчишки усердно погоняли свои ашаны. Ребенок перестал крутить педали,подождал,пока его все обьедут,снова привстал,поднажал и оглянулся уже с улыбкой до ушей. Сзади него мальчишки также усердно погоняли свои ашаны. Я на это все действо тоже с мотрел не без улыбки,хотя для чего-то подобного и собирался Школьник. Так закончился первый день знакомства ребенка и Школьника. День второй. После детсада берём велик и идём на школьный стадион. Там встречаем товарища моего ребенка по детскому саду. Он показывает нам своего нового Ашана и безудержно им хвастается. И сколько у него много передач,и какие у него ручки тормозов,и по каким крутым горам он может ездить. Ребенок говорит мне:У моего товарища велик лучше моего? Отвечаю: Попробуйте на перегонки,и сразу станет видно. Попробовали. У Ашана нет никаких шансов. Довольный ребенок спрашивае у меня:Мой велик лучше? Дипломатично отвечаю: Нет,не лучше,просто быстрее. Мальчишки катаются по стадиону. Ребенок проезжает мимо меня,притормаживает. Слышу характерный звук втулки Школьника,работающей на торможении. Вспоминаю ощущения детства,когда тормозишь на Школьнике: стук втулки ,передается ударами на педаль... М-да..... И не только детства. Стучащая по ноге педаль тормоза,не дающая колесам идти на юз.... АБС?! Примитивная,плохо работающая,но ....АБС?! Вот тебе и Школьник. Кто бы мне тогда,восьмилетнему мальчишке,разбирающему и собирающему эту втулку ГАЗ,надеясь устранить этот стучащий ,,дефект,, , сказал:Пацан,собирай всё обратно и не морочь себе голову. Немецкие инженеры сделают подобную систему ещё только через 10 лет... Решил пока не торопиться собирать заднее колесо на червячной втулке,а может быть ,подумать об установке переднего тормоза в дополнению к ..хм ..хм..АБС? Ещё через пару недель мы снова на стадионе. Народу мало и ребенку не с кем покататься. Тут приезжает парнишка,лет 10-11 на вполне приличном магазинном Стелсе с колесами на 26. Ребенок пробует с ним поездить на перегонки и у них затевается спор,честно или не честно. Я им говорю: Давайте по честному и по настоящему . По беговой дорожке стадиона,от линии старта,три круга много для вас,один мало,значит два,я дам отмашку и поехали. Мы на старте,даю отмашку. Парнишка бодро стартует и уезжает вперёд. Мой ребенок старт берет не очень здорово,но набирает скорость и едет вдогонку. Парнишка оглядывается,видит его позади и в конце стартовой прямой,уверенный в своем превосходстве,чуть снижает скорость и снова оглядывается через правое плечо. И никого не видит,потому,что мой ребенок в это время объезжает его слева по большему радиусу. И вот он уже впереди. Парнишка нажимает на педали,думая,что сейчас его легко догонит. Но расстояние между ними не сокращается,а к концу первого круга начинает увеличиваться. На середине второго круга парень сдается. Ребенок приехал на финиш тяжело дыша,но абсолютно счастливым. Я говорю, что сейчас было все по честному и благодарю парнишку за гонку. Да... Такого сам не ожидал. Думал,что ребенок будет обгонять многих своих сверстников на Ашанах,но чтобы пацанов намного старше и на больших великах... Потом я спросил у ребенка,почему он не гоняется
с мальчишками во дворе. Он ответил,что мальчишки сказали,что гоняться и водится с ним не будут,потому что у него велик гоночный. Вот такая обратная сторона медали чемпиона. И вот такая история про советский Школьник для чемпиона двора,и школьного стадиона. Думаю,потом ему будет приятно вспомнить своё детство и свой быстрый велосипед. Спасибо всем,у кого хватило терпения прочитать эту историю. Может быть, технических подробностей мало,зато много,как говорит уважаемый kisa, Философии Велосипеда.