Тема: Спутник В-301, год 75, «Феникс»
Велосипед был куплен пару лет назад на запчасти. Комплектность была хорошая, не хватало лишь одного рычага и камеры. Понравилась окраска велосипеда и то, что внутри труб имелась антикорозийная обработка, которую до этого встречал только на Рекорде.
Вел хранился в хорошем сухом гараже, а у меня и вовсе в кладовке, а колеса — на гвоздиках, в гараже. Верхняя и нижняя труба с горбиками, верхняя со следами правки. В принципе — можно было бы ездить, но постепенно росло желание выправить и покататься на Спутнике, в крокооргческом стиле, то есть без современных компонент.
Раму правил по канонам, но результат получился плохой — результат выкладывал здесь https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 77#p167177 . В целом — геометрия была и осталось в норме, но внешность и прочность вызывала сомнения. Вдобавок правый задний треугольник слишком легко отгибался и пригибался на место. К этому моменту благодаря кроководу, и Авито, знал, что слишком много однообразно битых Туристов и Спутников, а некоторые лоси, уводят задний треугольник и правят его чуть ли не ежесезонно. Сейчас не могу найти исходный вес рамы, но она показалась мне подозрительно легкой. Раму отложил. Но идея укрепить раму Спутника, чем-то прочным и легким крепла день ото дня.
На других моих велосипедах есть карбоновые компоненты — руль на старом горном, вилка — на детском с 20 дюймовыми колесами, даже седло с карбоновыми рейлингами. Знакомство с ценами на карбоновую ткань и смолами — совсем не понравилось, и я вспомнил о старой доброй стеклоткани и конструкционной эпоксидке ЭД-20, знакомой мне с детства по судомодельному кружку во Дворце Пионеров.
Замысел был такой купить стеклоленту шириной 20-30 милиметров и диагонально намотать несколько слоев на две проблемные трубы, примерно так, как делают промышленные стеклопластиковые трубы или гидроизолируют стальные.
Но вначале, еще раз выправить, восстановить цилиндрическую форму стальных труб. Для этого взял на работе литр чугунной дроби, плотно заполнил трубу дробью, разогрел трубу газовой горелкой и разгонял морщины трубы, вращая небольшие тиски с гладкими губками. Результат получился приемлемым и небольшой пайки или шпатлевки хватило бы для восстановлени внешнего вида.
Но нацеленность на принципиальное усиление рамы, заставила зачистить краску с обоих труб и правого нижнего пера.
В начале планировал — четыре слоя, но из-за трудоемкости — ограничился тремя на трубах и двумя на пере, и небольшими локальными заплатками-подмотками в выштамповке пера и переходах к паянным узлам.
Основное неудобство в работе — приносит сама стеклолента. использовал два вида ленты — российскую и китайскую с Али. Первая — полоски из стеклоткани, с обметочными швами из обычной нитки. Вторая — тканая лента полностью из стеклонити.
Обметочные швы — мешаются и делают намотку бугристой, а если их распустить, убрать — лента активно расползается, но все же убирал, чтобы сделать намотку гладкой. Китайская — всегда дает бугристую намотку из-за толстых нитей по краям ленты. И увеличивает трудоемкость дальнейшей зачистки.
Вторая сложность — плотно пропитать стеклоткань смолой, она достаточно густая, в детстве мы разводили толуолом, (он вроде как яд) сейчас заменил ацетоном, но толуол гораздо лучше.
Третья — бонки, возле них лента топорщится, требуется локальная подмотка, подмазка и т.д.
Четвертая — надо предусмотреть меры, чтоб не замазать смолой полезное окружающее пространство. Извел с десяток кулинарных перчаток, и метра три полиэтиленовой плёнки. Эпоксидку мешал раза четыре, если не пять.
Пятая — шлифовать, довольно муторно, материал твердый — пыль со стеклом — неприятная.
Помимо прочности, есть еще несколько бонусов, две трубы надежно защищены от коррозии, и к ним приятно прикасаться, они теплые на ощупь.
Несмотря на то, что сама лента — тяжелая (стекло), вес рамы после покраски —2830.
А вот собственно и результат в целом
По компонентам — они родные или со Старт-шоссе и Спорта B-542, колеса и система от Старт-шоссе, изношенная вторая звезда заменена на абсолютно новую овальную 40Т от КЭВРЗ. Прикрыть овал решил защитой, которую купил через интернет в Питере. Довольно долго настраивал передний переключатель и ещё не закончил. Задний переключатель тоже отнял приличное время — сделан по принципу один из двух с заменой двух осей.
Трещётка от Старт Шоссе.
Седло от «Туриста» с алюминиевой пластиной между войлоком и пружинами.
Руль от Старт-шоссе, родной баран в хорошем состоянии, но узкий.
Из современного — шины-трубки и китайская обмотка на руль,
Вилка оставлена в родной краске, локальные дефекты подкрашены акриловыми маркерам, концы вилки серебряным базисом, сверху все акриловым лаком. Подкраска маркерами от акрилового лака подтекла и немного оставила разводы на серебряной краске. Вилка Спутника у короны, чуть уже вилки Туриста, вес её 1140 г и она значительно жестче вилки Старт-Шоссе.
Осталось побольше испытать, обкатать заложенные решения и восстановленные компоненты. В плане установить манетки на руль, довести до ума первый и второй родной комплект колес, в первом возможно заменить обода под трубки на импортные.