Тема: Тандемы. Общие вопросы.
Коллеги, своим личным тандемам посвящайте, пожалуйста, темы в разделе частных. Здесь обсуждаем общие вопросы тандемостроения. Конечно, это отнюдь не запрещает показывать здесь свои машины или их узлы в разговоре, примера ради.
Начну тему о тандемах с несколько необычного взгляда на прогулочный тандем (это слегка переработаный мой пост со старого форума).
Как-то забылось, что изначально они были отдельно прогулочные, отдельно спортивные. Причём тандем — это лишь один из вариантов двухместных прогулочных велоэкипажей.
Смысл прогулочных, как ни удиветельно, в прогулках. В неспешной покатухе разнополых (а как же) велосипедистов на одном экипаже. Во времена "пауков", когда конструкция велосипеда современного типа ещё не сложилась, попадались довольно причудливые конструкции:
Через десяток лет конструкция велосипеда пришла к тому, на чём мы ездим и сейчас. Тогда же от многоообразия прогулочных двухместных экипажей осталось фактически только два типа — тандем и социабль. Причём оба они являются по-разному сдвоеными вариантами обычного "ровера" — велосипеды сдваиваются либо вдоль, либо поперёк. Соответственно, седоки располагаются друг за другом либо рядом. Похоже, что тандем оказался предпочтительней социабля — то ли из-за удобства езды, то ли из-за веса и цены. Ведь в тандеме, грубо говоря, две рамы, а в социабле — три. Может быть, какую-то роль сыграла аэродинамика — ведь загородная прогулка при встречном ветре на тандеме явно приятнее.
Так вот прогулочные тандемы тех лет строились именно такими. Дама располагалась спереди, джентельмен сзади. Управлял экипажем, как и полагается, джентельмен. Это видно по конструкции — там имеются тяги, тросики, или цепи от его руля к передней вилке.
Это несколько усложняло конструкцию, по сравнению со схемой "передний рулит", но пару килограмм лишнего веса на двоих не сильно мешают. Зато такая схема давала огромные преимущества именно для разнополого прогулочного велосипеда:
Дама сидит спереди, имеет прекрасный обзор. Ей удобно садится на такой велосипед в платье. Джентельмен раполагается сзади. Т.к. часто он ростом повыше дамы, он прекрасно видит дорогу и те же окрестности, которыми надлежит любоваться. При этом держит бразды правления в своих крепких руках. Замечены варианты и с синхронным, и с неповоротным передним рулём.
Естественно, маршруты таких прогулок несколько отличались по дорожной обстановке от дурдома соврмеменных мегаполисов. Так велосипед-то прогулочный!
К тому же, если подумать, в таком тандеме процесс посадки удобен обеим седокам — подумайте, и сравните. Во всех остальных вариантах рам, пола велосипедистов в традиционной одежде и их комбинаций, минимум один испытывает неудобства! (хорошо, кроме случая, когда обе половины рамы женские). В музеях попадаются старинные тандемы, в которых перекладина передней полурамы съёмная — тут или удобство посадки, или жёсткость рамы.
А потом (я полагаю) за тандемы взялись спортсмены. Гоночные тандемы позволили значительно поднять скорость. Шутка ли: главный враг гонщика — аэродинамическое сопротивление — уменьшено практически вдвое. Две пары тренированых ног проталкивают сквозь толщу воздуха снаряд с сопротвлением одиночного.
Понятно, здесь не до удобства посадки, и не до обзора окрестностей:
На старинной картинке видно, как сидящий сзади спортсмен морщит носик от запаха пота своего напарника. Обзор для того и другого также нетрудно представить, изучая картинку.
Тандем такой конструкции получается проще, легче и дешевле. Публика, как тогда, так и внаше время, любит перенимать всякие спортивные примочки, не думая головой. А популярность велогонок была высока, наверное, как сейчас популярность Формулы-1. И тандемы были одним из высших дивизионов в этом спорте. Из-за этого всего как-то незаметно констркуция спортивных машин распространилась на прогулочные — дешевле (они итак недешвые), проще, легче, ещё и смахивает на популярнейший спортивный снаряд. Думаю ещё наш здоровый мужской эгоизм не дал подумать, что даме там сзади не очень-то и хорошо отдыхается. А что? Мне в кайф, катаюсь на веле, да ещё любимая там сзади близко — кайф, да и только. А ей, наверное, тоже хорошо — я ведь с ней кататься ВМЕСТЕ поехал, а не засел с друзьями-джентельменами в клуб за бридж и виски. Ну а что не так? Мы ж такие. Но ещё раз посмотрим на рисунок с гонщиками и представим свою любимую на месте заднего седока...
Очевидно, любимые недолго терпели такое положение дел, и постепенно посадка на прогулочных тандемах таки распрямилась, как в старые добрые викторианские времена. Но усложнять, утяжелять и удорожать конструкцию уже на стали. Дама, как второй номер экипажа, располагалась так же сзади, как на гоночных аппаратах. Ей только позволили немного распрямиться. Но посмотрим на наших дам — реедко они бывают выше нас ростом, обычно всё-таки ниже. И большую часть прогулки по прежнему они созерцают нашу спину.
Несмотря на то, что в этом тандеме передняя полурама сделана по дамской схеме, он скорее, мужской — картинка тому подтверждение. А передняя полурама сделана так для удобства посадки в цивильных брюках. Ведь в таких штанах ещё кое-как можно перекинуть ногу через заднее колесо заднему седоку, а переднему придётся задирать ногу значительно выше, что чревато крупной аварией для брюк.
И вот после всего этого давайте ещё раз взглянем на тандемы, где дама спереди, а джентельмен с рулём в руках сзади, и подумаем...
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.