Тема: Тандемы. Общие вопросы.

Коллеги, своим личным тандемам посвящайте, пожалуйста, темы в разделе частных. Здесь обсуждаем общие вопросы тандемостроения. Конечно, это отнюдь не запрещает показывать здесь свои машины или их узлы в разговоре, примера ради.

Начну тему о тандемах с несколько необычного взгляда на прогулочный тандем (это слегка переработаный мой пост со старого форума).


Как-то забылось, что изначально они были отдельно прогулочные, отдельно спортивные. Причём тандем — это лишь один из вариантов двухместных прогулочных велоэкипажей.

Смысл прогулочных, как ни удиветельно, в прогулках. В неспешной покатухе разнополых (а как же) велосипедистов на одном экипаже. Во времена "пауков", когда конструкция велосипеда современного типа ещё не сложилась, попадались довольно причудливые конструкции:

Тандемы. Общие вопросы.


Через десяток лет конструкция велосипеда пришла к тому, на чём мы ездим и сейчас. Тогда же от многоообразия прогулочных двухместных экипажей осталось фактически только два типа — тандем и социабль. Причём оба они являются по-разному сдвоеными вариантами обычного "ровера" — велосипеды сдваиваются либо вдоль, либо поперёк. Соответственно, седоки располагаются друг за другом либо рядом. Похоже, что тандем оказался предпочтительней социабля — то ли из-за удобства езды, то ли из-за веса и цены. Ведь в тандеме, грубо говоря, две рамы, а в социабле — три. Может быть, какую-то роль сыграла аэродинамика — ведь загородная прогулка при встречном ветре на тандеме явно приятнее.

Тандем
Тандемы. Общие вопросы.


Социабль
Тандемы. Общие вопросы.


Так вот прогулочные тандемы тех лет строились именно такими. Дама располагалась спереди, джентельмен сзади. Управлял экипажем, как и полагается, джентельмен. Это видно по конструкции — там имеются тяги, тросики, или цепи от его руля к передней вилке.

Тандемы. Общие вопросы.


Это несколько усложняло конструкцию, по сравнению со схемой "передний рулит", но пару килограмм лишнего веса на двоих не сильно мешают. Зато такая схема давала огромные преимущества именно для разнополого прогулочного велосипеда:
Дама сидит спереди, имеет прекрасный обзор. Ей удобно садится на такой велосипед в платье. Джентельмен раполагается сзади. Т.к. часто он ростом повыше дамы, он прекрасно видит дорогу и те же окрестности, которыми надлежит любоваться. При этом держит бразды правления в своих крепких руках. Замечены варианты и с синхронным, и с неповоротным передним рулём.

Естественно, маршруты таких прогулок несколько отличались по дорожной обстановке от дурдома соврмеменных мегаполисов. Так велосипед-то прогулочный!

К тому же, если подумать, в таком тандеме процесс посадки удобен обеим седокам — подумайте, и сравните. Во всех остальных вариантах рам, пола велосипедистов в традиционной одежде и их комбинаций, минимум один испытывает неудобства! (хорошо, кроме случая, когда обе половины рамы женские). В музеях попадаются старинные тандемы, в которых перекладина передней полурамы съёмная — тут или удобство посадки, или жёсткость рамы.

А потом (я полагаю) за тандемы взялись спортсмены. Гоночные тандемы позволили значительно поднять скорость. Шутка ли: главный враг гонщика — аэродинамическое сопротивление — уменьшено практически вдвое. Две пары тренированых ног проталкивают сквозь толщу воздуха снаряд с сопротвлением одиночного.
Понятно, здесь не до удобства посадки, и не до обзора окрестностей:

Тандемы. Общие вопросы.


На старинной картинке видно, как сидящий сзади спортсмен морщит носик от запаха пота своего напарника. Обзор для того и другого также нетрудно представить, изучая картинку.
Тандем такой конструкции получается проще, легче и дешевле. Публика, как тогда, так и внаше время, любит перенимать всякие спортивные примочки, не думая головой. А популярность велогонок была высока, наверное, как сейчас популярность Формулы-1. И тандемы были одним из высших дивизионов в этом спорте. Из-за этого всего как-то незаметно констркуция спортивных машин распространилась на прогулочные — дешевле (они итак недешвые), проще, легче, ещё и смахивает на популярнейший спортивный снаряд. Думаю ещё наш здоровый мужской эгоизм не дал подумать, что даме там сзади не очень-то и хорошо отдыхается. А что? Мне в кайф, катаюсь на веле, да ещё любимая там сзади близко — кайф, да и только. А ей, наверное, тоже хорошо — я ведь с ней кататься ВМЕСТЕ поехал, а не засел с друзьями-джентельменами в клуб за бридж и виски. Ну а что не так? Мы ж такие. Но ещё раз посмотрим на рисунок с гонщиками и представим свою любимую на месте заднего седока...

Очевидно, любимые недолго терпели такое положение дел, и постепенно посадка на прогулочных тандемах таки распрямилась, как в старые добрые викторианские времена. Но усложнять, утяжелять и удорожать конструкцию уже на стали. Дама, как второй номер экипажа, располагалась так же сзади, как на гоночных аппаратах. Ей только позволили немного распрямиться. Но посмотрим на наших дам — реедко они бывают выше нас ростом, обычно всё-таки ниже. И большую часть прогулки по прежнему они созерцают нашу спину.

Несмотря на то, что в этом тандеме передняя полурама сделана по дамской схеме, он скорее, мужской — картинка тому подтверждение. А передняя полурама сделана так для удобства посадки в цивильных брюках. Ведь в таких штанах ещё кое-как можно перекинуть ногу через заднее колесо заднему седоку, а переднему придётся задирать ногу значительно выше, что чревато крупной аварией для брюк.

Тандемы. Общие вопросы.


И вот после всего этого давайте ещё раз взглянем на тандемы, где дама спереди, а джентельмен с рулём в руках сзади, и подумаем...

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Тандемы. Общие вопросы.

Разрабатывая концепцию домашних складничков из серийных Десны/Аиста, задался вопросом заложиться в этом проекте на тандемный вариант....что-то типа такого, но, возможно, с общим приводом:
http://velomobil.masteraero.ru/velo-27.php
Хотелось бы обсудить варианты тандемов из двух полноценных велосипедов, т.е. хотим — катаемся отдельно, хотим — коннект и поехали. Опять же — общий привод, или отдельный у каждого, реализация общего привода либо классическая, либо на среднее колесо...

Пью за ваши улыбки!

Re: Тандемы. Общие вопросы.

На мой взгляд, идеальный тандем — это два велосипеда- "паука" соединенные один за другим, с  планетарками в каждой оси.

Тандемы. Общие вопросы.

Но сделать самому точно такой — не реально, и даже не в отношении планетарок а в отношении покрышек такого громадного диаметра.

Впрочем, судя по тому что фабрично выпускаются велосипеды с колесами 32 дюйма, причем именно с педалями в оси:
https://youtu.be/RGvsGwgMnek
https://youtu.be/fYt6IqaHk_Q

— затея сделать тандем по такому типу не такая уж и безумная.

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

1

Re: Тандемы. Общие вопросы.

У нас в городе есть велосипед-паук, где-то, значит, берёт покрышки.

Re: Тандемы. Общие вопросы.

Кубанец, тогда ещё не было покрышек.

(28-03-2017 21:15:42 отредактировано Кубанец)

Re: Тандемы. Общие вопросы.

Честно говоря, не присматривался, но мужик на нём весьма бодро по улицам  лЁтает. Если будет возможность — посмотрю, что у него там.

Re: Тандемы. Общие вопросы.

Kochegar, вроде "пауки" возникли с колёсами такого диаметра не потому,  что тогда велосипедисты любили сидеть повыше, чтобы видеть дальше (и черезрульку делать интереснее), а потому, что не изобрели передачу (мультипликатор) ни цепную, ни планетарную. Если же есть планетарка, то какая необходимость в такОм диаметре колеса? Имхо, достаточно 28" или  вот хотя-бы 36".

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Тандемы. Общие вопросы.

Kochegar пишет:

На мой взгляд, идеальный тандем — это два велосипеда- "паука" соединенные один за другим, с  планетарками в каждой оси.

— затея сделать тандем по такому типу не такая уж и безумная.

Мне не очень понятна концепция тандема при которой не связаны оба велосипедиста в единое целое в аспекте вращения педалей. Один остановился и тормозит другого и т.д.

Пью за ваши улыбки!

Re: Тандемы. Общие вопросы.

andreylb пишет:
Kochegar пишет:

На мой взгляд, идеальный тандем — это два велосипеда- "паука" соединенные один за другим, с  планетарками в каждой оси.

— затея сделать тандем по такому типу не такая уж и безумная.

Мне не очень понятна концепция тандема при которой не связаны оба велосипедиста в единое целое в аспекте вращения педалей. Один остановился и тормозит другого и т.д.

Ага, как на фиксе прям, взял и остановился сразу.

Мне подобная конструкция напоминает гномов, которые пытаются велосипед угнать.

Re: Тандемы. Общие вопросы.

MWL пишет:

Kochegar, вроде "пауки" возникли с колёсами такого диаметра не потому,  что тогда велосипедисты любили сидеть повыше, чтобы видеть дальше (и черезрульку делать интереснее), а потому, что не изобрели передачу (мультипликатор) ни цепную, ни планетарную. Если же есть планетарка, то какая необходимость в такОм диаметре колеса? Имхо, достаточно 28" или  вот хотя-бы 36".

У классического тандема слабое место это проходимость. Особенно трудно дается заезд на бордюры. Чем больше колесо тем это легче, да притом если переднее колесо еще и ведущее то затруднение вообще снимается.

Кроме того, колеса у тандема сильнее нагружены и чтобы покрышки не стирались слишком быстро надо колеса делать или шире (как у мотоцикла) или больше диаметром.

Отсутствие жесткой связи между каретками плюс планетарки позволяют каждому седоку крутить педали в удобном для него темпе. На классических тандемах этого не требуется так как там всегда сидят спортсмены с одинаковыми физическими возможностями, а на семейном — всегда с сильно разными.

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Тандемы. Общие вопросы.

Разобщение приводов на прогулочном видится благом  img/bs

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Тандемы. Общие вопросы.

kisa пишет:

Разобщение приводов на прогулочном видится благом  img/bs

Что-то в этом есть, но тандем ли это тогда?
Собственно, больше интересует поднятый вопрос о соединении 2х полноценных велосипедов в сдвоенный с возможностью использовать их как по отдельности, так и достаточно быстро собирать/разбирать в сдвоенную конструкцию, как с общим приводом, так и без.
Представленные Кочегаром конструкции весьма интересны, да же непонятно до конца, что в них такого порочного, что мешает их реализоввывать серийно.

Пью за ваши улыбки!

Re: Тандемы. Общие вопросы.

По своему опыту знаю, что если на тандеме педали установлены не синхронно, а например, вот так:
Тандемы. Общие вопросы.
то это создает неприятное покачивание даже в прогулочном темпе.

Re: Тандемы. Общие вопросы.

Но это должно дать более стабильный крутящий момент.
И покачивание, наоборот, убираться должно. По аналогии с рядными и v-образными двигателями.

Re: Тандемы. Общие вопросы.

Одно дело, когда покачивание и стокера, и капитана происходят синхронно и совсем другое дело, когда они не в фазе. Первое совсем не мешает, второе же делает езду совсем не естественной. А стабильный крутящий момент -- кому он нужен?