Тема: На Крокодиле по Заонежью
Почему ж эти птицы на север летят,
Если птицам положено только на юг?
В.Высоцкий
Маршрут:
Медвежьегорск —> Поля —> Усть-Яндома —> Великая Губа —> Оятевщина —> Великая Губа —> Медвежьегорск
Поездка вышла почти случайно. У меня был готов недельный веломаршрут по западной части республики Карелия, подготовлены велосипед и снаряжение, но захотелось растянуть тур на две недели, захватив Заонежье и интересные места от Онеги до Ладоги. В отличие от "Финской" в прошлом западной Карелии, Заонежье — это земля "исконного Русского севера", с деревянными постройками, названиями на карельском и древнеславянском, заброшенными поселками и деревянными домами 16 века постройки, в которых люди местами живут и до сих пор. Это край сосновых и смешанных лесов, широких озер и гиблых торфяных болот. В этой местности в прошлом добывали рыбу, пушнину. Уже в средние века и особенно в новое время в Заонежье заготавливали лес и разрабатывали залежи цветных металлов и железа, многие месторождения и заводы ведут историю с 8-10 веков. На деньги богатых заводчиков были построены уникальные для России деревянные архитектурные сооружения, проложены железные и мощеные дороги по лесам, обустроены посёлки и заводы. На всё это я и хотел посмотреть в перерывах между кручением педалей через бесконечные леса.
Этот отрезок был "подготовкой" для проверки велосипеда и снаряжения к более трудным участкам маршрута, чтобы к старту "серьезного" похода можно было что-то исправить, настроить, изменить состав снаряжения и экипировки.
Маршрут:
1 день
Медвежьегорск —> Бор-Пуданцев
Асфальт, 64км
Набор 200
2 день
Бор-Пуданцев —> Великая Нива
Асфальт, 36км
Набор 100
Великая Нива —> Типиницы
Грейдер, 21км
Типиницы — Усть-Яндома
Грунт, 8км
3 день
Усть-Яндома — Великая Губа
Грейдер, 15км
Великая Губа — Оятевщина — Великая Губа
Асфальт, 90км
По острову
15км, гравий
4 день
Великая Губа — Медвежьегорск
Асфальт, 150км
Подготовка велосипеда и особенности техматчасти:
Велосипед — "ДЕД Лютый" был собран для несложных асфальтово-гравийных маршрутов и его не пришлось как-то особенно подготавливать. 32мм покрышек хватало везде, после недельных дождей песчаные и каменистые грунты Карелии спокойно проходились на этой резине с 4-5мм грязевыми зазорами. Мне нигде не пришлось спешиваться, весь маршрут пройден "в седле". Стоило, конечно, учитывать вероятность бесконечных дождей и использовать более водостойкую смазку в подшипниках в большем количестве, установить более подходящие тормозные колодки (Jagwire Mountain PRO либо AUTHOR ABS-3CC). Колодки Shimano оказались неудачным выбором, они засалились выработанным материалом обода и спустя три дня вообще перестали тормозить. Цепь для такого рода покатушек придётся перевести на жидкую смазку для мокрой погоды. Пока лил дождь — цепь работала "на воде", но как только она просохла — КПД трансмиссии рухнул вниз. Удачным оказалось решение комбинированных педалей.
Билеты, транспорт, упаковка:
В поезде велосипед провозил в разобранном состоянии, прикладываю фото. Никакой доплаты и сложностей с перевозкой велосипеда поездами РЖД нет. Могут попасться скандальные соседи, которым "велосипед упадёт на голову", в этом случае спокойно попросите разместить его на верхней полке в другом плацкарте. Учтите, что в правилах перевозки присутствует формулировка "..таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам.." поэтому будьте вежливы — в отличие от перевозчика, пассажиры вам ничем не обязаны и можно понять их нежелание получить ночью велосипедом по кости. С 1 сентября 2023 года за провоз велосипеда в поезде РЖД придется заплатить как за дополнительное место багажа весом 30кг.
Снаряжение:
Одежда:
Мембранная куртка Columbia watertight II
Мембранные штаны не вспомню производителя с оторванными бирками )
Быстросохнущие нейлоновые штаны Columbia Omni-tech
Кроксы
Велокроссовки
Бафф как шарф/бандана
Велоперчатки/шлем/очки
Флисовая кофта MH120 QUECHUA
Базовый слой термобелья: кофта wedze 500 (2017) + кальсоны Rukka Toivaala
Запасной базовый слой термобелья для сна — кофта Uniqlo Heattech + кальсоны Rukka Toivaala
Мембранные носки Dexshell Trekking (надо было еще и неопреновые взять)
Треккинговые носки Solognac 2 пары
Мериносовые тонкие носки для сна.
Сетка-москитка
Флисовые перчатки
Флисовая шапочка
Я ехал в стиле Bikepacking и для предстоящего маршрута приобрел внутрирамную водонепроницаемую (нет) сумку Cyclotech 4л, коллега Eclipse отбросил подарил "хвост" Kailer "Кочевник" 20л, на руль установлена 13л герма Ortlieb на самодельной подвесной системе. Кроме гермы на руле остальные сумки оказались скорее "влагостойкими" чем "водонепроницаемыми". Хвост я прятал под дождевой чехол для рюкзака, стоило бы обработать его пропиткой, но не знаю как повели бы себя нейлоновые ремни, не стали бы они скользить, надо проверять.
--
В "хвосте":
"Кухня", запасная одежда в 10л гермомешке из "таффеты", еда в контейнерах (0.5 бутылках), топливо в 0.5л нерж фляге, запасная обувь, велокамера. "Хвост" поистине "бездонный", всегда позволял запихнуть в себя "еще немножно".
В рамной сумке ехали:
Медикаментозная аптечка, гигиенический и ремонтный наборы, набор велоинструментов, мини-тент из "силиконки" с колышками и оттяжками, емкость с велогерметиком, мембранные штаны, аварийный повербанк в герметичной упаковке, велокамера, насос.
В нарульной сумке располагался бивак:
Палатка Naturehike CloudUP One 20D Si
Надувной коврик Forclaz 500
Спальник Micropack 600
Свернутый кусок 10мм каремата 400х600 в качестве походного "столика" и как защита ЖВО на случай прокола основного коврика
--
Биваком я остался очень доволен.
Палатка
Компактная в сложенном виде и при этом (в отличие от типичных "велогробиков") просторная. Это полноценное "жилище туриста" в котором можно, например, разместить вещи для просушки или расположиться с картами/приборами, попить чаю, поразбираться со снаряжением. В непрекращающийся ливень не было конденсата или протечек. Сохнет быстро, устанавливается легко, но требует относительно много колышков. Думаю, что в сильный ветер такая конструкция — с одной несущей дугой и без предусмотренных производителем мест для ветровых оттяжек, "сложится". Единственный замеченный "минус" — двухместная модель CloudUP просторнее при практически тех же весе и габаритах. Палатка быстро сохнет и легко скатывается как в габарит дуг (44смх12см), так и в более компактный свёрток (30смх14см) если хранить дуги отдельно.
Надувной коврик
У меня дома кровать жёстче. При этом коврик почти в паритете по весу (500г) с большинством недорогих карематов с аналогичными свойствами термоизоляции (RValue 1,5) но намного их компактнее, сглаживает неровности почвы. Вместе с "утилитарным" куском каремата суммарный RValue подстилки получался около 3, что более чем достаточно для трехсезонного использования в средней полосе. Благодаря силиконовым элементам на поверхности коврика, спальник по нему не скользит.
Спальник
Летний и его основное достоинство — легкость и компактность в свернутом виде, при температуре ниже +5 я уже начинал подмерзать в тонком термобелье, в -5 выжил и не заболел, одевшись во второй флисовый слой, хоть и изрядно прифигел.
--
В качестве горелки
Я повез кондовый агрегат — бензиновый примус Juwel 34 с самодельной ветрозащитой-таганком из 0.4мм нержавейки. Это до безобразия простой прибор — целнометаллический, имеющий одну (!) движущуюся деталь. В отличие от модных "колманов" и ко, в нем нет расширительных и конденсационных трубок, насосов и прочего, что ломается в неподходящий момент. Мощность у агрегата более, чем достаточная, на "полном газу" 0.8л воды он кипятил за 3-4 минуты, расходуя 30мл "нефраса" и оставалось иногда на подогрев чая. Во время работы прибор издает звук как у ПуВРД, немцы делали.. Это изделие нелёгкое (700г весь комплект т.е. примус+котелки+таганок+120мл топлива) и сложное в использовании относительно "джетбойлов", менее мощное, чем "колманы", но оно позволяет брать топливо на автозаправках, работает при любой температуре и надёжно, как кочерга. Главный минус этого лютого древнего примуса — его затруднительно использовать в палатке либо помещении из-за запаха бензина и специфического процесса запуска-розжига, лечится использованием дорогого высокоочищенного "лабораторного" нефраса и сухого спирта.
Котелок
Уже "морально устаревший" — алюминиевая "капсула" с котелком 0.9л и крышкой на 0.4л. В "капсулу" помешался примус, "таганок", столовые приборы, твердое топливо для розжига и запас горючего 150мл в стальной фляге, мерная колба. Сейчас модны универсальные радиаторные котелки, но мой бензиновый "горыныч", наверное, расплавит алюминиевый радиатор.
Питание
Я предполагал попробовать "полную автономку" на неделю.
В качестве основного питания вез в пластиковых бутылях с широкими крышками:
200г крошеного "доширака"
200г картофельного пюре
300г сухого молока
600г смеси фундука с изюмом.
300г овсянки смешал с детской кашей и вез в упаковке от неё, герметично закрывающейся.
Дополнением служили:
8 козинаков по 75г
8 "сникерсов" по 50г
400г сушек вместо хлеба
400г конфет "коровка".
И ещё взял две палки по 300г сырокопченой колбасы.
Соль насыпал в баночку для анализов с ложечкой — герметично и удобно.
Ел складной ложкой с ножиком, из кастрюльки от набора котелка, как излишество взял нерж кружку для чая или заваривания каши в поезде и запасной миниатюрный набор столовых приборов. Всего взял около 4кг еды общей калорийностью примерно в 15.000ККал, и в общем не голодал, а при такой загрузке мог бы пять дней колесить по абсолютно безлюдным местам. В лесу попадались грибы — подосиновики, земляника, черника. Но отваривать грибы на горелке полчаса — это плохая идея, а костер развести было затруднительно.
С утра заваривал кашу, ел её с изюмом и орехами, пил чай со сладостями.
На ходу кушал конфетки.
В обед пил чай из 0.35л термоса с колбасой и сушками.
На ужин — пюре с сухими молоком или доширак с колбасой, сладости.
Бюджет, цены
7000р билеты на поезд (70$)
2000р расходы на музей (20$)
1000р расходы на дополнительный транспорт (10$)
5500р расходы на жилье (55$)
2500р расходы на еду (35$)
Итого: 180$ за пять дней
Дисклеймер безопасности традиционный
Вы должны понимать что путешествия по лесам не в составе группы — это небезопасное мероприятие, требующее опыта, подготовки и снаряжения, выносливости и хорошего здоровья. В случае ЧП рассчитывать, возможно, придётся только на себя.
Отправляясь на север нужно понимать, что далеко не везде ловит мобильная связь. Важно иметь хороший навигатор и быть готовым самостоятельно разобраться с проблемами со здоровьем или с техникой, иметь еды и топлива с запасом если отправляетесь в глухие места. Но те, кто ходит в такие места, как правило, не дураки и сами всё знают. До жилья в Карелии чаще всего не больше двух часов хода пешком, так что помощь к вам придёт, если будет связь.
Русский север — край лесов и болот. Не ходите гулять по болотам и не пытайтесь пройти незнакомое болото насквозь, срезая маршрут. Признаки болота -ровная заросшая травой местность с невысокими "чахлыми" деревьями, пружинящая под ногами почва. Если случайно забрели в болото — выходите из болота тем же путем, которым пришли. Если ваш товарищ забрёл в болото — прежде чем помогать ему найдите крепкий шест ("слегу") высотой в ваш рост и идите по болоту с ним. Шестом можно пробовать почву и если провалитесь, то можно выбраться, положив шест плашмя на мох. Шест можно протянуть товарищу, но не бросайте — можете промахнуться.
Дождь в Карелии летом может идти неделями — учитывайте это при выборе экипировки и маршрута. Дорога может быть размыта, лужи по пояс, грязь, дрова все сырые. Вполне может оказаться так, что вы промокли насквозь, двигаться вперед затруднительно, но разжечь костёр невозможно, потому что лес насквозь сырой. В этом случае не тратьте время, не мерзните, не стойте на месте и если не способны организовать лагерь и обогрев — то быстрее выходите в безопасное место известным маршрутом. Хорошим подспорьем будут пила (раскладная или цепная карманная с лентой типа бензопильной) и топор (либо крепкий нож). Сухостой, как правило, сухой внутри даже при продолжительных недельных дождях, спилив такое дерево и расколов его сердцевину и толстые ветки можно разжечь хороший костер и согреться даже если бревна в 6-8см в лесу насквозь сырые. Очень ценна березовая кора (береста) — она хорошо горит и из неё можно соорудить целый "мини-навес" над растопкой, чтобы уберечь ее от дождя, подстелить на место будущего костра чтобы уберечь от влаги с земли.
Если у вас промокли ноги, на улице прохладно и вы мало двигаетесь (езда на велосипеде тоже не способствует согреванию стоп) — может начать развиваться синдром "траншейной стопы" — потеря чувствительности стопы с последующим переохлаждением и развитием неприятных осложнений. Поэтому старайтесь держать ноги в сухости и тепле и если вы их промочили, то наблюдайте за чувствительность пальцев в случае потери постарайтесь как можно быстрее выйти к людям и в тепле просушить обувь и согреть ноги. Хорошо взять с собой неопреновые или мембранные носки на случай затяжной сырой погоды.
Огромную опасность в лесах Карелии вплоть до Кольского представляют клещи, они переносят бореллиоз и энцефалит. Постарайтесь назначить время похода на холодные месяцы, осень или хотя бы август. Носите закрытую одежду — брюки заправлены в носки либо сапоги, куртка внизу плотно прилегает к брюкам. Светлая одежда предпочтительнее — клеща на ней лучше видно. Чтобы клещ не присосался в волосах — носите головной убор. Нижнюю часть брюк и носки неплохо обрабатывать акарицидом, я точно могу рекомендовать красный "гардекс". Клещ сидит на траве, а напав медленно поднимается вверх по одежде и ищет место чтобы присосаться. У взрослого человека это как правило внутренние поверхности бёдер, пах, подмышки, шея, голова. К ребенку клещ может присосаться в любом месте. Возьмите в привычку на ходу осматривать брюки в поисках клещей, на остановках осматривайте товарищей и себя в поисках клещей, перед ночевкой ищите клеща на теле проверяя себя и товарищей. При передвижении по местности избегайте зарослей, травы выше щиколотки и особенно звериных троп и тропинок — клещ часто выбирает место засады по запаху зверя или человека. Лагерь ставьте по возможности на выкошеном или вытоптанном месте, на каменистой или песчаной площадке. Перед установкой лагеря на траве, можно "протралить" траву, например чистой белой майкой опустив её плашмя и подождал и посмотреть есть ли на ней клещи, при необходимости перенести лагерь. Если клещ присосался — аккуратно извлеките его раскачивая пинцетом либо с помощью специального приспособления. Не разрывайте клеща и старайтесь не отравить его и не сдавливать. Насколько мне известно из практики — сейчас клещей не берут на исследования а лечение назначают по симптомам. Если вы бываете в опасных районах — сделайте прививку от энцефалита.
В лесах Карелии очень много дикого зверья — одичавших собак, медведей, волков. Медведей туристы "прикармливают" на стоянках, собачьи тоже ходят посмотреть, что вкусного оставили двуногие после себя. Не оставляйте еду снаружи палатки, заворачивайте всё, что имеет сильный мясной запах в герметичные двойные-тройные пакеты. И уж лучше оставить вкусно пахнущую колбасу прикопанной среди камней, чем лишиться рюкзака или палатки. Звери очень не любят запах костра и особенно — сгоревшего пороха. Зверье наиболее безопасно в августе и в первые осенние месяцы — щенята уже подросли, еды в лесу навалом, голодная зима была давно. Неплохой сценарий суицида — приехать на не очень популярное, но туристическое место в лес на велике, приготовить на джетбойле, раскидать вокруг палатки колбасу, а потом лечь спать и видеть сны про медведей.
Для профилактики встречи с животными не ходите по звериным тропам, передвигайтесь по лесу шумно — я вешаю на пояс карабин с кружкой и ложкой.
Волкам и медведям люди не интересны, они на людей не охотятся. При встрече с животным на предельно короткой дистанции, 4-10м, если оно проявляет к вам интерес, самое важное — не ведите себя как жертва или как нападающий, не создавайте контекст конфликта. Разговаривайте спокойным голосом, если животное не агрессивно то медленно отступайте. Если животное вас не заметило или не проявляет интереса — медленно отступайте лицом к нему либо стойте на месте пока оно не уйдёт. Главное — сохраняйте спокойствие. Если животное проявляет к вам явный интерес то можно попробовать напугать его стуком посуды или зажжёным фальшфеером, выстрелом из охотничьего или гражданского оружия, но на собак это скорее всего не подействует.
Очень опасны одичавшие собаки, если вы встретились со стаей агрессивных одичавших собак или метисов собак с волками — вам не позавидуешь. Постарайтесь залезть на дерево и/или использовать оружие, которым вы владеете.
Запомните — на велосипеде уехать от собак/волков/медведя невозможно! Если животное вышло на трассу и преследует вас — распылите слезоточивый газ если ветер встречный (!) и попробуйте уехать, если газ подействовал. Либо остановитесь, поставьте велосипед между собой и животным и действуйте как описано выше в случае встречи с животным. Реально может помочь брошенный на дорогу кусок пресловутой колбасы )
В лесах Карелии водятся гадюки. Они выползают погреться на камни, на обочины дорог, на полянки туристических стоянок. Если идёте из лагеря за грибами или собирать ягоды — возьмите с собой длинный прут, которым можно поворошить куст перед тем, как наклоняться к нему. Если змея агрессивна — аккуратно отступайте. Большинство укусов приходится на нижние конечности ниже колена, это не опасно для жизни, укусы в шею/лицо уже могут представлять смертельную опасность, укус в руку приведёт к невозможности действовать ею. Яд по возможности следует немедленно отсосать из ранки, для этого существуют отсосы, я сделал отсос из обрезанного 10мл шприца. На место укуса давить не нужно! Это загонит яд глубже в ткани. Нужно успокоиться, подышать, добраться до лагеря не напрягаясь и не повышая пульс, лечь, много пить, не беспокоить укушенную конечность и НЕ НАКЛАДЫВАТЬ ЖГУТ, на носилках отправиться навстречу врачам. Сыворотка от яда гадюки по статистике оказалась опаснее, чем сам яд гадюки поэтому её вывели из употребления. Основная опасность при укусе гадюки и/или введении сыворотки это возможность развития анафилактического шока — острой аллергической реакции с вероятным смертельным исходом. Это можно купировать специальными медпрепаратами, но подобным должен заниматься МЕДИК ГРУППЫ ИЛИ ПРИБЫВШИЙ ВРАЧ, поскольку использование этих препаратов требует глубоких медицинских познаний. Если начал развиваться шок и помощи точно не будет — можно рискнуть использовать препараты самостоятельно НА СЕБЕ в качестве средства "последнего шанса".
На севере — в местах где в ВОВ и "Финскую" шли бои, работают группы "черных копателей". Некоторые из них "ради развлечения" подкладывают неразорвавшиеся боеприпасы под костровища туристических стоянок. Имейте это в виду и проверяйте костровище перед тем, как разжечь костёр, случаи "внезапного" взрыва костров фиксируют каждый год.
Короткие советы
Определитесь со стилем путешествия. Если не планируете останавливаться в гостиницах, то вам потребуются "костровые" инструменты и хорошая непромокаемая одежда, тент 2х2 крайне желателен для обустройства лагеря в дождь.
Фонарик летом в Карелии не особенно нужен — с июня по середину августа "белые ночи".
Загрузите в приборчик аудиокнигу или музыку — лесные асфальтовые дороги до скуки однообразны.
Имейте репеллент, обработайте им одежду и не путайте репелленты для одежды и кожи, читайте инструкцию.
Для защиты стоп от переохлаждения при воздействии воды можно носить мембранные либо неопреновые носки.Лучше взять и те и другие. Мембранные носки заявляются производителем как "герметичные и не пропускающие воду", это носки из трех слоев — внутри теплая шерсть, потом мембрана, пропускающая пар но не пропускающая* воду, а снаружи крепкая ткань, отводящая влагу. В таких носках можно ездить в несильный дождь если промокла обувь, если дождь идет зарядами, если иногда нужно ходить по росе. Если будете ходить по лужам или ехать под дождём несколько часов — носки наверняка пропустят воду, но она хотя бы будет теплой и ноги не будут так сильно охлаждаться, как в обычных носках, а в сухую погоду в мембранных носках комфортно. Главный и очень существенный минус таких носков — их сложно высушить, а отжимать нельзя! Неопреновые носки действуют так же, как неопреновый гидрокостюм, пропуская воду к коже и сохраняя между кожей и средой слой тёплой воды. Это значит, что ноги будут мокрыми всегда и обязательно, будут преть но не будут охлаждаться, этот вариант больше подходит если нужно постоянно пересекать броды или ехать под непрекращающимся дождем. Для езды в холодную мокрую погоду в мембранных или неопреновых носках хорошо подходят открытые сандалии-полукроссовки с закрытым носком либо..кроксы! Такая обувь позволяет воде свободно стекать и быстро сохнет.
Сетка-москитка в виде накидки на голову — это лучший друг Карельского туриста. За эти 30г снаряжения вы не раз скажете себе "спасибо".
В Карелии много полузаброшенных и депрессивных поселков, не демонстрируйте свой 25-й айфон встречным.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж