Тема: Соловки 23
Однажды изобретя велосипед, человек будет кататься на нём, покуда остаётся человеком.
Холодным мартовским днём в прошлом году, изрядно наобщавшись в зимнем лесу с туристами «Колеса», я вписался в это приключение.
Маршрут
Выбор велосипеда для этой поездки был не очень сложен – больших ходовых у меня их пока только два. Трубчатый багажник ЗиФа мне показался чуть более подходящим для нового велорюкзака чем куцый проволочный минский багажник. К тому же ЗиФ предполагал ревизию каретки, в то время как Аист просто позволял в любой момент ехать куда хочешь, потому и разбирать его особо не хотелось.
Для того, чтобы иметь возможность обгонять многоскоростные спортивные алюминиевые велосипеды не только на грунте но и на шоссе, была приобретена втулка типа шимано3сножнымтормозом.
Прошла пора долгой нудной подготовки велосипеда вечерами после работы. Одним прекрасным субботним вечером я наскоро собрал рюкзак, приторочил к велосипеду и выехал на дорогу. Опасное это дело, выходить на дорогу. Стоит дать волю ногам…
И через десять КМ я залез в три-тричку-хо до Медвежьегорска. Цепь уволокла колесо по дропу, потому что жалко перетягивать резьбу, я сижу в вагоне, смотрю в окно, читаю книжку про тысячу дюжин, и настроение у меня тоскливое, под стать болотным пейзажам. Дома родные, кот, еда, дача. А меня впереди ждёт 270 километров от Медгоры до Кеми – зачем я в это ввязался, в гробу я видел эти Соловки, ещё и на работу выходить сразу после похода. А электричка ползёт ну очень уж не спеша, давая изрядно времени пережёвывать эти мрачные мысли.
Однако конченая. Разумеется, случайный попутчик мне тут же помог сгрузить вел из электрички, пожелал счастливого пути. Ночь ещё не слишком темна, и, кажется, настроение помаленьку возвращается. Назвался кроководом – полезай в седло. Но сначала… ключи, разгрузка рюкзака, подтяжка цепи. Не успел я приварить к уху натяжитель, да и со сваркой я ещё толком обращаться не умею. Но это дело наживное, как показала практика.
В путь! Медвежъегорск — горск не просто так . В зоопарке был, верблюд видел? Тихонько про себя радуюсь наличию первой пониженной.
Впереди ночное шоссе, у меня прихвачен плеер с музыкой, фонарик с красной лампочкой, и зелёный велосипед подо мной – что ещё нужно для полного счастья – бутылка с морсом конечно. Путь не близкий, пиво брать не стал.
В ушах гремит моя музыка, лес на фоне звёздного неба открывается за поворотом звуковой дорожкой, а меня то и дело подмывает подоткнуть третью передачу. Расчёт был на то, что она позволит мне разгоняться под гору, но воткнуть её хотелось всю поездку ещё на плоском, чтобы почувствовать приятную тяжесть в ногах, когда и давить надо с усилием, и велосипед из под тебя прямо вырывается вперёд.
Однако через полста километров начинает мешать штанина рюкзака. С моим размером ноги неизбежно цепляется пятка, и начинают работать те мышцы голени, о которых я, спустя восемь лет изучения медицины, даже не знанл. Изящно подвязываю рюкзак багажной стяжкой; думаю про длиннющий багажник как на всяких там хозяйственных стелсах.
Откусывая по 11-12 км по верстовым столбам, долго ли коротко, я добрался до поворота на Сегежу – это первая сотня. Под мостом через речку Сегежу мирно спали в палатке коллеги-велотуристы, мне же до уютной палатки ещё 18 часов крутить педали.
Сегежа на рассвете
Страшно хотелось перекусить чем-нибудь горячим. Мимо заправки, на которой бензак стоил рублей на пять дороже чем следовало, я проехал ходом, не смотря на замануху про хот-доги и справедливо полагая, что у поворота к городу должна быть харчевня. И не ошибся. Небюджетно но очень сытно позавтракал. Подремал. И двинул дальше
Через час полный желудок начал побеждать усталый ночным бдением мозг, и, когда меня разбудил бодрящий ветерок пролетающего рядам самосвала, я решил, что было бы неплохо остановиться покемарить. Очень удачно, что это была следующая вешка на маршруте – поворот на Костомукшу. Значит позади уже больше 130 км.
А ещё мне очень повезло с ветром. Он не был встречным, а потому меня совершенно не напрягало вкручивать педали – как на автобусе, только чуток помедленнее, но он всё же был, а потому не было комаров.
Собственно, я просто улёгся на насыпь под дорожным знаком, положил перчатку на глаза и прекрасно подремал минут сорок. Пока не стали донимать кошмары про диспансеризацию и пациентов, которым надо оформить инвалидность. Проснувшись, позвонил родным, весело скатился с горки, и продолжил путь на север. До поворота на Беломорск 45км, значит, в четыре перекура можно одолеть.
Морс к этому времени уже закончился, так что, подгадав очередной перекур к проезду через мост, просто набираю воды из болотной речки, добавляю вишнёвый джем, взбалтываю… В общем всё та же болотная вода. Но это уже север Карелии, здесь любая болотная вода – слеза, как в Байкале, только цветом чай напоминает. Пить можно смело.
Во время перекуса, сидя на обочине рядом с гружёным велосипедом, воображаю себя матёрым велотуристом. Небрежно приветствую джиперов, едущих на севера. Гудят в ответ.
Природа, что медленно менялась на протяжении моего пути, теперь приобрела явственно самобытные черты. Лес стал заметно ниже, посреди болот теперь то и дело попадаются скалы. Вообще, скалы везде, на них пирамидки из камней, неандертальская письменность, сосны растут. Но то и дело скалы попадают в болота. Потрясающее зрелище ясным солнечным днём.
Со скалами появляется и рельеф. В последние двадцать километров этого отрезка весьма характерные сельги, одна из них даже вынудила меня спешиться – для разнообразия полезно. Это показывает характер западная оконечность ветреного пояса, здесь же и речка Выг, на которой юный Льок пять тысяч лет тому упражнялся в живописи, и Белбалтканал, по которому иногда приходится летать нерадивым лётчикам-курильщикам.
В посёлке Сосновце надеялся передать привет друзьям, которые тоже едут в Кемь но на поезде, однако, связь там отсутствовала напрочь.
Удобно покемарил на автобусной остановке, перекусил щами чаем и пирогом в неприглядной, но уютной кафешке у дороги в три раза дешевле чем утром, перекинулся парой слов с дальнобойщиком., подслушал случайно разговор деда сына и внука по поводу дня ВМФ. Деду было что сказать – ему попалась подгоревшая котлета на второе. И поехал дальше – последний рывок по М-18 чуть больше шестидесяти километров. Как и положено, через тридцать километров желудок забрал всю кровь у мозгов, и притормозил поспать. Очень удобный профиль кювета позволил устроится с небывалым комфортом как на гамаке, разве что не качает. Вокруг росли грибы, подбираясь к самой дороге, как бы норовя её перебежать, а я отлично даванул ещё сорок минут сна. Оставшиеся тридцать километров пролетелись легко – это ведь как с дачи в город приехать – считай совсем рядом. В какой-то момент грибники подсказали что до поворота на Кемь несколько километров. Ещё более понизившиеся деревья сделали ощущение полёта над шоссе абсолютно ясным. И вот, наконец, я снова встретился с
Подужемской ГЭС
Добавлено: 10-02-2024 23:39:09
Финишная прямая – отворотка на Кемь, около двадцати километров. Дорога петляет вдоль реки, над лугами охотится сокол, вокруг населёнки случаются вороны. Но я не их – я живой, мне до Кеми — десятка.
Военные городки, полузаброшенные аэродромные строения. Когда-то оно было кому то нужно, как-то оно жило, а теперь бурьян, ржавчина и битый кирпич. А вот громады ГЭС хороши. Проезжаю последнюю, Путкинскую, проезжаю какой-то брошенный карьер. Встречаю велосипедиста. Попадаю под первый в походе дождик и въезжаю в Кемь. Позади 270.
Традиционно откушав горячего шоколада, проваливаюсь спать на вокзале. Проснувшись за полчаса до прибытия поезда с коллегами, сходил в столовую за углом. Кстати, весьма и весьма вкусно готовят!
Друзья: Володя, Света, Лёша, Люда, Коля, Оля
решительно вывалились из поезда и за несколько минут собрали из груды запчастей
пять неплохих велосипедов.
Внезапно подъехал Александр, с которым мы были уже два часа как в одном городе, как оказалось. А на месте ночёвки между Кемью и Рабочеостровском уже готовили праздничный вечер по случаю начала похода, приуроченного ко дню рождения Ильи, собственно он и Катя.
Слегка заблудившись в Кеми, вырулили на рабочеостровское шоссе, сделав вид, что осмотрели достопримечательности города. Точно на полпути свернули по укромной тропинке в лес на разрытую жителями брошенную железную дорогу –
здесь и заночуем.
Сытно поужинали, весело отметили день рождения, а потом я провалился в сон, в котором, наконец-то, судорожно подёргивал ногами, круча педали, а не кричал пациентам, что приём начинается с двух часов и что двое идут по номерку, один без номерка.
В речке среди коряг купались люди…