Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

kisa, по фото выглядит так, что у шва креста нет
тогда, если 36 спиц — он, крест, будет у ниппеля, если 32 спицы — то там тоже ровно, да

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

koraximg/bk я не вижу. Но если Вы правы, и над швом нет ДВУХ крестов, то вот она — причина.
woldemar, дык, и как оно там? Два креста над швом есть?

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

Всем доброго дня.
Пару месяцев назад задавал вопросы по биению обода с учётом стыка и своих переживаниях по поводу торможения.
Вчера совершил пробную поездку, благо снег почти сошел и можно выкатиться на шоссере.
Как ни странно, все ок, существенных биений в руль нет, в общем опасения оказались напрасны.
Но возник другой вопрос. При непродолжительной поездке были слышны периодические звоны спиц (треск ниппелей?) , что вызвано, как я понимаю, остаточными напряжениями спиц.
Почитал несколько статей с форума про снятие этих напряжений, но вопрос остался: как лучше это сделать?
По методике Ш. Брауна шатуном? Или положить колесо на пол, уперевшись втулкой в пол, и надавливать на обод, меняя точки приложения сил по окружности?
Поделитесь личным опытом, пожалуйста.
Тензометра пока нет. Я правильно понимаю, что тут без него никак?

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

woldemar пишет:

Почитал несколько статей с форума про снятие этих напряжений, но вопрос остался:

img/bw  img/ac  img/bn

Вообще-то это делают в процессе регулировки. И у Шелдона всё по нотам расписано так, что сверху чего-то писать смысла нет, никто и не пишет.

woldemar пишет:

Тензометра пока нет. Я правильно понимаю, что тут без него никак?

Чё эта? На форуме полтора тензометра на всех, и те для баловства из любопытсва.
И как вообще Вы себе представляете применение тензометра

woldemar пишет:

тут

?
Что мерять? К каким цифрам где стремиться?
img/ag

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

img/rtfm
https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=397#p397

Комплектация и сборка велосипедных  колёс. Комплектация и сборка велосипедных  колёс. Комплектация и сборка велосипедных  колёс.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

woldemar, спица должна принимать нагрузку в направлении вдоль своей оси. Поэтому сильная боковая нагрузка на колесо может стать для него фатальной.  img/beard

Не стоит дружить с людьми, у которых нечему научиться. Вот поэтому у меня так мало друзей. Джеймс Уотсон

1

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

img/bs
Комплектация и сборка велосипедных  колёс.
И всё равно, сил именно на спицах, не хватит, чтобы из дуги сделать форму спицы углом с прямыми участками.

Кстати, в процессе настройки, я часто обтягиваю спицы руками, стягивая по четыре штуки. Это тоже у Шелдона есть. В итоге шатуном прохожу раза два, а руками — раза четыре-пять промежуточно.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

Спасибо всем за быстрый отклик.
Собственно я впервые сталкиваюсь с собранными с нуля колесами (настраивал уже не я, а в мастерской), поэтому и задаю, возможно, странные вопросы.
По поводу перекрещивания спиц — посмотрю вечером более внимательно.
Вполне возможно, что изначально колеса и были корректно настроены и напряжение было снято. Но я своими руками уже влез в переднее колесо, когда пробовал дополнительно убрать небольшую восьмерку на стыке обода. Возможно этим внёс дисбаланс.
Заднее не трогал, и оно по ощущениям во время поездки звуков не издавало.

1

(04-03-2024 15:57:34 отредактировано EndoSteel)

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

Можно просто продолжать ездить, время от времени подтягивая прямо на прикрученном колесе ослабшие спицы.

Ибу ибуди — дадао муди!

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

img/ag

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

Ну и вопрос в продолжение: колеса же в любом случае требуют протяжки после пробега в р-не 100 км. Как это сделать правильно без тензометра? Насколько подтянуть ниппели?

(04-03-2024 13:33:45 отредактировано Sedoy-K, причина: орфографія)

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

Кожен раз, коли читаю про "зняття остаточних напружень спиць", мене, як фахівці з механіки деформівного твердого тіла (д.т.н.), аж сіпає!

Пояснюю:

1. Наявність напружень жорстко пов'язане з наявністю пружних деформацій: немає пружних деформацій --> немає напружень. І навпаки.

2. Спиця в колесі завжди розтягнута --> завжди з пружними деформаціями --> завжди з напруженнями.

3. Коли по Шелдону Брауну спиці деформуються, то мета — зігнути спицю з місцевим вигином у місці, де перехльостуються спиці. При цьому виникають місцеві пластичні деформації.

4. Якщо таку спицю зняти з колеса, то до цього місця та після цього місця спиці, в ідеалі, повинні мати форму прямої лінії. А в місці згину присутні залишкові пластичні та пружні деформації, отже, і напруження, теж залишкові.

А тепер декілька питань та відповідей.

Питання 1: чи можна отримати таку форму спиць, як описано вище (по Шелдону Брауну, див. вище рисунок від ака kisa), в результаті "танців з бубном" по ободу колеса з натягнутими спицями?
Відповідь: практично ні. Можна надірвати/порвати спиці, можна здеформувати обод, отвори. Якщо спиці і зігнуться, то зовсім на так сильно, як після операції по Шелдону Брауну.

Питання 2: так які напруження "знімаються" в результаті цієї славнозвісної операції? 
Відповідь: напруження від згину, і то не повністю, а частково, оскільки залишкові  напруження є напруженнями від залишкових пружних деформацій, що виникли після згину з пластичними деформаціями.

Питання 3. Наскільки великі напруження від згину? 
Відповідь: значно менші, ніж від розтягу спиці до потрібних сил натягування. Доволі проста задача з "Механіки матеріалів та конструкцій" (тепер так офіційно називають колишній "Опір матеріалів"). Пряма балка округлого перерізу, на двох опорах, має примусовий прогин на величину половини діаметра спиці. І додатково розтягується силою, яка теж призначена. 

Питання 4: а що процес дає?
Відповідь:
   4.1. напруження від власно розтягу спиці нікуди не зникнуть. Нерівномірність сумарних напружень по перерізу спиці у місці згину зменшується, але не зникає зовсім. Максимальне значення цих сумарних напружень знижується.
   4.2. Контактні сили у місці перетину спиць не зникають, але мають менші значення, а це зменшує ефект перетирання спиць.

Питання 5: чому така назва?
Відповідь: сленг. Який, м'яко кажучи, не точно передає характер того, що відбувається. 

Питання 6: а яка назва краще відповідає суті?
Відповідь: примусовий згин спиць.

Spoiler

Поки формулював, з'явилися декілька пояснень колег. Своє вирішив залишити як корисне.

Вольдемар пишет:

... слышны периодические звоны спиц (треск ниппелей?) , что вызвано, как я понимаю, остаточными напряжениями спиц.

Відповідь: невірно розумієте. Це спиці та ніпелі переміщуються в отворах, з тертям (пристосовуються).

Вольдемар пишет:

Как это сделать правильно без тензометра?

Відповідь: включити чутливість пальців.

Ех, ще б раз народиться!
Проекти ХВЗ: В-110 "Прогрес" (1950); В-22 (1954); 111-411 "Україна" (1977);
                     В-541 "Спорт" (1970);
            ЖВЗ: В-849 Десна-2 (1979); ГАЗ: В-025 "Школьник" (1966-1975 ?); ПВЗ: 21В (1964, 1974)

4

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

Sedoy-K, благодарю за подробные пояснения.
Я правильно понимаю, что в данном случае следует лишь выровнять натяжение спиц, убедиться, что спицы обтянуты, и если все норм — то потом лишь протянуть спустя 100 км пробега?

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

woldemar, вірно.

Ех, ще б раз народиться!
Проекти ХВЗ: В-110 "Прогрес" (1950); В-22 (1954); 111-411 "Україна" (1977);
                     В-541 "Спорт" (1970);
            ЖВЗ: В-849 Десна-2 (1979); ГАЗ: В-025 "Школьник" (1966-1975 ?); ПВЗ: 21В (1964, 1974)

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

А есть какие-то универсальные рекомендации по протяжке колеса? На сколько затягивать ниппели?