Тема: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

Шины здесь подробно трогать не будем, во избежание информационного винегрета.

Здесь размеры некоторых распространённых втулок для спицевых калькуляторов: https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 97#p152097

Кому недосуг вникать в соображения, можно перейти непосредственно к примерам комплектации: https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 663#p14663

Тема https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=103 посвящена проблемам и тонкостям этого дела, которые новичку могут быть даже просто непонятны. Здесь же давайте говорить о беспроблемных колёсах — выбрал детали, собрал, настроил, поехал. Т.е. постараемся обойтись без зауми.

Конструкции и выбору колёс посвящён большой кусок в моей книге  https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=314#p314
Лучший, пожалуй, материал по сборке колёс, учебник  — статья Шелдона Брауна  http://caravan.hobby.ru/materiel/wheelbuild-ru.html

Добавить к сказанному там особо и нечего, а вот поразбирать - может возникнуть такая необходимость. И разрулить текущие вопросы по комплектации и сборке - тоже.

Для общего развития можно посмотреть иллюзион: https://youtu.be/hZvKisn1PSw

Настройка собранного колеса может представлять большую трудность, чем его правильная сборка. В таком случае помним, что колесо можно собрать самому, а мастеру отдать только на настройку. Нормальные мастера обычно благосклонно относятся к такому варианту, некоторые ещё и дешевле берут.

Нужно сразу сказать, что готовые покупные колёсане лучший вариант ни с какой точки зрения. Вообще. Любые.  Спорный вопрос? Спорьте прямо здесь. С примерами готового покупного колеса, которое НЕ является лохотроном, пожалуйста.

Исключением могут быть, конечно, колёса, собираемые каким-нибудь мастером на продажу, но без заказа.

Дело в том, что готовые колёса обычно  разбалансированы по качеству составляющих. Например, неплохой обод, средняя втулка, и никуда не годные спицы.  Или хорошай втулка и спицы, и левый обод.

Многие готовые колёса вменяемого ценового уровня вообще непригодны для постройки ездящего велосипеда — ниже расскажу историю, как я познакомился с Толиком. Там дело не в качестве даже, а в невменяемых характеристиках составляющих.

Можно купить колёса, котрые приблизительно приличны, но они неадекватно дороги. Например, готовые шоссейные вилсеты. Кроме цены, вопросы вызывает их долговечность. А к долговечности примыкает целесообразность покупки таких б/у.  Или дорожные колёса — на Украину. Если для дорожника использовать нередкий старый советский обод и хорошие спицы — оно окажется значительно дешевле. А если собирать его по уму, а не так, как собраны готовые — то и намного качественней, прочнее, и долговечнее.


Опыт: замена спицы на перепаянном колесе.
Опыт: Если нет обода нужного размера

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

Втулки.

Одна из подробных "втулочных тем" https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=122
Общий курс велосипедного подшипника  https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=53


Для простоты условимся, что мы не меняем концепцию трансмиссии, а так же тормозов на втулочные, что почти неизбежно влечёт замену втулок. Те же коллеги, которые в своём проекте предусматривают такую замену, сделают свои мысленные поправки.

Прежде всего, нужно рассмотреть вариант использования тех втулок, которые пришли к нам с заготовкой. Не исключено, что после приведения в порядок, они не просто «ещё послужат», а превзойдут приятной работой те, которые Вы купите новыми. Мало того, они и ресурсом превзойдут весьма недешёвые покупные варианты.

Например, часто совершенно напрасно коллеги отказываются от родных втулок «Туриста». Доводы в пользу замены, обычно, не выдерживают критики. Мне видятся только две уважительные причины для замены модели втулок, но о них — ниже.

Ещё раз акцентирую — для тех, кто пришёл в наше сообщество из безруких потребительских кругов. Во-первых, речь обычно идёт о тщательно сбалансированных велосипедах, а не сетапах, прастхоспади. В нормальном велосипеде длина рамы выверена по сантиметрам, ширина и высота обода и толщина шин — по миллиметрам.  Во-вторых, все компоненты, о которых  говорится на этом форуме, имеют два состояния:

1. Как вы привыкли, состояние покупки. Мы считаем абсолютно одинаковыми по предстоящей работе втулку из ржавого колеса Украины со свалки, б/у кампу или шемоно из крутых серий, «перебраную» кем-то втулку СШ и новую Квандо. Это всё не втулки. Это — заготовки втулок. По нашим понятиям, ставить такое на велосипед недопустимо и позорно. А работа по ним примерно одинакова. Кроме того, это лотерея, и успех в этой лотерее абсолютно никак не зависит от цены или крутости изделия.

Все легенды вида «чем дороже, тем лучше» поддерживаются рынком очень просто — с другого конца. На рынке есть настолько паршивые дешёвые изделия, что после них чуть более дорогие действительно оказываются лучшими. Однако, КТО ВАМ СКАЗАЛ, что эта цепочка простирается в бесконечность? Всё! Она заканчивается на нижесреднем сегменте. Выше — понты и торговля брендами. 

2. Детали, прошедшие через наши руки. Вот о таком состоянии обычно и говорится лучше/хуже. Однако, в случае с втулками, тут наступает очень смешной момент. Они, перечисленные выше для примера, как одинаковыми были, так одинаковыми и остаются.  Покрытая в прошлом ржавчиной втулка от Украины из сарая, окажется не хуже чем очень именитая и дорогая. Говорить о разнице в весе глупо. О сопротивлении качению — тоже глупо. Эти вещи вообще никак и ни на чём не сказываются, а разница в качении пальцами Украины и Кампаньола из коробки (но отрегулированных) будет в пользу Украины. Ведь на ней нет пыльников  img/ag  . Прочность? Её тоже барыги придумали. А поддерживают легенду те, кто не умеет или ленится правильно собрать колесо, или просто не умеет адекватно пользоваться велосипедом. Причём не все, кто ленится или не умеет, а только наиболее невезучая их часть.

Ресурс? Мы обычно используем советские или древние буржуйские комплектующие. Они изначально сделаны из более качественных материалов. Сейчас даже в дорогие изделия заложен ограниченный ресурс. 

Так чем же крутая втулка лучше советской дорожной?

Комплектация и сборка велосипедных  колёс.

Ах да, есть ещё верующие в передачи. Типа если на велосипеде 8 передач, то он быстрее едет в гору, чем «Турист» с черырьмя. Ну.. Заболевания и хромоту  нужно лечить лекарствами и костылями. Так что да, втулка на большипередач — это действительно кому-то лекарство до выздоровления, а кому-то таки костыль на всю жизнь (естественно, здесь не идёт речь о гоночных велосипедах). Но лекарство, костыль, а не втулка.

Вот и получается, что есть всего две уважительные причины для замены штатных втулок велосипеда:

1. Неисправимый брак. Самый распространённый — косая посадка элементов с завода, несоосность.
2. Дизайн, внешний вид. Как ни легкомысленно звучит, но это более серьёзно, чем «крутость», «престиж» и прочие такие жлобские понятия…   Или блеяния про некое "качество", обычно весьма невнятные img/ag

Всё img/bk

Подробнее здесь: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=9394#p9394

И не забывайте Общий курс велосипедного подшипника  https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=53
Также на форуме есть темы по тормозным втулкам, планетаркам, отдельным вопросам и т.д.

Комплектация и сборка велосипедных  колёс.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

Спицы

В первую очередь замечу, что резьба на спицах бывает разная. Например, советские спицы бывают диаметром 2 мм с резьбой СПМ2,3х0,4 (обычные) и 1,8 мм с резьбой СПМ2,1х0,4 (спортивные). На самом деле, применялись хаотично — то на дорожнике тонкие, то на туристе и такие и такие.

Импортные спицы имеют тоже несколько диаметров резьб. Причём резьбы дюймового стандарта.

Весь этот бардак доставляет головную боль. Ведь внутренний диаметр ниппеля толком не измерить. Понять, метрическая резьба на спице, или дюймовая — нереально. Некоторые левые ниппели могут вроде бы накрутиться на спицу, и даже как-то её натягивать, а при большей натяжке — срываться. Так, например, часто происходит если на советскую спицу 1,8 мм накрутить ниппель от 2 мм. Вылезет это обидно - только при окончательной обтяжке колеса, когда кажется, что конец работы уже близок. И хорошо, если такую неприятность доставит один ниппель.

Поэтому, уделяйте внимание этому моменту. Если я разбираю колесо на спицы в запас, я тут же накручиваю ниппеля на место. Если покупаю в запас комплект спиц -  ниппеля хранятся в маленьком кулёчке плотно и однозначно прикрученном к  пачке «своих» спиц.

Старые спицы

Если Вы ещё никогда не собирали и не настраивали колёса сами, отложите работу со старыми спицами на несколько колёс. У Вас и без того хватит головной боли. Первые колёса лучше строить, взяв пачку красивых новых спиц. Основная причина - новые все гарантированно строго одинаковы, и имеют одинаковую длину резьбы - это очень помогает ориентироваться, какой ниппель на сколько накручен. 

Колесо, собранное на старых спицах:
Комплектация и сборка велосипедных  колёс.

В некоторых случаях (неответственный велосипед, алкобайк, хозяйственный велосипед, музейная реставрация) вполне можно использовать старые б/у спицы. При этом желательно иметь некоторый их резерв - например ещё одно ржавое колесо-донор. Во время пересборки колеса такие спицы пройдут естественный отбор. Те из них, которые нормально переживут демонтаж, отбраковку по внешнему виду, установку, регулировку, обтяжку и снятие напряжений от души, будут служить долго и счастливо.  Этому также поспособствует правильный рисунок набора (мастеровой вместо фабричного), правильное переплетение спиц в крестах, набор шайбочек М2 под головками в необходимом количестве.

Некоторый риск связан с тем, что это всё не спасёт из-за мягкого материала старых спиц.  Но… в моей практике такого не было. Возможно это комбинация везения, использования старых спиц на неответственных велах, где на небольшие восьмёрки не обращаешь внимания, или на музейных аппаратах, которые эксплуатируются бережно.

Бонус советских спиц в том, что они имеют латунные ниппели.

Категорически не стОит использовать спицы, которые были кем-то колхозно подтянуты плоскогубцами вот так:

Комплектация и сборка велосипедных  колёс.

Допустимо отрихтовать несколько деформированные спицы, часто это получается сделать руками.

Потускневшее цинковое покрытие отлично подновляется при помощи мочалки для посуды — путанки из нержавеющей проволоки. Чистить насухую. Для наглядности показана одна очищенная спица на фоне пачки готовых к очистке:

Комплектация и сборка велосипедных  колёс.

Резьбу спиц невредно очистить мелкой железной щёточкой. Кислотами оцинкованные детали не чистят! Любая кислота моментально съедает цинк.
 
Латунные совесткие ниппели я помещаю в пластиковый стаканчик, наливаю туда немного — до одного куб. см., чтоб только смочить все ниппели — ортофосфорной кислоты. Болтаю около минуты, потом промываю с моющим средством и сушу на газете.
Комплектация и сборка велосипедных  колёс.
Комплектация и сборка велосипедных  колёс.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

Новые спицы.

Подавляющему большинству наших велосипедов вполне годятся дешёвые оцинкованные спицы. Дорогие оцинкованные спицы не имеют ни одного внятного или невнятного преимущества в реальной эксплуатации.

Однако, такие спицы обычно идут NoName, пачками, и продаются как «спицы велосипедные такой-то длины поштучно». Визуально они все одинаковые, клеймо на головке неразборчиво. Маркируются эти изделия на упаковке в несколько сотен.

Было замечено, что некоторые из этих спиц, даже  при сборке мастером (правильный способ набора, снятие напряжений, но без «секретных шайб») сезон на третий начинают редко, по одной, лопаться при неаккуратном пользовании велосипедом. Конечно, велосипедом нужно пользоваться аккуратно, но…

Было также замечено, что некоторые из таких спиц всё-таки спокойно переживают такие неприятности. Не сразу, но выяснили, что «правильные» дешёвые оцинкованные спицы несут марки SLE или Флагман. Марку спиц можно подсмотреть под прилавком у продавца на большой упаковке:

Комплектация и сборка велосипедных  колёс.
Комплектация и сборка велосипедных  колёс.

Киевляне, обращавшиеся за сборкой колёс на Куренёвку к тамошним известным мастерам, могут обратить внимание на  надёжность и долговечность своих колёс. Помимо золотых рук мастеров, в этом заслуга и спиц означенных марок — ведь много лет они других и не используют.

Оцинкованные спицы, однако, имеют серьёзный косметический недостаток — со временем тускнеют. Он не так старшен, как может показаться — косметическое состояние оцинкованных спиц, как правило, примерно соответствует таковому у рамы. И со временем они теряют товарный вид примерно одинаково. Если велосипед берегут — то и то блестит по 5  лет, и по 15. Если нет — рама даже быстрее спиц становится зачуханной и занюханной.

Оцинковка ОЧЕНЬ не любит масла. Пятна от масла, которое не убрали с неё в течении суток, остаются навсегда. Особенно страдают от этого спицы заднего колеса велосипеда, где цепь смазывается всякими грязными субстанциями. При этом ещё более несчастный вид имеют спицы вполне ещё нового велосипеда, если хозяин использует такое глупое приспособление, как цепемойку.

Однако, мы с вами велосипедисты продвинутые https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?id=7  , так что это не про нас — просто для общего развития. 

Преодолеть все эти косметические беды разом позволят нержавеющие спицы. Кроме косметической, Вы обязательно ощутите разницу в цене. Другой разницы нет. Тем не менее, недорогие нержавеющие спицы вполне себе уместны на проектах средней и высокой пафосности. Ведь может быть  глупо тщательно вылизывать велосипед, и поставить на него самые дешёвые спицы. Но разница, повторюсь, не практическая, а скорее просто идеологическая.

Чёрные спицы. Если цвет получен анодировкой нержавеюбщей стали, такие спицы очень дОроги. Если окраской — могут оказаться очень некачественными. Но в первую очередь, крашенные некачественные спицы попадаются в готовых колёсах на базаре. Если спицы продаются отдельно, да ещё и неплохой марки — с ними всё в порядке.

Баттированные, аэродинамические, и прочие неровные  спицы. Это ненормально дорогие изделия, не имеющие никакого смысла на велосипеде для езды. Покупать их имеет смысл только когда Вы точно знаете, зачем они нужны Вашему велосипеду, и при этом не обманываете себя какими-то призрачным практическими эффектами.

Т.е. смысл использования таких спиц лежит исключительно в плоскости идеологии проекта — например, когда спицы «попроще» просто неуместны, выглядят белым пятном на фоне остальных комплектующих.

Такие спицы могут прийти с колесом б/у. Конечно, в этом случае нужно распорядиться ими мудро.

Мне кажется, вменяемому конструктору не нужно даже в разговоре упоминать «усиление» колеса  спицами толщиной 3 мм. Не буду, дабы читатель не заподозрил автора… img/bj

Несколько слов о ниппелях. Раньше ниппеля делали из бронзы. С тех пор ничего лучшего придумано не было. Однако, в целях экономии, вскоре перешли на латунь. В СССР большинство спиц (если не все) оснащались именно латунными головками. Иногда их покрывали сверху гальваникой - цинком или никелем.  Вобщем-то, тоже неплохо.

Современные недорогие ниппели изготовлены из стали и оцинкованы. По большому счёту, это не хорошо и не плохо. Но с изделиями подороже идут ниппели либо из нержавеющей стали, либо из латуни. При этом латунные покрыты чем-то блестящим.

Использование нами алюминиевых ниппелей  начисто лишено смысла. А если учесть проблемы (например, с прикипанием) и вообще их специфику, то это крайне глупое решение.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

Обода.

Будем считать, что Вы достаточно хорошо ориентируетесь в конструкции велосипеда, и не намерены тулить на «Турист», или (нидайбох) дорожный велосипед «современные» двойные обода, потому что «они прочнее».
Мы с Вами конструкторы достаточно грамотные, и  не станем увеличивать проходимость img/an  «Старт-Шоссе» или «Туриста».  Мы  примерно ориентируемся, какой раме нужны какие колёса, чтобы потом не «улучшать»  img/ap велосипед увеличением передач, теряя скорость, эффективность и деньги.
https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=314#p314

При этом, как и в случае со многими другими вещами, оказывается практически незачем заглядывать в какие-то премиум-сегменты рынка.  Проще всего это показать на примере самых дорогих – шоссейных ободов.

Все такие обода имеют посадочную ширину 13…15 мм, и «двойную» конструкцию. Имеют разную высоту профиля (пару слов об этом ниже).

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

Дешёвые шоссейные обода (вызывающие смех у спортсменов-шоссейников, но они действительно принадлежат шоссейному типу по своей геометрии) имеют грубую, сравнительно  тяжёлую конструкцию. Самые лёгкие из таких весят больше 400 граммов. Такие обода прочны и долговечны. Дело в том, что в самом нежном месте – у отверстий для спиц – они имеют большую толщину. Переменные «расшатывающие» нагрузки в этих местах при такой толщине  неспособны деформировать алюминий, т.е. не провоцируют усталость металла – бич алюминиевых сплавов.  Как правило, алюминий убивает не авария, а именно микротрещины, образующиеся от самого малого упругого расшатывания детали в самой обыкновенной эксплуатации. Иными словами, любая алюминиевая деталь, которая хоть немного пружинит при своей работе, обречена. Несколько миллионов циклов самой малой амплитуды – и до свидания.  Побороть это неприятное явление можно, сделав детали негнущимися (выносы, шатуны). Вот на грубых дешёвых ободах толщина сечения стенки такая, что она и не прогибается.

Этим обеспечена и местная прочность, и долговечность дешёвых ободов – за счёт грубости, расплаты весом.

Технологически удобно и дёшево выполнить стенку обода одинаковой на всём протяжении длины окружности обода. Фактически – это фасонная труба постоянного сечения, свёрнутая в кольцо.
Т.е. дешёвый обод – это закольцованный трубчатый профиль с дырками для спиц. Чтобы спицы не вырывало и не «раскачивало» обод в этих местах, соответствующая стенка сделана заведомо большой толщины. Но для простоты изготовления, стенка имеет такую же большую толщину и в промежутке между отверстиями, где она откровенно избыточна. Именно потребная толщина стенки с дыркой и задаёт геометрию профиля, а не какая-то технологическая невозможность или дороговизна стенки потоньше.

Но на всём остальном протяжении длины окружности обода такая толщина избыточна. Причём избыточна многократно. Это и есть резерв понижения веса обода.

Комплектация и сборка велосипедных  колёс.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед - это не мой велосипед.

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

В самых дорогих ободах (и металлических, и пластмассовых)  сечение обода по длине окружности меняется.  Разными способами, но по одному закону: около спиц оно максимально, в промежутке между ними – минимально.


Комплектация и сборка велосипедных  колёс.



Но в среднем ценовом диапазоне (стоимостью пары ободов с  приличный рациональный авторский телепортатор img/ap ) применяется изящное компромиссное решение.  Когда-то такое исполнение имели и самые дорогие обода. 

Пистоны.

Комплектация и сборка велосипедных  колёс.

  Суть в чём. Само тело обода технологически исполняется не сложнее (не дороже) грубого дешёвого обода. То же одинаковое сечение везде по кругу. Но это сечение, толщина стенок,  меньше. Получаем более лёгкий обод. Достигается экономия веса порядка 150 и более  граммов. Однако местная прочность в районе отверстий  оказывается недостаточна. И в этих местах устанавливаются специальные усилители – пистоны.  Кроме того, что пистон усиливает край отверстия, часто он имеет сложную форму, и ещё и разносит нагрузку на внутреннюю и наружную стенки обода.