Тема: ЛВЗ В-902 велосипед («крокодил») с мотором
Мотовелосипед В-902 Львовского велозавода 1960 год
Один из первых, а можно сказать и первый производимый в СССР мопед (тогда назывался мотовелосипед) В-902 стал объектом моего внимания случайно.
Захотелось мне собрать велосипед с мотором , как в годы моей юности. В средине 1970-х годов, у меня был моторчик Д-4, который я устанавливал на старый минский велосипед В-126.
Да, ностальгия: то ощущение радости , когда после долгих терзаний завелся мотор и я проехал первую сотню метров возвращается ко мне все чаще. В те времена подобная техника была каким-то чудом и доступной не каждому.
Занявшись поиском в Интернете мотора и подходящего по эпохе велосипеда, я с удивлением обнаружил что мотор Д-4 был основным агрегатом и для первых « мопедов» , которые появились в СССР в конце 1950-х годов. Этот мотор, и первый мотовелосипед были разработаны в Харькове на велозаводе. Как и первый мотовелосипед ХВЗ В-901, модель В-902 базировалась на велосипедных деталях и технологиях. Сегодня можно даже встретить в продаже на Интернет-площадках, В-902 без мотора именуемый продавцами, к примеру, как: —«велосипед ЛВЗ після раставраціі, на ходу». Ну это настоящий «крокодил», еще и с пружинной вилкой.
Моторную часть данного проекта рассматривать не буду , а велосипедную близкую к теме сайта постараюсь показать поэтапно.
Историческая справка.
В конце 1950-х годов конструкторами львовского велозавода совместно с ЦКТБ велостроения харьковского велозавода и ЦКБ мотоциклостроения был разработан мотовелосипед В-902 с двигателем Д-4. Его производство было начато на вновь созданном львовском велосипедном заводе в 1958 году.
Старый завод «Металл» (Lwowski zaklad Metal), который после войны производил мелкую сельхозтехнику, и автоприцепы был переоборудован для производства велосипедов. В 1946 году во Львов были переданы станки и оснастка харьковского велозавода, а также оборудование немецких велозаводов, вывезенное из Германии в качестве репараций. К началу выпуска мотовелосипеда, завод уже производил женские велосипеды В-22 и В-25, мужской В-14.
В отличии от производимого в Харькове мотовелосипеда В-901, который был практически обычным дорожным велосипедом с мотором, В-902 имел ряд технических особенностей. Усиленная жесткая рама мотовелосипеда была спаяна из труб разного диаметра, на ней устанавливалась каретка педалей велосипедного типа ХВЗ.
Передняя вилка оснащалась рычажными амортизаторами, с возможностью регулировки жесткости пружин, подвеска заднего колеса была жесткая. На переднем колесе установлена втулка с тормозными колодками по типу немецкого мотовелосипеда Wanderer. Заднее колесо с тормозной втулкой Torpedo, выпуска завода ХВЗ. Обода колес — велосипедные, под 36 спиц, (такие как на женском велосипеде В-22) на них установлены увеличенные покрышки размером 26х2 (665х48 мм). Небольшой диаметр колес и низкоразположенное седло дали удобную посадку и устойчивость на ходу.
Аппарат прибыл, процесс пошел
В таком виде забирал велосипед со службы доставки
После «тест драйва» в гараже, решено было полностью разобрать аппарат на «молекулы». Интересно знает кто-то количество молекул деталей в велосипеде ? Ответ будет позже….
Железная щетка и смывка краски средство хорошее, но трудоемкое. Под краской все равно сидит местами ржавчина.
Нужна пескоструйная обработка