Тема: Эргономика велосипедной езды.
Имеется три точки соприкосновения человека с велосипедом. Руль, седло и педали. Это накладывает особые требования к этим узлам в целом и в частности эргонимические к материалам, форме и покрытию. Настройка и регулировка этих узлов развились в отдельную тему и об этом я и хочу поговорить здесь.
В этой теме предлагается обсуждать технологии, материалы и оригинальные придумки по настройке и регулировке этих честей велосипеда.
А также задавать каверзные вопросы.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Указатель особо интересных мест темы:
Анатомический калькулятор
Как правильно сесть на седло
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Посмотрев вслед проехавшему велосипеду мы со всей очевидностью понимаем, что наиважнейшим местом регулировки является регулировка седла. С него и начнем.
И так, его величество седло.
:
Подробности https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=2116#p2116
0. Низкий руль — узкое седло. Высокий руль — широкое седло.
Регулировку посадки начнём с седла — не как это делают нетребовательные колхозники, а по нормальному. Ошибка в 2 см приводит к быстрой (пару км!) утомляемости, трудности в преодолении подъёмов, общей "тяжести" хода — фактически те же проблемы, что и при ненакачаных нормально шинах. Глядишь, все бы правильно (а не "по росту" — причём спроси, как угадать при каком росте какая высота седла нужна — не ответят ) регулировали сёдла и подбирали и качали шины — производитель передачечного мотлоха передохли бы с голоду. На таком велосипеде день ехать — не устанешь и крепатуры не будет.
Все настройки нужно производить на горизонтальном участке местности!
Итак, по горизонтали седло должно быть.. горизонтально . Но есть пару тонкостей.
Во-первых, сидеть, опираться нужно седалищными буграми на заднюю, самую широкую часть седла, и именно эта часть должна быть горизонтальна. Но некоторые сёдла имеют седловатость — прогиб посередине. То ли от старости, то ли от конструкции. Тогда носок седла придётся задрать вверх — тем выше, чем больше прогиб.
Только так и удаётся обеспечить горизонтальность задней, седалищной части седла. Если вы постоянно сбиваетесь в узкую, проваленую часть седла — нос его нужно задрать выше! Потом, при обкатке этот момент придётся немного подкорректировать — с тем, чтобы даже тенденции съехать вперёд или назад не было, и наша драгоценная Ж устойчиво покоилась там, где положено — на самой широкой части седла.
Хипстеров, которые рассказывают при этом, что нос седла слишком задран, в этом случае можно
посылатьигнорировать. Ну или, чтобы им угодить, терпеть неудобную посадку и неэффективную езду. Ещё можно седло заменить на более плоское — если так важно их мнение.Во-вторых, некоторые сёдла оборудованы пружинами, а некоторые имеют просто собственную упругость. Естественно, оно занимает одно положение под весом, когда мы сидим на нём, и совсем другое — когда мы смотрим на него, находясь рядом с велосипедом. Это тоже нужно учитывать, и окончательно подкорректировать при обкатке.
Теперь высота седла. Грубейшая ошибка — выставлять его так, чтобы ногами стоять на дороге, находясь в седле. Это несусветная глупость — я в таких случаях советую топтать асфальт, а не педали, раз он такой удобный. Езду на таком седле сравнивают с хотьбой на полусогнутых — как по эффективности, так и по утомляемости. Особенно часто такой "регулировкой" страдают дамы, мотивируя это... а, кто их слушает . В этом случае необходимо решительно согнать красавицу с велосипеда, дабы она не портила такой ездой красивые ножки (можно всерьёз пугнуть варикозом), и настроить всё, как положено.
А положено выставлять высоту седла так, чтобы поставленая ПЯТКОЙ на педаль в нижнем положении нога полностью распрямлялась (строго говоря, положение должно быть не столько нижним, сколько дальним от седла — шатун становится как бы продолжением наклонной подседельной трубы). При этом Ж устойчиво и без перекосов занимает своё место на седле, как уже писалось выше. На велосипеде с трещёткой хорошо при этом вращать педали НАЗАД, на фиксах или втулках с ножным тормозом довольствуемся статической проверкой. Пяткой здесь меряют неспроста — это исключает при настройке влияние голеностопного сустава. Ведь ставя на педаль носок, мы невольно можем смухлевать, слегка вытянув его вниз, или наоборот, задрав вверх.
В итоге получим правильное положение ноги при педалировании — почти на всём круге, описываемом педалями, голеностопный сустав будет иметь угол, близкий к прямому. При обкатке и коррекции посадки нужно следить, что сустав таки имеет примерно прямой угол, Ж на седле не переваливается и нога в нижнем положении распрямляется.
Важно не переусердствовать с выдвижением седла на раме небольшого роста. На подседеле обычно есть кольцевая отметка в 5-7 см от нижнего конца. Выше его выдвигать нельзя! Если роста такой конструкции не хватает, ни в коем случае нельзя мириться с ездой на полусогнутых (помимо всего прочего, врачи говорят о чрезвычайной вредности такого велосипедизма). Подседел нужно заменить на более высокий — в советские рамы для этого идеален настоящий советский подседел от складного велосипеда. Китайские новоделы могут быть очень хлипкими.
Осталось отрегулировать положение седла по длине. Для этого нужно расположить шатуны горизонтально. Усаживаемся на велосипед, опираясь плечом о столб (или просим дружбана подержать нас вместе с велом). Ноги ставим на педали, как положено — сустав большого пальца строго над осью педали.
Здесь желателен помощник — ещё один дружбан. Нужно найти ОСЬ коленного сустава "передней" ноги — той, что находится на педали, направленой вперёд, и от неё пустить отвес (хоть нитку с гайкой). При правильном положении седла (естественно, Ж находится там, где положено — на широкой части седла) отвес должен приходиться на ось педали.
В одиночку можно поступить так: https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 44#p241544
При необходимости, большинство конструкций седельных хомутов позволяет регулировать этот размер в довольно широких пределах, к тому же, например, классический советский хомут можно развернуть как вперёд, так и назад — и именно эта регулировка является определяющей его положение, а не дебильная мода или другие не более умные соображения.
На некоторых сёдлах нет возможности передвигать рельсы вдоль велосипеда. Но возможность разворота хомута есть — ей и пользуемся, определив в каком из положений — переднем или заднем — получается наиболее близкое к правильному положение по отвесу.
Итого: Седло имеет три регулировки, и все они важны. Горизонт — высота — длина. И регулируются они ИМЕННО в такой последовательности. Три. ТРИ!
Таким образом мне даже удалось "разогнать" велосипед друга — довольно опытного велосипедиста, который долго отмахивался от моего нудотства (мол, сам с детства знает, как ему сидеть), и тот был очень удивлён, насколько вел легче побежал. А мои угрозы физической расправы во время его возражений при настройке он мне простил .
Если Вам после этой регулировки хочется наклонить седло вперёд — ВАШ РУЛЬ СЛИШКОМ ДАЛЁК ОТ ЗАДНИЦЫ. Не только вперёд, но и часто и вниз.
РУЛЬ! СЕДЛО НЕ ВИНОВАТО!
Причиной этого чаще всего является ВЫНОС — либо излишне длинный, либо слишком глубоко утопленный! Вынос нужен короче и выше!Регурировка руля не так важна, хотя забывать о ней не стоит. Нужно помнить, что при широком седле лучше иметь более высокий руль, при узком — низкий. Слишком далёкий руль (из-за длинного выноса https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=2128#p2128 ) не очень удобен, да и Ж на седле принимает неправильное положение из-за излишнего наклона. И нужно обратить внимание, чтобы руки не "заламывались" в запястьях. Естественно, ни в коем случае не нужно пытаться компенсировать неудобство руля какими-то изменениями вывереной регулировки седла. Система "жопа-ноги" всё-таки гораздо важнее.
К слову: часто приходится наблюдать тормозные ручки на дорожном руле, грозно торчащие вперёд и чуть ли не вверх, аки рога у бодрого быка. Это очень неправильно, неудобно и небезопасно. Ведь для пользования такими ручками приходится неестественно выворачивать пальцы и запястья вверх — а это и время на приведение тормозов в действие (на дороге важны даже доли секунды) и неудобство.
Тормозные ручки должны смотреть вниз, чтобы оказываться буквально под руками, и лёгким движением пальцев (не выворачивая запястье!) уже можно было бы привести их в действие. При таком правильном положении их почти не видно с места "водителя" https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=2093#p2093 .Конечно, правильной, тонкой и точной организации посадки посвящены гораздо более серьёзные материалы, чем этот. Рекомендую, например, известную статью Шелдона Брауна: http://caravan.hobby.ru/materiel/sheldo … es_ru.html
Но то, о чём пишу здесь — необходимый минимум. Меньше внимания этому уделять никак нельзя!