Каретка.
Для установления высоты каретки от земли необходимо учитывать различные факторы: радиус виражей и градус их наклона, тип трека (зимний или летний), длину шатунов, вид гонок (спринт, преследование и т. д.).
Спринтер, который будет выступать на треке с очень крутыми виражами или на зимних велодромах (некоторые из них имеют виражи до 50°) и который обычно применяет шатуны длиной 16,5 см, должен будет иметь велосипед с высотой каретки около 27,8 см, но не ниже, с тем чтобы иметь возможность проходить виражи и на небольшой скорости. При более низкой каретке возникает опасность зацепить вираж правой педалью, когда она находится в нижней точке. С высокой же кареткой такая опасность предотвращается и можно проходить на небольшой скорости даже самые крутые виражи.
В гонках преследования нет опасности зацепить педалью за вираж, так как преследователь достигает значительной скорости уже через несколько метров после начала гонки и проходит круги у самой бровки. Поэтому ему рекомендуется иметь каретку более чем на сантиметр ниже по сравнению со спринтером (несмотря на то, что преследователи применяют более длинные шатуны). Таким образом, опустив каретку ниже, можно добиться того, что вся. рама опустится больше, чем на сантиметр, и, следовательно, посадка будет более благоприятной в отношении сопротивления воздуха.
Сказанное выше справедливо и для гонщиков в гите на 1 км с места, в то время как стайеры и велосипедисты, специализирующиеся в парных гонках и продолжающие выступать также зимой на треках малых размеров с крутыми виражами, должны иметь велосипед с кареткой высотой 28 см от земли. Ширина каретки должна быть 65 мм, когда шатуны крепятся клинками, и 70 мм для шатунов, которые крепятся болтами к оси с квадратным сечением на концах.
Шатуны
Для преследователей. Установить точный размер шатунов в зависимости от длины нижних конечностей данного гонщика и для различных видов трековых гонок (спринт, преследование, средние дистанции и т. д.) столь же важно, как и правильно выбрать однотрубки, колеса, раму и т. д. Но сколько гонщиков, не только малоизвестных, но даже известных, уделяют, к сожалению, мало внимания этой весьма важной технической проблеме, которая при умелом использовании и соответствующем применении может значительно повысить возможности спортсмена.
Не раз случалось, даже на самых важных соревнованиях, спрашивать у преследователя высокого роста, который пользовался очень высокой рамой и опорной трубой с чрезмерно выдвинутым подседельным штырем (из чего можно было заключить, что у него очень длинные нижние конечности), какова длина применяемых им шатунов, и он почти всегда отвечал, что не знает этого, потому что никогда их не измерял и никто никогда ему не говорил об этом.
Это очень грубая ошибка. Преследователи с нижними конечностями длиной больше 98 см должны применять шатуны 17,5 см, в то время как имеющие длину нижних конечностей 80 см пользуются шатунами 16,5 см.
Не рекомендуется применять шатуны других размеров, даже если длина нижних конечностей непропорционально большая или маленькая. При чрезмерно длинных шатунах (больше 17,5 см) усиленно педалирующий гонщик теряет существенные качества педалирования преследователя — легкость и эластичность. Кроме того, чрезмерно поднимаясь, его бедра сдавливают брюшную полость и заставляют приподнимать туловище, что ухудшает аэродинамичность посадки.
И наоборот, при шатунах меньше 16,5 см, даже если нижние конечности короче 80 см, нужно прикладывать очень много усилий, чтобы приводить в действие большие передачи, которые в гонках преследования колеблются обычно от 7 до 7,32 м (Расстояние, проходимое велосипедом за один полный оборот шатунов).
По мнению некоторых специалистов, длина шатунов определяется ростом спортсмена. Например, гонщик ростом 160 см должен применять шатуны длиной 16 см, а при росте 175 см — шатуны длиной 17,5 см и т. д. Однако, если это и кажется возможным теоретически, на практике это не подтверждается, поскольку бывает, что некоторые гонщики, имея одинаковый рост (сошлемся для примера на знаменитых преследователей Боно и Мессина, рост обоих 168 см), в остальном сильно отличаются. Боно — худощавый, с непропорционально длинными относительно туловища конечностями, а Мессина — коренастый, с туловищем более длинным, чем конечности. Первый при длине нижних конечностей 95 см применяет раму высотой 56 см с подседельным штырем, выдвинутым на 22 см из подседельной трубы, и шатуны 17,2 см. Второй при длине нижних конечностей 89 см применяет раму высотой 53,5 см и шатуны 17 см.
Как видно из указанных различий, для установления длины шатунов для данного преследователя нет необходимости принимать в расчет его рост, а скорее следует учитывать длину его нижних конечностей. Для этого можно придерживаться следующей таблицы:
Шатуны (в см) Нижние конечности (в см)
16,5 от 78 до 83
16,8 от 84 до 88
17,0 от 89 до 93
17,2 от 94 до 96
17,5 от 97 и более
Почти все самые известные итальянские и зарубежные преследователи в последнее время отдают предпочтение шатунам, штампованным из дюралюминия, без обычных клинков и с квадратным отверстием вместо круглого. Эти шатуны крепятся специальными болтами к концам оси, имеющим форму квадрата.
Для спринтеров. Проблема применения шатунов для спринтеров более проста, средняя длина их-16,5 см. До последнего года самыми подходящими для спринтеров считались стальные шатуны с замком на пяти болтах. На чемпионате мира в Амстердаме были применены с поразительным эффектом системы (ось, шатуны, зубчатка) из специального легчайшего сплава, как у преследователей.
Длина шатунов в чисто спринтерских гонках, как уже сказано выше, должна быть 16,5 см почти для всех спринтеров, употребляющих нормальную передачу 24X7 и имеющих длину нижних конечностей от 82 до 98 см. Такие шатуны менее эффективны в начальный момент рывка, однако благоприятствуют более легкому его завершению, то есть в кульминационный и решающий момент гонки. Из шатунов большего размера применяются шатуны 16,8 см, и только в исключительных случаях, когда должны применяться чрезмерно большие передачи (26X7), длина их может быть доведена до 17 см и более, но при условии очень длинных нижних конечностей и большей силы.
Для тандемов. В силе остаются те же критерии, которые описаны для спринтеров в подборе шатунов. Конечно, когда речь идет об обычной передаче для спринтера (24X7), для тандемиста это 27X7, а потому следует несколько увеличить длину шатунов, доведя ее от 16,5 до 16,8 см, но только в тех случаях, когда применяется именно передача 27X7.
Для стайеров. Длина шатунов у стайеров меняется в соответствии с критерием, установленным для спринтеров, — от 16,2 до 16,5 см, но этот последний предел никогда не должен превышаться.