Тема: На крокодилах по ЮБК
Десять дней в Крыму — верхом и не только
Бывает так, что некоторые отдалённые места идут с тобой по жизни — ты собираешь сведения о них, думаешь, хотел бы ты там побывать, туда переезжают или там остались твои знакомые. И вот однажды ты решаешься на путешествие в тот край, который долгое время был для тебя параллельной вселенной. У моего приятеля осталось немало старых связей в Крыму, я же хотел посмотреть на местные диковины, узнать, как там живут люди и просто насладиться приходом весны, видом и ароматом цветущих садов и тёплым воздухом чуть раньше, чем это позволила бы мне капризная погода Подмосковья.
На велосипедах мы решили ехать, дабы проверить готовность себя и машин к серьёзным дорожным приключениям и будущим маршрутам, сполна хлебнуть специфики велотуризма в гористой местности и окрасить новыми красками вдоль и поперёк исхоженные и изъезженные курортные места.
Итак, 2 апреля ваш покорный слуга Riverdale и мой старый приятель Якорь на конях "Меченый" и "Планетарный турист" отправились в почти двухнедельное путешествие по Крыму.
Подготовка велосипедов:
"Планетарный Турист" был обслужен — цепь запарафинена, задняя планетарная втулка- "автомат" Sram Automatix перебрана, колёса дополнительно протянуты, установил передний и задний габаритные огни и "фафалку". Для "Меченого" подготовил две задние звезды звезды — 21Т и 23Т, соответственно и два "хлыстика", которые можно встегнуть в цепь для изменения её длины. На "Меченый" установил одностоечный багажник от позднего "Туриста" и комплект светотехники, дополнительно протянул спицы.
Все резьбовые соединения багажников и крыльев были посажены на синий фиксатор и проходили ежедневный контроль ключом. Крылья оказались нужны — мелкие камни а местами сырой горячий асфальт не летели из-под переднего колеса в лицо и на одежду.
Ехали мы на покрышках Continental Ride Tour 32мм и 37мм, которые проявили свои лучшие качества — отличный накат, хороший держак на сыпучем грунте и в пыли, устойчивость к проколам, которых у нас к слову вообще не было.
Особенности техматчасти:
Рамы:
Рамы и в целом сборки благодаря мягкости и превосходному накату отлично показали себя при передвижении по степной части Крыма. Для гористой части ЮБК "Спутник" оказался излишне мягок и проявилась недостаточная поворачиваемость — чтобы вписаться в некоторые повороты серпантинов приходилось почти что останавливаться. На "скоростных" спусках "Планетарный" с более жёсткой рамой и колёсами провоцировал "добавить" на второй передаче, более же мягкий "Спутник" — наоборот, начинал "плавать", вынуждая притормаживать.
Тормоза:
Втулки с ножным тормозом плохо подходят для горной местности — тормоз на спуске сильно перегревается, это ведёт к тепловому расширению деталей втулки и если втулка отрегулирована с небольшим люфтом — её начинает подклинивать, порой настолько, что ехать на велосипеде становится трудно. При резком торможении есть риск сорвать "усатую" шайбу левого конуса после чего втулку буденевозможно отрегулировать. В случае "торпеды" проблему с перегревом решил оставив большой люфт, у "автомата" люфт увеличить было невозможно и на спусках пришлось использовать в основном передний тормоз.
Рули:
На "Меченом" родной узкий барашек оказался весьма удобным — мягкая вилка, тонкая обмотка и толстые ператки не заставляли руки болеть и отваливаться. В "аэродинамичной" посадке в грудь почти не дуло, и было комфортно спускаться с гор.
На "Планетарном" же руль я ставил широкий, 42см под основной верхний хват и потому на быстрых спусках меня "сдувало". Тем не менее вибрации от дороги на руках не чувствовалось вообще и управляемость была отменной.
Сёдла:
Я ехал в "памперсе" и потому довольно жёсткое седло VELO показалось удобным — узкое, нигде не трёт и не жмёт. Товарищ ехал без "памперса" на "декатлоновском" седле (теперь такие не делают, только похожие) — ему было отлично на нём.
Багажники:
Багажник от Туриста показался коротковат и узковат, его не хватало. Massload на Планетарном без проблем принял 45 литровый рюкзак и позволил хорошо закрепить его резинками. Проблем с багажниками в ходе поездки не отмечено.
Передачи:
В степной части 46/21 на "Спутнике" хватало для "полётов над асфальтом", в гористой же части ЮБК 46/23 тащила в любой подъём, на который вообще разумно ехать на велосипеде. Ваш покорный слуга обгонял в подъём МТБ со множеством "переберач" и контактными педалями, иногда откровенно глумился. Но всё равно хотелось 44 вперёд или 25 назад или уж раму пожёстче. На спусках не было возможности "добавить", но рама и не позволила бы.
На "Планетарном туристе" 48/23 хватало не во все горки, появилась шутка про "велосипед без педалей" — тащишь его в горку, потом едешь с горки. Но зато хорошо сбалансированная сборка и вторая передача 48/15 позволяли изрядно добавить с горы и на некоторых участках средняя переваливала за 45 км/ч, по ощущениям вел просто летел, как авиалайнер на реактивной тяге. Для гор я бы в следующий раз ставил вперёд 44Т, в этот раз погода дома не позволила потестировать "автомат" в сочетании с разными ведущими звёздами.
Билеты, выбор авиакомпании, упаковка велосипедов, аэропорт Домодедово.
Сначала мы планировали ехать на машине до Керчи а далее на велосипедах, но посчитав сколько времени займёт дорога на авто, передумали и было принято решение лететь.
Авиабилеты искали недорогие, выбрать было особо не из чего — лучшие условия в ценовом сегменте до 7т.р. предложили "Уральские авиалинии" — 5кг ручной клади и 23 кг багажа (в т.ч. велосипед без доплаты) за 4600р. Тут стоит отметить нюанс — велосипед в упакованном виде должен был помещаться в коробку с суммой измерений сторон не более 203см, упаковка длинного советского "туринга" превращалась в неординарный квест. Багажники, рули, крылья, сёдла и т.п. были разобраны "в пыль". Стандартная велокоробка 140х70х19 была обрезана до 107х70х19 и снова склеена, часть вещей полетела вместе с велосипедом. Вес одной коробки в итоге составил 22.8кг, другой 22.5 кг при максимально разрешённых 23кг.
Приехав за 2 часа до рейса, мы взвесили и застрейчевали своим стрейчем коробки, быстро прошли регистрацию у пустых стоек и сдали коробки с велосипедами в багаж. При досмотре в зоне отлёта вызвал вопрос мой ключ-шестигранник "на 8" и съёмник каретки в рюкзаке, но девушка таки пропустила с ними — никакие правила не запрещают везти такое в ручной клади, но будьте бдительны — все "железки" лучше класть в багаж. Как это иногда бывает у "Уральских Авиалиний" — рейс задержали почти на час без какой-либо информации, так что на посадку лучше сразу занимать не стоячее место в очереди к стойке, а сидячие места в зале, всё равно мест в самолёте хватит на всех.
В отличие от "УА" компания "Аэрофлот" не регламентирует размер коробки с велосипедом. Т.е. можно просто снять переднее колесо, развернуть руль и упаковать вел "как в магазине", а потом легко и просто собрать его в аэропорту прилёта. На момент покупки билетов (15 февраля) билеты "Аэрофлота" на нужные числа стоили в два раза дороже билетов УА, но в 20-х числах марта их цена упала опять же вдвое.
Если бы я выбирал сейчас — взял бы Аэрофлот, пусть и дороже, но это существенно сэкономило бы мне время на сборку велосипедов по прилёту и при отлёте было бы проще — нашёл коробку в любом веломагазине и упаковал вел. Стоит учитывать, что Аэрофлот летает в Крым только из Шереметьево, доехать туда рано утром к рейсу бывает непросто, самостоятельная регистрация при таком багаже недоступна.
Маршрут:
Сначала маршрут нарисовали кольцевой, около 1000км:
Симферополь-Белогорск-Щёлкино-Феодосия-Судак-Алушта-Ялта-Форос-Севастополь-Евпатория-Тарханкут-Симферополь.
Но жизнь внесла свои коррективы и километраж был заметно уменьшен.
В результате посетили только Белогорск и проехали ЮБК от Феодосии до Севастополя.
По пути интересовало решительно всё, кроме моря . Пещеры и горные тропы, дворцы и парки, музеи. Планировали пробеги от 80 до 100 километров за день — в итоге так и получилось. Не все места удалось посетить, отчего мой попутчик и получил уже в ходе поездки своё прозвище "Якорь".
Снаряжение:
Взяли компактные летние спальники-коконы, по 600г, двухместную лёгкую (2кг) но просторную палатку. Для готовки — альпинистскую горелку на резьбовой баллон и алюминиевый литровый альпинистский котелок. Из одежды — влагоотводящее бельё, флисовые кофты, компактные мембранные куртки-ветровки, походные нейлоновые штаны, платки для защиты от солнца. Я ехал в "памперсе", товарищу "памперс" был не нужен — седло "Планетарного" оказалось очень комфортным. Ехали в обычной неконтактной обуви. Что мои дешёвые кроссовки, что дорогие кроссовки товарища в поездке убились. Очень важно закрывать руки, ноги и шею в таких выездах из "зимы в лето" — можно запросто сгореть. В итоге и я и товарищ стали носителями уникального загара типа "фейсом об тейбл".
Питание:
Основой нашей продовольственной самостоятельности стал комплект из котелка на 0.9л с крышкой-тарелкой на 0.4л в паре с компактной газовой горелкой. Баллон на 430г помещался в котелок, а горелка ехала в кружке. В котелке мы готовили кашу в пакетах — налить 0.7л воды, подождать 4 минуты до кипения, бросить 2х80г пакеты с кашей и через 15 минут еда готова.
На завтрак — пшённая каша в пакетиках или заваренная с сухим молоком овсянка N3.
На обед — бутеры с салом и сушки с чаем. Опробовано в многочисленных походах.
На ужин — каша гречневая или макароны и мясные/рыбные консервы/жареная курица.
В дороге пробовали разный "допинг", лучше всего зарекомендовали себя конфеты "Коровка" (сейчас называются "Азовская молочная") они давали быстрый "приход" и бодрость, сушёные бананы давали сил немало, но усваиваются они дольше и требуют воды. Финики попробовать не удалось — скушали сразу много за раз в первые же дни. Ирис был опробован и признан абсолютно непригодным в качестве "топлива".
Бюджет:
160$ на человека билеты на самолёт. Сэкономить тут не получится.
100$ — продукты на двух человек, сухофрукты и каша в пакетах закуплены дома.
Воду набирали где только можно, а так 1л "Крымской" без газа 0.5$ .
20$ на человека обошлись билеты в музеи
В несезон номер в отеле 3* в среднем 25$, в частной гостинице 12-16$.
Остановка в кемпинге 2-4$ в сутки.
70$ — такси из и до аэропорта.
В целом можно уложиться в 300$ на человека на две недели, как по мне это недорого за подобное насыщенное впечатлениями предприятие. А ближе к началу сезона можно ещё и в море купаться, а осенью — кушать недорогие свежие фрукты.
Советы отправляющимся в Крым на велосипеде:
Имейте неприкосновенный запас воды хотя бы в 1л, всегда. Иногда между магазинчиками многие километры а пить при езде по горам в жару хочется постоянно.
Выбирайте передачу на которой сможете крутить с оптимальным каденсом. Не можете крутить 80-90 в гору — лучше идите пешком. Это будет не сильно медленнее чем езда "внатяг", но сбережёт Вам силы и колени.
Защищайте открытые части тела от солнца! Используйте просторную светлую одежду, шапки.
Не лезьте в придорожные заросли — там можно встретить клещей и каракуртов.
Не нужно изображать из себя представителей горной фауны и лазать по скалам в поисках хорошего вида для фото — скалы в Крыму часто сложены из слоистых пород и потому очень коварны.
В Крымских лесах помимо опасных насекомых водятся волки — встав лагерем в лесу не оставляйте еду, которая может привлечь хищников. В лесах Крыма самое опасное животное — дикий кабан. От него лучше спасаться на дереве.
Для нас оказалось сюрпризом то, что некоторые улицы в городах оказались переименованы и получили одностороннее движение. Навигатор об этом не знал.
Ад велосипедиста — круговое движение. Обычно внимательные Крымские водители "на кругу" и "на круг" Вас не пустят и не пропустят. Придётся стать пешеходом.
Мигающий "жёлтый" на светофоре — это "зелёный" но не для Вас. Всегда убеждайтесь в безопасности при пересечении перекрёстков, никогда не переезжайте по "зебре" на велосипеде. Для Крыма особенно "в сезон" эти правила особенно актуальны!
Если вы из Питера, Москвы или Подмосковья — никому не говорите об этом. Лучше сказать, что вы приехали из крупного провинциального города, этот совет применим в любом регионе РФ.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж