(22-03-2017 03:34:58 отредактировано kisa)

Тема: "Реактивная Табуретка"

Перепечатаны основнные моменты  из оригинальной темы, которая была заведена 28.08.2013 не здесь.
"Реактивная Табуретка"

Хотелось построить максимально изящный и несколько старомодный велосипед. Слепил себе такое вот чудо — пробежало уже чуть больше 1000 км, сейчас это моя разгонная тачка для города. Побывал в нескольких "халепах", подтвердивших прочность и надёжность некоторых узлов   img/crash

Мне глубоко  плевать на хипстерские понятия, и фиксом "Табуретка" стала из соображений простоты и изящества. Ненужность передач для негоночного велосипеда — мои личные убеждения, накатанные годами. Отдельные моменты конструкции и внешнего вида продиктованы отнюдь не стремлением следовать истеричной моде, а теми же соображениями плюс рациональностью. Например, по-разному оформлены обода — задний для красоты отполирован, а передний оставлен анодированым для тормоза. Крепление колёс без барашков и эксцентриков взято из советских правил для трека и т.д.

В велосипеде принципиально не употреблялись детали дороже 100 грн (исключение — обода по 120 и передняя покрышка за 140) На момент написания доллар был по 8.

Рама+вилка "Старт-Шоссе" 1991г. дропы перепаяны (припой ПСР-40), бонки сдуты, немного напилинга в узлах для культурного внешнего вида. Несмотря на год выпуска, кроме потёков припоя из-под узлов, претензий к материалам и исполнению рамы нет. На окраску отдавал коллеге Вовке Че, качеством доволен. Надписи нанесены по плоттерному трафарету из "Оракала" краской "DOPE" из баллончика.

Колёса: Втулки "Старт-Шоссе" (старые, оч. б\у) с высоким фланцем, отполированы (живьём очень хорошо смотрятся, фотки же подчёркивают дефекты). Задняя ось выточена из нержавейки, передняя — родная. В ней нарезана резьба М6, ось закреплена в вилке соответствующими болтами. Выточены латунные шайбы для понта и "старинного" вида. Фиксозвезда накручена с изнасилованием (там та же фигня с размерами буржуйской\советской резьбы, что и в каретках). Для мёртвой фиксации резьбы в звезде алмазным круглым надфилем випилил четыре полукруглых паза под шпонки — пины от велоцепи. Эти же пазы при накручивании работали, как кромки плашки , но всё равно, попотеть пришлось. После накручивания звезды, сломав несколько свёрл.. эээ..досверлил отверстия на теле втулки и забил туда пины от цепи.  Если повторять конструкцию сейчас, я бы сделал одну шпонку, причём резьбовую. То, что звезда несъёмная (без болгарки), меня не парит. Т. к. нужного размера спиц не оказалось, пришлось покупать более длинные и откусывать головки, гнуть концы — всё видно на фотках.

Спицы из нержавейки. Переднее колесо полностью заспицовано радиально, заднее слева — радиально, справа — в три креста. На внешних крестах спицы перепаяны между собой, что очень заметно увеличивает жёсткость колеса.

Обода какие-то DA-30 с базара куплены года два назад по 120 грн. Задний отполирован.

Шины- задняя с солидным пробегом стоковая с шоссера галимая Кенда, передняя — Максис Фьюжн.

Колёса получились очень жёсткими. Одна из спиц с гнутыми концами после 500 км таки репнула. Видимо, чего-то перегнул. После этого собственно и спаял проволочками задние правые спицы. Вся эта конструкция выдержала ещё одно суровое испытание — боковой удар, от которого одна из передних спиц вырвалась из головки. Ободу и втулке — хоть бы хны, хотя радиальная спицовка предъявляет повышеные требования к их прочности. Ещё один плюс ХВЗ-шной втулке. От нервов я эту спицу выкинул сдуру, а заменил временно (уже 500 км img/ab ) гнутой — её на фотках видно....  Нужно сказать, что на этом веле, в отличие от старого шоссера (алюминиевый СШ 2009 года),  я не стесняюсь прохватить по брусчатке. Но на том шоссере спицы чаще летели img/ab

Рулевая колонка родная, контргайка для красоты заменена высокой от "Салюта".
Каретка — картридж, резьбу перерезали в мастерской. Позже на "Украинах" я спокойно стал вкручивать такие же каретки сам по советской резьбе — нормально.
Система Спецзаказ шоссейная. Куплена в очень занюханном состоянии на базаре за 100 грн с педалями вместе. Звезду трековую на 49 зубов достать не смог, поэтому сделал самопальную. Ниже отдельным постом расскажу подробно.
Цепь прибал... ээээ... Даугавпилсского завода приводных цепей. Хочу Знать, вроде снкачала пугающе потянулась, потом стабилизировалась. Пусть работает.
Натяжители самопальные.
Подседела на 25 мм тогда достать не смог, пришлось делать самопальный из нержавеющей трубы 25х1 и головки от старого глагола. Вынос UNO из "Велопланеты", руль — пиленый баран ХВЗ.
Седло — каркас от В-542 1972 г, шкура — самопальная. Мои потуги с седельными шкурами описаны тут.

Тормоз от В-542 1972 г, основание ручки просверлено больше для понта, чем для облегчения. Но с несверленным выглядит "тяжело". Ручка от "Туриста" 1992 г. Колодки какие-то дешёвые. Работает отлично — один раз сдуру перелетел через руль  img/ag .

"Реактивная Табуретка"

"Реактивная Табуретка"

"Реактивная Табуретка"

"Реактивная Табуретка"

"Реактивная Табуретка"

"Реактивная Табуретка"

"Реактивная Табуретка"

"Реактивная Табуретка"

"Реактивная Табуретка"

Когда строил этот вел, думал, что это будет эстетическое баловство. Что кататься на нём буду редко и недалеко — страшновато было — фикс всё-таки. Ага. С того дня, как он впервые коснулся асфальта, на шоссере я не выезжал НИ РАЗУ. Привыкание к фиксированной передаче прошло быстро и незаметно — буквально за один вечер пробного рассекания вокруг района. Никаких неудобств не доставляет. Устаю я на тех же маршрутах меньше, чем на шоссере, в те же горки заезжаю легче. На шоссере передачами не пользовался — ездил строго 52-17. Шоссер у меня на  алюминиевой раме — гораздо жёстче, чем на "Табуретке". Но жёсткость самопальных колёс творит чудеса — вел вообще сам едет.
Довольно много времени провожу на даче, где, естественно, пересаживаюсь на "Украины". Никакого дискомфорта пересадка не вызывает.

Табуретка на Всемирной галерее фиксов http://www.fixedgeargallery.com/2013/se … saKisa.htm

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: "Реактивная Табуретка"

а как залез руль от СШ в вынос уно? Растачивал?

Мыло — грязное.

Re: "Реактивная Табуретка"

Крутой вел! Все просто и надежно.  img/ay
kisa, а что за ремешки на педалях?

Моя коняка Land Rover, оборудование Shimano, пробежал более 3.500 км.

Re: "Реактивная Табуретка"

коткомпот, по диаметру у меня соответствовал. А чтоб протащить через "повороты" руля, немного аккуратно разжимал подручными средствами.

PanBB.Ruimg/ab Спасибо. Основной. Ремешки нарезаны из ремня  img/ag  Называются — туклипсы (собственно железяка и ремешок для фиксации ноги).
В спорте это нужно для того, чтобы не только жать педаль вниз, но и подтягивать "заднюю" педаль вверх. Собственно, спортсмены применяют т.н. круговое педалирование. Они не давят педали попеременно, а именно вращают вал ногами за педали. Специально тренируются. Ну, сдуру это чревато для здоровья ног.

В настоящее время эти примочки давно отмерли, и применяют контактные педали. Педаль, это грубо говоря, ось с защёлкой. Ответка — снизу на обуви.

Многим просто удобно иметь такую фиксацию ноги. Не такую чёткую, как  в спорте (к тому же на дороге это небезопасно). Бывают полутуклипсы. У меня на туристическом стоят. Без ремешков — абсолютно безопасно.

Табуретка — фикс. У неё задняя звезда тупо наглухо закреплена на задней втулке — там нет ни трещётки, ничего такого. Педали при езде остановить нельзя. Туклипсы не позволяют педалям сбросить ноги. На большой скорости если такое случится — хрен поймаешь.

Оторванная молодёжь — типа православные фиксеры, считают зазорным использовать тормоз вообще — замедляются только ногами. Понятно, для реальной эксплуатации в городе это фигня. Поэтому ногами я замедляюсь, когда нужно тормозить плавно издали, а для нормального торможения — обычный тормоз.

Ещё в фиксокультуре есть такой трюк.. долго рассказывать — погугли видео. Называется "скид". Гугли фикс скид. Это не торможение толком, но выглядит впечатляюще. Без туклипсов невозможен.

Я скидить не удосужился и поучиться, круговое педалирование не применяю, но это всё придаёт удобство и безопасность.

Какой вообще понт в фиксе, я попытался рассказать здесь https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=2172#p2172

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: "Реактивная Табуретка"

Фотки бы обновить, а то здесь цепь ещё на мазуте и тормоз не апгрейднутый.

kisa пишет:

В настоящее время эти примочки давно отмерли, и применяют контактные педали.

Дополнительные ремни на треке до сих пор используют.

kisa пишет:

Ещё в фиксокультуре есть такой трюк.. долго рассказывать — погугли видео. Называется "скид". Гугли фикс скид. Это не торможение толком, но выглядит впечатляюще. Без туклипсов невозможен.

Трюковый скид как раз таки возможен без туклипс, тормозной — нет.

Re: "Реактивная Табуретка"

Кирилл, Официальная фотосессия  img/bk До новой руки не доходят. Я с этим форумом.. Табуретка от остатков осенней грязи не отмыта — так и мотаюсь. Только три вела после зимы успел вылизать и надраить, как началась вся эта история. Туриста помыл, но надраить не успел.

А насчёт уточнений,  если заметили, я рассказывал элементарные вещи человеку, впервые увидевшему туклипсы  img/ab Думаю, больше инфы не нужно пока  img/ag

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: "Реактивная Табуретка"

kisa пишет:

В спорте это нужно для того, чтобы не только жать педаль вниз, но и подтягивать "заднюю" педаль вверх. Собственно, спортсмены применяют т.н. круговое педалирование. Они не давят педали попеременно, а именно вращают вал ногами за педали. Специально тренируются. Ну, сдуру это чревато для здоровья ног.

Класс! Знал бы раньше про туклипсы, то наверное было бы меньше полетов через руль, когда я учился прыгать на бордюры  img/ap
На моем Ровере хоть и шипованные педали, но все равно слетали стопы иногда, особенно при езде в дождь или с утра по росе. Так что туклипсы — вот это тема  img/ay

Моя коняка Land Rover, оборудование Shimano, пробежал более 3.500 км.

Re: "Реактивная Табуретка"

Как сказать... падения в них эээмм... получаются ярче — когда выстегнуться не успеваешь img/ag . Я как-то на небольшой скорости вынужден был принудительно упасть (ребёнок выскочил, оттормозиться бы не успел), так не побился, но ногу вывихнул.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: "Реактивная Табуретка"

Натяжители цепи сделаны из широкой шайбы М10 и болта М5 с откусаной головкой. В моём случае — из нержавейки, паяны серебром. На концы дропов надета разрезанная вдоль алюминиевая трубочка с отверстием.

"Реактивная Табуретка"

Вот задняя ведомая звезда подготовлена к установке:
"Реактивная Табуретка"


Сборка заднего колеса:
"Реактивная Табуретка"


"Реактивная Табуретка"


Ведущую звезду изготовил из листа дюраля 3мм. В разметке очень помогла программа sprocket

Она не требует установки, задаются параметры звезды — кол-во зубьев, количество и база крепёжных отверстий и т.п. Можно даже задать разные оси элипса и получится элиптическая звезда. Готовую картинку распечатал на принтере, приклеил к заготовке. Дальше — тупая слесарная работа. Рядом оказался токарный станок, это несколько облегчило работу, но можно и без него. Окончательно зубья доводил маленькой болгаркой на выпуклый военно-морской глаз, примеряя цепь.

"Реактивная Табуретка"
"Реактивная Табуретка"
"Реактивная Табуретка"
"Реактивная Табуретка"
"Реактивная Табуретка"
"Реактивная Табуретка"
"Реактивная Табуретка"

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: "Реактивная Табуретка"

Ноябрь 2013
"Реактивная Табуретка"

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

(20-03-2017 11:21:01 отредактировано kisa)

Re: "Реактивная Табуретка"

Март 2014
"Реактивная Табуретка" "Реактивная Табуретка" "Реактивная Табуретка" "Реактивная Табуретка" "Реактивная Табуретка" "Реактивная Табуретка"

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

(20-03-2017 11:14:00 отредактировано kisa)

Re: "Реактивная Табуретка"

Оси

Тыць.. Ты свою переднюю эксцентриковую разбирал?  img/ag
Там она насквозь дырявая из хромоля. Резьба М6 тупо режется метчиком (кажется, специально неполеую резал — только метчиком №1), внутренний диаметр сразу для этого идеален — вот и вся слесарная магия, делов — на рыбью ногу  img/ab .
Так даже надёжней, чем с эксцентриком (я уже про понт и скромное обаяние молчу) — ось как бы становится цельной там, где в неё болты вкручены. А ведь они проходят как раз через места, куда вся нагрузка приходится — через дропы и конуса. Внутри оси у меня то ли 25 то ли 30 мм болта. И затянуть М6 можно чуть сильнее, чем М5 на эксцентрике (весь эксцентрик-то один хрен на М5 держится с противоположной стороны), и если один ослабнет (у меня было при аварии сорвался, резьба в оси не пострадала) — колесо не выпадет, а если в любом месте лопнет стяжка эксцентрика, млм резьба его сорвётся, или сам механизм...
Сзади на сингле так баловаться нельзя!
А задняя — тупо нерж стержень со сплошной, без перерывов, резьбой М10х1 длиной 165 мм. Резьба обязательно должна резаться на токарном станке и за одну установку — иначе конуса несоосны будут, ведь их положение только той резьбой задаётся, и там допуски есть.

Spoiler

"Реактивная Табуретка"


Та блин, шо неясно ©, если ось стоит в вертикальных дропах, — чего бы их и не поставить? Велосипед-то своим весом не на болты опирается, в на ось, болты только придёрживают её. Сместиться оси вперёд под усилием цепи не даёт форма дропа.

В классических же синглах-фиксах (и на наклонных дропах в многоскоростных) затяжке оси приходится противостоять усилсям на цепи от ног, что требует мощной затяжки. И та не всегда помогает — нятяжители в помощь ставят. Эти болтики тем более не удержат. Хотя на стартонах там вообще на эксцентрике всё держится, но у меня никогда не было статона на эксцентриках и та конструкция, как по мне, выглядит хлипкой.

Вот конкретная моя схема:

"Реактивная Табуретка"

Кстати, на ней видно, что болты не совсем обычные — с проточкой под шайбу — это нужно, когда ось не выступает за дропы (она иногда заподлицо бывает, иногда выступает, как на картинке, иногда слегка не длходит до края). И мои болты М6 на самом деле выточены из М8 — из-за размера головок. Стандартные М6 под внутренний шестигранник в дырку на 10 проваливаются — пришлось бы хитрые шайбы мутить.

Внимание! Через 6000 км ось лопнула (см ниже)

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

(20-03-2017 11:20:04 отредактировано kisa)

Re: "Реактивная Табуретка"

(апрель 2016, 6000 км)

img/ag Принимаю поздравления с первой поломкой.
Подтверждённых (с момента обнаружения) я проехал с этим 10 км, реально — до 30. Поездка была на дачу — т.е. ок. 13 км асфальта и 1,5 км всякого малоприятного трясучего в каждую сторону. Перед выездом на дачу вроде не было, хотя что-то показалось.
В 10 км от дома на перекуре заметил повышеный люфт переднего колеса. БляРасстроился — хотел 10 тыщ проехать, никуда не лазя и ничего не регулируя, а тут всего 6. Даже 5930. Отменил дальнюю (километров 50) поездку вокруг всег города, и поехал прямо домой более-менее аккуратно, чтоб не долбать подшипник. Решил, что просто там что-то расконтргаилось, а руки пачкать не хотел.

Недалеко от дома остановился ещё на кофе, и пиная колесо, обратил внимание, что там не всё так просто. Вилку можно слегка раздвинуть руками вместе с надёжно (проверил ещё при обнаружении) закреплёнными половинками оси  img/ag

"Реактивная Табуретка"

"Реактивная Табуретка"


Напоминаю. Крепление моей оси хитрое патентованое  img/ag (см выше)

Причина поломки — переослабление оси внутренней резьбой М6. Только недавно коллега andr в одной из тем объяснил, что резьба значительно сильнее ослабляет стержень, чем просто уменьшение его сечения. Вот меня это и настигло. Отягчающим обстоятельством послужило максимально жёсткое колесо — с дубовым высоким ободом, радиальным набором и шинами 20 мм 9 атм — оно не смагчает удары по всему велосипеду. У друга на туристе такое же крепление переднего колеса, но не думаю, что ему грозит подобная неприятность.

"Реактивная Табуретка"

"Реактивная Табуретка"


Так что повторять не рекомендую: отрицательный опыт — тоже опыт. Друзей, у которых такая же конструкция, предупредил, чтоб следили. Но доехал я вполне успешно.

На выходные Табуретка по плану остаётся дома — буду думать, как поступить. Один из вариантов — повторить конструкцию, но не делать резьбу такой глубокой — на фотках видно, насколько вкручивается болт, а поломка произошла по краю конуса. Вот туда редзьба доставать не должна.

состояние шариков и смазки

После почти 6000 км, смазка ХАДО литиевая универсальная. На первых 200 км обкаточная (ремонтная) смазка ХАДО 10%. Подшипник защищён пыльником из термоусадки. Несмотря на некрасивый цвет, смазка сохранила свою консистенцию и (на ощупь) свойства. Регулировки в течении всего пробега подшипник не требовал. Полированые дорожки конусов видимого износа не имеют. В другие узлы велосипеда не лазил.

"Реактивная Табуретка"

step пишет:

Це лічильник винен. А шо ж ти хотів, 6000 тис по шприсі стукав  img/ag

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: "Реактивная Табуретка"

Короче, вернул я свою конструкцию. Только учёл опыт — резьба по длине доходит примерно до середины конусов, и в самом (как оказалось) слабом месте оси её не ослабляет.

"Реактивная Табуретка"


В пользу этого варианта сложились следующие соображения:

Сохранена авторская табуреточная аутентичность узла.

Всё. Этого достаточно   img/ag

Конструкция пережила мощный удар примерно через 400 км пробега на табуретке (а ось была б/ушная до того), порвавший нержавеющую спицу и вырвав один из болтов. После этого прошла 5,5 тыс до поломки.

Только доказаный пробег с разломаной осью составляет 10 км, а теоретически он мог быть до 30 км, в т.ч. плохих тряских дорог.

Это всё до усовершенствования, с предельно ослабленой, где не нужно, осью.

Укороченая до длины болта резьбовая часть проходит в самом толстом месте конструкции — под дропом и конусом, где ослабляющий эффект от неё минимален. В самой слабой части оси — по границе конуса — ось имеет стандартное заводское сечение.

Тот момент, что устойчивость сечения трубчатой оси не усилена стяжкой дропа, меня не напрягает — с оглядкой на фирменные "дырявые" для облегчения оси под гайки, без всяких эксцентриков.

Оси со стяжкой (эксцентриковые или винтовые, как показывали коллеги выше) имеют массу слабых мест, и если сдаёт любое слабое место — колесо оказывается незакреплённым. Это может быть срыв резьбы, поломка стяжки или банальный недосмотр за положением флажка эксцентрика.

Моя конструкция на практике выдержала езду с ослабленым или сорваным одним из болтов а так же езду со сломаной пополам осью.

henk пишет:

Конструкция имеет полное право на жизнь.

kisa пишет:

Ну теперь, наверное, да. Причём на более длинную, чем в предыдущем варианте  img/ag

Aleksei Dmytren пишет:

только лишь забрезжил огонек надежды макнуться в современные технологии легкости, прочности и надежности путем создания инновационных решений, и вот хрен. опять ретроградство и верховенство переупрочненных конструкций с необозримым сроком службы.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

(26-03-2017 22:39:35 отредактировано kisa)

Re: "Реактивная Табуретка"

Ну и по мелочи.
Заглушки в руль выточены на станке из неизвестного алюминиевого сплава:

Spoiler

"Реактивная Табуретка"

Уздечка для переднего тормоза https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=1811#p1811

Spoiler

"Реактивная Табуретка"


Фото декабрь 2014

"Реактивная Табуретка"

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.