Тема: На крокодиле по Крыму
Месяц в Крыму
Все, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло,
Только этого мало..
А.Тарковский
Есть такие места, которые особым цветом обведены на карте и в календаре. В календаре за прошлый год, будто в какой-то другой жизни. Я не хотел вернуться туда — я хотел увидеть и открыть новое, дополнить картину, раскрыть следующую страницу книги с заголовком "Крым" и найти там новые приключения, новые переживания, новые места и новых людей. Людей. Если прошлое путешествие прошло под знаком пройденных километров и увиденных красот, то на этот раз главным сокровищем Крыма, которое я нашёл, стали люди. Но Вам, дорогие читатели и уважаемые коллеги, едва ли будут интересны те невероятные персоналии, которые я повстречал и мои взаимоотношения с ними. Они появятся на страницах этого отчёта мельком и станут лишь деталями, дополняющими пейзаж из моря, скал, сосновых и буковых лесов, горных и полевых цветов. Итак, спустя год я возвращаюсь в Крым — во время моего прошлогоднего визита природа только начинала просыпаться после зимы и каждый день был украшен всё новыми распускающимися цветами, появляющейся на деревьях первой листвой и приближением летнего тепла. В этом же году Крым встретил меня уже зелёным, ярким, зрелым, но ещё не начавшим увядать от жары. Ну что же — садимся в седло и вперёд. На дворе 30 мая 2019 года, я начинаю свой путь. Но сперва нас по традиции ждёт вводная глава, которая позволит опустить в дальнейшем технические вопросы — велосипедные и туристические.
Подготовка велосипеда и особенности техматчасти:
Прошлый поход помог сформулировать требования к туристическому велосипеду для передвижения по асфальтовым маршрутам в Крыму — жёсткая и низкая рама с шоссейной геометрией, в меру широкие покрышки с неглубоким протектором и антипрокольным слоем, жёсткие колёса, наличие передачи с шагом 3.5 метра или менее, руль-баран и тормозные ручки с повторителями.
Решил не ставить контактные педали чтобы во-первых не везти с собой ещё одну пару обуви и во-вторых из опасения что контактные педали могут послужить причиной травмы при падении. А падения были.
Велосипед был собран на базе "Старт-Шоссе олимпийской серии" за три дня до отлёта из-за внезапно возникших при сборке В-541 проблем — отсутствия шифтера для планетарки и повреждения резьбы в каретке.
Покрышки Continental Ride Tour 37мм "по паспорту", реальная ширина 33-34мм. Главный резон установки — мощный "антипрокол", который "отработал" несколько раз. Второй резон — много грунта на маршруте, и конечно груз, вследствие чего была необходима достаточно широкая покрышка со сравнительно невысоким давлением. Покрышка типа циклокроссовой 28мм потребовала бы давление 8атм и ловил бы постоянные "укусы змеи" на острых краях ям. И при том эта конструкция имела бы плохое сцепление на грунте. В итоге можно сделать кажущийся парадоксальным вывод о том, что в тех необычных условиях, которые я сам себе создал, у меня просто не получилось бы на тонких покрышках реализовать потенциал рамы, пришлось бы ехать медленнее и осторожнее.
Цепь смазывал маслом, о чём впоследствии жалел — оно пачкалось и процедура смазывания сложнее, чем при использовании парафиновой ванны. Зато цепь была лучше защищена от ржавления.
Грамотным "байкпэкингом" в этот раз я пренебрёг, что привело к многочисленным и ставшим привычными БУМС! перегруженного велосипеда с неудобно расположенным сзади центром тяжести. В следующий раз возьму длинный багажник и рюкзак 45л, либо в самом деле байкпэкинг. Рюкзак можно за секунды снять с багажника при необходимости, а байкпэкинг позволит равномерно распределить вес поклажи по всему велосипеду. "Декатлоновские" "штаны" (самые дешёвые) позволили низко опустить центр тяжести, но пришлось пошаманить с ними, чтобы не задевать их пятками.
В целом велосипед строился по принципу "не жалко" и позволял избегнуть постоянной сверхзаботы о его внешности.
Вот моя боевая красавица-принцесса, она же "ЗиЛ — штурмовик":
https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 50#p127350
Билеты, авиакомпания, упаковка и багаж
Я решил лететь в этот раз "Аэрофлотом". Весной 2018го мы летели Ural Airlines и туринги пришлось разобрать "в пыль" чтобы они уместились в коробку 110х65х22 (203см по сумме сторон). В этот раз я просто снял переднее колесо, открутил педали, снял и прикрутил к раме руль — велосипед легко поместился в коробку от "найнера", ведь условия перевозки багажа у "Аэрофлота" размер коробки не ограничивают, только вес не должен превышать 23кг.
У меня было много багажа, в том числе еды — качественных сублиматов, которые невозможно или очень дорого покупать в Крыму. К тому же я был один, вёз палатку и "кухню". Вес коробки с велосипедом и багажом получился 30.8кг (как я её пёр до аэропорта при собственном весе 60кг — об этом будет отдельный рассказ) что стало причиной доплаты в 2.500р за превышение допустимого веса багажа. На пути назад я сдал "перевес" 4.5 кг в СДЭК в Севастополе и отправил его за 540р в Чехов. Пришла посылка за 4 дня.
По прилёту в Симферополь вел уже через полчаса был собран и готов отправиться навстречу приключениям.
Сложность с Аэрофлотом ровно одна — они летают из Шереметьево и иногда туда бывает непросто добраться к рейсу на такси.
Маршрут:
Маршрут предполагал героические многосоткилометровые пробеги, посещение Тарханкутских пляжей, Кара-Дага, Белогорска, мыса Меганом и озера Бараколь а также подробное исследование Ялтинской яйлы и прибрежных дворцов. Погода внесла свои коррективы и из-за сумасшедшей жары я не поехал в Судак и окрестности, о чём ни секунды не сожалею — Байдарская долина, в которой я остался, оказалась прекрасна и удивительна, к тому же она имеет свой, очень приятный климат, какого нет больше нигде в Крыму, кроме разве что окрестностей Старого Крыма.
В итоге:
30.05 велопробег Симферополь — Форос, ~80км
02.06 велопробег Форос — Тарханкут, ~250км
11.06 велопробег Тарханкут — Форос, ~160км
13.06-14.06 Форос- Балаклавская бухта-Форос, ~120км
17.06 пеший поход Форос — Чёртова лестница — Чернореченский каньон — Форос, ~40км
20.06 велопоездка в Воронцовский дворец, ~70км
21.06 пеший поход по горам вокруг Байдарской долины, ~30км
24.06 пеший поход Форос — Большой каньон — Ялта, ~60км
25.06 пеший поход Алушта — Мраморная пещера — Чатыр-Даг — Алушта, ~30км
29.06 — пешая прогулка по Севастополю
2.07 Форос — Севастополь, ~45км
Снаряжение:
Дешёвая "спортмастеровская" палатка "Outventure Orion 2", имеет вес и размеры в пределах приличия. Хоть палатка и высокая, но площадь пола небольшая — Ввдвоём в ней тесно и нет места для вещей, полноценного тамбура тоже нет. Палатка имеет посредственную вентиляцию и посредственный тент, мощный косой ливень со скоростью ветра 30м/с довольно легко пробивает его и палатку заливает моросью через вентокна. Хотя при нормальном дожде проблем не замечено и с конденсатом тоже проблем не было. Молнии дохлые но пока выдерживают. В целом палатка сделана достаточно качественно за свои деньги. Она раздражала в сильный ливень и в летнюю крымскую жару, но если ставить её под тент или деревья, то жить в ней можно и достаточно комфортно.
Спальник альпинистский летний, весом 600г, спать в нём было удобно.
Одежда — термобельё и флис разной плотности, комплекты для жаркой/холодной погоды и для сна. Походные нейлоновые брюки Columbia omni-shield (я от них в восторге) и мембранная куртка Columbia Watertight. Всё очень лёгкое и компактное. Тёплое термобельё и флис, кстати, вообще не пригодились, хватало тончайшей кофты из Heattech и тонкой лыжной флисовой "олимпийки".
Велоформа — "декатлоновская" сотой серии. Очень удобная, крепкая, легко стирается и цвет хорошо заметен на дороге. Сейчас такую уже не выпускают, как и мои любимые сёдла — декатлон "скатывается".
Обувь — "мембранные" кроссовки NH150 из "декатлона" за 30$, дотянули второй сезон. Я только пешком по городским, горным и таёжным маршрутам прошёл в них более 1500км и ещё ходил каждый день. Поначалу радовали действительно как-то работающей мембраной, а потом ещё и отличным сцеплением с камнями, в том числе мокрыми. Спустя год носки "мембрана" деградировала, но кроссы держались до последнего и померли только после сотни километров под дождём и двукратной сушки горячими "мышками".
Пожалел, что не взял с собой на Тарханкут аквашузы — они бы пригодились при прыжках со скал в воду.
Питание:
"На ходу" потреблял конфеты "коровка" в самом дешёвом варианте — "каждый день" из , всего 2$ за кг. Часть пути проехал на сгущёнке "Белогорье" — доступна в пакетах или 1.2кг бутылках за те же 2$, очень выгодно, сгущёнка отличная. Кушал так же сушки "малютка" как перекус и вместо хлеба — они в отличие от печенек не крошатся.
В лагере на местности — сублимированное мясо, картофельное пюре и каши, сухое молоко и смеси. В базовом лагере готовил как дома — каши, супы, салаты, жареную картошку на сале и т.п.
Горелка — компактная альпинистская, алюминиевый котелок. Я пожалел, что забыл взять переходники под цанговый баллон и потому пришлось уехать с Тарханкута по исчерпанию газа в 450г винтовом баллоне, его хватило на 10 дней готовки. Напрасно тащил с собой нержавеющую миску и тарелку, набор складных приборов — в базовом лагере это просто не нужно, а "в поле" можно обойтись титановой ложкой, котелком и его крышкой. Зато я был "тем, у кого есть штопор".
Возил с собой трёхлитровую походную пластиковую флягу "экспедиция" в чехле с заплечным ремнём — в ней, лежащей в рюкзаке, хранился нз воды в поездке, её брал в выходы "налегке". Три литра как раз было достаточно для ужина и завтрака. Расход воды возил в полуторалитровой бутылке, пополняя её при каждой возможности — в основном из родников, на автозаправках и автомойках. Рекордный расход воды на питьё -2.5 литра в день, это был перегон 250км по степи в жару.
Газ и горелка понадобились только на Тарханкуте, готовил в большинстве случаев на кухне кемпинга в Форосе. Ковеевского баллона 450г по прикидкам мне хватило на две недели впритык, или на десять дней с запасом.
Бюджет, цены:
Мой бюджет:
Авиабилет Москва Шереметьево — Симферополь 76$ при предварительной покупке билета туда-обратно. 152$ за два билета.
Дорога в аэропорт из Чехова обошлась в ~20$ + 3$ до Фороса.
Дорога из Фороса до Аэропорта 4$ + до Чехова 4$.
На питание за месяц потрачено 70$. Напомню, что мы в походе с большими нагрузками. Набрал 2кг веса. На газ потрачено 12$ два баллона по 450г. Один целый подарил хозяевам.
На транспорт потрачено ~20$
На экскурсии потрачено 12$
На оплату перевеса в Шереметьево 40$
На отправку перевеса из Севастополя в Чехов 9$
Итого: ~350$ за 35 дней.
Цены на еду близки к Московским, в курортных городах на берегу цены чуть выше, на свежие овощи и фрукты, даже местные, цены просто заоблачные. Вот выписки из чеков:
г.Евпатория:
Сникерс большой 1$
Молоко сгущёное "мальчик" пакет 1$
Вода Арабатская 1.5л 30c (потерял бутылку с расходной да и хотелось холодненькой)
с.Орлиное (Байдарская долина)
Голень куриная охлаждённая 3$ за кг
Картофель красный 50c за кг
Лук репчатый 50c за кг
Пряники мятные 2$ за кг
Морковь 1$ за кг
Осяные хлопья не требующие варки — 50c за 1кг
Горох колотый — 50c за кг
Сахар песок — 50c за кг
Сахар рафинад упаковка 230г — 50c
Хлеб белый местный — 30c
Симферопольский белый батон -33c
Кока-кола 1л 2$
Кока-кола 0.33 1$
Мороженое пломбир в вафельном стаканчике "Крымские традиции" — 45c
Мороженое пломбир в вафельном стаканчике "Коровка из Кореновки" — 70c
Сгущёное молоко "Белогорье" упаковка 1200г — 2$ 80c. Отличная сгущенка кстати.
Сушки "малютка" — 2$ 50c за кг
пгт Форос
Бананы 120р кг
Картофель белый 50р за кг
Клубника 150-450р за кг
Черешня 200-350р за кг
Мороженое пломбир в вафельном стаканчике "Коровка из Кореновки" — 65р-75р
Транспорт:
Троллейбус по Севастополю/Симферополю — 19р
Севастополь Автовокзал —> Аэропорт Симферополь с велосипедом — 260р
Электричка Евпатория-Симферополь 92р, с велосипедом + 108р
Электричка Севастополь-Симферополь 108р + велосипед 126р(?)
Электричка Симферополь-Мекинзевы горы 89р + велосипед 108р
Троллейбус Ялта-Алушта (автовокзал) — 70р
Автобус Севастополь (5км балаклавского шоссе) -Ялта 100р
Маленький но важный дисклеймер
У кого-то после прочтения моего отчёта может сложиться ложное представление о том, что вот так путешествовать по Крыму на велосипеде и ходить в одиночку по незнакомым горам — это просто. Это не просто, и более того — это очень опасно.
Я всегда сообщаю куда я иду/еду, свой маршрут и когда планирую выйти на связь.
Перед выходом или выездом куда-либо я тщательно готовлюсь:
Я изучаю карту, прогноз погоды, рельеф местности, характер покрытия на дороге или на тропе, по возможности опрашиваю тех, кто знаком с маршрутом, изучаю расположение стоянок и источников воды, кратчайшие пути выхода "в цивилизацию". Всё это необходимо держать в голове. Погода в горах бывает изменчивой, если не стоит сухой сезон -всегда берите с собой дождевик и тонкий флис, замёрзнуть и "задеревенеть" можно влёгкую.
Перед любым длительным маршрутом я проверяю свои возможности небольшими пробными выходами и выездами чтобы понять: могу ли я ориентироваться на местности, какие нагрузки мне предстоят, что стоит взять с собой а что — не нужно, какой темп движения я могу выдержать, как ведёт себя техника.
Я всегда ношу с собой минимальный набор медикаментов — бинт, пластырь в рулоне, турникет (жгут), подходящее мне обезболивающее, марлевые салфетки, антисептик (хлоргексидин), свисток. Этот пакет всегда у меня в рюкзаке, я никогда его не выкладываю, только чтобы проверить. Вы должны быть готовы достать и применить жгут/турникет одной рукой за 5-10 секунд. Идеально иметь при себе "целлокс" и шприц-тюбик с обезболивающим.
Туристические тропы в горах как правило либо маркированы либо очень хорошо "натоптаны", не стоит с них сходить. Если Вы пошли по немаркированной тропе, "встряли" и остались без связи — шанс на то, что вам помогут минимален. Можно сорваться в каньон или провалиться в карстовую пещеру, и даже если у Вас есть с собой телефон — вас уже никто никогда не найдёт. Никогда в горах не нужно подниматься вверх по не маркированным тропкам — это самый надёжный способ попасть в ситуацию, когда вы куда-то зашли и не можете спуститься.
В жару от перегрева легко можно получить тепловой удар и потерять управление велосипедом, даже не заметив этого. Необходимо регулярно делать остановки и отдыхать, пить воду, разминаться и внимательно следить за собой, не позволяя себе перетруждаться.
Советы отправляющимся в велопутешествие по Крыму
Имейте неприкосновенный запас воды хотя бы в 1л, всегда. Иногда между магазинчиками многие километры а пить при езде в жару хочется постоянно. Это не значит, что нужно брать с собой всего 1 литр воды — это значит, что литр воды будет лежать у вас в сумке "на крайний случай" пока вы пьёте "расходную" воду и она ещё не кончилась.
Выбирайте передачу, на которой сможете крутить педали с оптимальным каденсом. Не можете крутить каденс 80-90 в гору — лучше идите пешком. Это будет не сильно медленнее чем езда "внатяг", но сбережёт Вам силы и колени.
Защищайте открытые части тела от солнца! Используйте просторную светлую одежду, крема от загара.
Не лезьте в придорожные заросли — там можно встретить клещей, каракуртов, змей.
Не нужно изображать из себя представителей горной фауны и лазать по скалам в поисках хорошего вида для фото — скалы в Крыму часто сложены из слоистых пород и потому очень коварны, много "живых" камней.
В Крымских лесах помимо опасных насекомых (чёрных пауков-каракуртов и сколопендр) водятся волки и лисы, одичавшие собаки — встав лагерем в лесу не оставляйте еду, которая может привлечь переносчиков бешенства. В лесах Крыма самое опасное животное — дикий кабан. От него лучше спасаться на дереве.
Пауки каракурты живут под камнями и брёвнами, в укромных местах, кусают если их случайно придавить. Место укуса каракурта нужно немедленно прижечь головкой горящей спички — останется шрам, но это нейтрализует яд. Укус каракурта большинством людей переносится сравнительно легко, но возможен и летальный исход. Сколопендры — это большие многоножки, обитают в лесной подстилке и густой траве, профилактика встречи с ними — косить траву в лагере, ставить лагерь на "лысом" месте. Если сколопендру напугать — она выделяет всей поверхностью тела яд. Особенно неприятны случаи, когда сколопендры заползают в оставленную на ночь на улице обувь. Ходить в этот день вы уже точно не сможете.
Для нас оказалось сюрпризом то, что некоторые улицы в городах оказались переименованы и получили одностороннее движение. Навигатор об этом не знал.
Ад велосипедиста — круговое движение. Обычно внимательные Крымские водители "на кругу" и "на круг" Вас не пустят и не пропустят. Придётся стать пешеходом. Сложные развязки с круговым движением когда нужно повернуть налево я проезжаю так — перехожу через дорогу перед развязкой (если это возможно) и двигаюсь пешком по обочине или тротуару. Пройдя развязку перехожу назад на свою полосу. Так можно преодолеть рязвязку на аэропорт Бельбек, Ялтинское кольцо, развязку на выезде из Симферополя в сторону Керчи.
Мигающий "жёлтый" на светофоре — это "зелёный", но не для Вас. Всегда убеждайтесь в безопасности при пересечении перекрёстков, никогда не переезжайте по "зебре" на велосипеде. Для Крыма особенно "в сезон" эти правила обязательны к исполнению.
С середины сентября якорцы — это реальность и можно нахватать этих колючек даже на асфальте. Используйте герметик или защищённые покрышки.
Если вы из Питера, Москвы или Подмосковья — никому не говорите об этом без необходимости. Лучше сказать, что вы приехали из крупного провинциального города, этот совет применим в любом регионе РФ.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж