Тема: Проект Т2709
Эта тема посвящена изготовлению небольшой партии лёгких турингов/рандоннеров, заказанных мне организаторами мероприятия Tour De Crimea Velo.
Предисловие
В 2019 году ваш покорный слуга Riverdale немало поездил по дорогам Крымского полуострова на собранном им "неправильном крокодиле" под кодовым именем "ЗиЛ штурмовик". Это была рама старт-шоссе 52 роста с "туристическими" колёсами. Машина продемонстрировала хорошие показатели средней скорости, мало утомляла и оказалась в целом отлично приспособленной для любых дорог Крымского полуострова, имеющих покрытие.
По результатам поездки были выявлены слабые места — втулки недостаточно защищены от влаги, покрышки для езды по большинству Крымских дорог можно поставить поуже и полегче, заднюю трещотку лучше заменить на кассету, "двойник" спереди явно лишний, шаг самой лёгкой передачи нужно уменьшить; индекс тоже облегчит жизнь и манетки лучше установить на выносе — я нередко попадал пальцами в покрышку, пытаясь переключиться на нарамной манетке, хотя давно езжу с ними.
В Крыму я встретил участников велотура Tour-de-Crimea velo. Организаторы столкнулись с тем, что не все участники тура имеют хорошую физическую подготовку и поэтому иногда просто не могут заехать в серпантины ЮБК даже на горных велосипедах с трансмиссией 2х9. Этот момент серьёзно ограничивал организаторов в выборе маршрутов, вынуждая в будущем исключить из велотура многие красивые места. Решение проблемы с плохой физподготовкой участников орги увидели в возможности пересадить их на шоссеры, которые более эффективны при езде в гору. При этом решили не покупать дорогие новые шоссеры или требующие зачастую недешёвого ремонта б/у, не арендовать велосипеды за ненормальные деньги, а заказать мне изготовление надёжных и недорогих "крокодилов" на базе рам "коротких Старт-Шоссе". "Крокодилы" в моём исполнении обойдутся дешевле аренды МТБ на две недели при том, что делаются они "раз и навсегда". Подобный "крокодил" не будет требовать к себе повышенного внимания, являясь при этом не "дешёвкой", собранной из хлама на раме ХВЗ, а полноценным турингом, не уступающим многим недешёвым заводским образцам и уверенно кладущим на обе лопатки любую заводскую модель из своей ценовой категории.
При формировании требований к велосипеду я ориентировался на непростые в плане рельефа дороги южного берега Крыма, и потому проект получил обозначение Т2709, "Севастопольское шоссе".
Формирование ТЗ
Основа техзадания — велосипед должен быть "как твой". То есть технически повторять решения "ЗиЛа штурмовика".
Велосипед должен легко ехать по любым дорогам с покрытием, не допустимы остановки в пути по причине поломки/прокола, самый слабый участник тура должен иметь возможность самостоятельно заехать в большинство подъёмов, основной хват — верхний на баране. Велосипед должен быть максимально ремонтопригоден при большом пробеге между техобслуживанием, терпеть неаккуратное обращение, не требовать от наездника специальной подготовки или большого опыта езды на шоссейном велосипеде. Бюджет до 300$ за один велосипед.
Опыт работы в фирмах, занимающихся производством различного "нестандарта", подсказывает мне следующую последовательность действий при создании мелкосерийной машины:
-Формирование ТЗ и бюджета
-Создание проекта, расчёт узлов, подбор компонентов,
-Постройка и испытания прототипа
-Внесение изменений в конструкцию по результатам испытаний
-Создание предсерийного образца
-Доводка на основании отзывов о предсерийном образце
Ориентиры для конструкторского поиска:
— Жёсткая шоссейная стальная рама
— Малый шаг низшей передачи
— Прочные но лёгкие и "накатистые" покрышки, устойчивые к проколам и разрывам.
— Прочные колёса с жёсткой спицовкой.
— Руль "баран" с основным верхним хватом, ручки с повторителями.
— Привлекательный внешний вид.
— Индексное переключение с манетками на руле
— Одна звезда спереди, большой диапазон кассеты (привет современным 1X)
Выбор компонентов
Рама:
— "Старт-Шоссе" постолимпийской серии.
— рулевая колонка родная, уплотнители сверху и снизу
Колёса:
— Обода AlexRims R450 36H серебристые
— Sapim Race, три креста, ниппели DT swiss Brass 14мм спереди, Sapim Brass Polyax 12мм сзади.
— Втулки Joy Tech DSE спереди, Shimano эквивалент HB-RM60 сзади, кассета.
— Покрышки Continental RideTour 28c, реальная ширина 25мм, вес 500г
— камеры Schwalbe/CST с ниппелем Schrader и с фиксатором соска.
Трансмиссия:
— алюминиевые шатуны "фиксерские" ProLite BCD 130mm
— педали wellgo M21
— ведущая звезда кастом 45Т, профиль "неспадайка", материал — Д16АТ 4мм.
— цепь connex 804 (by wipperman).
— манетки на руль Shimano SL-A050 7ск, Shimano Acera SL-M310 7ск
— кассета Sram PG-730 12-32, 7 звёзд ( совместима с Shimano 7/8) с 4мм проставкой на барабане.
— переключатель Shimano Tiagra 4601 GS (длинная лапка).
— каретка NECO 910 под "квадрат". Вал 113мм. Болты с уплотнением.
Палки, управление:
— руль баран "ХВЗ" 40см.
— вынос HL JC-S2 (квилл) под руль 25.4мм
— подседел алюминий kalloy 24.8мм с оффсетом
— седло VELO VL-1221. Есть мысль заменить на широкое с пружинами.
— тормоза Alhonga, Tektro, колодки Jagwire "всепогодные".
— тросики нерж YPK, рубашки Jagwire CGX-SL "titanium grey" с дополнительной оплёткой.
— тормозные ручки SunRace Rd Blr03 (с рычагами-повторителями).
В таком виде машинки укладываются в бюджет 300$ не имея компромиссов по надёжности узлов. От ХВЗ остаётся рама с рулевой колонкой и шилд. И ощущение поездки на стальном шоссере.
Сколько я на этом заработаю
Это некоммерческая сборка, стоимость работ символическая — говоря проще, я нашёл подходящую задачу для своей головы и рук, чему и рад.
Проект бюджетный и потому красивой ручной работы будет минимум — и максимум покупных компонентов. Это обусловлено тем, что заказчик не сможет оплатить мне трудочасы при доведении хорошего годного старого железа до "кондиции" в мелкой серии.
Технические решения, общие для всех велосипедов Т2709:
Задняя втулка:
Установлена втулка под кассету "на шарах". Такая конструкция (и для некоторых это будет открытием) надёжнее недорогой втулки на 4-х промах, т.к. у простых втулок на промах консоль задней оси такая же, как у втулок под трещотку, поэтому задняя ось у них имеет тенденцию изгибаться и даже лопаться. Дополнительно установлено трёхконтурное уплотнение (вместо родного "нулевого").
На 8-ми скоростном барабане установлена 7ск кассета с проставочным кольцом со стороны спиц. Это кольцо выполняет три функции. Первая — позволяет легко менять chainline в пределах +/— 4мм. Вторая — выносит большие звёзды подальше от спиц, это уменьшает риск попадания переключателя в спицы при небрежной настройке. Третья функция — если цепь слетит с больших звёзд внутрь — есть шанс на то, что она будет скользить по проставочному кольцу и не заклинит спицы.
Спицы:
Спицы Sapim Race очень прочные, за счёт своей конструкции они хорошо гасят вибрации от дороги. Ниппели Sapim Polyax в заднем колесе уменьшают нагрузку на резьбовую часть спицы, исключая возможность облома резьбовой части от накопления усталостных напряжений. Спереди установлены прочные ниппели DT swiss brass 14мм, поскольку ниппели Sapim polyax при небольшой нагрузке, свойственной переднему колесу, имеют тенденцию самооткручиваться если не прокапаны фиксатором, ведь резьбовая часть спицы не изгибается и не удерживает их, как удерживала бы "традиционные" ниппели.
Трансмиссия:
Использована популярная у "фиксеров" система LitePro. Она жёстче аналогичных систем Prowheel, Lasco и т.п. благодаря толстым лапам. Сейчас я бы, наверное, взял систему Claris под OctaLink — её труднее убить плохим обслуживанием, но жёсткость LitePro (и 150% разницы в цене) всё же важное преимущество.
Одна звезда с зубьями увеличенной высоты спереди (с диапазоном 12-32 сзади) применена для упрощения и удешевления конструкции велосипеда. Исключив вторую звезду спереди мы исключили так же переключатель и манетку, обнулили риск спадания цепи при использовании переднего переключателя. Звезда изготовлена из 4мм листа сплава Д16АТ (отожжёный и искусственно состаренный), плакированного сплавом АМГ для большей коррозионной стойкости. Звезда не отполирована "в зеркало" для сохранения плакировки. Толщина звезды в 4мм и выбранный материал делают её сравнимой по жёсткости с некоторыми трековыми звёздами из прошлого века.
Кассета Sram PG-730 полностью совместима с 7 скоростными манетками и переключателями Shimano/Sram/Microshift. Хоть это и "начальный уровень", но она имеет бОльший ресурс, чем недорогие тайваньские кассеты и нижняя линейка Shimano. Диапазон 12-32 отвечает назначению велосипедов, позволяя им как карабкаться в перевалы, так и летать по шоссе. Убрав проставочное кольцо с барабана задней втулки, мы можем добавить звезду 11Т в кассету и вторую звезду на систему, превратив трансмиссию в шоссейную с огромным диапазоном.
Кареточный вал длиной 113мм строит линию цепи на 3-ю звезду системы, делая "основными" передачи 45-14/16/18, это соответствует шоссейному характеру рамы. Перекос цепи сознательно сделан наибольшим на "лёгких" передачах — это уменьшает риск слетания цепи когда велосипедист на огромной скорости несётся под горку и сзади цепь находится на малых звёздах.
Цепь Connex 804 более долговечна, чем распространённые у нас цепи KMC, кроме того она имеет замок, очень удобный для открывания без инструментов. Будь бюджет побольше — взял бы нержавеющую 808, ведь скорее всего бережного ухода эта цепь не увидит. Цепь не укорочена, хотя можно было бы выкинуть 3 звена — это позволит использовать её при желании установить бОльшую звезду спереди или расширить диапазон установкой "двойника" и переднего переключателя.
Переключение передач:
Переключатель Shimano Tiagra 4601 был разработан для циклокроссовых велосипедов, имеет большой срок службы (в с равнении с Sora, Claris или нижним Microshift'ом). Длинная лапка позволяет реализовать весь диапазон кассеты с одной ведущей звездой спереди. Казалось бы, ТЗ обуславливает выбор МТБ переключателя, но Tiagra обладает всеми нужными качествами и при этом отлично вписывается в классический дизайн велосипеда.
Манетка SL-A050 на руле хорошо доступна, защищена от ударов при падении. Повредить её почти невозможно в отличие от "дуалов" или манеток в торце руля. Кроме того, за ней не нужно тянуться, как к нарамным манеткам. Наличие "повторителей" тормозных рычагов практически приравнивает функционал этой манетки к функционалу "дуалов" поскольку можно переключать передачи не отрывая руки от тормозного рычага.
Тормозные рычаги
Ручки шоссейного типа с повторителями делают возможным торможение из абсолютно любого хвата. Предпочтительнее, конечно, тормозить основными рычагами, но мощности тормозов достаточно для уверенного замедления даже при нажатии на кончики повторителей.
Педали wellgo M21 — рамки очищены от краски, так как краска быстро начинает истираться и педали приобретают непривлекательный внешний вид.
Покрышки Continental Ride Tour имеют реальную ширину 25мм. Эти покрышки отлично катят и при этом пилот не теряет контроля на участках с песком или пыльной обочине. Покрышки обладают хорошим антипроколом, долгим сроком службы.
Камеры с автониппелем позволят подкачиваться на заправках или автонасосом, благо рабочее давление в покрышках не высокое.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж