Тема: Цепь и парафин
Краткая справка по воскоподобным материалам
Ресурс моих цепей за 9 лет эксплуатации.
Сегодня хвастался перед девушкой-велолюбительницей, хватаясь за цепь Табуретки, и показывая ей чистые руки после этого. Удивилась. Да-да, похоже, я таки перешёл на обработку цепей воско-парафиновой смесью вместо смазки. Напоминаю, начитавшись коллег andr и waterlaz на "Харьков-Туристе" и некоторых буржуйских блогов, я смешал пищевой парафин (0,5 кг) с пчелиным воском (100 г) и пропитываю цепи этим составом. Смешивание и обработка, естественно, ведётся на водяной бане из тазика с водой и железного судка с перемешаными воском и парафином.
Предварительно цепь (даже новая) тщательно отмывается уайт-спиритом и ацетоном при помощи цепемойки. Ещё у меня есть неизвестное вещество (то ли парафин, то ли стеарин — осталось от первого эксперимента) из нескольких расплавленых свечек — если цепь не новая, сначала бултыхаю её в нём. Дело в том, что даже вроде бы чисто вымытая цепь выделяет остатки смазки в парафин (буду так условно говорить, но мы помним, что он у меня с воском),окончательно очищаясь. А парафин тот я еле нашёл в интернет-магазине материалов для изготовления свечей, и загрязнять его сильно не хочется, вот и доощищаю цепь плавлеными свечками. Естественно, это делается один раз — при переходе с обычной смазки. Потом цепь всегда будет чистой.
После плавлю свой парафин и погружаю в него цепь минут на 15, причём при помощи проволочек-спиц "беспокою" её там так, чтобы все звенья сгибались-разгибались — тогда состав надёжнее проникает, куда надо. После пропитки беру цепь крепким проволочным крючком за крайнее звено и вытягиваю из судка-ванны не спеша, давая стечь парафину. Попутно обтираю её тряпкой — для этого крючок и должен быть крепким. Цепь или сразу выкладываю на газету остывать, или (по настроению) ещё на батарею на пару часов закидывал для лучшего проникновения состава. Хотя батарея — это, наверное, лишнее, да и выключат её летом
На первых километрах цепь заметно растянется, особенно неновая — парафин выбирает зазоры, а при нагрузке лишний выдавливается. Придётся подтянуть, но потом нормальная цепь не требует подтяжки до следующей обработки. Одновременно с выдавливанием лишнего парафина, цепь приобретает свою обычную гибкость (после обработки она несколько дубеет, особенно если обрабатывать чистым воском, как это делал коллега andr). Звук работы цепи немного не такой, как на смазке, но к этому быстро привыкаешь. Бесспорное достоинство метода — отсутствие какого-либо налипания грязи, а это не только гигиена , но и увеличеный ресурс самой цепи. Даже когда парафин вырабатывается, цепь абсолютно не хрустит, если изгибать её туда-сюда поперёк. Как пишут более опытные в этом деле коллеги, сигналом к повторной обработке служит "мышиный писк", издаваемый цепью. Т. е. парафин выработался и металл работает по металлу. Согласен с теми, кто утверждает, что это всё равно лучше для цепи, чем работа на абразивной пасте из остатков смазки и песка.
На сегодняшний день ситуация такая: чёрная дачная брутальная Украина пробежала километров 15 — о результатах говорить рано. Трофейный пробежал километров 60 — тоже рано. Обе цепи — б/у. На Табуретке парафина на нулёвой цепи хватило на 100+ км (до "мышиного писка"), второй же обработки хватило уже на 350 км и сезон закончился . Мне показалось, что "мышиный писк" потихоньку начинается, но из-за шума трассы было непонятно. Поездка проходила в сырых условиях — мряка переходящая в слабый дождик. Это могло как смягчать звук цепи, так и способствовать окончательной выработке парафина — Хочу Знать, пока опыта "мокрой" эксплуатации не имею. Остальная часть пробега проходила в сухих условиях. Ну что ж, 350 км — вполне нормальный пробег при прочих достоинствах метода. Будем продолжать накапливать опыт.
В теме о смазке цепи коллеги бравируют пробегами 70-110 (рекорд! ) км на дорогущих смазках, а waterlaz знай себе рапортует: "500 км, парафин заменил!" . Меньший пробег у меня, скорее всего, объясняется фиксированной передачей — цепь ведь никогда не останавливается, пока вел в движении.
Некоторые коллеги пробовали парафин — им не понравились маленькие пробеги. Дело в том, что они натирали цепь свечкой и грели её феном. Для меня совершенно очевидно, что при таком способе парафин проникает в звенья неглубоко, вот и... Да ещё хрен его знает, из чего те свечки сделаны. А когда я опускаю цепь в парафин, из звеньев доолго пузырьки ещё идут. Возможно, когда они прекращаются, цепь уже можно и вынимать, но я перестраховываюсь, установив длительность процедуры в 15 мин — пусть хорошенько прогреется и парафин везде проникнет.
Процедура занимает меньше времени и трудов, чем написание и прочтение этого текста . Для многоскоростных цепей есть специальные замки, которые открываются-закрываются ещё проще, чем классический односкоростной. Так что метод годится и для велов с перекидкой. Возможно, начальная дубовость цепи немного побеспокоит, но во-первых, можно уменьшить количество воска или применять чистый парафин, во-вторых, не такая уж она и дубовая. Можно поставить вел на руль-седло и покрутить рукой педали минуту другую — цепь и разработается.
0,5 кг пищевого парафина стоит 20 грн, 100 г пчелиного воска 15 гр.(январь 20014) Для порции состава достаточно половины этого количества. При работе состав не столько расходуется, сколько загрязняется.
Статья опубликована не здесь в январе 2014 года.
До "мышиного писка" цепи рекорд по городу на фиксе — 700 км.
Все мои велосипеды и велосипеды друзей давно переведены на парафин. Цепи обслуживаются буквально по настроению. На дачной "разгонной тачке" парафина хватает на два сезона.
Составом смеси давно не интересуюсь. Парафин, озокерит, пчелиный воск, свечки — всё бодяжится в одну посуду. Разницы не замечено.
Поучительная история от коллеги Voyutichi:
післявчора проїхав 600 км. Дум ав, що проїду на одному ланці, та не так сталося, на 300 км почав безбожно скрипіти.. Їхати можна було, але попереду ще 300 км, тому заїду, думаю, на прокат роверів і змащу чимось, якщо ні — то куплю в аптеці вазелін та й ним змащу. Купив вазелін, але їду на прокат.. В Микулиничах (біля Яремчі) якраз застав ще працюючий прокат, хоч була субота і година на сьому вечора.
-Добрий вечір, так і так, є чим змастити ланц?
-Є, силікон..
-Ее.., ні.. не підходить!
-Є ще ось таке, я ним все мащу (показує баночку спрею для веломотоланцюгів.)
Я подивився, діватись нікуди..
-Мастіть!..
Підходить до касети, трубочку направляє на ланц на зіроці, тисне спрей, прокручує педалом назад ланцюг — і вуаля, все змащено! (навіть на тормоз трохи потрапило).
-Дякую, скільки з мене?
-5 гривень.
-Маю 100..
-Ну тоді назад повертатиметесь — заплатите..Така легкість вирішення проблеми мене підкупила і я майже перестав сумувати за кефіром, що його не взяв з собою у кишеню..
Іхалося добре, якраз у Ворохті я з'їхав з асфальту і поїхав по шутрованій дорозі на ПіпІван Чорногірський.
Ланц не скрипів, все перемикалося чітко.Але яка паніка мене охопила вдома, коли я зняв і заміряв видовження ланца. По 30см шкалі оцінки видовження склало 1 мм (!). На парафіні 1 мм я наїзжую за 5-6т км, а тут за якихось 300 км.. Сумно стало. Справа в тому, що я маю ще один такий самий ланцюг Z92, їзжу на них поперемінно і парафіню їх що 500 км, сходились вони однаково до цієї поїздки.
Але хай там як, вимив я цей мащений моторексом ланц у бензині і пропарафінив його (до речі, ця мастика добряче прилипає — довелося терти боковини ланок щіткою, щоб було до блиску, ну а між роликами і піном, думаю, моя парафінерка справилась з миттям на відмінно..)Пішов ставити ланц і тут я вздрів, що робиться на касеті і роликах..
Все в в "пластиліні" з моторексу з піском !.. очі поповзли в сторону системи (ХТ) — там така сама картина, все чорне!...
Зняв коло, касету — між нею і барабаном — та сам а чорна суміш мастила і піску.. Ну все, приїхав..
Рад не рад, прийшлося все розібрати (разом з системою), вимити в бензині, а потім в се протерти 646 розчинником, бо бензин не давав ради все відмити, ямки зірочок дальше були матові і чорні, ну просто ідеально шліфовані (на парафіні вони в мене покриті парафіном).
Короч, на миття цього моторексу я витратив більше трьох годин..
Тепер все, ніяких поливалок і спецспреїв — краще возитиму з собою парафінений ланц, або й два, якщо треба — тільки не цей масло-оливоспрейний жах !..
Або й цілу парафінерку — не так вже і важко в сумуючому результаті..Будьте обережні — не сходіть на манівці від парафіну!!!.
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.