Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.
О тормозе Торпедо.
Дополненный и причёсанный репост моего материала со сдохшего ныне ресурса от 13,02,2015
Шоркает с жестяным звуком обычно таки пыльник, который под звездой. Ну так без него можно собрать и покрутить — можно же звезду без него поставить, всё собрать в комнате (чтоб без грязи и пыли вокруг) хоть с цепью и педалями вместе и попробовать. Может и левый пыльник быть деформированым или матом стоять, но это очень редко.
Торможение. Многие знают про усики на латунной фиговине
Типа дальше отогнёшь — сильнее тормозит. Так вот, это фигня! Правда, не полная .
Отгиб этих усиков.. эээ... приближает начало уверенного срабатывания тормоза, но никак не влияет на его силу! Задача этих усиков — слегка удерживать латунный сепаратор, когда внутри него проворачивается тормозной конус. Тогда маленькие ролики передвигаются по своим канавкам... и дальше по учебнику .
Т.е. если эти усики завалены внутрь, не отогнуты, и не цепляются не ТРУТСЯ (они должны именно тереться, а не цепляться!) изнутри о барабан, тормоз просто вообще не сработает.
Если они отогнуты слабо, начало работы тормоза нечёткое, тормоз может срабатывать сразу, а может после прокрута — когда усики немного зацепят барабан изнутри.
Если они правильно трутся о барабан, механизм тормоза нормально запускается.
Ели они отогнуты слишком сильно, механизм тормоза запускается ТОЧНО ТАК ЖЕ, как и при нормальном отгибе усиков, только они сильнее трутся, из-за чего больше изнашиваются, и несколько возрастают потери на трение при педалировании — и всё!
Ещё раз, отгиб усиков на силу тормоза не влияет — только на момент и чёткость срабатывания.
Подробно о работе этого узла — малого тормозного конуса с латунным сепаратором https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 87#p244787
А теперь про силу тормоза. Главное (но не единственное) препятствие обычно спрятано здесь:
В чём сила, брат?...
Поверхность, показаная красным, должна быть ИДЕАЛЬНО КОНИЧЕСКОЙ, с прямой образующей конуса. Ведь как работает собственно тормозной механизм? Этот самый тормозной конус вдвигается внутрь барабана. Вместе с этим, противоположная сторона барабана надвигается на большой левый конус втулки. Т.к. барабан состоит из двух половин, его распирает внутри корпуса втулки — оно и тормозит.
Так вот если на конусе будет какой-то такой износ:
или даже плавный, конус будет упираться местом перегиба образующей в барабан, и не хватит усилия на педалях, чтобы продвинуть его дальше, до более сильного раздвигания барабана. В лёгком случае, после начала срабатывания тормоз будет работать хорошо, а для более интенсивного торможения придётся давить на педали со всей дури, тогда тормоз таки резко схватит. Т.е., нет и речи о плавном нарастании тормозного усилия по мере движения педалей назад.
ЭТО тормозить не будет:
(на фото конус с подручными средствами надет на ось для проточки в дрели)
Даже небольшого и плавного, по дуге, износа конуса достаточно для того, чтобы тормоз работал тяжело и неприятно. Не говоря уже о случае, когда имеется износ в виде кольцевой борозды.
Вот пример конуса (в данном случае — немецкий Renak), гарантирующего тугое, слабое, немодулируемое торможение со всеми дефектами, которые это обеспечивают:
Рецепт, думаю, очевиден — я вращаю конус (предварительно отобраный, чтоб совсем не убитым оказался) в дрели, придавая ему форму точильным бруском с ровной гранью. По следам обработки и контролирую качество. Потом, бывает, ещё и полирую, хоть и без психоза.
Также нужно следить, чтоб лохмотья от заводской обработки не торчали в пазах, подкрашеных жёлтым на картинке. Лучше пусть там поверхность будет провалена внутрь, чем что-то торчит.
Это основное. Но ещё смотрю, чтобы ответная часть в барабане была приличной.
Противоположной стороне барабана тоже уделяю внимание. Оно заключается, восновном, в небольшой аналогичной доводке соответствующей поверхности большого левого конуса
Это место не так критично, поэтому особо не заморачиваюсь.
Так же, коллеги (Вроде озвучил Ада́м Казими́рович, если не ошибаюсь — дело на сходняке было, шумно было ) недавно порекомендовали обращать внимание на ориентацию кольцевой плоской пружины, стягивающей половины барабана. Замечено, что тормоз легче и приятнее работает, если совместить разрез пружины с одним из стыков половин барабана:
(про такие хитрые барабаны ниже, а откуда они -там по ссылке)
Естественно, всё сказаное теряет 90% смысла, если втулка собрана и отрегулирована как попало и из чего придётся. Если винтовые поверхности кривые, горбатые, или плохо соответствующие ответной детали-обойме на пятерике с большими роликами.
UPD: а вот каким витиеватым путём передаётся само тормозное усилие. Прикиньте, сколько углов, расстояний, и поверхностей должно соответствовать друг другу. В эту картинку придётся вникать при заеданиях или прокрутах, если латунная штука в порядке. .
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.