Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

О тормозе Торпедо.

Дополненный и причёсанный репост моего материала со сдохшего ныне ресурса  от 13,02,2015

Шоркает с жестяным звуком обычно таки пыльник, который под звездой. Ну так без него можно собрать и покрутить — можно же звезду без него поставить, всё собрать в комнате (чтоб без грязи и пыли вокруг) хоть с цепью и педалями вместе и попробовать. Может и левый пыльник быть деформированым или матом стоять, но это очень редко.

Торможение. Многие знают про усики на латунной фиговине
Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.


Типа дальше отогнёшь — сильнее тормозит. Так вот, это фигня! Правда, не полная  img/ag .
Отгиб этих усиков.. эээ... приближает начало уверенного срабатывания тормоза, но никак не влияет на его силу! Задача этих усиков — слегка удерживать латунный сепаратор, когда внутри него проворачивается тормозной конус. Тогда маленькие ролики передвигаются по своим канавкам... и дальше по учебнику  img/ag .

Т.е. если эти усики завалены внутрь, не отогнуты, и не цепляются не ТРУТСЯ (они должны именно тереться, а не цепляться!) изнутри о барабан, тормоз просто вообще не сработает.

Если они отогнуты слабо, начало работы тормоза нечёткое, тормоз может срабатывать сразу, а может после прокрута — когда усики немного зацепят барабан изнутри.

Если они правильно трутся о барабан, механизм тормоза нормально запускается.

Ели они отогнуты слишком сильно, механизм тормоза запускается ТОЧНО ТАК ЖЕ, как и при нормальном отгибе усиков, только они сильнее трутся, из-за чего больше изнашиваются, и несколько возрастают потери на трение при педалировании — и всё!

Ещё раз, отгиб усиков на силу тормоза не влияет — только на момент и чёткость срабатывания.

Подробно о работе этого узла — малого тормозного конуса с латунным сепаратором https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 87#p244787

А теперь про силу тормоза. Главное (но не единственное) препятствие обычно спрятано здесь:
В чём сила, брат?...
Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.


Поверхность, показаная красным, должна быть ИДЕАЛЬНО КОНИЧЕСКОЙ, с прямой образующей конуса. Ведь как работает собственно тормозной механизм? Этот самый тормозной конус вдвигается внутрь барабана. Вместе с этим, противоположная сторона барабана надвигается на большой левый конус втулки. Т.к. барабан состоит из двух половин, его распирает внутри корпуса втулки — оно и тормозит.

Так вот если на конусе будет какой-то такой износ:
Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

или даже плавный, конус будет упираться местом перегиба образующей в барабан, и не хватит усилия на педалях, чтобы продвинуть его дальше, до более сильного раздвигания барабана. В лёгком случае, после начала срабатывания тормоз будет работать хорошо, а для более интенсивного торможения придётся давить на педали со всей дури, тогда тормоз таки резко схватит. Т.е., нет и речи о плавном нарастании тормозного усилия по мере движения педалей назад.

ЭТО тормозить не будет:
Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.
(на фото конус с подручными средствами надет на ось для проточки в дрели)
Даже небольшого и плавного, по дуге, износа конуса достаточно для того, чтобы тормоз работал тяжело и неприятно. Не говоря уже о случае, когда имеется износ в виде кольцевой борозды.

Вот пример конуса (в данном случае — немецкий Renak), гарантирующего тугое, слабое, немодулируемое торможение со всеми дефектами, которые это обеспечивают:

Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.


Рецепт, думаю, очевиден — я вращаю конус (предварительно отобраный, чтоб совсем не убитым оказался) в дрели, придавая ему форму точильным бруском с ровной гранью. По следам обработки и контролирую качество. Потом, бывает, ещё и полирую, хоть и без психоза.

Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Также нужно следить, чтоб лохмотья от заводской обработки не торчали в пазах, подкрашеных жёлтым на картинке. Лучше пусть там поверхность будет провалена внутрь, чем что-то торчит.

Это основное. Но ещё смотрю, чтобы ответная часть в барабане была приличной.

Противоположной стороне барабана тоже уделяю внимание. Оно заключается, восновном, в небольшой аналогичной доводке соответствующей поверхности большого левого конуса
Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Это место не так критично, поэтому особо не заморачиваюсь.

Так же, коллеги (Вроде озвучил Ада́м Казими́рович, если не ошибаюсь — дело на сходняке было, шумно было img/ag ) недавно  порекомендовали обращать внимание на ориентацию кольцевой плоской пружины, стягивающей половины барабана. Замечено, что тормоз легче и приятнее работает, если совместить разрез пружины с одним из  стыков половин барабана:
Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др. Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

(про такие хитрые барабаны ниже, а откуда они -там по ссылке)

Естественно, всё сказаное теряет 90% смысла, если втулка собрана и отрегулирована как попало и из чего придётся. Если винтовые поверхности кривые, горбатые, или плохо соответствующие ответной детали-обойме на пятерике с большими роликами.
UPD: а вот каким витиеватым путём передаётся само тормозное усилие. Прикиньте, сколько углов, расстояний, и поверхностей должно соответствовать друг другу. В эту картинку придётся вникать при заеданиях или прокрутах, если латунная штука в порядке. .
Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Здесь https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 16#p123916 обещал дать отзывы о доработке. Даю.

Доработка была проведена и испытана на четырёх втулках разной степени добротности. От прекрасной довоенной латвийской GEO, в которой....

Spoiler

Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

И это второй выступ, без одного она уже пришла ко мне. Плохая втулка — за 80 лет оба уса отломились
img/ak  img/bh

До просто перемазанной советской 80-х годов, без всяких подборов деталей и доводок, на алкобайке.

Не знаю, у кого там какие барабаны лопаются, если втулка не индийская, я видел в этом другой смысл: улучшение модуляции и увеличение силы тормоза при сильном воздействии.

Доработка мои ожидания оправдала, со следующей оговоркой:

Чем качественнее (с завода или после нашей селекции запчастей и доводки) сделана втулка, тем больше толку от подпиленного барабана. Даже наоборот: чем хуже втулка, тем меньше заметен эффект от переделки.

Не случайно я взялся писать это сразу после репоста предыдущего материала:  если конуса не конические, с бороздами, провалами и т.д., можно ничего не точить — разницы можете и не заметить.
И наоборот, если втулка сделана, как показано выше — модуляция станет ощутимо понятнее, и просто приятнее. Мне показалось, что во всех случаях, тормоз стал несколько сильнее. Снова таки — в зависимости от тщательности.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

CustoмBicyclьimg/thank  дякую, пошукаю.
kisa, Костя,  img/thank барабан внутри с проточкой,  а в Игле такого не видел img/bn
Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.
Конуса подбирал и протачивал ... img/whipped
Буду играться с барабаном...

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Устранение стука колодок червячной втулки
Spoiler

На одном из дохлых интернет-ресурсов неожиданно нарвался на свежий  материал, который мне показался любопытным.  Удалось списаться с автором, приглашал его к нам. Однако, он ответил, что не писатель, не любит интернет-тусовки и регистрироваться, просто захотелось поделиться, что он и сделал в первом попавшемся ему в Гугле  месте.

Тем не менее, коллега  любезно предложил мне самому разместить материал у нас, если нам это интересно, за что ему респект и благодарочка. 

Автор: artedmi, Томск.
Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.


Найден способ устранить стук тормозных колодок. Тут уже обсуждался данный вопрос, но толкового решения не предложено. Кто не в курсе, колодки гремят, так как они не закреплены внутри втулки, а зазоры для их перемещения большие. У меня это уже 3 втулка и везде колодки гремят. Частично проблема решается разворотом тормозного рычага на 90 градусов и использованием более жидкой чем литол смазки. Я изначально пробовал набивать втулку литолом, потом рубином мс1520 (они одинаковы по густоте), но становилось ещё хуже, так как густая смазка уходит из мест биения и не возвращается, лишь тонкий слой остаётся. Заводская смазка самое то, только побольше её надо.

Решение на фото во вложении. Паз пропилен болгаркой и в него вставлено колечко. Колечко на той же болгарке подточил с боков и с внешней стороны, чтобы паз большой не делать. Колечко стянуто так, что левый конус в незатянутом состоянии немного не достаёт до пружины (упирается в колодки), а после полной сборки втулки он разжимает колодки и они получается слегка прижаты к конусу.

Конструкция протестирована, стука нет. Чувствительность тормозов не изменилась, хотя я хотел её снизить. Если появится новая инфа, то отпишусь.

Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др. Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

UPD: Проехал уже более 400 километров на этой втулке (каждый день на работу езжу). Доработка себя оправдала, но слегка подкручиваются педали при свободном ходе. То есть когда ведёшь лисапед рядом с собой, то у него крутятся педали. Решение проблемы — увеличение диаметра пружины червячки (она должна туже в бочонке вращаться) и/или подтяжка каретки.
<...>
Вообще по следам потёртости на колодках можно сделать вывод, что они соприкасаются с корпусом втулки не более чем 5% своей площади и притирка идёт очень медленно. Возможно при большей площади контакта тормоза не будут такими резкими, будет легче дозировать тормозное усилие. Но как их притереть не знаю, только что абразив насыпать во втулку, но он там всё сожрёт. С новой смазкой чуть получше стало.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Коллеги , гляньте более опытным глазом на пятерик
Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др. Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Это брак ? Или оно работоспособно ?

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

iva816,   img/lupa на глаз выработку вижу(не брак)... на сколько ужасно не знаю.... такая выработка это причина прокрутов.(если мы об одном и том же img/bm )

(30-06-2019 18:48:44 отредактировано iva816)

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

tork, там желтым обвел . Паз под посадку звезды залез на дорожку качения шариков .

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

iva816,
С виду все нормально, а как шестерня садится?

(30-06-2019 19:02:06 отредактировано iva816)

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Пафнутий, сделал фото на просвет посадки звездочки
Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др. Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др. Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.
Похоже , брак .

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

iva816, ооо.... понял вас коллега. не туда смотрел img/bk .... думаю это брак. ..это очень плохо.  я бы не ставил такое. но если нечего поставить, то ставьте(пока не придет другая), дорожку вроде не зацепляет.(проверьте , если будет цеплять  вы поймёте, рукой вращая)

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

iva816,
Гм, это может быть проблемой...
Если звезда закаленная, то можно ездить какое-то время.
Но у разных звезд там всё разное. У меня двух похожих нету по посадке из десятка.
Где одна едва налазит, другая со свистом пролетает.

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Пафнутий пишет:

одна едва налазит, другая со свистом

подтверждаю. сталкивался тоже. и не раз. а бывает и вообще не лезет.

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Пафнутий, коллега наверное имел в виду . проблему паза вылезшего больше чем надо, на дорожку подшипника.

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

tork,
Паз, пропиленный дальше — то пустое. Глубже края втулки шестерня не сядет, а вот болтающиеся в пазах выступы, это хуже...

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

это понятно.... но возможно паз вылез на дорожку подшипника(или на ходится в опасной близости от дорожки  шариков). и это беспокоит. коллега поправьте а то мы о разном говорим