Тема: Два стартона 155-411
Однажды, заходя с сыном в веломастерскую, увидел несколько пыльных стартонов, выставленных на продажу по какому-то знакомству. Продавались они совсем недорого, но на предложение сына купить, я ответил, что много возни для превращения в современный шоссейник, да и спортсмен-веломеханик мастерской был такого же мнения.
Однако зерна сомнения были брошены и через 2-3 месяца желание дать великам вторую жизнь и попробовать себя в роли механика, стало сильным, но велики разобрали, что только подзодорило. В итоге в деревенской двухэтажной стайке было найдено лежбище Стартонов, где мы выбрали 2 Стартона, комплект инструментов и запасное колесо.
Здесь надо сказать, что принципиальные моменты я люблю фиксировать в электронной записной книжке и фотоальбоме, поэтому в 2017 году описал эти велики в «Дальномерной жизни» — журнале для любителей старой фототехники и плёночной фотографии.
Велосипеды. Старт-Шоссе.
Опыт восстановления
В моем велорюкзачке всегда есть место для плёночных камер, и если бы не это двухколесное средство постижения пространства, я бы меньше видел, реже снимал, а весил за все 100. Поэтому хочу рассказать про старую новую любовь, нет не о Зорком, а СтартШоссе.
Мне нравятся некоторые старые и непростые вещи из прошлого века, возможно это ностальгия по юности, компенсация отсутствия собственного велосипеда, и давняя тяга к разборке механических игрушек с целью познания, "что, там внутри".
В общем несмотря на предчувствие нерационально убитого времени, по осени прошлого года (2016-года) зараз приобрёл два дефицитных в прошлом велика "СтартШоссе", так как в них чувствовалась стать и хорошая порода. И несмотря на более, чем 25-летний простой, через час после покупки, на комбинации один из двух уже удалось проехать несколько кругов по двору.
Тем не менее, внешний вид был стрёмный из-за грязи, ржавчины на раме и вилке и порванных спиц в колёсах. Изношенные колодки и кривые обода не обеспечивали приятности езды.
Концепция восстановления была следующей:
Один вел -- восстановить в виде максимально близком к оригиналу и понять все плюсы-минусы оригинальных компонент и собственно велосипедный прогресс
Второй -- превратить в гибрид для длительных поездок за город, с сохранением возможности установки узких шоссейных шин для быстрого катания по велодорожкам на острове Татышев.
Соответственно через интернет первым делом, было заказано два комплекта: обода под собственную сборку и два колеса в собранном виде. Втулки, спицы, обода выбирались скромные по принципу похожести на оригинальные как по форме, так и по цвету. Спицы оригинальных колес стальные оцинкованные тоньше современных из нержевейки на 0,2 мм, сами обода двойные под трубчатые шины.
Трубчатые шины оказались открытием для меня, суперлёгкие, безкамерные, они до сих пор используются в спорте. Из четырех шин одна оказалось в годном хорошем состоянии. Вскрытие других, показало, что они убиты тяжелой ездой, а внутренний слой резины очень качественный и сохранил эластичность.
На энтузиазме по открытию трубок были заказаны две современные чешские трубчатые шины и жидкость для лечения мелких проколов.
Для гибрида было сделано исключение и приобретены черные обода с алмазной проточкой.
Оба велосипеда ранее принадлежали спортивному клубу и ревизия показала, большой износ подшипников трещётки, износ малой звезды в системе, износ цепей, износ подшипников педалей, вдобавок на одной вилке была сорвана резьба. К тому же сильно облез хром с шатунов. И одна педаль намертво прикипела к шатуну.
На СтартШосее взади пять звезд 13-14-15-16-17, спереди 51-40,
Начались поиски системы, 51-40, наконец была найдена шимановская система, в небольшом магазине, где она дожидалась меня несколько лет. И потому цена оказалось вполне народной. Там же была приобретена ось каретки под квадрат. Новая система и ось в дальнейшем позволила поставить современные контактные педали. Старые педали вполне качественные с турклипсами, но резьба не подходит к современным шатунам.
Для замены трещёток были приобретены две простые шимановские с шестью звездами MF-TZ20. Они нормально работают с родными переключателями СтартШоссе
Рама, наверное лучшее, что есть в СтартШоссе, размер моих рам 56-56 вес одной 2370 грамм, другой 2545, рамы паянные из тонкостенных стальных труб, говорят, что чем старше рама, тем лучше сталь и аккуратней пайка. У меня рамы 88 и 91 годов, надеюсь их ещё не коснулась "перестройка". Тем не менее они не вечны и могут быть ржавыми изнутри, поэтому рекомендую тщательный осмотр перед покраской, точнее перед дробеструйкой.
Красить лучше всего в хорошем автосервисе материалами для автомобилей по технологии грунт-эмаль-лак. Лак придаст блеск и нужную твёрдость покрытию, что позволит избежать в будущем лишних царапин.
Что нужно обязательно сохранить -- тормозные ручки и собственно тормоза, они лёгкие, качественные и ретро. Что нужно обязательно заменить -- тормозные колодки, на современные от V-брейков, иначе невозможно настроить эффективное торможение. И конечно тросики и рубашки к ним, родные -- прочные, но толстые и тяжелые без изящества.
Вынос руля многие меняют на современный, при помощи переходника-гранаты, но меня больше устраивает родной из алюминиевого сплава, есть стальной хромированный, он прочный, но тяжелый и смотрится, только если хорошо сохранился хром. О качестве хромирования ХВЗ на моих велах скажу так, толстенный слой хрома, но отлетает кусками. Стальные литые детали, например шатуны недостаточно отполированы. На штампованных деталях под хром полно заусенцев. В планах после обкатки удалить остатки хрома на шатунах, оцинковать и покрасить в черный.
К новому году стал собирать всё в кучу, получились первые фотки. Родной руль баран был с дефектом и был заменен на прямой от Zoom c установкой широких грипсов, опять же с ориентацией на класс велосипедов-гибридов.
Знакомые велосипедисты спрашивают во сколько обошлась мне модернизация.
Поскольку практически всё покупалось в интернет-магазинах восстановил затраты, здесь не вошла мелочь, которая имелась -- грипсы, тросики. Главное велосипед радует глаз, а обкатка показывает, что усилия не пропали даром. Продолжение следует, а пока смета (от 2016 года)
Первый комплект колес без шин с доставкой 6496 руб
Обода двойные Алексримс R450 622x14 1200
Покрышки Витторио Зафиро про 700х28 1900 за 2 шт.
Камеры 2 шт 634 рубля
Итого колеса 9030 рубля на два комплекта колёс
Руль прямой Zoom 1080 руб.
Трещетка Shimano MF-TZ20 2шт.1000 руб
Колодки Кларкс 2 пары 315 руб
Система shimano B-52 1500 рублей
Цепь новая КМС 1/2"х 3/32" 113 звеньев 350 рублей
Седло со штырём
Штырь Promax SP-226 1275 руб
Седло Linus Touring 990 руб
Итого 15540 рублей без покраски и сборки, тросиков и рубашек