Тема: Овальные звёзды
Тема, возможно, и не очень интересная, но на просторах форума заметно часто мелькающая.
Предлагается все упоминания про овальные звёзды держать здесь (или перемещать сюда).
Нижеследующий текст честно скопипащен с просторов сети.
Овальная звездная трансмиссия была изобретена еще в прошлом веке, но в начале данная модель не прижилась и начала внедряться на велосипедный рынок только в последние годы.
Эксцентрика овальной звезды немного больше нулевой отметки, формой она приближена к кругу, максимальная сдавленность может доходить до 30%. Особую популярность овальная звезда так и не приобрела, так как больше направленна на спортивные мероприятия.
Представляет собой крутящийся вокруг своей оси овал, который распределяет и перенаправляет загруженность, и изменяет расчет передаточного числа.
Характерные показатели звездочек-эллипсов:
Периоды передаточного вращательного движения.
Балансированное перераспределение груза (понижение при горизонтальной позиции шатунов и повышение при вертикальной).
Моментальная разгоняемость.
Превышенное давление на кареточный вал.Преимущества овальной звезды
Главные достоинства овальной звезды – повышение комфорта при педалировании: в процессе кручения педалей нагрузка прикладывается неравномерно, а овальные звезды четко направляют нагрузку по трансмиссии.
По ощущениям езды овальная шестеренка более «круглая» чем обычные. С этой системой намного легче взбираться в гору, разгоняться и крутить педали на мягком грунте.
Основное преимущество системы трансмиссии с овальной шестеренкой ощущается при повышенных нагрузках с низким каденсом: чем ниже каденс, тем больше преимуществ:
Велосипед быстро набирает скорость и максимально комфортно взбирается в гору;
Кручение педалей с низкими частотами при высокоскоростном режиме;
Дополнительный разгон благодаря толкающему моменту;
Более равное перераспределение нагрузки на мышечные волокна, поэтому меньше затрачивается энергоресурсов и повышается выносливость велосипедиста;
Легкость в передвижении по любым участкам дороги.Недостатки системы
Очевидных минусов у эллипсной трансмиссии не присутствует, к минусам можно отнести только сложное передвижение на байках с фиксированным передаточным моментом (в данных моделях потребуется дополнительная фиксация натяжителя цепи), и сложность настройки передаточного момента переключателя на многоскоростной трансмиссии, а также быстрая изнашиваемость цепного участка и шестерёнок относительной трансмиссии круглой формы из идентичного сплава.
Овальная звезда имеет повышенные требования к настраиванию ведущего переключателя.
При высоких каденсах переключение может спровоцировать заедание цепи между рамой и большой шестеренкой, что приводит к их деформации.
С целью предотвращения деформации уменьшают различие между количеством зубьев на больших и малых шестерёнках по сравнению с трансмиссией круглой звезды.
Основные недостатки:
Быстрый износ каретки в связи с повышенной нагрузкой.
Необходимо повышать частоту педалирования при низкой скорости.Положение звезд трансмиссии
Овальная система трансмиссии позволяет осуществлять педалирование с наибольшей эффективностью, с овальной звездной системой легче преодолеваются любые мертвые зоны.
При вертикальном положении шатунов затрачивается меньше усилий: упрощается вращение педалей при положении шатунов вертикально, а при горизонтальном положении – вращение усложняется, но становится более эффективным.
Выбор овальной звезды
В настоящий момент овальные шестеренки производятся многими крупными заводами, наиболее распространенные модели и под любое переключение выпускают:
Е 13,
Race-Face,
Blackspiru,
Absolute-Black,
Rotor,
OneUpComponents.Приобрели популярность в России:
Shimano под наименованием «Biopace»
Rotor «Q-Rings»Компания «Shimano» начала производить овальные звезды с 1983 года прошлого века, все они назывались «Biopace».
Трансмиссия была расположена так, что при вертикальном расположении шатунов самый большой радиус приходился на шестерёнки.
Это гарантировало оптимальное натяжение цепной системы и равномерную загруженность коленей.
Одна из последних выпусков – Biopace-300LX. Это система с 48 зубьями у самой большой шестеренки, 38 – средней, и 28 – маленькой.
Шестеренки выпускаются из металлических сплавов, велошатуны производятся из алюминия с длиной 175 мм, втулки шатунов квадратной формы.
Преимущества:
Равномерное распределение нагрузки на ноги.
Легкость в преодолении подъемов при низкой частоте вращения педалей.
Комфортность в поддержании постоянной скорости.
Быстрый разгон.Овальные звезды Rotor Q-Rings.
Концепция производителя направлена в противоположном направлении от «Shimano».
Разница в том, что при горизонтальном положении шатунов достигается наивысший крутящийся момент, звезды ориентированы таким образом, что большой диаметр приходится именно в этом положении, в то время как при мертвых точках в меньшем, этот фактор существенно улучшает показатели эргономики педалирования.
Следовательно, модель помогает легкому кручению в момент когда надо прилагать наибольшие усилия для передвижения.