Re: Хром, цинк, анодирование и др.

Пафнутий, Фигасе, я боялся за ценный крокодиловый хром в лимонке, а теперь боюсь что у меня ложки ядовитые  img/ai
Спасибо что разъяснили!
А удалять хром, наверное, лучше концентрированной серной кислотой — она хром жрет, а сталь, если верить учебнику, пассивирует.

Re: Хром, цинк, анодирование и др.

Зато блестят, не то что советские img/bj

Однако, интересно с домашним снятием хрома. Кстати, травленная цинком лимонка, говорят, должна снимать — согласно формулам. Но опыта пока не видел.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Хром, цинк, анодирование и др.

Колись працював в одній конторі, хром знімали солянкою. Коли перший раз спробували, взяли концентровану, зняло дуже швидко і три години ніхто в цех не заходив. А цех всього 3000 квадратів з висотою 6 метрів. img/bj
Потім почали розведеною, хоч чуть довше, зате роботу цеху не спиняли.

Я рухаюсь, значить я існую!

Re: Хром, цинк, анодирование и др.

Евгений76, Сейчас вот прочел в интернете, что солянка через имеющиеся на хроме "прыщи" иногда успевает сожрать до 0.5 мм стали за то время, пока снимается весь хром. Полагаю, с остальными кислотами та же беда может происходить.

Spoiler

Основная причина сего, на мой взгляд — наличие рядом слоя меди, которая сама в кислоте не растворяется, но образует гальваническую пару, ускоряющую растворение железа.

Рекомендуют:
"Для удаления хрома изделие завешивают на анодную штангу в ванне с 15-20- процентным раствором каустической соды. Анодное травление производят при комнатной температуре и анодной плотности тока 10-15 а/дм2. Катодами служат стальные пластины. В растворе не допускается присутствие ионов хлора, способствующих растворению основного металла детали."

Вчера у продавца из прямых передних ободов нашелся только хромированный, видимо судьба мне осваивать эту технологию.

Re: Хром, цинк, анодирование и др.

Как-то хотелось бы без электролиза, простейшей химией img/ab

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Хром, цинк, анодирование и др.

DCorvus, в нас певна специфіка була. Типографія глибокого друку. Хто в курсі, вже зрозумів img/rolleyes . В нас були стальні вали, на які нанесений дуже товстий шар міді, а витравлений на ній малюнок захищався хромом. Коли вал перероблювали, цей шар дуже заважав токарям, мусили хімією знімати. А стальні кінцевики валів, так, ржавіли сильно.

Я рухаюсь, значить я існую!

Re: Хром, цинк, анодирование и др.

Вот не зря за ПЕРЕхромирование дерут более чем вдвое  img/ag  больше.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

(Причина редактирования: Добавил про солянку)

Re: Хром, цинк, анодирование и др.

Предварительный результат с NaOH и электродами — бурлит, воняет, хром на месте. Процесс идет, но уж очень медленно.
UPD: Солянка пополам с водой — бурлит меньше, воняет больше, хром на месте.  Раствор потихоньку окрашивается, т.е. хром потихоньку слезает, но конца-края этому веселью не видать.

Re: Хром, цинк, анодирование и др.

Давайте немного оживим тему. Поскольку возник вопрос о покрытиях и их свойствах, давайте его приземлим.

Начну с того, что я не гальваник, и дать информацию о технологии нанесения покрытий не могу. Могу рассказать о типах покрытий и области их применения, достоинствах и недостатках. Но, скорее всего, этого будет достаточно для наших задач.
В велосипедных узлах и деталях наиболее употребительными материалами пока остаются сплавы на основе железа (сталь, чугун), алюминий и его сплавы, и сплавы на основе меди – латунь и бронза. Титан и карбон рассматривать не будем, поскольку на  эти материалы гальванопокрытия не наносятся.
Начнем со стали, поскольку обычно именно она и доставляет неприятности в виде ржавчины.
Особенность железа является то, что в нормальных условиях при взаимодействии с влагой и кислородом образуется гидрооксид железа – пресловутая ржавчина. Этот гидрооксид представляет из себя рыхлую субстанцию, не образующую сплошного защитного слоя. Более того, она как губка впитывает в себя влагу, провоцируя дальнейшее  разрушение железа. Для изоляции поверхности металла от атмосферы используют и лакокрасочные и гальванические покрытия.
Самым простым защитным покрытием железа и его сплавов является оксидирование – в простонаречии  воронение, поскольку имеет цвет крыла ворона. Это обычный оксид железа, который, в отличие от гидрооксида образует сплошную атмосферостойкую пленку. Для большей защиты это покрытие промасливают. Обозначение  в документации – Хим. Окс. Если нужно промасливать – то Хим. Окс. прм. Недостатком этого покрытия является очень слабая стойкость к механическим воздействиям. Наверняка многие держали в руках оружие со стертым воронением. А на местах, где покрытие исчезает, начинает образовываться гидрооксид. Поэтому такое покрытие применяют для деталей, работающих в закрытых полостях в условиях наличия смазки. Или как межоперационное покрытие.  Часто можно увидеть это покрытие и на закаленных деталях, поскольку оно меньше всего влияет на структуру закаленного металла. В настоящее время это покрытие, а точнее его техпроцесс, признано вредным и не рекомендуются к применению. Вместо него применяют химическое фосфатирование.  Внешне фосфатирование отличается цветом – оно серое. В остальном покрытия одинаковы.  Обозначение – Хим. Фос; Хим. Фос. прм.

Добавлено: 01-12-2019 20:09:22

Следующее покрытие – цинкование. Цинк неплохо противостоит атмосферным и механическим воздействиям, а самое главное достоинство такого покрытия в том, что цинк и железо образуют гальваническую пару, в которой первым разрушается цинк. Именно поэтому цинкуют корпуса автомобилей – цинк разрушается и защищает железо – это называется катодная защита. И даже если частично покрытие сходит, железо корродирует  медленнее. Чистый цинк дает покрытие серо-серебристого цвета, матовое или блестящее. Обозначение –Цн. Обычно после обозначения указывают толщину покрытия в микронах – Цн.9 – толщина 9 мкм.  Для большей механической стойкости применяют цинкование в растворе хромпика. Обозначение – Цн. Хр. ХР – это хромпик, а не сокращенное название огородного растения! Это покрытие имеет зеленоватый цвет, причем оттенки могут весьма отличаться – от  светло-зеленого до насыщенного зеленого. Применение цинкового покрытия для закаленных деталей и пружин нежелательно, поскольку при нанесении покрытия происходит наводораживание поверхностного слоя, и металл становится хрупким.  Этого можно избежать, но сильно  усложняется процесс покрытия.
Иногда могут попасться детали, покрытые кадмием. Это покрытие ничем не хуже цинкового, но, как и воронение, признано вредным и не применяется.
Весьма популярным было, да и сейчас еще применяется в пищевой промышленности покрытие оловом. Не путайте с лужением – гальваническое покрытие наносится по-другому. Хотя суть от этого не меняется, только толщина слоя.  Но у этого покрытия есть очень большой недостаток – олово и железо образуют гальваническую пару, в которой первым разрушается железо. И при механических повреждения покрытия железо начнет активно разрушаться. Видели гнилые консервные банки, внешне целые, но состоящие из одного покрытия? А консервные банки покрывают оловом из-за его нейтральности к пищевым продуктам. Чаще всего оловом покрывают детали, предназначенные для пайки – клеммы, наконечники проводов и т.п. Обозначение покрытия – О.
Теперь самые любимые крокодиловодами покрытия – хром и никель.
Эти металлы внешне очень похожи, и отличить хромовое покрытие от никелевого порой затруднительно. Но по свойствам эти покрытия очень отличаются. Хром – металл очень твердый. Хорошо противостоит механическим воздействиям. Но в тонком слое покрытие пористое и пропускает воду. Наверняка все видели, во что превращается детали, когда под хром попадает вода. Для надежной защиты от коррозии толщина хромового покрытия должна быть больше 15 мкм. Обозначается такое покрытие – Х.15. Никель, в отличие от хрома, относительно мягкий металл, легко царапается. Но образует плотное водонепроницаемое покрытие. В чистом виде никель применяется редко, чаще применяют трехслойное покрытие – М.Н.Х – медь, никель, хром. Вот это покрытие защищает железо и его производные лучше всего – никель образует непроницаемый слой, а хром – твердый защитный. Медь наносят для лучшего сцепления никеля – на сталь никель плохо ложится. Если нужно блестящее покрытие – то проводят полировку как никелевого слоя, так и хрома.  За буквами обозначения опять -таки должно стоять значение толщины слоя – общее для всех трех металлов.
При заказе деталей нужно знать, что согласно правил, размеры детали, указанные а чертеже, должны соответствовать окончательному виду – с термообработкой и покрытием. Но на практике никто этим не заморачивается – единичную деталь вряд ли станут просчитывать на технологические припуски. А покрытие увеличивает размер на две толщины покрытия. Для подшипниковых узлов это может доставить определенные неприятности. Исключение составляют оксидирование и фосфатирование – они практически не влияют на окончательный размер.


Добавлено: 01-12-2019 20:10:32

О цветмете — в следующий раз.

Re: Хром, цинк, анодирование и др.

kisa пишет:

Вот не зря за ПЕРЕхромирование дерут более чем вдвое  img/ag  больше.

Добрый день!
Именно- "дерут"....

"Я сегодня опоздал, поэтому вечером уйду пораньше... "

Re: Хром, цинк, анодирование и др.

Алюминий.
Алюминий, как и титан, очень активно окисляется на воздухе. Но, в отличие от железа, на поверхности алюминия и титана на воздухе образуется пленка оксида, а не гидрооксида. А эта пленка непроницаема для воды и воздуха и отлично защищает металл от дальнейшего окисления. При повреждении этой пленки она моментально самовосстанавливается. Казалось бы, к чему дальнейшие ухищрения? С титаном так и поступают в велостроении, но алюминий подвергают дополнительной защите. Почему? В определенных условиях, которые вполне могут встретиться на улице или при хранении, алюминий начинает превращаться в гидрооксид, со всеми вытекающими последствиями. Видели белый налет на алюминиевых деталях? В присутствии дорожных реагентов он легко возникает. Даже если этих реагентов мало. А коррозирует алюминий куда быстрее железа.
Чем покрывают алюминий.
Одно из самых распространенных покрытий – химическое оксидирование. Обозначается Хим. Окс. По сути это тот же оксид, но получаемый искусственно. Из-за особенностей техпроцесса покрытие получается несколько более прочным, чем естественный оксид. Механическая стойкость этого покрытия невелика. Цвет покрытия – светло серый, намного темнее чистого алюминия.
Следующее покрытие – анодное оксидирование. Обозначение – Ан. Окс.  Этот тип покрытия весьма популярен, поскольку может обеспечить весьма широкий спектр защитных свойств. И иногда это покрытие может быть даже незаметным. Какие есть разновидности этого покрытия? Самое распространенное – Ан. Окс. Бесцветный. По названию понятно, что оно имеет цвет самого метала, но несколько более стойко к механическим воздействиям, нежели химическое оксидирование.
Менее распространено в велокомпонентах Ан.Окс. Хр. Это то же покрытие, но производимое в растворе хромпика. Цвет – от серо-зеленого до зеленого. Цвет покрытия сильно зависит от химического состава сплава. Если покрывать сварные конструкции или детали, отремонтированные при помощи сварки, это проявится сразу по изменению цвета покрытия в месте сварки.  Это касается всех разновидностей цветного анодирования, а их в последнее время развелось немало. Есть черное, желтое, красное и много других. Эти покрытия несколько более стойки к механическим воздействиям.
Еще один тип анодирования – Ан. Окс. Тв. Тв.  – твердый. Это покрытие сложнее технологически, но существенно более стойко к механическим воздействиям.
Для декоративных деталей могут применяться и покрытия алюминия другими металлами – например хромом. Это обычно практикуют для декоративных деталей, если нужен небольшой вес.
Медные сплавы.
Если деталь из медного сплава (латунь, бронза) оставить без покрытия, то на воздухе происходит процесс образования окислов – детали темнеют. Это часто применяют для изготовления якобы «антикварных» деталей. Процесс окисления медных сплавов идет медленно и на долговечность деталей влияния не оказывает. А если не нужно, чтобы металл темнел, применяют химическое пассивирование (Хим. Пас). Собственно это не покрытие, а просто очистка поверхности и обработка ингибиторами – веществами, замедляющими окисление. Детали из нержавеющей стали в производстве также подвергают пассивированию. Для чего? Казалось бы, нержавейка не должна ржаветь. Но нержавеющие стали очень разные и некоторые в определенных условиях могут начать коррозировать. Процесс этот очень медленный, но на внешний вид может повлиять.
Широко используется покрытие медных сплавов никелем. Никель имеет хорошую адгезию с медными сплавами, в отличие от хрома.
Вообще спектр гальванических покрытий металлов очень широкий, рассказывать о них можно долго. Поэтому и приведены наиболее употребительные

Re: Хром, цинк, анодирование и др.

Евгений76Ага,є така справа.В нас колись друкар та його помічник діставши вал з ротогравюрної секції,впустили його,неслабо гепнувши.Перегравіровка та перехром коштували багато тисяч гривень.Точно не згадаю скільки,але віддавали вони ледь не пів року img/as

КРЕДО: Ніколи не віддам гроші за те, що можу зробити власними руками.

Re: Хром, цинк, анодирование и др.

Встал на скользкий путь хромирования — первая пробная партия, но в качестве уверен, парень давно занимается хромированием мотоциклетных деталей

Хром, цинк, анодирование и др.

9

Re: Хром, цинк, анодирование и др.

img/ai  img/ay

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Хром, цинк, анодирование и др.

ek, а цена?