Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.
Попал в мои руки Школьник 1994 года. Возникли вопросы по обслуживанию и регулировке втулки "Родина". Изучил опыт коллеги DCorvus, книгу Крадинова из нашей библиотеки и выкладываю в несколько постов. Далее без схемы втулки разобраться будет сложно.
Добавлено: 17-11-2021 21:57:20
Конструкция втулки разработана в нашей стране и в первоначальном варианте втулка носила название "Родина". Втулка проста по конструкции, достаточно надежна в эксплуатации, имеет небольшую массу.
Одним из ее достоинств является то, что шарики обоих ее опорных подшипников расположены на небольшом диаметре, как у втулки переднего колеса, что обеспечивает легким ход велосипеда. Втулка имеет фрикционную муфту свободного хода, наружная поверхность которой одновременно является тормозной колодкой.
Втулка состоит из корпуса 7 с туго навёрнутым на него на резьбе тормозным барабаном (соединение не разборное), двух опорных шарикоподшипников, образованных шариковыми дорожками на внутренней поверхности правого и левого концов корпуса, шариками 6 и конусами 5, навернутыми на ось 8.
Как и во втулках других типов, правый конус плотно навернут на ось и не подлежит свинчиванию при разборке. Механизм свободного хода и тормозной механизм расположены внутри тормозного барабана втулки и занимают сравнительно мало места. Внутрь тормозного барабана на левой резьбе ввёрнут тормозной конус 10, внутренняя коническая поверхность которого служит контактной поверхностью при торможении.
С наружной стороны тормозного конуса имеется шариковая дорожка для мелких шариков подшипника приводной звездочки, работающего только при свободном ходе. Шариковая дорожка этого подшипника находится на наружной поверхности червячной гайки 16 и регулировочного конуса 12, навёрнутого сверху на червячную гайку и служащего для регулировки зазора в подшипнике свободного хода.
На внутренней поверхности червячной гайки имеется левая ходовая резьба, в которую ввернут подвижный конус 9.
С правой стороны червячной гайки 16 на шлицах посажена ведомая звездочка 13 и закреплена контргайкой 5 звездочки. На правый конец оси навёрнут тормозной рычаг 9, опирающийся на регулировочные шайбы 18.
На развитой круглой части тормозного рычага имеются кулачки, которые при торможении входят в зацепление с кулачками, нарезанными на правой части подвижного конуса 9. Между наружной поверхностью круглой части тормозного рычага 19 и червячной гайкой 16 установлен пылепредохранитель 17.
Тормозной рычаг имеет хвостовик, который для восприятия тормозного момента закрепляется своей вилкой на правом пере цепной вилки велосипеда. Для создания небольшого момента трения, необходимого для предохранения от свободного проворачивания подвижного конуса при начале рабочего хода и при начале торможения, во втулке имеется специальное устройство.
Оно состоит из двух дисков ступицы 21, надетых фасонным отверстием на лыски правого конуса, и помещённой между ними ступицы 22 с двумя отогнутыми язычками, входящими в два внутренних паза подвижного конуса 9.
Трение между ступицей и дисками 21 создается при помощи упругой отжимной шайбы 20 с четырьмя слегка отогнутыми лепестками. Втулка работает следующим образом.
При начале рабочего хода ведомая звёздочка поворачивается по направлению движения велосипеда и поворачивает червячную гайку 16, с которой она жестко соединена. Червячная гайка, поворачиваясь на левой ходовой резьбе по подвижному конусу 9, заставляет последний передвинуться влево. Повернуться вместе с червячной гайкой подвижный конус не может, так как его удерживает на месте ступица 22.
Надвигаясь внутренней конической частью на конус корпуса втулки, подвижный конус прочно входит в зацепление с корпусом втулки и поворачивает его. Осуществляется рабочий ход. После остановки педалей велосипед продолжает движение по инерции, колесо, вращаясь, заставляет подвижный конус сдвинуться вправо.
Сдвинувшись вправо, подвижный конус освобождает корпус втулки. Осуществляется свободный ход. Между подвижным конусом и тормозной поверхностью тормозного конуса 10 остается еще большой зазор. Для торможения велосипеда нужно повернуть педали против хода велосипеда. При этом подвижный конус, удерживаемый от проворота ступицей 22, сдвигается вправо, его кулачки на правом торце входят в зацепление с кулачками тормозного рычага, а наружная коническая поверхность соприкасается с внутренней поверхностью тормозного конуса 10.
Вошедший в зацепление с неподвижными кулачками тормозного рычага подвижный конус начинает затормаживать движение корпуса. Торможение тем эффективнее, чем больше давление на педаль.
Поскольку тормозной барабан корпуса втулки и тормозной конус имеют левую резьбу, конус будет стремиться плотнее ввернуться в корпус. Поэтому при разборке втулки для вывёртывания тормозного конуса из корпуса приходится прикладывать значительные усилия. Во всех режимах колесо вращается на двух опорных подшипниках, жестко взаимно фиксированных, поэтому можно точно отрегулировать зазоры в опорных подшипниках, причем, в отличие от тормозных втулок других типов, они не будут нарушаться при смене режимов работы втулки.
Наружный шарикоподшипник работает при свободном ходе втулки под незначительной нагрузкой, определяемой весом ведомой звездочки и находящейся на ней цепи, и поэтому не оказывает сколько-нибудь заметного сопротивления вращению колеса. Значительные осевые усилия, возникающие при рабочем ходе и торможении воспринимаются большим числом шариков, поэтому не опасны.
Для перехода от рабочего хода к торможению требуется повернуть ведомую звездочку на довольно большой угол, и в процессе эксплуатации этот угол имеет тенденцию увеличиваться в связи с износом контактных поверхностей подвижного и тормозного конусов. Именно этим и определяется предельный износ втулки в целом.