(17-11-2021 21:06:48 отредактировано Юрий 23)

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Попал в мои руки Школьник 1994 года.  Возникли вопросы по обслуживанию и регулировке втулки "Родина". Изучил опыт коллеги DCorvus, книгу Крадинова из нашей библиотеки и выкладываю в несколько постов. Далее без схемы втулки разобраться будет сложно.

Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Добавлено: 17-11-2021 21:57:20

Конструкция втулки разработана в нашей стране и в первоначальном варианте втулка носила название "Родина". Втулка проста по конструкции, достаточно надежна в эксплуатации, имеет небольшую массу.
Одним из ее достоинств является то, что шарики обоих ее опорных подшипников расположены на небольшом диаметре, как у втулки переднего колеса, что обеспечивает легким ход велосипеда. Втулка имеет фрикционную муфту свободного хода, наружная поверхность которой одновременно является тормозной колодкой.
Втулка состоит из корпуса 7 с туго навёрнутым на него на резьбе тормозным барабаном (соединение не разборное), двух опорных шарикоподшипников, образованных шариковыми дорожками на внутренней поверхности правого и левого концов корпуса, шариками 6 и конусами 5, навернутыми на ось 8. 
Как и во втулках других типов, правый конус плотно навернут на ось  и не подлежит свинчиванию при разборке. Механизм свободного хода и тормозной механизм расположены внутри тормозного барабана втулки и занимают сравнительно мало места. Внутрь тормозного барабана на левой резьбе ввёрнут тормозной конус 10, внутренняя коническая поверхность которого служит контактной поверхностью при торможении.
С наружной стороны тормозного конуса имеется шариковая дорожка для мелких шариков подшипника приводной звездочки, работающего только при свободном ходе. Шариковая дорожка этого подшипника находится на наружной поверхности червячной гайки 16 и регулировочного конуса 12, навёрнутого сверху на червячную гайку и служащего для регулировки зазора в подшипнике свободного хода.
На внутренней поверхности червячной гайки имеется левая ходовая резьба, в которую ввернут подвижный конус 9.
С правой стороны червячной гайки 16 на шлицах посажена ведомая звездочка 13 и закреплена контргайкой 5 звездочки. На правый конец оси навёрнут тормозной рычаг 9, опирающийся на регулировочные шайбы 18.
На развитой круглой части тормозного рычага имеются кулачки, которые при торможении входят в зацепление с кулачками, нарезанными на правой части подвижного конуса 9. Между наружной поверхностью круглой части тормозного рычага 19 и червячной гайкой 16 установлен  пылепредохранитель 17.
Тормозной рычаг имеет хвостовик, который для восприятия тормозного момента закрепляется своей вилкой на правом пере цепной вилки велосипеда. Для создания небольшого момента трения, необходимого для предохранения от свободного проворачивания   подвижного конуса при начале рабочего хода и при начале торможения, во втулке имеется специальное устройство.
Оно состоит из двух дисков ступицы 21, надетых фасонным отверстием на лыски правого конуса, и помещённой между ними ступицы 22 с двумя отогнутыми  язычками, входящими в два внутренних паза подвижного конуса 9.
Трение между ступицей и дисками 21 создается при помощи упругой отжимной шайбы 20 с четырьмя слегка отогнутыми лепестками. Втулка работает следующим образом.
При начале рабочего хода ведомая звёздочка поворачивается по направлению движения велосипеда и поворачивает червячную гайку 16, с которой она жестко соединена. Червячная гайка, поворачиваясь на левой ходовой резьбе по подвижному конусу 9, заставляет последний передвинуться влево. Повернуться вместе с червячной гайкой подвижный конус не может, так как его удерживает на месте ступица 22.
Надвигаясь внутренней конической частью на конус корпуса втулки, подвижный конус прочно входит в зацепление с корпусом втулки и поворачивает его. Осуществляется рабочий ход. После остановки педалей велосипед продолжает движение по инерции, колесо, вращаясь, заставляет подвижный конус сдвинуться вправо.
Сдвинувшись вправо, подвижный конус освобождает корпус втулки. Осуществляется свободный ход. Между подвижным конусом и тормозной поверхностью тормозного конуса 10 остается еще большой зазор. Для торможения велосипеда нужно повернуть педали против хода велосипеда. При этом подвижный конус, удерживаемый от проворота ступицей 22, сдвигается вправо, его кулачки на правом торце входят в зацепление с кулачками тормозного рычага, а наружная коническая поверхность соприкасается с внутренней поверхностью тормозного конуса 10.
Вошедший в зацепление с неподвижными кулачками тормозного рычага подвижный конус начинает затормаживать движение корпуса. Торможение тем эффективнее, чем больше давление на педаль.
Поскольку тормозной барабан корпуса втулки и тормозной конус имеют левую резьбу, конус будет стремиться плотнее ввернуться в корпус. Поэтому при разборке втулки для вывёртывания тормозного конуса из корпуса приходится прикладывать значительные усилия. Во всех режимах колесо вращается на двух опорных подшипниках, жестко взаимно фиксированных, поэтому можно точно отрегулировать зазоры в опорных подшипниках, причем, в отличие от тормозных втулок других типов, они не будут нарушаться при смене режимов работы втулки.
Наружный шарикоподшипник работает при свободном ходе втулки под незначительной нагрузкой, определяемой весом ведомой звездочки и находящейся на ней цепи, и поэтому не оказывает сколько-нибудь заметного сопротивления вращению колеса. Значительные осевые усилия, возникающие при рабочем ходе и торможении воспринимаются большим числом шариков, поэтому не опасны.
Для перехода от рабочего хода к торможению требуется повернуть ведомую звездочку на довольно большой угол, и в процессе эксплуатации этот угол имеет тенденцию увеличиваться в связи с износом контактных поверхностей подвижного и тормозного конусов. Именно этим и определяется предельный износ втулки в целом.

1

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Неполная разборка втулки,  предложенная коллегой  DCorvus:

1) Разбираем так, чтобы остался корпус (7) с накрученным на него тормозным барабаном и конуса (9) и (10). Чтобы их снять, нужен очень Специальный Большой Ключ. Резьба на оси правая, на остальных деталях левая. Все снятые детали,  само собой,  моем,  например, в керосине.
2) Хорошо промываем полость тормозного барабана — в нем и на поверхности конусов наверняка куча ржавчины или грязной смазки — как повезет. Нехорошо, если эта грязь оттуда будет переть  в подшипники.
3) Проводим ОКВП стандартного типа для маленьких подшипников и, при необходимости, для большого (хотя  что ему будет?). Малые конуса и ось в целом аналогичны таковым от передней втулки дорожника. Однако  внешний диаметр конусов и длина резьбовой части могут отличаться. Ось в Родине часто гнется у правого конуса — проверить обязательно.
4) Вставляем червячную гайку (16), запихиваем смазку и кучу шаров 3 мм (11).  Количество — полная чашка минус три. Очень неплохо тут использовать смазку чуть более жидкую, чем литол. Шары должны лежать аккуратно, для безпроблемной установки регулировочного конуса (12). С ним все как обычно — закручиваем до упора и откручиваем чуть назад,  проверяем,  что подшипник не люфтит сильно и не закусывает.  Конус (12) фиксируется звездой (13) — для этого на звезде есть специальная  выштамповка.  Сверху втыкаем стопорную шайбу и накручиваем контргайку (14, 15).
5) Собираем бутерброд, крупно показанный на выноске. Правый конус (5) должен быть накручен до упора! Шайба с усами (22) должна прокручиваться между сидящими на конусе шайбами (21) с некоторым небольшим усилием, которое обеспечивается прижимной шайбой (20). Гайка (1),  прижимающая бутерброд — регулировочная, ее не надо затягивать, только слегка прижать!
6) Засыпаем горох в правую чашку (9 штук, по принципу "минус 1"), засовываем ось с бутербродом из п. 5 так, чтобы усы шайбы (22) попали в прорези на конусе (9). Вращая звезду, проверяем, что конус (9) перемещается, не вращаясь. Это и есть залог правильной работы втулки.
7) Надеваем пыльник с тормозным рычагом (19). Обратите внимание на лапки рычага, которыми он взаимодействует с подвижным конусом (9). Они должны быть ровные, без закусов. Если есть зазубрины, стоит убрать их напильником. Аккуратно контрим это дело тонкой гайкой (3) через стопорную шайбу (4). Главное — чтобы на этом этапе гайка (1) не провернулась. Если тормозной рычаг задевает за конус (9) или за иные детали, стопорную шайбу можно расположить не по чертежу, а сразу за гайкой (1) — то есть под тормозным рычагом и его пыльником.
8 ) Засыпаем литологороховую смесь горох в левый подшипник, контрим через стопорную шайбу, устанавливаем и испытываем втулку.
Бонус: в старых втулках вместо бутерброда (20-22), указанного на выноске чертежа, присутствует шайба с пружинными усами вот такого вида:

Такая втулка более проста в сборке и регулировке. Конус (9) такой втулки внутри гладкий, без канавок, необходимых для установки шайбы (22).
Соответственно, конус (9) с канавками требует бутерброда, а конус без канавок — шайбы с пружинными усами. Системы не взаимозаменяемы. На мой взгляд, шайбы и той и другой системы при необходимости можно изготовить самостоятельно. Шайбу с пружинными усами я бы делал из латуни — мне кажется, что стальная плохо скользит, создавая избыточное сопротивление при движении накатом.

Добавлено: 17-11-2021 22:04:42

Полная разборка и сборка втулки типа ГАЗ («Родина»).  Из книги Крадинова.  С уточнениями.

Отвернув гайки, вынимают колесо из рамы.  Разборку начинают  с левой стороны втулки, отвертывают контргайку 3 и левый конус 5. После этого за  тормозной рычаг 19  вынимают из втулки ось в сборе. Чтобы не рассыпать и не перепутать шарики опорных подшипников, колесо наклоняют в левую сторону и, вынув ось наполовину, удаляют шарики левого подшипника. После этого, вдвинув ось на место,  поворачивают колесо в правую сторону, извлекают ось из втулки и удаляют шарики правого опорного подшипника.
Затем приступают к разборке тормозного узла. Специальным накидным  ключом,  вставленным в пазы тормозного конуса 10, находящиеся между звездочкой 13 и правым фланцем втулки, вывертывают из корпуса тормозной конус. Резьба на конусе левая  (вывертывать  по часовой стрелке). Конус вывертывается вместе с червячной гайкой 16 и сидящей на ней ведомой звездочкой. С внутренней стороны узла можно легко вывернуть подвижный конус 9.
Промыв детали втулки керосином, можно контролировать состояние опорных подшипников и контактных конических поверхностей корпуса, тормозного и подвижного конусов.
Если после промывки втулки окажется, что подшипник свободного хода, оставшийся неразобранным на тормозном конусе, свободно вращается и не имеет слишком больших  зазоров, его можно не разбирать. Точно так же контролируют состояние ступицы 22,  дисков 21 ступицы и отжимной шайбы 20, оставшихся на оси у правого конуса. Ступица должна вращаться между дисками с небольшим трением.
Для регулирования подшипника свободного хода отвертывают гайку 15 звездочки (резьба левая), снимают стопорную шайбу 14, звездочку 13 и отвёртывают  регулировочный конус 12. При отвёртывании гайки  для удобства работы можно воспользоваться «хлыстом» для удержания звёздочки. Во время отвертывания регулировочного конуса 12 нужно принять меры предосторожности (работать над тазиком),  чтобы не растерять мелкие шарики подшипника.
Собирают втулку в обратной последовательности. Внутрь тормозного конуса  вводят до упора  червячную гайку 16. Затем, для того чтобы шарики не рассыпались, шариковые дорожки смазывают консистентной смазкой и вдавливают в него шарики. После этого навертывают на червячную гайку регулировочный конус 12. Конус завёртывают неплотно, чтобы червячная гайка свободно вращалась внутри тормозного конуса. На шлицы червячной гайки устанавливают звездочку 13, стопорную шайбу 14 и закрепляют ее гайкой 15. Внутрь червячной гайки ввертывают подвижный конус 9. Он имеет левую резьбу, поэтому ввертывать его нужно против часовой стрелки до соприкосновения с конической поверхностью тормозного конуса.
После сборки тормозного узла проверяют легкость вращения подшипника свободного хода. Если зазор в подшипнике слишком мал  (узел туго вращается),  или, наоборот, если слишком велик  (большой люфт),  гайку 15 слегка отвертывают и, поворачивая регулировочный конус, регулируют зазоры, добиваясь минимального люфта при свободном вращении. Регулировочный конус от прокручивания фиксируется выштамповкой на внутренней стороне звёздочки.
Отрегулированный тормозной узел ввертывают в корпус втулки. Резьба здесь также левая.
На ось 8  правый  конус 5 наворачивают до упора и устанавливают диски 21 со ступицей 22 между ними (отогнутые язычки ступицы должны быть направлены внутрь корпуса втулки) и  отжимную шайбу  20, которую   прижимают регулировочной гайкой 1, при этом  ступица 22 должна вращаться  на оси с лёгким сопротивлением.  Далее   ставят проставочные регулировочные шайбы 18,  пылепредохранитель 17  и  тормозной рычаг 19, который  через стопорную шайбу фиксируют на оси контргайкой 3.
После навертывания контргайки 3 ещё раз проверяют вращение ступицы 22 на оси. Она должна проворачиваться с некоторым усилием, обусловленным небольшим трением о диски. Это трение должна создавать отжимная шайба 20. Регулировать силу трения можно, отвинчивая или завинчивая гайку 1.
При  установке во втулку оси в сборе с находящейся на ней ступицей 22 нужно проследить, чтобы отогнутые язычки ступицы вошли в пазы подвижного конуса.
Перед введением оси внутрь корпуса шариковые дорожки обоих подшипников  смазывают консистентной смазкой  и вдавливают в неё шарики (по 9шт). Они будут удерживаться смазкой и не выпадут при   установке оси.  Отогнутые язычки ступицы должны попасть в пазы подвижного конуса.
После сборки подшипников их регулируют на установленном в раму колесе. Поэтому усики левой стопорной шайбы не загибают до окончания регулирования. При хорошо отрегулированных подшипниках колесо свободно вращается,  при этом зазор в подшипниках  едва ощутим.
Обратите внимание, что в корпус 7 правая чашка подшипника  ввёрнута на тугой  резьбе – узел неразборный,  поэтому шестигранник внутри чашки не трогаем!

4

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Юрий 23, у вас получилось перебрать и настроить втулку "Родина"? Я пока провел ОКВП, где получилось, все отдраил "как у кота Мартына",  но не собирал, ибо шаров 3мм ( минус 3) не получилось. Их по умолчанию было наверно минус 10  img/ag .
(Тигру мяса не докладывают)  img/ag
Заказ шаров ( и не только 3мм ) в процессе... Пока выбираю где ближе и дешевле заказать.

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

KARNAVAL, большой подшипник не работает под нагрузкой. Я бы промыл и собрал с "минус десять" — если работает, так и пусть себе.

Гайка (1),  прижимающая бутерброд — регулировочная, ее не надо затягивать, только слегка прижать!

Вот тут я ошибся. Это конкретно на моем экземпляре конус имеет недостаточно глубокую проточку. В норме гайка затягивается до упора, а работа "бутерброда" регулируется отгибанием усов пружинной шайбы — "свастики".

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Да... Ёлки палки  img/bw .... по вашему описанию Очень очень сложная втулка. img/whipped
Тоже есть такая.  Думал звезда подойдёт куда нибудь ...
Не подошла. Никуда. img/ac

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Она скорее необычная, чем сложная. Конструктивно — проще "Торпеды". Звезда со своим стандартом крепления, бывает только 16 зубов. На звезде есть выштамповка, которая фиксирует регулировочную гайку большого подшипника — довольно оригинальное решение.

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

KARNAVAL, согласен с  DCorvus, что втулка необычная. Но следуя его рекомендациям,  настроил  без проблем . Не прокручивается, тормозит мягко. Шаров 3 мм — 42 шт. Как раз полный ряд минус три. При переспицовке колеса обнаружил, что на корпусе втулки 7 не затянут тормозной барабан.  Затянул, при этом отверстия во фланцах встали правильно. Вот и всё.

1

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Юрий 23img/ay  img/thank
В первом посте темы под заголовком "Школьник-Родина" сиротливо висела одна картинка. Добавил ссылку на Ваши посты.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Использую тормозную втулку "Торпедо" с успокоителем, без тормозного механизма, и, получается, что успокоитель даёт небольшую свободу цепи, что, при накате, расслабляет верхнюю часть цепи, и при нажиме нужно некоторое время и дополнительный пробег педалями — чтобы пройти этап от расслабления верхней части цепи до его натяга, и только после этого происходит, собственно, тяга. Как я понимаю — это трутся валики о корпус при свободном ходе, и, в обычной системе — без успокоителя, тяговый процесс не расслабляет цепь, и она не получает степень свободы, и валики отводятся вглубь чашки сразу по наступлению свободного хода, — а у меня, повторю, эти трущиеся о корпус валики не отводятся сразу, продолжают затираться и прокручивают цепь вперёд, при стоячих педалях, из-за чего верх цепи провисает. — Понятно?
Я щас не соображу способ решения проблемы, прошу помозговать. Может быть вы посоветуете втулку другой конструкции (тока не трещётку) — лишённую этого недостатка.

Пользователь находится в режиме "только для чтения".

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

img/doubt Не просто профанация идеи Торпедо, а и не заслуживающее похвалы нагромождение деталей сверх нормы, при урезании функционала исходной конструкции.

Нафиг там натяжитель? Малонадёжная сопля, которая сулит немалые проблемы. Одну из которых Вы уже имеете. Если рама не позволяет — нужно решать с рамой. Заменить дропы, или раму в сборе. Поверьте, оно того стоит.

Что до самой втулки. Она так хитро устроена, что на тормоз завязано и "схватывание" обгонной муфты.
Вот эта фиговина
Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.
своими косыми зубьями придерживает обойму роликов, что позволяет моментально замыкаться обгонной муфте.
Саму эту фиговину придерживает тормозной барабан.

Вы же всё это выкинули img/bk . Обойма роликов болтается, как цветок в проруби, и муфта входит в зацепление, когда хочет. Когда её тряхнёт на кочке.

Вот и придумайте, как в пустой втулке организовать придерживание обоймы. Получится сложнее, чем торпедо в исходнике с тормозом.

Так что это тупиковый путь.

Если не любите ножной тормоз — можно, разве что, им не пользоваться, и поставить на заднее колесо ручной.

Трещётки тоже не любите, и ищете идей?

Их есть у меня img/hitry
Вот так устроены в современных автомобилях шкивы генераторов:
Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.
Здесь подробности https://favorit-motors.ru/articles/obsl … ю%20гайки.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Для начала надеть цепь без натяжителей-успокоителей, чтобы не провисала. Именно провис верхней части цепи дает неприятные ощущения в начале педалирования. Если проблема в вертикальных дропах, использовать полузвено.
Прокручивание вперед обычно бывает на перетянутой втулке. Стоит проверить наличие минимального люфта. Еще, возможно, в пятерике слишком много консистентной смазки и вследствие ее вязкости крутится цепь и педали.

1

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

DCorvus, читали оба поста выше? img/ag  Втулка кастрированная.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

kisa, проблема описана так, будто не связана с этим. Плюс к тому, замечал, что некоторые экземпляры пятериков как-то схватывают на педалирование и тогда, когда эта латунная усатая штука их не придерживает.
Levontay, кроме фривилов есть еще фрихаб (барабан), червячка... И еще бывают нормальные живучие фривилы, но они дорогие))

1

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Как не связана, если отсутствие потрохов НАПРЯМУЮ ГАРАНТИРУЕТ замыкание муфты через раз. Сами поиграйтесь (я игрался). В руках схватывают, ногами — нет.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Втулки тормозные. Торпедо, червячные и др.

Levontay,  Я конечно извиняюсь. А зачем вы так делаете? Интересуют мотивы. Какую задачу вы преследуете?

1