Re: Пазний Турист и компания.
treks,
Из буржуинии если только тащить, у нас максимум 304 нашел.
***
Ну что, попробовал я почти все варианты посадок и регулировок, и теперь могу ответственно заявить: не существует какой-то одной единственно правильной посадки на все случаи жизни. Как ни сядь — это будет набор компромиссов. Учитывая что эффективных вариантов посадки несколько (у меня получилось три) и каждый лучше подходит для своих целей, то наверное правомерно будет считать выбор посадки элементом конфигурирования велосипеда в целом. То есть можно начинать что-то строить, уже имея в виду как мы на этом будем сидеть, и дальше подбирть все прочие компоненты соответствено. Всего векторов в конфигурировании мне видится четыре (на самом деле два т.к. второе на 80% зависит от первого):
— горный \ плоскостный
— статический \ динамический
В первом случае мы выбираем по сути процент паразитных энергозатрат: почему-то большая часть средств увеличения крутящего момента увеличивает также и их. В холмистой местности это не имеет значения т.к. в гору моментный выигрыш превешивает, а с горы гравитация помогает. Но на плоскости все наоборот: как раз не очень нужен момент, но важно сколько сил тратится на поддержание скорости.
Второй выбор больше по части компонентов. Какие-то хорошо держат неподвижное тело, но мешают длительному вкручиванию, другие наоборот: на них хорошо ехать, но невозможно сидеть. Понятно что плосткостный конфиг скорее всего будет динамическим (за неимением горок, с которых можно катиться), а горный тяготеет к статике, хотя с ним может быть больше вариантов.
Примеры конфигов.
1. Если маршрут состоит в основном из подъемов и спусков, то концепция следующая.
— Посадка с передней центровокй седла. То есть для первичного ориентира ставим носок седла над кареткой, дальше регулируем окончательно в зависимости от длины седла и личных предпочтений. Высота — по вытянутому носку. Такая посадка позволяет наиболее равномерно нагрузить ногу и развить максимальный момент: работа мышц воспроизводит вставание с корточек, естественное телодвижение. Обратная сторона — ограничение по каденсу из за роста паразитных энергозатрат: при быстром вращении ногу в конце такта приходится придерживать, иначе вел начинает прыгать. А если это фикс — подвисает на долю секунды на смене тактов (из за чего один мой знакомый как-то раз проиграл спринт).
— Само седло "статическое": средней ширины, умеренно мягкое, без пружин. Горняковое типа.
— Длинные шатуны. Как мы помним, их характеристика укладывается в концепцию: увеличение момента ценой каденса.
— Раз у нас беда с каденсом, на сингле мы будем сильно недобирать скорости на спусках, а значит добавляем трехскоростную трансмиссию: одна звезда универсальная, одна для крутых подъемов и одна для спусков. Мехпотери компенсирует гравитация.
— Такая посадка не позволяет разгрузить руки обычными средствами, да и выносов нужной длины не купишь особо, поэтому при выборе руля вспоминаем довоенную гоночную посадку и смещаем хват ближе к себе и вниз. Так можно принудительно согнуть тело в пояснице и оставить больше веса на седле.
В качестве более динамического варианта — лежак (седло наверное понадобится уже другое).
Итого: максимально возможный момент в гору, нет потери скорости с горы, комфортно катиться накатом. Без лежака несколько ограничена возможность принятия аэродинамичных поз, но в данных условиях это и не важно: пока катишься с очередной горки, можно и покорячиться. Или просто забить на несколько лишних км\ч. Постоянного ветра в морду не бывает т.к. он по верхам дует, максимум попадешь на одном подъеме из нескольких.
2. Если маршрут плоскостный, то :
— Посадка классическая шоссейная. Центровка седла средняя или задняя (в зависимости от роста и размера пуза), высота седла по пятке. Для первичной установки можно использовать пресловутый отвес, а потом сдвигаться назад пока не перестанут болеть руки.
— Короткие шатуны.
— Сингловая трансмиссия.
— Баран \ буллхорн и шоссейное седло.
Так мы получаем минимум механических и мускульных потерь + предельно гладкую смену тактов. Ноги сами крутятся. Но для того чтобы развить момент как в горном конфиге придется накачать окорочка как у спортсменов. Работа мышц в начале такта воспроизводит популярное жиросжигательное упражнение .
Ну, как-то так. Понятно что все это довольно общо, есть много всяких нюансов. К примеру, тяжелый велосипед от горного конфига выиграет без вариантов, а какой-нибудь телепортатор можно и в плоскостно-динамическом строить: аэродинамика для него важнее, а в горки он будет залетать за счет жесткости и минимального веса. А гоночные и туристические велосипеды это вообще вещь в себе: обязаны быть универсальными (т.к. никогда не знаешь куда тебя занесет) и никого не волнует что это в принципе не возможно. Единственная аксиома — они явно должны быть "динамическими" по компонентам, а вот все остальное... Как ни сконфигурируй, где-нибудь пролетишь.
***
Еще пара наблюдений.
По поводу немеющих кистей — все таки нет никакой волшебной таблетки против законов физики. Снижение нагрузки достигается одновременно несколькими средствами:
— Частичная уравновешенность тела на педалях.
— Реактивное усилие от педалирования.
— Натяжение поясничных мышц (на правильном седле, коих меньшинство).
— Постоянные перехваты на баране.
Весь этот комплекс работает только в динамике. Любишь ездить накатом — сдвигай седло назад чтобы сильнее сбалансировать тело на педалях.
Баран и узкое длинное шоссейное седло — элементы одной системы: при смене хватов задница сдвигается взад-вперед вдоль седла. Если широкое горняковое седло выставить под верхний хват, то на дропах начинаешь упираться в расширение. А вот на дальнем хвате буллхорна — не начинаешь, этот руль более демократичен в плане выбора седла.
***
Из жизни китайцев.
Если помните, я писал что мотоциклетные грипсы отличаются внутренним диаметром, правая и левая. Так вот, нашел применение тем, которые внутри 24мм.
Для аэродинамичного хвата, в данном случае. Можно и на баран натянуть. Намочить для скользкости, протащить по изгибам, а в том месте, где грипса должна сидеть, подмотать бумажного скотча. Или, там, термоусадку натянуть.
Re: Пазний Турист и компания.
сдвигаться назад пока не перестанут болеть руки.
при смене хватов задница сдвигается взад-вперед вдоль седла.
Руки болят, а Ж виновата...
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.
Re: Пазний Турист и компания.
Отличные выкладки,и очень правильные
Имеется лишь один маленький недостаток.
Re: Пазний Турист и компания.
kisa,
Ж всегда виновата, судьба у нее такая :).
VolfGang
?
Re: Пазний Турист и компания.
А недостаток в том,что применимо сие вкупе только к одному конкретному человеку,причем в отдельный конкретный период его велосипедной жизни.
Re: Пазний Турист и компания.
VolfGang, Вы тоже это видите? Что коллега EndoSteel, семимильными шагами по граблям идёт от ксеноморфной эргономики к общепринятой?
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.
Re: Пазний Турист и компания.
Эта общепринятая эргономика называется "сел и поехал" ©.
Повелевала сердцем и пером. ©
Re: Пазний Турист и компания.
VolfGang,
Ну, тут пока маловато статистики для выводов. Вот если бы взять человек сто и прогнать через все варианты конфигурации…
kisa,
Классической эргономике нашлось место в моей картине мира, скажем так :). Но для моих задач она не подходит, у меня одни горки на маршруте.
Re: Пазний Турист и компания.
Я слышал, от горок передачи хорошо помогают, а не эргономика всякая
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.
Re: Пазний Турист и компания.
Если передачу использовать как костыль для неоптимальной посадки, то получится медленнее при том же расходе сил. Но вообще это скользкий вопрос, учитывая что, при желании, как-то уехать можно даже на бетонном велосипеде с квадратными колесами. Надо для себя решить, нам это "как-то" покатит или мы хотим максимальной эффективности. Если покатит — хозяин барин, все равно доедет так или иначе. А если нужна эффективность, то придется комбинировать в конфиге элементы, улучшающие ее в текущих условиях.
Re: Пазний Турист и компания.
...Вот если бы взять человек сто...
миллиарды человек ездят уже полторы сотни лет. некоторые каждый день за водкой, некоторые тренируются заехать раз в несколько лет на олимпийский пьедестал.
или для вашей статистики население нашей планеты--выборка неподходящая?
Re: Пазний Турист и компания.
Ну, тут пока маловато статистики для выводов.
В данном случае-да.Но ведь это-
Вот если бы взять человек сто и прогнать через все варианты конфигурации…
-уже было.Причем в количестве,явно превышающем сто человек. Я не думаю,что вот так вот прямо ни у кого не возникало мысли о неповторимости собственных антропометрических параметров
Re: Пазний Турист и компания.
stalker20
См. про бетонный велосипед. Чтобы сделать лучше, нужно хотеть сделать лучше и знать, что можно сделать лучше. Большинству пофиг, едет и едет. Кстати, если посмотреть на зимних велодоставщиков, можно увидеть что половина тех низкорослых, кто может получить переднюю центровку штатными средствами, ее и используют. Просто они забыли спросить авторитетного дядю как им лучше сесть.
VolfGang
Триатлон, разделка, трек — кому можно, те пользуются. На гражданке реже, там проблемы со здравым смыслом. Достаточно вспомнить историю с дисковыми тормозами. Еще, кстати, можно привести хороший пример с первым британским горным велосипедом. Изобретатель забабахал ему раму с вертикальной трубой почти без наклона — то есть явно был того же мнения как лучше заезжать в гору. Но когда уже другие люди запускали вел в серию, они не рискнули пугать народ и придали раме классические пропорции. Вот так чей-то коммерческий интерес стоил потребителям правильной эргономики.
Re: Пазний Турист и компания.
не рискнули пугать народ и придали раме классические пропорции
А может быть,просто вовремя вспомнили,что с горы еще и съезжать придется...