Многим известна разработка задней втулки на промышленных подшипниках 200-й серии. Инженер М.Попов из Йошкар-Олы.
Заинтересовался и я. И начал копать.
Прежде всего, пришлось сделать рисунок, разбираясь в каждом узле (всё же качество сканирования не очень).
Получился вот такой технический рисунок.
В формате PDF 247.9 Кб (108)
Интересное обнаружилось, когда я попытался «собрать» эту втулку. Оказалось, сделать это невозможно. И виновата тут специальная гайка, №3 на верхнем рисунке. Причина указана на рисунке нижнем (А). Кто ошибся — сейчас уже и не узнать. Возможно, шутка инженера.
Кстати, всё, что цветное на рисунке А, то вращается. Что ч/б и штриховкой — то неподвижное (кроме шариков подшипника, не стал их красить, но, понятно, они вращаются).
В формате PDF 170.1 Кб (107)
Я предлагаю два варианта решения проблемы — соответственно, №3а и №3б. Тогда всё сходится (нижний рисунок, раздел Б в кружочке).
Вот так выглядит подшипниковый узел в сборе.
В формате PDF 106.4 Кб (128)
Логика присутствует железная: мы по скользящей сажаем левый подшипник №8, до упора закручиваем гайку №3б (до конца резьбы), стопорим её контргайкой 6. А дальше собираем с правой стороны и готовый узел засовываем в корпус втулки. По гайкам получается 107 мм, но при необходимости мы всегда можем получить нужный размер накручивая спецгайки №№6 и 7 в потребных количествах.
Кстати, о подшипнике.
Автор предложил серию 200 (а потом городил специальные гайки именно для их защиты). Но по нынешним временам мы запросто можем установить прекрасные защищённые и не обслуживаемые подшипники 80200 (они же 6200 ZZ). Собственно, при этом особой надобности с спецгайках №2 и №3б уже нет. Но я там ничего не трогал.
Я слегка изменил форму фланцев втулки. Так, чтобы не иметь проблем с креплением винтами крышки №9.
Примерно как-то так… Можно попробовать изготовить. Я совершенно не в курсе, какая квалификация токаря нужна, чтобы всё это выполнить. Ну и там фрезерные работы ещё. И с материалом могут быть проблемы.
Замечание 1. Вариант со съёмными фланцами я тоже нарисовал, но мне лично не совсем понятно, как точно обеспечить угол в 10 градусов между отверстиями под спицы справа и слева. Не это ли имел в виду автор, когда упомянул о тонких регулировочных шайбах? Так что выложу попозже, ещё немного подумав.
Замечание 2. Кажется совершенно логичным разработать аналогичную переднюю втулку. Я по этому поводу кое-что уже сделал, но был бы крайне рад помощи коллег с машиностроительным образованием.
«Зелёная Леди» • ЗИФ В-21В (1969 г.) | «Лисапетка» • ХВЗ В-555 (1971 г.)
«Чёрный Грач» • ХВЗ В-120 (1961 г.) | «Безымянный» • ХВЗ В-39 (1971 г.)