(24-01-2019 08:21:45 отредактировано Dan)

Re: В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Таинственная задняя чемпионовская втулка

Читая имеющиеся материалы про Чемпионы часто создается впечатление, что задняя чемпионовская втулка — это тайна, покрытая мраком. Что их почти не осталось, мало кто их видел и вообще, неизвестно как она точно выглядит. Поизучав вопрос, сия загадочная аура вызвала некоторое мое удивление, ибо прошедшим летом только на авите на вскидку мне попалось как минимум три предложения по продаже либо втулки отдельно, либо колеса в сборе. Собственно внешний вид задней чемпионовской втулки можно посмотреть в предыдущем моем посте про колеса в этой теме.

Есть другой момент. Родные чемпионовские втулки по мере их вымирания владельцы меняют на втулки от других моделей и большинство комплектных велосипедов, которые выставляют на известных площадках, продаются с уже замененными задними втулками. Обычно устанавливают втулки от старт-шоссе, они по внешнему виду наиболее близки к родным. Опытный кроковод, конечно, легко отличит одну от другой. Для сравнения приведу картинку двух втулок.

В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Самое заметное отличие, по которому безошибочно можно распознать стартоновскую втулку  — это более широкий выступ на внутренней стороне левого фланца. Кроме этого, на чемпионовской втулке нет маркировки "ХВЗ", на СШ есть.

Размер родной чемпионовской втулки (посадочный размер между дропами) составляет 122,5 мм.
Под спойлером на фото показан заводской набор крепежных элементов и конусов с обеих сторон оси.

Spoiler

С правой стороны: конус-длинная втулка-шайба-контргайка
В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

С левой стороны: конус-короткая втулка-контргайка
В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

У собранной таким образом втулки по словам некоторых владельцев случается одна странная вещь. При переключении на самую большую звезду трещотки задний переключатель начинает задевать за спицы! Что это — брак разработки,  результат каких то самостоятельных регулировок сказать не могу, может кто то из старших коллег в курсе. На втулке, установленной на моем экземпляре, кто-то из предыдущих владельцев для борьбы с этим явлением установил под трещотку латунное кольцо шириной 2 мм. Если обратить внимание на фото втулки из предыдущих постов, то эту латунную проставку хорошо видно, как видно и то, что ось с конусами была собрана не в той последовательности, как это делалось на заводе. В частности, маленькая втулка с левой стороны убрана, а справа были понаставлены гайки-втулки из чьих-то крепежных закромов с целью компенсации большего вылета трещотки, чтобы она не задевала за перо. Приводит это к тому, что нужно неимоверно смещать зонт колеса в правую сторону. Чтобы избежать этого, я пересобрал ось по заводскому методу, но справа поставил дополнительную гайку такой же ширины, что и латунное кольцо. При этом посадочный размер втулки увеличился почти до 125 мм. Зато зонт теперь не такой зкстремальный.

В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Не все понятно с трещоткой. В инструкции (см. в шапке) приведна информация, что родная чемпионовская трещотка — это пятерик 13-15(14)-17-19-20. У меня большая звезда в пятерике — 21. Пересмотрев доступные в сети фото, не нашел ни одной, где бы в большой звезде насчитывалось 20 зубов. На том же Экспонате, насколько это видно, 21 зуб. Возможно, были два типа трещоток. Помещаем пока в разряд нераскрытых тайн Чемпиона.

PS: Прошу более опытных коллег не кидать камнями, все написанное — результат переваривания информации из доступных источников в процессе поиска ответов на мои вопросы. Если кто-то обладает достоверной информацией, буду рад, если поделитесь со мной и другими коллегами.

Re: В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

img/ag Лучший в рунете материал по втулкам Чемпиона. Других-то и нет.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

(21-01-2019 07:49:18 отредактировано Dan)

Re: В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Рама

Очень хотелось вывести геометрию рамы как можно ближе к идеалу.
Работы начал с правки вилки. Вилка явно претерпела нехилый удар, была вот такая:

В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик
В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Начитавшись в библиотеке материала по правке вилки, но побоявшись править вилку при помощи рамы (она у меня одна, а опыту совсем нема), изготовил такой "инструмент"-заменитель рамы:

В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Используется совместно с ломом и особым образом просверленным брусочком.

Для правки двух перьев сразу:
В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Для правки перьев по-отдельности:
В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

На последнем этапе зажав эту приспособу с вилкой в тисках удобно производить более тонкую финишную правку перьев вилки руками. В тисках же выставлялась параллельность дропов при помощи разводного ключа.

Контроль производился в графическом редакторе или при помощи лески, натянутой на пруток (этакий детский лук). У каждого метода есть свои преимущества, леска позволяет осуществлять контроль сразу на месте, в редакторе рука не дрожит img/ag. Таким образом контролируется отсутствие отклонения перьев вперед-назад при виде сбоку и симметрия относительно оси штока при виде спереди.

В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Все трубки рамы сначала проверил на прямолинейность.

В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Затем при помощи лома выправил небольшой вертолет.
Задние перья выставил при помощи прямоугольного профиля и штангеля методом, который описал здесь.

К этому методу добавлю небольшой алгоритм, как рассчитывать, на какое расстояние по штангелю нужно отгибать каждое перо (немного простейшей науки img/ag):

1. Замеряем расстояние между дропами L1 до правки (в моем случае оно было равно 113 мм)
2. Замеряем отклонение левого дропа от профиля по штангелю (11 мм)
3. Замеряем отклонение правого дропа Lп от профиля по штангелю (15 мм)
4. Допустим, нужно выставить перья симетрично на ширину между дропами = 125 мм.

Вычисляем отклонение, которое нужно выставить и для левого и для правого дропа:

L = (Lл + Lп + Lд — L1) / 2

Для моего случая получаем по 19 мм с каждой стороны, что и было сделано. Кстати финишную правку делал руками, положив раму на верстак, свесив перья с края стола, одной рукой прижимая раму к верстаку за рулевой стакан, другой пружинящими движениями надавливая на дроп вниз.

Результат, как уже писал выше, оправдал все ожидания, колеса встали ровно, глаз не нарадуется  img/bp.

Re: В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

kisa, думаю, надо рассматривать этот пост как заготовку, по мере получения информации будем просветляться  img/ab

(21-01-2019 13:30:35 отредактировано Dan)

Re: В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Руль

Вот в чем я был на 100% уверен, так это в руле. Идеально ровный, почти без царапин, красота. Пока не решил открутить вынос... Судя по всему, вынос не снимали с завода. А оттуда... высыпалась хорошая горстка оксида алюминия, а руль предстал вот в таком виде:

В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Хорошо, что есть этот форум. На помощь опять пришел коллега newformat.13, подогнал руль со своих складов. День с напильником, шкурками разных сортов, руль отполирован:

В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Встала дилемма. Анодировать или нет. С одной стороны в книге "Гоночные велосипеды":

В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

С другой стороны — материал, пересланный мне newformat.13:

В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

По фотографиям из сети тоже непонятно...
В итоге решил анодировать, даже если это идет вразрез с аутентичностью. Доводы за анодирование — 1. Не хочется повторения истории с гниением. 2. Из анодированного полированный можно сделать за 10 мин. img/ag. 3. Все равно планирую полностью обматывать.

Вроде неплохо получилось:
В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Re: В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Рули из 70-х анодированы.
В статье, которую Вы показали, речь о 50-х гг — там вон  В-53 упоминается.
Если б речь шла о музейной реставрации — нужно было бы уточнять, как оно было.
Но в Вашем случае, когда работа творческая близко к тексту, всё сделали правильно. Коль скоро весь обвес анодирован — зачем рулю выбиваться из стройных рядов?

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

(03-02-2019 07:47:04 отредактировано newformat.13)

Re: В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Dan, коллега, ваша Статья, не побоюсь этого слова, по содержанию и доступности изложения материала вызывает восхищение, читать одно удовольствие, жду окончание проекта и совместное поехало! img/ay
Несмотря на "большое" количество анодированых деталей, хотя на виду только ручки и передний тормоз, полированный руль, на мой взгляд все же смотрится лучше, он сочетается с выносом и делает велосипед много более приятнее.
P.S. все рули на чемпионах, В54 и В552 встречал только полированные, и ваш родной с дыркой тоже по моему говорит об этом, свежая полировка ни чуть не испортит вид img/ah

Разыскивается:
колеса/втулки/резина на В-22//зд бордовое крыло на В-31/32//
зд колесо/втулка, седло, клещи, зд перекидка на В-54, трубки..

Re: В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Dan, коллега, забыл спросить, на велосипед будете цепь парафинить, или скроете красоту обновленного покрытия звезд трещотки под смазкой? img/ag

Разыскивается:
колеса/втулки/резина на В-22//зд бордовое крыло на В-31/32//
зд колесо/втулка, седло, клещи, зд перекидка на В-54, трубки..

(21-01-2019 07:52:42 отредактировано Dan)

Re: В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

kisa, да, вот такая вилка. Про 50е и 70е понятно, а что было с рулями в 60е... взял на себя смелость решать для своего экземпояра img/ag

newformat.13, спасибо за комплимент! Про полировку. Возможно, была повальная мода на полировку рулей img/ag. Я опять же обратился к теме про Экспонат как к истине в первой инстанции. Склоняюсь к тому, что у него все таки руль анодированный. Хотя, это "анодирование" может иметь естественное происхождение.

Про цепь пока в раздумьях, курю материал. Много зависит от того, будет она с замком или нет. Если нет, то честно говоря не представляю как ее периодически парафинить... До этого цепи мыл и закапывал смазку.

Re: В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

У моей трёщетки большая звезда имеет 21 зуб. https://krokovod.org/forum/viewtopic.ph … 547#p93547

ИЩУ седло на В-32.

Re: В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Dan пишет:

как ее периодически парафинить

Выжимка цепи — наше всё.

"Ненавижу, когда все шагают в ногу одинаково стриженые, одинаково одетые, с одинаковыми мыслями в одинаково пустых головах" © Кий.

Re: В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Dan, на спортивные ХВЗ замок натуральнее ставят

Разыскивается:
колеса/втулки/резина на В-22//зд бордовое крыло на В-31/32//
зд колесо/втулка, седло, клещи, зд перекидка на В-54, трубки..

Re: В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Dimagolt4, добавил в статистику  img/ab

DVDshnik, пинов новых однако нужно где то раздобыть, а на уже выжатый сажать боязно.

Добавлено: 21-01-2019 09:40:41

Недавно цепь пришла.

В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик
В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Re: В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Dan пишет:

а на уже выжатый сажать боязно.

Что там боятся то, сколько цепей переклепал, включая мои активно ездовые Велы, ни одна не подвела

Разыскивается:
колеса/втулки/резина на В-22//зд бордовое крыло на В-31/32//
зд колесо/втулка, седло, клещи, зд перекидка на В-54, трубки..

Re: В-551 Чемпион-Зеленый кузнечик

Dan, цепь супер img/ay .  И не бойтесь выжимать, если правильно назад установите никаких проблем не будет.

Spoiler

есть целый ряд серьезных велоцепей, где замок не установлен и не предусмотрен, зато продаются сменные пины отдельно если вдруг потеряли свой при выжимании своего

Everything's gonna be just fine!