Тема: Туллио Кампаньоло велогонщик и гениальный изобретатель

Итальянский велогонщик Туллио Кампаньоло вошел в историю как изобретатель велосипедного эксцентрика и переключателя передач ставшего классикой. Но он не был бы настоящим итальянцем, если бы среди его изобретений  не нашлось бы место для еще одной оригинальной вещи.


Туллио Кампаньоло велогонщик и гениальный изобретатель    Туллио Кампаньоло велогонщик и гениальный изобретатель
Джентуллио «Туллио» Кампаньоло (Gentullio (Tullio) Campagnolo (26.08.1901 – 3.02.1983)


Спортивная карьера велогонщика Туллио Кампаньоло началась в 1922 году. Спортсмен подавал большие надежды, и был участником ряда престижных велогонок.
Гонщику 1920-х годов, чтобы переключить передачу, нужно было быстро снимать колесо развернуть его на 180 градусов,( там размещалась вторая звездочка)  при этом руками открутить специальные гайки-«барашки».

Во время одной гонки в 1927 году, молодой Туллио, ехавший в группе лидеров гонки не смог справиться с поставленной задачей. На альпийском перевале Croce d’Aune (Кроче д`Он), у спортсмена  замерзли руки и пальцы свело таки, что он не смог открутить гайки и проиграл гонку.
Поражение огорчило Кампаньоло, и он решил придумать новый способ крепления велосипедных колес.
В 1930-м он запатентовал велосипедный эксцентрик – простое устройство, помогающее надежно закреплять колеса и при необходимости сравнительно легко их снимать. Модель Кампаньоло быстро оценили по достоинству – даже в современных велосипедах придуманные им эксцентрики используются в практически неизменном виде.
Кампаньоло понял, что его призвание – создавать инновации, и оставил большой спорт.


Туллио Кампаньоло велогонщик и гениальный изобретатель
В 1930-м он запатентовал велосипедный эксцентрик – даже в современных велосипедах эту деталь используются в практически неизменном виде.


Следующим его изобретением стал переключатель Cambio, патент на который регистрируется 4 мая 1933 года, а презентация рабочего прототипа происходит в августе того же года.
Это была сложная система: «скользящая втулка с двухрычажной системой переключения передач обратным вращением педалей».
В основе системы стояли быстрое ослабление колеса с последующим переключением скоростей. На заднем пере стояли два рычага прута – один из них ослаблял колесо, второй в это же время передвигал цепь на нужную скорость. Гонщики стали повсеместно пользоваться системой – это была крайне удобная инновация для тех времен. В дальнейшем система переключения модернизировалась (вплоть до 1949 года), и конечная ее реализация имела всего один рычаг (Cambio Corsa, название было изменено с 1946 года), которым осуществлялись все операции, а это еще раз ускорило все переключение хотя вращать педали назад требовалось.


Туллио Кампаньоло велогонщик и гениальный изобретатель    Туллио Кампаньоло велогонщик и гениальный изобретатель   
https://youtu.be/aewT29kW31w

Система переключения передач Cambio Corsa конструкции Туллио Кампаньоло


В 1949 году на выставке в Милане  был представлен первый прототип переключателя Campagnolo с параллелограммом в своей основе и подпружиненной лапкой, выполняющей роль натяжителя цепи, а управление системы  осуществлялось двумя тросами. В 1951 году был представлен рабочий прототип идеального переключателя скоростей «Gran Sport», который управлялся всего одним тросиком. Такая революционная конструкция стала классикой велосипедных систем переключения передач.


Туллио Кампаньоло велогонщик и гениальный изобретатель
Патент на переключатель передач Gran Sport конструкции Туллио Кампаньоло, 1950 год


Слово «компаньойола» стало нарицательным для всех велосипедных «перекидок». В советские времена это название было многим не понятно и никто не связывал его с именем изобретателя итальянца Туллио Кампаньоло. Только элитные спортсмены имели на своих ХВЗ спецзаказах оригинальные системы Campagnolo от которых и распространилось это слово. Позже «копии» итальянской перекидки устанавливали на массовые спортивные велосипеды и даже на народные «Туристы».


Туллио Кампаньоло велогонщик и гениальный изобретатель    Туллио Кампаньоло велогонщик и гениальный изобретатель
Изящные и точные в работе механизмы  конструкции Туллио Кампаньоло


К 1951 году у компании уже было производство в Италии и Франции, где работало более 120 сотрудников. В течении 1950-х годов выпускаются первые переключатели по доступным ценам для широких масс, производятся пяти-болтовые системы шатунов, двух-болтовые подседельные штыри, педали. В конструкциях преобладает сталь, бронза и алюминий магниевые сплавы.
В 1958 году патентуются пустотелые болты под шестигранный ключ, для закрепления звезд на шатунах .  В 1961 году выпускается система с тремя  передними звездами, что открывает перед гонщиками небывалые возможности.

Фирма Campagnolo развивала и другие направления. Например производство деталей и колес из магния для спортивных автомобилей Ferrari, Maserati, Alfa Romeo и Lamborghini. Кроме того, производятся детали конструкций для спутников, которые запускает NASA в 1969 году, выпускаются детали военного назначения.

В 1970-х начинается внедрение титановых осей в каретки и втулки, используются титановые болты и педали.
Начинается сотрудничество с Colnago и Eddy Merckx (пятикратный победитель Тур де Франс) для производства облегченного оборудования ради рекорда, который состоится в Мехико.

В 1980 году стартует разработка новой задней втулки из алюминия, стали и титана, также применяется система храпового механизма с тремя собачками. Это был последний проект, который Туллио Кампаньоло курировал лично.


Туллио Кампаньоло велогонщик и гениальный изобретатель
Скончался Туллио Кампаньоло 3 февраля 1983-го; на момент смерти ему был 81 год. Многочисленные изобретения сделали Кампаньоло среди производителей велосипедов и профессиональных велосипедистов фигурой культового масштаба.



P.S.
Что каксается настоящего итальянца, в 1966 году Туллио запатентовал совершенно новое устройство для открывания винных бутылок, известный как Штопор Кампаньоло (Corkscrew Campagnolo).
Туллио Кампаньоло велогонщик и гениальный изобретатель

17

Re: Туллио Кампаньоло велогонщик и гениальный изобретатель

Про штопор не знал  img/ay  спасибо. Талантливый человек….

Re: Туллио Кампаньоло велогонщик и гениальный изобретатель

В декабре 1953 года появился первый в мире передний переключатель Sport — также изобретение Компаньоло..
Туллио Кампаньоло велогонщик и гениальный изобретатель
Туллио Кампаньоло велогонщик и гениальный изобретатель
А в 1958 году Компаньоло представил передний переключатель параллелограммной конструкции.

Здесь, наверное, должно быть написано что -то умное....

3

Re: Туллио Кампаньоло велогонщик и гениальный изобретатель

Интересная статья о Кампаньоло:
https://www.renehersecycles.com/a-reapp … ampagnolo/

Здесь, наверное, должно быть написано что -то умное....

1