Тема: Туллио Кампаньоло велогонщик и гениальный изобретатель
Итальянский велогонщик Туллио Кампаньоло вошел в историю как изобретатель велосипедного эксцентрика и переключателя передач ставшего классикой. Но он не был бы настоящим итальянцем, если бы среди его изобретений не нашлось бы место для еще одной оригинальной вещи.
Джентуллио «Туллио» Кампаньоло (Gentullio (Tullio) Campagnolo (26.08.1901 – 3.02.1983)
Спортивная карьера велогонщика Туллио Кампаньоло началась в 1922 году. Спортсмен подавал большие надежды, и был участником ряда престижных велогонок.
Гонщику 1920-х годов, чтобы переключить передачу, нужно было быстро снимать колесо развернуть его на 180 градусов,( там размещалась вторая звездочка) при этом руками открутить специальные гайки-«барашки».
Во время одной гонки в 1927 году, молодой Туллио, ехавший в группе лидеров гонки не смог справиться с поставленной задачей. На альпийском перевале Croce d’Aune (Кроче д`Он), у спортсмена замерзли руки и пальцы свело таки, что он не смог открутить гайки и проиграл гонку.
Поражение огорчило Кампаньоло, и он решил придумать новый способ крепления велосипедных колес.
В 1930-м он запатентовал велосипедный эксцентрик – простое устройство, помогающее надежно закреплять колеса и при необходимости сравнительно легко их снимать. Модель Кампаньоло быстро оценили по достоинству – даже в современных велосипедах придуманные им эксцентрики используются в практически неизменном виде.
Кампаньоло понял, что его призвание – создавать инновации, и оставил большой спорт.
В 1930-м он запатентовал велосипедный эксцентрик – даже в современных велосипедах эту деталь используются в практически неизменном виде.
Следующим его изобретением стал переключатель Cambio, патент на который регистрируется 4 мая 1933 года, а презентация рабочего прототипа происходит в августе того же года.
Это была сложная система: «скользящая втулка с двухрычажной системой переключения передач обратным вращением педалей».
В основе системы стояли быстрое ослабление колеса с последующим переключением скоростей. На заднем пере стояли два рычага прута – один из них ослаблял колесо, второй в это же время передвигал цепь на нужную скорость. Гонщики стали повсеместно пользоваться системой – это была крайне удобная инновация для тех времен. В дальнейшем система переключения модернизировалась (вплоть до 1949 года), и конечная ее реализация имела всего один рычаг (Cambio Corsa, название было изменено с 1946 года), которым осуществлялись все операции, а это еще раз ускорило все переключение хотя вращать педали назад требовалось.
Система переключения передач Cambio Corsa конструкции Туллио Кампаньоло
В 1949 году на выставке в Милане был представлен первый прототип переключателя Campagnolo с параллелограммом в своей основе и подпружиненной лапкой, выполняющей роль натяжителя цепи, а управление системы осуществлялось двумя тросами. В 1951 году был представлен рабочий прототип идеального переключателя скоростей «Gran Sport», который управлялся всего одним тросиком. Такая революционная конструкция стала классикой велосипедных систем переключения передач.
Патент на переключатель передач Gran Sport конструкции Туллио Кампаньоло, 1950 год
Слово «компаньойола» стало нарицательным для всех велосипедных «перекидок». В советские времена это название было многим не понятно и никто не связывал его с именем изобретателя итальянца Туллио Кампаньоло. Только элитные спортсмены имели на своих ХВЗ спецзаказах оригинальные системы Campagnolo от которых и распространилось это слово. Позже «копии» итальянской перекидки устанавливали на массовые спортивные велосипеды и даже на народные «Туристы».
Изящные и точные в работе механизмы конструкции Туллио Кампаньоло
К 1951 году у компании уже было производство в Италии и Франции, где работало более 120 сотрудников. В течении 1950-х годов выпускаются первые переключатели по доступным ценам для широких масс, производятся пяти-болтовые системы шатунов, двух-болтовые подседельные штыри, педали. В конструкциях преобладает сталь, бронза и алюминий магниевые сплавы.
В 1958 году патентуются пустотелые болты под шестигранный ключ, для закрепления звезд на шатунах . В 1961 году выпускается система с тремя передними звездами, что открывает перед гонщиками небывалые возможности.
Фирма Campagnolo развивала и другие направления. Например производство деталей и колес из магния для спортивных автомобилей Ferrari, Maserati, Alfa Romeo и Lamborghini. Кроме того, производятся детали конструкций для спутников, которые запускает NASA в 1969 году, выпускаются детали военного назначения.
В 1970-х начинается внедрение титановых осей в каретки и втулки, используются титановые болты и педали.
Начинается сотрудничество с Colnago и Eddy Merckx (пятикратный победитель Тур де Франс) для производства облегченного оборудования ради рекорда, который состоится в Мехико.
В 1980 году стартует разработка новой задней втулки из алюминия, стали и титана, также применяется система храпового механизма с тремя собачками. Это был последний проект, который Туллио Кампаньоло курировал лично.
Скончался Туллио Кампаньоло 3 февраля 1983-го; на момент смерти ему был 81 год. Многочисленные изобретения сделали Кампаньоло среди производителей велосипедов и профессиональных велосипедистов фигурой культового масштаба.
P.S.
Что каксается настоящего итальянца, в 1966 году Туллио запатентовал совершенно новое устройство для открывания винных бутылок, известный как Штопор Кампаньоло (Corkscrew Campagnolo).