Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

img/ag Достигается упражнениями. Я бегал в веломагазин с приличными велосипедами, стягивал пальцами пары спиц (которые с одной стороны, пересекающиеся дальним от втулки крестом), запоминал усилие.
Колеса с третьего, если не со второго, форму держат много тысяч км. Ну, первое просто было с радиальным набором img/ag

При профилактической протяжке после 100 км (кстати, мои любительские саморобные колёса давно в ней не нуждаются) обращайте внимание также на натяжку пар спиц пальцами. Все пары должны быть натянуты одинаково, и каждая спица в паре — тем более. Если Вы, даже с непривычки, разницы в натяге не почувствуете — то и не трогайте.
Также отследите форму — не появилось ли восьмёрок.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

woldemar, стандартна таблиця відповідності величини сили натягу показнику тензометра (у мене є) починається приблизно з 50 кгс, а закінчується приблизно на 160-180 кгс.

Площа перерізу спиці з діаметром 2 мм дорівнює 3.14 мм2. Тобто мінімальне напруження приблизно 50*10/3.14=160 МПа, а максимальне 470 — 530 МПа. Ці граничні значення можна розглядати як рекомендовані.

Конкретно для спиці діаметром 2 мм сили 53 та 173 кгс, а напруження 156 та 508 МПа.

Якщо навантаження на колесо складає 50 кг, то щоб розвантажена спиця не бовталася, то її потрібно натягнути на 100 кгс, при цьому максимальне навантаження може досягати 150 кгс. Це дуже приблизно, але можна застосувати як орієнтир.

Я тягну спиці до 50-70 кгс, оскільки комплекс спиць розподіляє додаткове навантаження на декілька спиць, а ударне навантаження значно гаситься шинами. Мій велопробіг дуже невеликий, тому на своїх цифрах не наполягаю.

До речі, при протягуванні у різьбу потрібно додавати мастило, інакше великих значень досягнути не вдасться. Але не будь-яке, а таке, що з часом полімеризується. Наприклад, сонячну або іншу рослинну олію.

Ех, ще б раз народиться!
Проекти вело ХВЗ: В-110 "Прогресс" (1950);  В-22 (1954);  111-411 "Украина" (1977); 
                             В-541 "Спорт" (1970);
                     ЖВЗ: В-849 Десна-2 (1979);  ГАЗ: В-025 "Школьник" (1966-1975 (?))

1

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

woldemar, сходите в магазин, где продаются велосипеды, стоимостью от тысячи долларов. Потрогайте и постарайтесь запомнить степень натяжения спиц их колёс заводской сборки. Это предельно сильное натяжение (для двойных ободов). Для широкораспространенных в кроководстве одинарных ободов натяжение спиц заметно слабее.
Ещё можно пощупать колёса, собранные в веломастерской.
И не забивайте себе голову тензометром и кгс!

П.С. О! Костя опередил.  img/ab

Не стоит дружить с людьми, у которых нечему научиться. Вот поэтому у меня так мало друзей. Джеймс Уотсон

2

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

Veksha пишет:

опередил.

img/ae
Важно не трогать малоспицевые колёса! На колесе-эталоне должно быть 36, ну 32 спицы и три креста — обратите внимание.
Удобно сжимать пальцами спицы и смотреть на их пересечение. Обычно, довольно легко как бы сместить крест где-то на сантиметр-полтора. Дальше боль в пальцах заметно растёт, а смещение креста... не смещается почти img/ag .
Вот этот момент и нужно запомнить — примерную нагрузку на пальцах, и примерное смещение креста до того, как это относительно затруднится.

Комплектация и сборка велосипедных  колёс.

А вообще, мы больше текста накатали, чем той науки в реальности.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

Коллеги, всем ещё раз спасибо за полезный ликбез!!!
Возможно я и зря так заморачиваюсь, но как всегда все приходит с опытом.
Обязательно попробую пощупать готовые колеса для понимания. Да и тензометр приобрету, наверное, чуть позже тоже.

1

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

Коллеги, добрый вечер.
Может ли кто-нибудь внести ясность в вопрос по длине спиц для "Туриста" и для "Украины"?
В разных сообщениях на форуме указаны различные размеры: 294 и 296 мм. Так какой размер эталонный?

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

紗代 (Sayo), Ваш вопрос не совсем понятен: если собирать заново из родных (эталонных) компонентов, втулки, обода и спиц, то нужно измерить ту спицу в том колесе. А если собирать из новых деталей, то калькулятор длины спиц поможет. Лучше три разных калькулятора  img/beard

Не стоит дружить с людьми, у которых нечему научиться. Вот поэтому у меня так мало друзей. Джеймс Уотсон

3

Re: Комплектация и сборка велосипедных колёс.

img/ag На 296 легко собирать, и часто длина идеальна. И такой спицы точно хватит  Если вдруг что — на миллиметр будет торчать кончик — так его спилить недолго, что вполне по технологии.
294 может менее удобно набирать (дотягивать на место последние сицы), их может не хватить с шайбами из магазина метизов, которые довольно толстые. Если обод — чайка, да ещё применяем шайбы из метизов, которые при этом приходится гнуть, то 294 точно сложно будет дотянуть при сборке.
Мне не нравится, когда спица спица заканчивается слишком глубоко в ниппеле. Это бывает, когда с трудом дотягиваются спицы при сборке. Номинально колесо при этом собирается и регулируется.

Вобщем, лучше на миллиметр длиннее калькулятора, чем на миллиметр короче.
 
Ну, то есть, дело барское, но лично я продолжаю топить за 296 img/bm  img/bo

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.