Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Оснащаем втулки Старт-шоссе нештатными осями

.

Навеяно тем, что часто стала попадаться задача оснащения осью пустых втулок Старт-Шоссе, особенно — красивых с высоким фланцем. Так что сначала освещу весь этот вопрос. Это бывает не только  при покупке пустого корпуса втулки, нередкого на рынке, но и при желании уйти от эксцентрика — например, на туринге или трековом велосипеде, или в случае применения задней втулки СШ на синглспиде.

Задняя ось.
Замечу, что с задней втулкой проблема решается сравнительно просто: туда подходит ось от Туриста или Рекорда (это одна и та же деталь), даже в сборе со своими конусами. 
При этом, если задняя втулка Старт-Шоссе поступила с осью под эксцентрик, задача сводится просто к добывании голой оси с резьбой М10х1. Это та же ось Туриста/Рекорда, либо задняя ось иностранного производства, которая отнюдь не редкость на рынке.

Осторожно! Распространены близкие к М10х1 резьбы, которые несоответствуют! Например, Fg9,5. Конус от М10х1 на такую легко накручивается, но легко срывается. Проверять нужно перекрёстно: конус с нашей старой оси должен накрутиться на новую, но и родной  конус с новой — на нашу старую!

В наших подшипниках втулки окажутся родные чашки и родные конуса. Укомплектовываем их штатными шариками 6 мм, и получаем профит.

Но это сзади, и когда есть родные конуса от такого корпуса.

Если родных конусов не добыть, или если пытаемся воевать с передней втулкой Старт-шоссе, проблем больше.


Передняя ось.
При наличии комплекта родной оси СШ, можно поискать ось от Рекорда (при большом везении), либо цельную буржуйскую ось с резьбой М9х1 — они попадаются. Ну и пересадить на неё конуса и родные шарики 5 мм. Можно заказать токарю.

Также иногда в красивые передние втулки СШ устанавливают дорожную ось с резьбой М8х1 и её родными конусами, имеющими наружную конфигурацию, как на СШ. Т.е. потом в подшипнике нормально применяются положенные шарики 5 мм. Но из-за некоторой нехватки длины такой оси, нужны специальные гайки, заходящие в дропы, и соответствующая модификация дропов:

ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Некоторые наши коллеги (особенно много убил нервов и времени leonyar) пытались в советские корпуса устанавливать оси иностранного производства — например, неплохие Quando — в сборе с конусами. Как в передние, так и в задние стартоновские втулки.

Однако успеха эти попытки не имели. При таком подходе, нужно подбирать диаметр шарика. Выбор невелик — нормального по ISO/ГОСТ размера, или азиатского дюймового. Т.е 4,76 или 5 мм спереди, и 6,35 или 6 мм сзади. Перепробованные коллегами варианты, оказались неработоспособны: шарики катались по самому краю конуса, неудовлетворительно заполняли чашку, закусывали.


Возможно, поздние, цельноалюминиевые корпуса втулок Старт-Шоссе можно полностью перевести на импортные подшипники, купив ингостраные чашки. Если они подойдут по посадке.

Также, есть оригинальный вариант отказа от эксцентриков спереди, на родной оси Старт-Шоссе: https://krokovod.org/forum/viewtopic.php?pid=2773#p2773

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

И вот в этом месте родилась невнятная пока идея, как системно такую ситуацию побороть.

Добыть хорошую импортную ось с конусами — не проблема. При этом не обязательно гнаться даже за метрической резьбой, в провинции такую можно и не добыть. А купить какую-нибудь Quando в Интернете не сложно.

Косяки с непопаданием шарика в правильную траекторию, само собой, связаны с тем, что дорожка импортного конуса имеет иную конфигурацию, чем штатная. Занимая места, которые диктует советская чашка и импортный конус, шарики занимают не те места.

С фигурой чашки мы наврядли сможем что-то сделать малой кровью. А с конусами мы худо-бедно работаем.

Итак, это определяющие размеры:
ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Предлагается:
Тщательно обмерить новые конуа (передний и задний) Старт-шоссе — штангелем и радиусомером.
Создать векторный файл для резки специального точного шаблона-калибра.
Найти, где и чем из стали 3...4 мм вырежут такой шаблон с точностью до 0,1 мм.
Вырезать шаблон.
Импортному конусу придать форму советского, сообразуясь с шаблоном.
ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Собрать втулку, используя кошерные миллиметровые шарики штатным для СШ образом.
Профит.

Как эталон, можно использовать слегка пользованные конуса, чтобы убедиться, что шарики катаются по центру дорожки.
Шаблон поможет точнее выдерживать геометрию дорожек также при пиведении в порядок родных конусов. В брошюре Анисимова "Немного о колесе" вскользь упоминается о каких-то шаблонах для этого.

Исполнять колдунство можно попросить токаря с правильными резцами, или самостоятельно в импровизированном станке из закреплённой дрели при помощи абразивного бруска.

Понятно, нужна какая-то уверенность в достаточной глубине термообработки конуса-заготовки.

Естественно, всё это применимо к случаю, когда нужно установить ось всё же с эксцентриками, но неродную.

img/bk

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

kisa,
Даже у "хорошей" современной шимоно глубина термообработки 0.4-0.6мм, чего не хватит для приведения конуса в "надлежащий вид" слесарными средствами.

Шаблон может пригодиться скорее для подбора "правильного" нового конуса. Шаблон резать лазером, файл сделать, промерив эталон.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Riverdale пишет:

у "хорошей" современной шимоно глубина термообработки 0.4-0.6мм

А не треба брати хороше шімано, треба брати квандо і джойтеч- ті переточуються і гартовані повністю

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

CustoмBicyclь,

CustoмBicyclь пишет:

Квандо и джойтеч...закаленные полностью

Интересно, нужно посмотреть.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

CustoмBicyclь пишет:

гартовані повністю

Но зачем? img/ag

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Кирилл, дешевле...

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

kisa пишет:

Некоторые наши коллеги (особенно много убил нервов и времени leonyar) пытались в советские корпуса устанавливать оси иностранного производства — например, неплохие Quando — в сборе с конусами. Как в передние, так и в задние стартоновские втулки.

Однако успеха эти попытки не имели.

установка квандошной оси фж9,5 с конусами в переднюю втулку СШ заняла 10 мин (шарики были 4,76 или 5; не запомнил; не суть важно)
всё  img/ay
проблем нет
ЧЯДНТ ?

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Maxim_Sed,
Как уже писал коллега leonyar в самой установке проблем нет, но втулка работает неправильно. Я столкнулся с тем же при попытке перевести втулку СЗ на толстую сплошную китаеось — конуса не позволяют шарикам "занять свои места" на чашке,  втулка при этом даже регулируется.

Spoiler
leonyar пишет:

Пожалуй стоит поделится своими "шишками". 
Собирал вилсет на "Дубровского"
Изначально у меня были только корпуса втулок
Перед ХВЗ высокий фланец, зад ХВЗ трек высокий фланец.
с Задней втулкой и осью проблем не было вообще ось с дорожника конуса родные шары 6,0
понятно что всё калиброваное и полированное.
Ничего не предвещало проблем с передней втулкой.
Ось quando, конуса тоже, проверил и поставил на шары  5,0. Отрегулировалось всё в 0.
Проехал по двору. Дома обнаруживаю люфт на передке WTF ?
Разобрал собрал на шарах другого стандарта 4.76, история повторилась на 100%
Разобрал собрал на шарах ещё одного стандарта прибл. 5,5 точно не помню. Та же беда. Призадумался поделился своим "горем" с тренером с трека, тот "поржал що дикий кінь"  и дал мне трековую ось, на которую стали родные конуса и шары 5,0.
На этом мои беды и закончились.
Скорее всего, там чашка внутри втулки разработана только под шары 5,0

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

не могу знать, что за проблемы были у Леонида  img/bk

диаметр дорожки шариков (на конусе квандо) совпадает с диаметром дорожки шариков на конусе ХВЗ

я специально считал: норм получается что с 4,76, что с 5,0

я проблем со своим экземпляром втулки не обнаружил

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

kisa,
как мне кажется принципиален только радиус (расстояние от поперечной осевой оси) дорожки качения и в меньшей степени её профиль — скажем, под сверло —"семёрку" у тех конусов С-Ш что у меня прямо сейчас под рукой.

Хотя не, скорее 9.5, 7 это что-то переточенное кривыми руками.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Принципиально то место, куда выдавливает шарик взаимное расположение канавок. Там всё сильно перекрёстно связано  img/ag

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

kisa,
Не буду домашних будить — конуса и измерительные приборы под рукой, а ключи разобрать новый жойтек в другой комнате. С утра промеряю все конусы (С-Ш, советский дорожник, жойтек под эксцентрик и жойтек под сплошную ось) подробно. Положение шаров и радиус дорожки на втулке "Горожанина" совпал с таковым на родном для его передней втулки (С-Ш средний фланец) конусе,  конус "жойтек" я шлифовал, но всё делалось "методом тыка". Как будет работать — хочу знать, время покажет.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Riverdale пишет:

совпал с таковым

Повезло img/bk
Мне хватило покрутить в руках результаты экспериментов коллеги Leonyar, чтоб отвернуло от простого вставляния одно в другое  img/ag

Хочется системно решить, а не " у меня работает"/"у меня не работает"/ "крутится — остальное пофиг" в зависимости от базара, где оно куплено  img/ag

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

kisa,
За тем и нужны промеры. Детальки есть у всех — а промеров до сих пор нет. Опять же — чтобы точно подточить конусы не на токарном станке, нужна оснастка — её ещё придумать.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж