Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Eclipse пишет:

Вряд ли кто-то из здесь присутствующих оставляет работать втулки в заводской смазке.

img/ah Полтора сезона проездил на шимановской трешке с заводской смазкой img/ac Правда, когда покупал её, меня тут еще не было.

Горец: "Украина" 111-441 (короткая) 1990 г. с планетаркой Nexus-3
Ветерок: "Старт-шоссе" 1986 г. (2х7, дуалы)
В-37: "Спутник" В-37 1967 г. сингл (торпедо)
Лыбидь: Ардис Либыдь "Handmade in Ukraine", 1998, сингл 46/19

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Eclipse,
у меня только  такой пример

конус можно шлифануть, если нечего делать или нечем заменить )
шлифовать чашки — это вообще занятие на любителя

я видел шлифованные до зеркального блеска валы хвз: это не предотвратило разрушение рабочей поверхности
(имхо) пустая трата времени

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Максим, благодарю за мнение.

"я видел шлифованные до зеркального блеска валы хвз: это не предотвратило разрушение рабочей поверхности
(имхо) пустая трата времени" — тогда весь процесс по доведению велосипедных подшипников, описанный Константином в ОКВП является однобоким, ибо калиброванные шарики катятся не только по полированной дуге конуса, но в большей мере по относительно шероховатой окружности чашки. А так как периметр окружности чашки, по которой бегут шарики в разы больше аналогичной дуги на конусе, то и внимания ей уделять нужно как минимум столько же.

Никого не желаю обидеть, это сугубо личное мнение. Можете кидаться палками, критика приветствуется img/wd

Diesel power

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Eclipse пишет:

калиброванные шарики катятся не только по полированной дуге конуса, но в большей мере по относительно шероховатой окружности чашки

шероховатость д.б. просто невелика
ровно на столько, чтобы не было акустического рокота при вращении
дальнейшая шлифовка\полировка — личное дело каждого

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Maxim_Sed пишет:

конус можно шлифануть, если нечего делать или нечем заменить )
шлифовать чашки — это вообще занятие на любителя
я видел шлифованные до зеркального блеска валы хвз: это не предотвратило разрушение рабочей поверхности
(имхо) пустая трата времени

Солидарен. От себя добавлю, что разницу даже между целым конусом и разбитым ощутить на ходу невозможно (при одной и той же ровной чашке). Хотя, по факту, какой-нибудь точный стенд потери зафиксирует.
Что уж говорить про шлифовку или полировку поверхностей качения...

"Говори, что думаешь и думай, что говоришь"

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

AKAmasol,
Валы и конуса обладают значительной твёрдостью, шарик может деформироваться или даже разрушиться если конус не отполирован. Я такое  наблюдал на советском конусе, шлифованном 600 шкуркой в паре с рыболовными шариками — один шарик разрушился, на нём появился скол. А деформированный/разрушенный шарик приведёт к ускоренному износу чашки, что в случае втулки с не извлекаемой чашкой станет проблемой. После обработки камнем, шлифую 1000 шкуркой на жёсткой насадке. Алмазные пасты подразумевают использование мягких войлочных кругов, которые не гарантируют сохранение геометрии дорожек качения.

Maxim_Sed,
Валы ХВЗ бывают разными. У некоторых слой цементации тонок настолько, что шарик может продавить этот слой. Восстанавливать такой вал и полировать его бессмысленно.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Riverdale пишет:

Алмазные пасты подразумевают использование мягких войлочных кругов, которые не гарантируют сохранение геометрии дорожек качения.

дык, про это и речь

если дорожка шариков отличается от идеальной окружности, подшипник работает  в чёрт знает каком режиме: распределение нагрузки по шарикам (даже подобранным до 0,001мм) получается неравномерное

в общем случае, нагрузка приходится на 1 или 2 шарика всего

т.е.  img/pesec  подшу

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Моя думка- площа поверхні (довжина доріжки кочення шарів, діаметр) на чашці значно більша ніж в конусі, тому мікродефекти поверхні конуса значно важливіші. (Аналогія з діаметром коліс на поганій дорозі). Тому незначна шершавість чашки не впливає на роботу підшипника при ідеальних кульках і конусах. Із цього випливає, що найвищі вимоги в підшипнику до кульок, бо вони найменшого діаметру і їх дефекти будуть найбільше відчутні в роботі.
Ідеальна гладкість поверхні чашки трішки знизить тертя у підшипнику, що трішки збільшить його ресурс.

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Петро,

Незначительные шершавости чашки в равной или в более значительной мере сокращают жизнь шариков, нежели равнозначные дефекты конуса. Никак не меньше. Мысль была в том, что приводить к одной степени шероховатости нужно все сопрягаемые поверхности, иначе со временем, поверхность с более грубым микрорельефом приведет к аналогичному состоянию остальные, доведенные поверхности (в первую очередь поверхность тел качения, а за ним и конуса).

Diesel power

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Eclipse, не зовсім так- практика показує, що чашки переживають два-три комплекти тіл кочення і конусів. Незначна шершавість нової чашки через 100-200 км перетворюється в гладку доріжку.  Я перешліфовував б/у чашки з раковинами і насадками на дрельку і методом зафіксованої втулки у дрельці з використанням шліфпаперу- насадками легше. Через невисоку точність такої кустарної шліфовки при збирання цих втулок треба залишати люфт трішки більший ніж ледь вловимий. Два так перешліфованих екземпляри щодня успішно катають родичів у жорстких сільських умовах, після "обкатки" один раз підрегульовані і все.

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Парни, мы можем сломать головы о дилему: что страдает больше — конус, или чашка?
Ведь на конусе дорожка короче, значит больше удельная нагрузка. Но на чашке она длиннее, значит больше скорость, что тоже не добавляет здоровья.

Хотя..

Обычно конуса убиваюся, их меняют, а чашка продолжает служить. Если конуса вовремя менять, следя и за шариками, а не дожидаться, пока хромой подш ещё и чашку убьёт. Повидимому, из-за этого аксакалы и уделяли много внимания конусам, ничего не говоря о чашках, о чём я вскользь писал выше.

Но наши несчастные головы может спасти одно явление. Части трущейся пары осле обкатки как бы сами регулируют свою шероховатость, исхотя из тех условий (силы, смазка и т.д.), в которых они оказались. Ну.. пусть две пластины трутся друг о друга туда-сюда под какой-то нагрузкой в какой-то смазке. Например, крейцкопф паровой машины, что ли.

Перед сборкой мы можем их грубо ободрать, и пустить в работу. Что будет? Произойдёт обкатка — детали, потеряв какой-то слой, станут такими гладкими, как будто их шлифовали.

Также мы можем их сразу старательно отполировать в зеркало, и пустить в работу. Однако чудо — после некоторой обкатки они помутнеют, стёршись друг о друга. Причём до такого состояния, как быдто их просто шлифовали.

Оказавшись в псевдошлифованном одинаковом виде, очевидно, дальше обе пары деталей (изначально ободранная и изначально отполированная) будут изнашиваться в совершенно одинаковом темпе.

Тем не менее, в обкаточный износ после полировки уйдёт значительно меньше металла, детали после обкатки останутся более толстыми — останется больше ресурса, детали будут иметь более правильную геометрию.

Высший пилотаж инженера — задать сразу такую шероховатость деталей, какая получилась бы после обкатки.

Вывод может быть, например, таким: если есть время и вдохновение, вылизываем детали, как только можем. После обкатки с них сотрётся минимум металла, и каждая из них сама приобретёт свою шероховатость. Однако можем полениться, и собрать всё из шершавых деталей — вскоре дорожки приобретут ту же шероховатость, что и после полировки. Но будет снято больше металла, останется менньший ресурс, обкатка больше углубит получившуюся дорожку, что тоже неполезно.

Мой вывод считает идеальными шарики, а также общую форму дорожек, затрагивая только шероховатость.

Предлагайте свои.

Добавлено: 20-11-2017 18:11:47

Ха, у меня получилось написать то же, что коллега CustoмBicyclь,  только более развёонуто   img/ar

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

kisa,
В Вашем примере нет важного момента. Возьмём пример с деталями паровой машины и заменим одну из деталей на...кхм.. алмазный надфиль. Дальше мысль развить несложно. Во втулке стоит избегать появления этого "алмазного надфиля". Грубо шлифованные детали притрутся друг к другу, но со снижением ресурса и увеличением сопротивления вращению втулки. Можно допустить, что грубая поверхность даже поспособствует созданию более оптимальной конфигурации дорожек, но ценой ресурса шариков.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Это ж макет  img/ah
Тем не менее, включим в него алмазный надфиль. А.... хде аналог ему в подшипнике?

Добавлено: 20-11-2017 19:32:22

А! Классика — яблоко на тёрке. В какой-то всё-таки происходит притирание, и износ яблока заметно уменьшается. Явление обкатки-притирки никуда не девается.

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

Тёрка-надфиль тоже изнашивается, и по тем же законам, что и вторая деталь, только медленнее. Если борозды на яблоке слишком крупные — после притирки они уменьшатся до тех, что заданы тёркой. Если оно гладкое — борозды (шероховатость) увеличатся до тех же размеров. То же самое. В принципе, весь этот механизм так и работает.
Надфиль добавляет только то явление, что одна из аоверхностей изнашивается медленнее. Нам с того что? Чем грозит? Какой вывод?

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.

Re: ОКВП (Общий Курс Велосипедного Подшипника)

kisa,
Пример с яблоком будет актуален, если шарик при каждом цикле будет попадать на один и тот же дефект конуса/дорожки. Это как со скид-патчами на фиксе. Если нет — дефект на дорожке качения твёрдого конуса приведёт к появлению выщербин (или наклёпа) на поверхности шарика, которые будут множиться, пока шарики не "залижут" этот дефект конуса. Возможно, появится наклёп на конусе и он разрушится быстрее.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж