Тема: "Спутник", ХВЗ В301.

Подарили мне на день рождения счастье — велосипед хорошей сохранности, "Спутник", 77г:
"Спутник", ХВЗ В301.

Понимаю, что потенциальная 'ценность' машины довольно низка, однако же, хочется осветить этапы ее возвращения на дорогу.

Итак, привезли его без переднего колеса, так как везли в автомобиле. Значит, с него и начну:
"Спутник", ХВЗ В301.
Что тут у нас? Родной обод, шина и ниппель странный (с изолентой!), тоже старый. При ближайшем рассмотрении, шина идеальная, как новая! И надпись "made in USSR".
Дальше снимаю шину, на камере 1 латка, под ней ровненькая старая черная лента, а под ней:..
"Спутник", ХВЗ В301.
Желтоватые родные ниппеля спиц с тоненькими родными хитрыми шайбочками! Все на месте.

Тут холодная дрожь пробежала по моей спине, я безвольно выпустил инструмент из рук и опустился на пол. Я прикоснулся к Истории.
Теперь любое мое действие может порвать эту тонкую нить, связывающую погибшую Страну, погибший завод, ушедшую эпоху и меня. Это — точка невозврата. Еще не поздно аккуратно все почистить и вернуть на свои места, не спугнув дух Истории.

Пока мне не вполне понятно, как быть с колесами на данном этапе. Кажется, что для использования машины по назначению, нужно собирать целиком друоие колеса, однако я не вижу сценария использования родных в таком случае.

Колесо, тем не менее, успешно расспицовано, спицы упакованы, шайбы и ниппеля сохранены. Обод хороший, довольно ровный,толстый и тяжелый (алюминий, но весит почти как дорожная сталь). Трещин и дефектов сварки нет.

Проведена работа со втулкой. Один конус немного, но глубоко 'поклевали', второй на вид был идеальный, но шлифовка выявила заводскую шероховатость.
Все исправлено шлифовкой и полировкой на дрели (зерно 400, 800, 1500, паста гои на войлок).

Re: "Спутник", ХВЗ В301.

Кондратий, поздравляю, шикарный приход! img/ay

Не стоит дружить с людьми, у которых нечему научиться. Вот поэтому у меня так мало друзей. Джеймс Уотсон

Re: "Спутник", ХВЗ В301.

Если снять следом и второе колесо, машина сядет на звезду. Значит, далее снимаю шатуны с педалями.

Итак, осмотр: одна педаль перетянута, вторая вращается с переменным успехом, каретка вращается неплохо, клинья забиты 'головами' в одну сторону, сами клинья старые.

Гайки клиньев легко поддались, откручены вровень с краем резьбы. Предварительными легкими постукиваниями я 'оживил' соединения и одним коротким точным ударом выбил каждый клин. Затем, удалив гайки, освободил клинья, вытащил шатуны и скинул цепь:
"Спутник", ХВЗ В301.
Шатун марки "ХВВЗ"?
"Спутник", ХВЗ В301.
Педали "5-2", алюминий со стальными щечками в хроме, крышечки алюминиевые на резьбе:
"Спутник", ХВЗ В301.

Педали внутри сухие, есть немного ржавчины, шарики россыпью — под замену.

Re: "Спутник", ХВЗ В301.

Кондратий пишет:

потенциальная 'ценность' машины довольно низка

Я бы того, кто мне такое подарил, в дёсны бы расцеловал  img/beard
Шикарная штука и покрышки родные. img/ay

Ничего с ним не нужно мудрить — подлечить изношенные части, заменить шарики (если нужно) и смазку, поставить если нужно новую промышленную цепь (внешне как старая).

Родные кембрики отмываются чистящим порошком, до белого не отмоются, но и не нужно.

Родные тросы тормоза (если нужно) можно заменить современными тонкими такелажными, они очень похожи внешне. Тросы переключения такие же, как современные тросы тормоза. Тормозные колодки лучше всё же поменять.

Колёса я бы разобрал и если спицы не изношены — перецинк и повторная сборка, это копейки стоит.

В общем — отличный живой ретровел ещё и не самой ходовой модели. Он и на велопарады и для дальних прогулок и на работу ездить — везде пригодится.

А когда водка закончилась, мы обезжиривали резьбы пятилетним коньяком.
I tried [соха] And got [софа]
Мой гараж

Re: "Спутник", ХВЗ В301.

Кондратий, по поводу клейма на шатуне- я вижу х001 или х квадрат квадрат 1, но что последний знак цифра 1 это точно.
Отличное изложение,  прямо лабораторная работа в тетради отличника. img/ay

Re: "Спутник", ХВЗ В301.

bellissima, клеймо таки ХВВЗ. Часто встречается и на шатунах, и на звездах и на валу каретки.

Кондратий, отличная заготовка. Коллега Riverdale все уже описал, так что от себя — оквп и пройтись автовоском по лкп. Приятной работы!

Everything's gonna be just fine!

Re: "Спутник", ХВЗ В301.

Я пока помолчу про В-37.  img/beard  А что автовоск заставляет краску быть более сочной? У меня она смесь цветов "морская волна+серый"

Добавлено: 29-01-2019 14:33:33

Riverdale пишет:

перецинк

где почитать?

ich liebe жизнь и обожаю хаос

Re: "Спутник", ХВЗ В301.

Кондратий пишет:

для использования машины по назначению, нужно собирать целиком другие колеса

Какое ж такое назначение у него будет, что родные колёса не подходят? Они как раз оптимальны для этой рамы, только покрышки можно заменить, если планируете ездить, а не хранить, как экспонат, и сдувать пылинки img/ab Для ретро-велопарадов и фотосессий можно и родные покры оставить. Но если собираетесь накачивать в новые шины больше 4  атмосфер, тогда лучше и обода поменять на современные.
Вел просто конфетка, класс!

Горец: "Украина" 111-441 (короткая) 1990 г. с планетаркой Nexus-3
Ветерок: "Старт-шоссе" 1986 г. (2х7, дуалы)
В-37: "Спутник" В-37 1967 г. сингл (торпедо)
Лыбидь: Ардис Либыдь "Handmade in Ukraine", 1998, сингл 46/19

Re: "Спутник", ХВЗ В301.

Судя по гайкам на педалях на нём и не ездили толком

Re: "Спутник", ХВЗ В301.

LjAlex, там все про це кричить, від ЛКП до анодіровки керма.

Я рухаюсь, значить я існую!

Re: "Спутник", ХВЗ В301.

Евгений76, лкп и прочее в хорошем состоянии я видел, но колпачков в таком состоянии ещё не видел img/ai

Re: "Спутник", ХВЗ В301.

murabel, сами ответили же.  img/rolleyes
Насчет состояния сам удивлен. Самое то для начала.  img/bo

Тем не менее, закуплены шарики 3 и 4 мм (5 и 6 уже были).

Очистил педали, пересмазал, набрал новые шарики (4 мм, по 11 шт в больший и 9 шт в меньший подшипники), отрегулировал:
"Спутник", ХВЗ В301.

Резиновое колечко сюда что ли поискать? Пыльника никакого нет:
"Спутник", ХВЗ В301.

P. S.: и все же с советскими велосипедами приятно работать — резьбы метрические, узлы разбираются стандартным набором гаечных ключей, детали ремонтопригодные. На днях разобрал новые современные педали (ключ на 15, головки на 9 и на 11) — подшипники насыпные, но отрегулировать невозможно. Конус затянут до упора и подперт контрогайкой. С завода дико перетянут. Шлица и усовой шайбы конструктивно нет. Резьба глубоко в теле педали, пространства очень мало, все миниатюрное. Ужас! Так и не придумал, как собрать и отрегулировать.

Re: "Спутник", ХВЗ В301.

А теперь сюрприз. Подседельник, похоже, самодельный! А сиденье итальянское:
"Спутник", ХВЗ В301.

Жаль, что поддельная шкурка седла непригодна, да и само седло кривое:
"Спутник", ХВЗ В301.
Сверху была дырявая шкурка (испорчена при хранении, видимо) и цельная прокладка из пены.

Пока оно разобрано, изучается конструкция. Снизу оно состоит из 2 слоев пластика, шкурка была просунута и закреплена изнутри, значит, конструкция разборная:
"Спутник", ХВЗ В301.
Но как разобрать?

Сам по себе подседельник очень маленький, зато красивый, с резьбой, алюминиевый:
"Спутник", ХВЗ В301.
Оставлю на будущий женский велик.  img/aj

Зато про болт, стягивавший подседельную трубу, решительно не могу сказать ничего хорошего. Он 'на полседьмого':
"Спутник", ХВЗ В301.

Увы, этот пост вышел бесполезным, но ради хроники и смеха для пусть висит. Хотя и грусть здесь есть. Лошадка без седла.  img/bw

Re: "Спутник", ХВЗ В301.

Кондратий, лошадка без седла это ещё ничего, а вот наездник без седла — это уже проблема...

Spoiler

"Спутник", ХВЗ В301.

Re: "Спутник", ХВЗ В301.

С приходом!

Кондратий пишет:

Тут холодная дрожь пробежала по моей спине, я безвольно выпустил инструмент из рук и опустился на пол. Я прикоснулся к Истории.

img/bi  img/ay  img/kefir
Только почему Вы грустите о левой этой сидухе?

Это ж может получиться коллекционный велосипед — на зависть коллегам.
Причём, как ни странно, РЕДКИЙ коллекционный велосипед. Ведь многие из нас стараются заиметь экземпляры чемпионов или старт-шоссе, или если дорожников — так очень древних. Оно понятно, но..

А во многих ли коллекциях есть оригинальный Спутник 77 г?
То-то же.

Так что желаю приятной реставрации и максимум аутентичности img/bs

Мой гараж
Мастер спорта по езде за хлебушком на велосипеде.
Если не я построил велосипед — это не мой велосипед.